Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса icon

Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса



НазваниеПрограмма кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса
учитель начальных классов
Дата конвертации20.09.2012
Размер175.18 Kb.
ТипПрограмма
источник

МОУ СОШ с. Сикачи – Алян

Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Утверждена

Приказом по школе №________

от «____»___________200__г.


Программа

кружка общекультурного направления

«Айсима – Золотой»

для учащихся 1 класса

Составитель:

учитель начальных классов

МОУ СОШ с.Сикачи-Алян

Донкан Виктория Леонтьевна,

II кв. к.


2011 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Айсима – Золотой» разработана на основе «Программы для 1 -4 классов средней школы с изучением родного языка. Нанайский язык» А.С.Киле.

Актуальность программы отражается противоречиях между существующей ситуацией отсутствия языковой среды, поставленными задачами школьной программы по изучению родного языка и статьей 68 п.3 Конституции Российской Федерации (1993 г.), которая гласит: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий его изучения и развития».

Предлагаемая программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, которые слабо или совсем не владеют нанайским языком, по причине того, что многие родители не знают своего родного языка. Отсутствие языковой среды затрудняет обучение, останавливая его на лексическом уровне.

У детей младшего школьного возраста хорошо развита память. Поэтому целью программы является: обучать общению на родном языке в игровой форме, в непринужденной обстановке. Прежде всего, дети должны почувствовать интерес к родному слову, а через него - к культуре своего народа, осознать свою собственную принадлежность к нему. Уважительное и доброжелательное отношение к народам совместного проживания и других стран - еще одна важная воспитательная цель кружка.

Тематический план и программа кружка «Айсима - золотой» рассчитаны на учащихся 1 класса в количестве 33 часов.

Задачи:

 Развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей через подвижные игры народов мира и Приамурья, ролевые игры с общением на родном языке (ключевые фразы), инсценировку нанайских сказок, организацию выставок детского творчества;

 Формировать опыт социального взаимодействия, веры в свои возможности через участие в ярмарках, концертах, акциях;

 Пропагандировать здоровый образ жизни;

 Воспитывать любовь к своей родной земле и ко всему миру.

^ Тематическое планирование

№ разд

Тема раздела

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Айсима боло. Золотая осень.

8

Наблюдение за природой, сбор гербария, наблюдение за деятельностью человека в разные сезоны, поисковая работа во время экскурсий.

Подвижные игры на свежем воздухе. Игры разных народов мира.

Художественное творчество.

Познания учащимися явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Знакомство с конкретными природными объектами.

Знакомство с традициями и обычаями охотников и рыбаков Приамурья.

Экскурсии в музеи г. Хабаровска.

Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Классификация;

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Использование в речи лексики родного языка

  • Разрешение конфликтов

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

2.

Туэгухэни. Наступила зима.

10

3.

Ненгне.

Весна.

8

4.

Дёагойни.

Скоро лето

7

^ Поурочное планирование

№, дата

Тема занятия

Содержание

Деятельность детей

1.

Айсима боло. Золотая осень.

Экскурсия на берег Амура.

Наблюдение за погодой.

Сбор природного материала для поделок.

Ведение календаря наблюдения за погодой на нанайском языке.

Лексика:

Дёло – камни

Мо – деревья

Мукэ (муэ) – вода

Энэгури - пойдём

Наблюдение за окружающим миром (погода, животные, насекомые и т.д.) Сбор природного материала

(гальки, кремней, коряг, веточек, корней, ракушек). Называть предметы нанайскими словами.

2.

Творческая мастерская.

- Разучивание песенки – приговорки, котрая помогает в трудовом процессе «Деурэн»

А. Пассар «Сказки моего детства»

стр. 21.

- Изготовление поделок из природного материала.

- Дети вслед за учителем несколько раз повторяют песенку – деурэн (впоследствии её можно использовать перед любым физическим трудом)

- Рассматривание собранного на экскурсии материала, соотношение формы с образами, выполнение работы.

3.

Экскурсия в лес «Золотые листья – айсима хабдата»

Прогулка по лесу (ближайший участок за школой).

Наблюдение за окружающим миром, погодой.

Сбор гербария из осенних листьев.

Ведение календаря наблюдений за погодой.

Лексика:

Сиун- солнце

Хэдун – ветер

Няма – тепло

Нонгди – холодно.

Сказка «Кто кого сильнее» Литературнай холан» 2 кл. стр. 49

Что растет в лесу?

Наблюдать как меняется окраска листьев.

Слушать звуки леса.

Наблюдать животных, насекомых леса.

Собирать гербарий из листьев деревьев, названия которых указаны в картинном словаре «Мангбокан» стр. 26.

4.

Чудесные превращения .

По желанию: 1.Творческая работа « Панно из листьев»

2. Рисование красками, мелками «Осенний пейзаж»

Общая работа:

Оформление гербария из высушенных листьев на стенде в классе.

Лексика:

Илга – рисунок, орнамент,

Хабдата – листья.

Пиагдан – береза.

Хоронкола – дуб

Монон - клен

Дети подбирают наиболее удачный материал для гербария.

Подписывают словами из картинного словаря «Мангбокан».

Выбирают дальнейшие действия, класс делится на 2 группы:

Рисование, аппликация из листьев.

Можно сделать групповую работу.

5.

Усинду – хай?

А что у нас в огороде?

Подвижные игры «Сбор урожая»

Викторина «Загадки на грядке»

Конкурс «Кто больше скажет слов по – нанайски» - все дети получают валюту «Улэн»

Лексика:

Дудусэ – картошка

Солги – капуста

Элу - лук

Хоангоан - огурец

Принимают участие в эстафете.

Представляют свои знания нанайской лексики (из уроков и внекл. деятельности)

Подводят свои итоги и предлагают свой критерий оценивания (У кого какой уровень знаний, достижений – какое количество валюты «улэн».

Договариваемся с детьми.)

6.

Нингман. – сказка.

Инсценировка сказки «Кто сильнее?» «Литературнай холан» 2 кл. стр.49

Лексика: дюкэ – лёд

Тэвэксэ – туча

Хонко - гора

Распределение ролей.

Изготовление масок, костюмов, реквизита.

Репетиция, работа над выразительностью образов.

7.

Праздник Золотой осени. Праздник кетовой путины.

Выставка детского творчества.

Конкурс осенних букетов.

Осенний вернисаж.

Игра «На рыбалке»

Конкурс блюда «Солима»

Ярмарка.

Изготовление поделок.

Рисование с элементами национального орнамента.

Участие в играх, конкурсах.

Вручение пригласительных билетов.

8.

Далёкое прошлое древнего Амура.

Экскурсия в музей (филиал музея им. Гродекова с. Сикачи – Алян) Лексика:

Хупикэн – игрушка

Хупигуэри – давайте играть

Гучкули – красивая

Улэн - хорошая

Мастер – класс «Игры и игрушки»

Изготовление нанайской куклы «Акоан» и русской куклы из ниток (по выбору)

Подвижные игры народов мира.

.

9.

Туэгухэни. Наступила зима.

Экскурсия «Какой бывает снег?»

Лексика:

Симата – снег

Боркали – метель

Нонгди - мороз

Наблюдение за окружающим миром.

Наблюдение за снежинками.

Фиксирование результатов в календаре погоды на нанайском языке.

10.

Птицы – наши друзья.

Беседа «Что бы было, если бы птицы исчезли?»

Лексика:

Ниэчэн – птицы

Чиндэ – синичка

Гаки – ворона

Кэку – кукушка

Дирон – снегирь

Дэгдэйни – летает

Дорини – садится (на дерево)

Просмотр презентации, видео фильма «Помоги птицам»

Беседа «Из чего можно сделать кормушку для птиц?»

Акция «Птичья кафешка».

Д/з Собирать корм для птиц, изготовить с родителями кормушки.

11.

Наши младшие братья – домашние любимцы.

Рисование, лепка домашних животных.

Лексика:

Кэксэ – кошка

Инда - собака

Улэсии – люблю

Минду би – у меня есть

Рисование красками, фломастерами, карандашами, лепка из пластилина по выбору (2 группы: художники и скульпторы)

12.

В сказке.

Инсценировка сказки по выбору.

Лексика - отдельные небольшие фразы из сказки.

Распределение ролей, изготовление масок и реквизита.

Репетиция.

Выступление на школьном вечере.

13.

Загадки из лунки.

Загадки о рыбах.

Лексика:

Гучэн – щука

Ханго – карась

Лаха – сом

Адин – калуга

Качиакта - касатка

Рассказы детей о рыбах и рыбалке из собственного опыта.

Экскурсия в школьный музей «Одежда из рыбьей кожи».

Игра «Рыбаки» - на знание лексики.

14.

Музыка Древнего Амура

Фольклор народов Приамурья.

Разучивание нанайских песен, игр, танцев.

Игра на музыкально – шумовых инструментах народов Приамурья.

15.

Праздник первой добычи.

Промысловые обряды народов Приамурья.

Лексика:

Ботамди – рыбак

Согдатава вахамби – поймал рыбу

Умэкэн – удочка

Чтение книги В.Гейкера «Акашины берега» - «Ака боани» - главы о празднике первой рыбалки и первой добычи.

Постановка «Танца рыбаков», «Охота на медведя»

16.

Следы на снегу.

Экскурсия «Мы следопыты»

Лексика:

Покто – дорога, следы

Инда поктони – собачьи следы

Кэксэ поктони - следы кошки

Ниэчэн поктони – следы птички

Сингэрэ поктони – следы мышки

Чтение сказок о животных.

Рисование иллюстраций к сказкам.

Лепка из пластилина героев сказки.

Аппликация «Усэлтэ» - «Зверюшки» в виде национального орнамента.

17.

У кого какой домик?

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия в окрестностях села.

Лексика:

Омо – гнездо

Еру – нора

Онголо – дупло

Хагдон - берлога

Рассматривание журналов «Родное Приамурье», серии «Рассказы бурундучка»

Просмотр видеофильма о животных.

18.

Зимние забавы

Игры на свежем воздухе.

Лексика:

Паракан – санки

Сокта – лыжи

Нускэчигуэри – давай кататься.

Прогулка, катание на санках.

Игры на меткость, дальность броска снежков.

Рисование «На горке», аппликация, панно из разных материалов (семена, вата, крупа и т.д.)

19.

Ненгне. Весна.

Экскурсия на природу.

Остановись, мгновение.

Лексика: Симата ундини – тает снег

Букэн – сосульки

Дюкэ хэейни – ледоход

Биракан - ручеек

Наблюдения за изменениями в природе.

Фото - сессия – выбор детьми объектов, признаков наступающей весны. Оформление фоторепортажа на стенде в классе.

20.

Бабочки на снегу.

Экскурсия в школьный музей «Насекомые»

Беседа о насекомых. Рисование или аппликация (национальный орнамент) – «Бабочка».

Лексика:

Кокони – бабочка

Курбэнчу – стрекоза

Пэнтэ – червяк

Дилуктэ – муха

Девэн – пчела

Сункэн - жук

Выбор деятельности.

Выбор материалов и инструментов (Бумага, картон, кисти, краски, ножницы, клей)

Игра в лото «Насекомые» (на нанайском языке)

21.

Птицы прилетели.

Просмотр видеофильма о птицах.

Викторина «Что мы знаем о птицах?»

Акция (с родителями) «Птичья квартира» - изготовление скворечников.

Лексика:

Дэгдэйчи – летят

Доричи – садятся на дерево

Чтение сказки «Три брата – воронята»

Инсценировка сказки.

Распределение ролей

Изготовление декораций, масок, подбор костюмов.

22.

Первые цветы.

Экскурсия – прогулка.

Беседа о тальнике, вербе, иве.

Вербное воскресенье.

Лексика

Тунгдэ – ива

Чачака, силакта, кэкукэн – цветы

Силайни - цветет

Составление букетиков из вербы.

Наблюдение за набуханием почек и цветением вербы в вазе на окне.

Изготовление декоративной вербы из бусинок и веточек.

23.

Экскурсия на Амур

Легенды и поверья об амурском драконе – Пуймуре.

Промысловые обряды.

Просмотр видеофильма «Поклонение Духу Воды»

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры народов мира.

24.

Игры наших дедушек

Конкурс Мэргэнов.

Малое северное многоборье.

Придумать название команды.

Нарисовать эмблему команды.

Принимать участие в играх.

Принимать участие в конкурсе на знание лексики.

25.

Игры наших бабушек

Конкурс Пудин.

Конкурс мастериц.

Подобрать национальный наряд.

Приготовить мини – визитку.

Приготовить (с родителями) национальное блюдо. Принимать участие в конкурсах мастериц, на знание лексики.

26.

О чем говорит моё имя?

Легенда «Тигриный род Актанка»

Беседа о старинных нанайских именах.

Значение современных имен, их происхождение.

Иллюстрирование легенды «Тигриный род Актанка»

Инсценировка легенды. Распределение ролей

Изготовление декораций, масок, подбор костюмов

27.

Дёагойни. Скоро лето.

Конкурс рисунков на асфальте.

Лексика:

Илгалаори – рисовать

Илга – рисунок, орнамент

Нируку – карандаш, мелок, ручка

Ниулэчэ - краски

Выбор темы рисунка

Групповые и индивидуальные работы.

Фоторепортаж, видеосъемка, интервью.

28.

Мамины помощники

Эстафета «Мамины помощники»

Лексика:

Бэлэчии – помогаю

Силкои – мою, стираю

Осигои – убираю

Хаполии - подметаю

Игра (передвижение от станции к станции, называя по – нанайски и выполняя действия и задания)

Выбор команды.

Название команды.

29.

Проект «Цветущий газон»

Изменить вид газона. Разбить клумбы. Посадить цветы.

Уход за посадками.

Обратиться к администрации поселения с предложением данного проекта.

Составить смету.

Купить краску.

30.

Мы – цветоводы.

Как посадить рассаду?

Как ухаживать за рассадой?

Лексика:

Тариори – посадить рассаду

Масачиори - поливать

Обратиться к родителям с просьбой о помощи семенами цветов.

Подготовить почву, посадить семена цветов.

Подписать названия цветов.

Уход, поливка.

Наблюдение за прорастанием семян.

31.

Краски лета

Что какого цвета?

Лексика:

Сэгден – красный

Согдён – желтый

Нёнгиан – зелёный

Нюлэ би - синий

Уход за рассадой.

Подписать названия цветов на нанайском языке.

Изготовление панно «Цветы»

Выставка творческих работ.

32.

Творим красоту

Высадка рассады в клумбы.

Лексика:

Эй сэгден чачака- это красные цветы

Эй согдён чачака – Это жёлтые цветы

Высадка рассады в клумбы.

Полив, уход за цветами.

Придумать декоративные элементы для украшения клумбы или территории газона.

33.

Защита проекта.

Праздник лета.

Защита проекта (презентация).

Игры на свежем воздухе.

Викторина «Понемногу обо всем»

Конкурс знатоков родного языка.

Изготовление пригласительных билетов.

Участие в создании презентации.

Защита проекта (рассказ о проделанной работе).

Выпуск стенгазеты.

Участие в играх, конкурсах.

^ Ожидаемые результаты

ЗУН

Учебные действия

УУД

Учащиеся должны знать:

  • Лексику изучаемых тем;

  • Традиции своего народа и народов проживающих на территории края;

  • Основные правила поведения в окружающей среде.

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать в речи лексику изученных тем;

  • Рассказывать сказки, предания и легенды своего народа;

Наблюдения за изменениями в природе, фиксирование данных на родном языке; инсценировки сказок, как метод запоминания новой лексики;

Художественное творчество, как метод изучения культуры своего народа.

Выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Классификация;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов;

  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Литература

  1. Бельды Н.Н. Сокровище края сильной воды. РИОТИП г. Хабаровск, 2009 г.

  2. Булгакова Т.Д. Нанайские напевы. Хабаровск, 1983 г.

  3. Гейкер В.И. Сказы халбинской земли.

  4. Киле А.С. Нанайский язык. Программа для 1 – 4 классов средней школы с изучением родного языка. Хабаровск, 2001 г.

  5. Оненко Г.Н., Киле Л.Т., Актанко Т.К. Картинный словарь нанайского языка. Реченька. Хабаровское книжное издательство, 2003 г.

  6. Пассар А. Сказки моего детства. Хабаровское книжное издательство, 2002

  7. Прокопенко В.И. Самобытные игры нанайцев. Хабаровск, 1988 г.

  8. Чадаева А. Древний свет. Сказки, легенды, предания народов Хабаровского края. Хабаровск, 1990 г.

 




Похожие:

Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconПрограмма внеурочной деятельности по декоративному творчеству общекультурного направления «очумелые ручки» для учащихся 1-4 классов
Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами...
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconРабочая программа кружка «Город мастеров» на 2012-2013г для учащихся 1 класса
Программа «Город мастеров» рассчитана на учащихся начальной школы,увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Программа...
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconРабочая программа (дополнительное образование) кружок «Зеленая планета» (экологическая направленность) для учащихся 7-8 лет
Программа кружка «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «экологической направлености» для 1 класса, предусмотренным...
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconПротокол № от 2011 г Программа школьного кружка «Вездесущая химия» для учащихся 8 класса
Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconПрограмма «Родительская Академия»
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся класса
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconТематический план кружка «The Colourful World of English»
Программа предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык. Занятия кружка проводятся...
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconОтчётный концерт учащихся 1 «А», 1 «Б», 2 классов к 50-летию Амурского района
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Вашему вниманию будет представлено выступление учащихся...
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconПояснительная записка Рабочая программа кружка «Планета загадок» разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расширения знаний по окружающему миру. Программа рассчитана для детей 1 класса
Рабочая программа кружка «Планета загадок» разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расширения знаний...
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconРабочая программа курса по выбору «Биология. Морфология растений» программа составлена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Морфология растений» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитанная на 7 часов
Программа кружка общекультурного направления «Айсима Золотой» для учащихся 1 класса iconПротокол № от 2011г. 2011 2012 учебный год. Программа кружка «Компьютерный мир» для учащихся 1-го класса (34 часа)
Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы