Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год icon

Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год



НазваниеАнализ методической работы за 2008-2009 учебный год
Дата конвертации20.09.2012
Размер116.78 Kb.
ТипАнализ
источник

Анализ

методической работы за 2008-2009 учебный год

по начальному образованию и родному языку


Работа с учителями начальных классов была направлена на:

- изучение личности и профессиональных возможностей педагога с целью дальнейшей активизации к саморазвитию; этнопедагогизации деятельности учителей родного языка;

- содействие в выполнении федеральных, региональных и муниципальных программ образования (БУП-2004 года: МОУ СОШ № 5,6 г. Амурска – в 1-4 классах; МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан – в 1-2 классах; все остальные образовательные учреждения – 1 классы);

- оказание поддержки образовательным учреждениям в введении государственных образовательных стандартов начального общего образования;

- формирование и развитие профессионального мастерства педагогов, навыков инновационной и поисково-исследовательской деятельности; этнокультурной деятельности;

- методическая поддержка к ведению пропедевтического историко-обществоведческого курса «Край, в котором я живу».

С целью реализации поставленных проблем и задач в течение учебного года проводилась работа по изучению профессиональных возможностей и направлений деятельности педагогов через:

- работу РМО для руководителей школьных методических объединений (руководитель Кожухова Л.Я., учитель высшей категории МОУ СОШ № 2 г. Амурска); творческую группу учителей, работающих по системе Л.В. Занкова (руководитель Ланщикова В.В., учитель высшей категории МОУ СОШ № 2 г. Амурска, победитель ПНПО);

- творческую группу учителей, работающих по УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель Квашина Т.Г., учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ № 5 г. Амурска);

- инициативную группу учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» (педагоги: Фомина М.Н., МОУ СОШ № 7 г. Амурска, Белянская И.А., МОУ СОШ № 9 г. Амурска);

- временную творческую группу по подготовке материалов для школьных предметных олимпиад по русскому языку, математике, экологии и краеведению;

- апробирование новых курсов «Формирование ключевых компетентностей младших школьников» (4 класс, учитель Кузнецова Е.В., МОУ СОШ № 2 г. Амурска), «Организация исследовательской деятельности младших школьников» (3 класс, учитель Макаренко Т.Г., МОУ СОШ № 6 г. Амурска; Коломеец Е.Я., МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан);

- участие в конкурсе лучших учителей России (ПНПО).

В работе с педагогами использовались различные формы:

- Творческие семинары («Социальное взросление младшего школьника», «Инновационная деятельность в образовательном процессе», «Компетентностно-ориентированное обучение младшего школьника», «Методическое сопровождение этнокультурной деятельности учителей родного (нанайского) языка;

- Семинары-практикумы («Особенности формирования учебной деятельности у младших школьников на уроке по разным УМК» - МОУ СОШ № 5,6 г. Амурска, МОУ СОШ № 9 г. Амурска, МОУ СОШ № 2 г. Амурска, МОУ СОШ № 3 г. Амурска);

- Районные семинары ( «Гражданское становление личности младшего школьника» - МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан; «Воспитание личности младшего школьника на уроках литературного чтения» - МОУ СОШ № 3 г. Амурска; «Роль семьи в привитии любви к чтению» - МОУ СОШ № 5 г. Амурска;

- Мастер- классы ( Романова О.В., МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан, Ланщикова В.В., МОУ СОШ № 2 г. Амурска, Куксова Л.И., МОУ СОШ № 2 г. Амурска – все трое – победители ПНПО);

- Мастер-классы учителей родного языка (Довбыш Р.Л., МОУ ООШ с. Омми, Гаер И.В., МОУ ООШ с. Джуен);

- Практикумы (Киля Л.А. «Поговорим по-нанайски», МОУ ООШ с. Ачан);

- Краевые семинары («Роль методических объединений учителей родного языка в этнокультурной деятельности педагога» - на базе МОУ ООШ с. Джуен – декабрь 2008 года; в с. Кондон Солнечного района);

- Обобщение опыта работы педагогов с последующим занесением в картотеку ППО (Кожухова Л.Я., МОУ СОШ № 2 г. Амурска. Квашина Т.Г., МОУ СОШ № 5 г. Амурска);

- Краевые конкурсы («Лучший учитель родного языка – 2008», победитель Гаер И.В., МОУ ООШ с. Джуен, призер (3 место) Довбыш Р.Л., МОУ ООШ с. Омми).

В течение всего учебного года проводились как групповые, так и индивидуальные консультации по различным аспектам работы педагогов. (журнал проведения консультаций методистом Воробьевой Т.И.). Курсы повышения квалификации ежегодно проходят 20% учителей начального звена (курсы «на месте заказчика»). В июле 2008 года 5 учителей нанайского языка прошли длительные курсы при ХК ИППК ПК (МОУ СОШ с. Ачан – 2 чел., МОУ ООШ с. Омми – 2 чел., МОУ ООШ с. Джуен – 1 чел.). За активную работу на курсах все педагоги получили благодарность.

На протяжении всего учебного года работала творческая группа по УМК «Начальная школа XXI века» под руководством учителя I квалификационной категории МОУ СОШ № 5 г. Амурска Квашиной Татьяны Геннадьевны (справка прилагается).

По инициативе управления образования Амурского муниципального района с 2008-2009 учебного года в 16 образовательных учреждениях г. Амурска с Амурского района внедрялись теоретические положения исследования Посмитной С.Л. по теме: «Гражданское образование как педагогическое условие социального взросления школьников», преподавался курс «Край, в котором я живу» (автор Посмитная С.Л.). По данному курсу обучались 1310 младших школьников в образовательных учреждениях.

Для учителей начальной школы было проведено два методических семинара (август 2008г, январь 2009г.) при непосредственном участии автора указанного курса.

Этот курс дал возможность педагогам начальной школы соединить творческие и коллективные формы работы во время учебной и внеучебной деятельности (уроки, факультативы, кружки, классные часы), а у детей создал первые образные впечатления, которые так необходимы младшим школьникам для расширения кругозора и понимания себя в окружающем мире.

Работа по тетрадям «Я – ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я – дальневосточник» (3-4 класс) была направлена на становление адекватной самооценки, рефлексии, развития критического мышления младших школьников через социальные проекты, групповые тренинги, игры, творческие задания. Знакомство с международными законодательствами, Конституцией РФ, Уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствовало развитию правовой культуры младшего школьника, формированию у них социальной и коммуникативной компетентностей средствами данного курса в интеграции с учебными дисциплинами. Учителя МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан (Ашихмина М.Я., Милосердова В.В. – 1 классы) работу с тетрадями «Я – ученик» реализовали интегративно через предмет «Окружающий мир» (ОС «Школа 2100» и внеурочную деятельность (классные часы). Удачно составила календарно-тематическое планирование в 3 классе (тетрадь «Я – дальневосточник») Смирнова М.В., учитель МОУ СОШ № 5 г. Амурска. Педагог так составил планирование, что оно тесно было увязано с темами учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Гармония»). Опытом работы по работе с тетрадью «Я – ученик» (1 класс) на районном семинаре в августе 2008 года поделилась Милосердова В.В., учитель МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан.

Работа по курсу «Край, в котором я живу» будет продолжена в 2009-2010 учебном году. На районном семинаре и групповых консультациях высказано пожелание: начинать освоение курса с 1 класса для массового преодоления младшими школьниками кризиса социальной субъективности и достижения целостного самосознания, гражданственности и правосубъективности к окончанию 4 класса. Это в полной мере осознал педагогический коллектив МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан, который творчески, с большой ответственностью подошел к ведению данного курса и творчески отчитался перед педагогами на районом семинаре «Гражданское становление личности младшего школьника» (март 2009г.). Педагогический коллектив МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан безболезненно войдет в работу по ФГОС нового поколения.

В целях содействия обмену опытом учителей, реализующих систему Л.В. Занкова, создавая условия для поддержки одаренных детей, в районе проходил седьмой Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев под руководством творческой группы учителей (руководитель Ланщикова В.В.).. Он включал в себя 2 этапа: школьный и районный. Принимали участие представители 4-х школ (МОУ СОШ № 2 г. Амурска, МОУ СОШ № 3,7 г. Амурска, МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан). Среди команд лидером стала МОУ СОШ № 3 г. Амурска (победитель и три призера; учитель Горбань Галина Михайловна). Эта команда была приглашена оргкомитетом Марафона (председатель Н.В. Нечаева, автор курса русского языка и учебника «Букварь») для участия в третьем заключительном туре VII Всероссийского интеллектуального Марафона учеников-занковцев в г. Самару. Но данной поездке не пришлось осуществиться (финансовые затруднения). Образовательный процесс в классах начальной школы системы развивающего обучения (Л.В. Занков, ОС «Школа 2100») проходит на более высоком, качественном уровне. Об этом свидетельствуют итоги контрольных работ за курс начальной школы. Выпускники, обучающиеся по развивающей системе Л.В. Занкова, показывают самые стабильные положительные результаты по всем предметам на итоговых контрольных работах на протяжении нескольких лет.

В 2008-2009 учебном году в районе впервые проходила под руководством управления образования районная олимпиада по русскому языку, математике, экологии и краеведению, английскому языку (с 2001 по 2008гг. олимпиады проводили по инициативе ИМЦ г. Амурска с привлечением временных творческих групп из числа грамотных творчески работающих педагогов).

(Справка по итогам олимпиады 2008-2009 учебного года прилагается).

С 2008-2009 учебного года педагоги Макаренко Т.Г. (МОУ СОШ № 6 г. Амурска), Коломеец Е.Я. (МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан) апробировали новый курс «Исследовательская деятельность младших школьников», используя тетрадь «Я – исследователь» (2 класс).

Педагог МОУ СОШ № 2 г. Амурска Кузнецова Е.В. апробировала в 4 классе новый курс «Формирование ключевых компетентностей младших школьников». Учителя-апробаторы отчитались о своей работе: Коломеец Е.Я. – на августовском совещании (август 2009г.), Кузнецова Е.В. провела по новому курсу «Мастер-класс» на краевом семинаре (май 2009г.) и августовском совещании (2009г.).

В 2009-2010 учебном году работа по курсу «Я – исследователь» (МОУ СОШ № 6 г. Амурска, МОУ НОШ № 1 пос. Эльбан) будет продолжена в 3 классах.

В 2008-2009 учебном году школы работали по единому учебному плану, базовый компонент которого включал в себя дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту начального общего образования (2004 г.). При обучении младших школьников в ОУ Амурского района используются целостные учебно-методические комплекты традиционной системы: «Школа России» (27 классов, а в 2005г. их было 56 кл.), «Гармония» (32 класса), «Начальная школа XXI века» (8 классов), «Перспективная начальная школа» (5 классов) и развивающие системы Л.В. Занкова (14 классов) и «Школа- 2100» (24 кл.).

Благодаря развивающим системам обучения и обновленным учебно-методическим комплектам, высокому авторитету педагога, его профессионализму, развитию познавательной активности школьника происходит изменение социальной позиции (один из параметров ФГОС нового поколения) ученика, что сказывается и на результатах обучения.

На основе результатов итоговых контрольных работ (апрель 2009г.) и данных МО Хабаровского края отмечено, что более высокие результаты показали при выполнении контрольных работ за курс начальной школы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру учащиеся Амурского района – 97,8% (в сравнении: г. Хабаровск – 96,7%, г. Комсомольск-на-Амуре – 96% учащихся).

Различные смотры, конкурсы, олимпиады, проводимые в районе в определенной мере раскрывали творческий потенциал как педагогов, так и детей. С каждым годом повышается профессиональный и методический уровень учителей начального звена. По данным на май 2009 года 7% имеют высшую, 38% первую, 42% вторую квалификационную категорию.

МОУ ИМЦ г. Амурска совместно с методистом по начальному образованию, РМО дает возможность и старается создать определенные условия для повышения квалификации, ведет переподготовку педкадров, оказывает своевременную методическую и консультативную помощь.

Работа с педагогическими кадрами школ из сел компактного проживания КМНС (с. Омми, с. Ачан, с. Джуен) была направлена на совершенствование учебной деятельности по родному языку, внедрение в учебный процесс специальных программ по нанайскому языку, учебников (5-9 классов), приобщению учащихся к многовековой нанайской культуре, повышению этнокультурной компетентности педагога.

В 2008-2009 учебном году изучали родной (нанайский) язык 180 учащихся школ с. Омми, с. Ачан, с. Джуен. Обучали их 7 педагогов-носителей родного языка.

Педагогические коллективы наших школ из сел компактного проживания коренных малочисленных народов Севера активно участвуют в мероприятиях разного уровня.

МОУ ООШ с. Джуен и МОУ СОШ с. Ачан - победители грантового конкурса программы «Сообщества и Альянсы» на муниципальном уровне проект «Спортландия» и проект «НанайХУПИКЭНИ», что в переводе с нанайского «Национальная игрушка».

На базе МОУ СОШ с. Ачан работает мастерская по изготовлению нанайской национальной игрушки «НанайХУПИНЭНИ» (руководитель Киле Тамара Павловна).

Преподаватели родного языка Киля Л.А. (МОУ СОШ с. Ачан), Гаер И.В. (МОУ ООШ с. Джуен), Довбыш Р.Л. (МОУ ООШ с. Омми) – люди творческие, любящие свое дело и детей, постоянно работающие над собой, совершенствующие свое педагогическое мастерство.

Не менее талантливы и другие педагоги, ведущие родной язык. Это Одзял Н.В. (МОУ СОШ с. Ачан), Бельды Л.Н. (МОУ ООШ с. Джуен), Гаер Е.С. (МОУ ООШ с. Омми) – молодой специалист.

Во всех трех школах классные комнаты, кабинеты, коридорные помещения ОУ с. Омми, с. Ачан, с. Джуен оформлены в стиле этнодизайна.

В ноябре 2008 года в с. Найхин проходил краевой конкурс «Лучший учитель родного языка – 2008». Победителем этого конкурса стала Гаер Ирина Васильевна, учитель родного языка ОУ с. Джуен (диплом I степени, премия – 5 тыс. рублей), лауреатом названа также учитель нашего района из ОУ с. Омми Довбыш Римма Леонидовна (диплом III степени, премия – 2 тыс. рублей).

Дипломами участников отмечены Самар М.Н. и Бельды Л.Н., учителя родного языка из ОУ с. Джуен.

В декабре 2008 года на базе МОУ ИМЦ г. Амурска и МОУ ООШ с. Джуен проходил краевой семинар по теме: «Роль методических объединений в повышении профессионализма этнокультурной деятельности педагога». Участники краевого семинара высоко оценили работу по организации и проведению семинара, педагогического коллектива МОУ ООШ с. Джуен за профессиональные знания этнокультурного характера, за творческую деятельность коллектива учителей и учащихся.

В средствах СМИ прошла информация по краевому конкурсу «Лучший учитель родного языка – 2008» и краевому семинару по родному языку (газета «Амурский вестник»). В помощь педагогам родного языка работает РМО учителей родного языка под руководством учителя высшей квалификационной категории Киля Л.А. (МОУ СОШ с. Ачан).

В ИМЦ имеется медиатека материалов учителей, освещающая работу по определенному материалу, материал краевых, районных семинаров. В настоящее время накапливается материал по использованию ИКТ на уроках в начальных классах и родного языка.

Многогранен и сложен труд учителя. Хотя и находятся они и в тесном контакте между собой (открытые уроки, семинары, обмен опытом) в процессе работы возникают некоторые проблемы.

На сегодняшний день актуальной остается проблема развития навыков каллиграфического грамотного письма, проблема социализации и природосообразности.

Несмотря на значительную работу и положительные результаты по всем направлениям, не все итоги работы являются удовлетворительными, так как не все цели реализованы полностью:

- каждый год повышение квалификации педагогов проходят 20-22%, но число педагогических работников с низкой профессиональной культурой не сокращается;

- до сих пор не все педагогические работники овладели новыми эффективными технологиями, методиками, приемами учебно-воспитательного процесса в школе;

- не все учителя добиваются стабильности уровня знаний школьников, полного выполнения государственных стандартов по формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки;

- остается актуальным вопрос эффективности и результативности использования методов и приемов, основанных на дифференции и индивидуализации, позволяющих системно корректировать пробелы в усвоении программного материала. Это является следствием наличия ряда недостатков в деятельности методической службы и нерешенности некоторых задач:

1. Недостаточно реализуется личностно-ориентированный подход к организации методической работы как в ОУ, так и в районе. Методическая работа в основном организуется фронтально, без учета профессиональных затруднений и потребностей педагогов.

2. Работа над единой методической темой и в ОУ и районе носит несколько формальный характер, недостаточно способствует поиску общих путей решения профессиональных затруднений педагогов.

3. Требует совершенствования система планирования методической работы.

Исходя из анализа учебно-воспитательной работы, следует продолжить работу в направлении повышения педагогической компетентности педагогов и повышения качества образования, углубив ее содержание и скорректировав цели и задачи.

Цель: Повышение профессионального уровня педагогических кадров начальных классов через развитие сетевой методической службы, на основе информационных и кооперационных связей, партнерства и сотрудничества.

Задачи:

1. Развитие механизма непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в межкурсовой и межаттестационный периоды.

2. Внедрение в практику работы педагогов научно обоснованных, апробированных методик, здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, новых образовательных (ФГОС) стандартов через дальнейшее управление профессиональным ростом педагогов.

3. Расширение работы по изучению, обобщению и диссемиляции передового педагогического опыта учителей среди педагогических коллективов ОУ.

4. Осуществление методической поддержки личностного самовыражения и саморазвития педагогов начального звена и родного языка.

5. Усвоение и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии компетентностно ориентированного образования.

6. Создание условий для реализации программы «Одаренные дети».


Методист по начальному

общему образованию Т.И. Воробьева







Похожие:

Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной работы школы за 2008/2009 учебный год
На основании анализа работы школы за 2007/2008 учебный год коллектив выдвинул на 2008\2009 учебный год следующие образовательные...
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ учебно- методической и воспитательной работы мскоу скош №1 за 2008-2009 учебный год

Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconПлан работы моу «сош» п. Средняя усьва на 2009 2010 учебный год
Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ методической работы моу сош №2 за 2008-2009 учебный год
...
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ работы школы в 2008-2009 учебном год
I: «Анализ работы школы в 2008-2009 учебном году. Цель и задачи на 2009-2010 учебный год»
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconНаучно-методическое сопровождение программы развития маоу прогимназии №108 на 2009–2010 учебный год
Исходя из анализа научно- методтческой работы за 2008-2009 уч год определена цель и задачи научно- методической работы на 2009-2010...
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ методической работы Анализ состояния и эффективности методической работы моу «Малобутырская средняя школа» за 2010 2011 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в оу и её роли в процессе включения педагогического коллектива...
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ итогов деятельности моу сош №19 за 2008/2009 учебный год
Цель: выявить условия и факторы положительной и отрицательной динамики школы за 2008/2009 учебный год, сформировать аналитическое...
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconПлан методической работы
Заседания мо школы «Анализ работы школы за 2007/2008 учебный год и задачи на новый учебный год»
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ воспитательной работы моу школы №14 за 2008-2009 учебный год
Анализируя воспитательную работу моу школы №14 за 2008-2009 учебный год, можно отметить, что цель и задачи, которые были поставлены...
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год iconАнализ методической работы моу сош №1 за 2009-2010 учебный год
В 2009-2010 учебном году коллектив школы работал над методической темой: «Освоение новых подходов к образованию как основной способ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы