Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо icon

Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо



НазваниеМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо
Дата конвертации20.09.2012
Размер249.54 Kb.
ТипРеферат
источник

Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО.


Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны, разработчиками даны конкретные методические рекомендации по введению стандартов в образовательном учреждении. С этой целью они предложили модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения

Используя предложенную модель, мы сможем с вами, определить последовательность и содержание наших действий по введению нового стандарта, а также сможем определить цели этих действий и ожидаемые результаты. Таким образом данная модель нам поможет найти ответы на вопросы: что делать, зачем это делать, что получим в результате наших действий. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации уже существующей в вашей школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:.

на первом этапе необходимо будет:

  1. Сформировать рабочую группу по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органы управления программой введения ФГОС.

На втором этапе:

  1. Определить необходимые изменения в уже существующей образовательной системе.

На третьм этапе:

  1. Разработать проект модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.

На четвертом этапе:

  1. Разработать план-графика модернизации.

На пятом этапе:

  1. Будет проходить реализация запланированных вами изменений.

Хочу заметить, что программа модернизации у каждой школы будет своя, индивидуальная.

Современные методы крупномасштабных нововведений (а введение ФГОС это очень масштабное нововведение) предусматривают создание гибких проектных форм организации процессов изменений.

Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении Совета по введению ФГОС нового поколения. Совет создается с целью обеспечения координации действий всего педагогического коллектива, а также осуществления информационного, консалтингового (в части повышения управленческой компетентности руководителей) и научно-методического сопровождения инновационного процесса. Совет - это временный орган. Но, опять же хочу сказать, что создание и деятельность Совета будет осуществляться не только при введении ФГОС начального общего образования, а на всех ступенях общеобразовательного учреждения). Его деятельность регламентируется специальным Положением о Совете (в раздаточном материале, который Вы получите по окончании семинара, примерное Положение предлагается).

Основными задачами Совета являются:

- формирование состава рабочих групп по введению новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения;

- выдвижение кандидатур руководителей проектов;

- информационная и научно-методическая поддержка разработки и реализации комплексных и единичных проектов;

- экспертиза единичных проектов;

- экспертиза комплексных проектов введения новых ФГОС;

- утверждение планов-графиков реализации комплексных проектов введения новых ФГОС;

- утверждение результатов экспертизы единичных проектов введения новых ФГОС;

- представление информации о результатах введения новых ФГОС;

- подготовка предложений по стимулированию деятельности учителей по разработке и реализации проектов введения новых ФГОС.

После того, как Вы создадите Совет, определите его функции, направления деятельности в соответствии с Положением, Вы переходите к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы.

При формировании рабочей группы необходимо:

  • определить состав рабочей группы;

  • назначить руководителя рабочей группы;

  • определить порядок ее работы;

  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

Здесь необходимо сказать о том, что все участники рабочей группы должны будут пройти обязательную специальную подготовку в объеме не менее 72 часов.

Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

В состав Рабочей группы необходимо включить всех педагогов, работающих в начальных классах, а также консультанта по введению новых ФГОС. Руководить этой группой должен заместитель директора по УВР, курирующий начальную школу или руководитель ШМО.

Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения (образец также представлен в раздаточном материале).

Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Так как, вся работа над составлением проекта будет проходить в группах, микрогруппах, необходимо, чтобы Руководитель группы обладал навыками групповой работы. Так как, обсуждение целей, задач, анализ существующей системы, необходимых измений в существующей системе эффективно организовывать в формах: групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма.

Для того, что работа групп была максимально эффективной, участники рабочей группы должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС и методические материалы по работе с ним. Это вопрос должен контролировать руководитель Совета и рабочей группы.

После издания приказа о создании рабочей группы необходимо провести ее собрание, на котором перед членами группы ставятся конкретные цели разработки проекта и его реализации, определяются задачи группы. Кроме того, в начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.

Целесообразность выделения микрогрупп определяется соотношением количества заданий, числа участников рабочей группы, и их профессиональной и личностной готовностью к выполнению заданий.

Поскольку участие педагогов в деятельности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, желательно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до их сведения участников. Поэтому мы сегодня говорим об управлении процессом введения ФГОС, руководитель должен обеспечить финансовое сопровождение по стимулированию деятельности педагогов в данном вопросе.

^ 2. Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

На втором этапе участникам рабочей группы необходимо получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:

  • в образовательных целях;

  • в учебном плане;

  • в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;

  • в образовательных технологиях;

  • в условиях реализации образовательных программ;

  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.


Новые стандарты, если их рассмотреть в обобщенном виде - определяют нормативную модель образовательной системы начальной ступени, устанавливая требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям ее реализации.

Значит, членам рабочей группы предстоит сравнить предложенную новыми стандартами обобщенную модель образовательной системы с уже существующей в школе и определить:

  • какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в новую систему;

  • какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в новую систему;

  • какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в новую систему;

  • какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий Вы сформируете перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы. Мы с Вами знаем, что целеполагание, это основа всей нашей деятельности. Поэтому, вначале нужно - – определить необходимые изменения в системе образовательных целей, определяющей модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения и включающей цели начальной ступени образования и цели изучения учебных предметов. Для этого Вам нужно будет тщательно изучить и сравнить цели той образовательной системы, в которой Вы уже работаете, с целями системы, в которой Вам предстоит работать.

При сравнении Вы определите:

  • какие из них ранее не ставились;

  • какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;

  • какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

В качестве примера, можно привести то, что новые стандарты в качестве одного из необходимых образовательных результатов определяют сформированность у выпускников начальной школы осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляцию своего поведения в соответствии с ними. В существующей образовательной системе такая цель не ставилась (формирование навыков здорового образа жизни у младшего школьника). Значит, чтобы желаемая образовательная система соответствовала новым стандартам, необходимо изменить целевую часть существующей системы, введя в нее отсутствующую цель.

Если фактические результаты соответствуют новым стандартам, то цель существующей образовательной системы автоматически включается в систему целей проектируемой образовательной системы как не требующая никаких корректировок.

Если же фактические результаты не отвечают требованиям, то средства достижения данной цели ей не соответствуют и должны быть пересмотрены. Причины следует искать в реализуемых учебных и внеучебных программах.

Таким образом, в результате будут определены необходимых изменений в целях разработаны два списка изменений:

  • список изменений в предметных целях;

  • список изменений в надпредметных целях.

На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом начальной ступени школы.

Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. Поэтому сначала необходимо, исходя из условий, потребностей и возможностей, имеющихся у школы, выбрать один из предлагаемых вариантов БУПа, а их предлагается 4 варианта. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:

  • в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);

  • в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.

Результатом этой части работы должен стать новый учебный план начальной ступени школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. На этом этапе целесообразнее распределить членов рабочей группы на микрогруппы и распределить между ними учебные предметы или курсы. Варианты распределения членов рабочей группы могут быть самые разные: по предметам, классам, образовательным областям, а также по направлениям анализа (ресурсы, система контроля и оценивания).

Вначале, в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.

Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности.

Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:

  • какое содержание образовательных программ не требует изменений;

  • какое содержание образовательных программ требует корректировки;

  • какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти или разработать.

На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Для этого необходимо в первую очередь обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим воз­растные особенности и потребности учащихся младшего возраста. Новыми стандартами рекомендуется использование: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения, через организацию работы в группах и парах; организацию работы в группах подвижного состава).

После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

  • технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;

  • технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;

  • новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.

На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?

При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:

  • систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;

  • систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразователь­ных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).

Например: ^ Согласно требованиям ФГОС - деятельность учителя начальной школы должна быть обеспечена информационными ресурсами по учебным предметам (учебные программы, учебники, методические пособия, мультимедийные пособия, ЦОРы и т.д.). В образовательном учреждении – либо отсутствуют вообще, либо имеются частично – Значит решение, которое прописывается в в результате анализа – создать (разработать), или приобрести электронные ресурсы. Для упрощения анализа лучше всего работать в табличном варианте

^ Определение необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе


Компоненты образовательного процесса

Показатели ресурсного обеспечения образовательного процесса

Решение

Требования новых ФГОС

В наличие в образовательном учреждении

Информационно-методическое обеспечение

1

2

3

4













Кадровое обеспечение

1

2

3

4













В результате для каждого типа требований Вы составите перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих не­возможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения.

^ На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний уча­щихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

  • В процессе анализа необходимо определить степень соответствия существующей системы оценки результатов новым ФГОС по всем составляющим оценки, а это -планируемые результаты, показатели и критерии оценки уровня их достижения, используемый инструментарий.

Анализ всех направлений может осуществляться рабочей группой (микрогруппами) как последовательно, так и параллельно (одновременно).

Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

Результаты анализа представляются Совету по введению новых ФГОС. Задача Совета – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, определить - Достаточно ли предлагаемых изменений? Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Совет должен также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.

По результатам обсуждения Советом предложенных Рабочей группой направлений и содержания изменений в образовательной системе в них вносятся коррективы и осуществляется переход к следующему этапу введения ФГОС.

^ 3. Этап 3: Следующим этапом является: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.

При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.


^ Содержание этапа. Содержанием этапа является конкретизация образовательной модели начальной ступени школы, представленной в ФГОС, применительно к данной школе.

Проектирование целесообразно осуществлять в микрогруппах (состав микрогрупп может измениться). Им требуется выдать задания на разработку и реализацию единичных проектов (примерное оформление задания на разработку единичного проекта представлено в раздаточном материале). Возможны различные способы деления еще несуществующего комплексного проекта изменений на единичные, но наиболее простым, является выбор в качестве единицы учебной (внеучебной) образовательной программы (с ее целями, содержанием, образовательными технологиями, условиями реализации, методами контроля и оценки результатов), также единичными проектами могут быть ресурсное обеспечение: научно-методическое сопровождение, подготовка кадров, информационное обеспечение не только педагогического коллектива, но и общественности.

Задача руководителя рабочей группы состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность единичных проектов.

Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного эффекта. Так, например, разработчики предметных образовательных программ заинтересованы для достижения их предметных целей в реализации во внеучебное время кружков, проектов, конкурсов и т.д., проводимых на их предметном содержании. В свою очередь, разработчики воспитательной программы заинтересованы в использовании потенциала учебных дисциплин («Литературного чтения» «Русского языка», «Искусства», «Окружающего мира», «Иностранного языка») в области нравственного воспитания школьников или формирования других надпредметных образовательных результатов.

Наиболее простым вариантом проведения согласования является проведение совместного заседания микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей необходимо установить связи, и что она хотела бы получить от других групп.

Оценка единичных проектов проводится на заседании Рабочей группы.

Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем рабочей группы сроку.

Завершенный проект обсуждается на заседании Совета, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.

В ходе оценки необходимо установить, насколько детально в проекте разработаны предлагаемые изменения в образовательной системе, а также уровень их достаточности для реализации ФГОС нового поколения.

Результатом проектирования является образовательная модель, соответствующая новым ФГОС, которая будет включать:

  • состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке;

  • состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;

  • состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;

  • перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;

  • перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;

  • перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;

  • перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.

Определив, что проект разработан детально, все выявленные недостатки устранены, для того, чтобы создать новую образовательную модель в учреждении, группа переходит к разработке плана-графика модернизации образовательной системы

План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо определить:

  • полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;

  • планы-графики реализации единичных проектов;

  • согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;

  • распределить все единичные проекты во времени.


Чтобы реализовать свое назначение план должен содержать все необходимые и достаточные действия для осуществления желаемых изменений, скоординированные между собой в пространстве и времени и обеспеченные ресурсами. План должен быть полным и реалистичным. Он должен определять промежуточные результаты, чтобы обеспечивать возможность своевременного выявления возможных сбоев в процессе введения ФГОС.

Вначале планирования разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая группа:

  • определяет полный состав действий, необходимых для их реализации;

  • распределяют эти действия во времени.

Для того, чтобы затем в процессе «сшивания» этих планов в общий план-график возникало меньше проблем, в начале планирования могут быть заданы общие сроки, например, не позднее определенного числа должна быть завершена разработка новых образовательных программ и т.п. Определение этих сроков может осуществляться как руководителем рабочей группы единолично, так и коллегиально. Необходимым условием во всех случаях является доведение установленных сроков завершения разработок до исполнителей.

В результате планирования каждый ответственный за разработку и реализацию проекта должен быть уверен, что в его плане:

  • отсутствуют действия, которые не нужны для достижения целей проекта;

  • не упущены действия, которые необходимы для достижения целей проекта;

  • известны действия, задержка которых приведет к срыву намеченного срока завершения всего комплексного проекта.

Детальность плана должна быть такой, чтобы позволяла осуществлять контроль его реализации с периодичностью достаточной для того, чтобы обеспечивать своевременное выявление возможных проблем.

Разработанные планы-графики единичных проектов затем проходят экспертизу на предмет скоординированности с планами-графиками других групп на заседании Рабочей группы. При этом все связи, установленные между проектами на этапе проектирования проверяются по срокам и в случае их несоответствия принимаются решения о корректировке проектов планов действий.

Согласование сроков является базой для создания общего плана-графика проекта модернизации образовательной системы.

Основная задача, решаемая на этом шаге, – обеспечить рациональное распределение и координирование всех единичных проектов во времени. Этим, Вы сможете достичь реальной реализации планов по установленным срокам.

Результаты разработки плана внедрения комплексного новшества включают:

  • состав единичных проектов, необходимых и достаточных для дос­тижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано);

  • ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в ре­зультате их реализации);

  • сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия);

  • ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель).

Далее начинается реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы необходимо четко определить кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации деятельности ее участников и выработке необходимых управленческих решений.

Таким образом, для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий:

  • организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;

  • организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;

  • организационный механизм выработки решений по корректировке планов.

Для проведения контроля необходимо также определить, каким способом будет получаться необходимая информация: либо это будет происходить посредством изучения документации, либо в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Необходимо разработать и утвердить на заседании рабочей группы определенную форму отчета, в которой должны быть отражены: отчетный период, мероприятия, запланированные на этот период, отметки о проведении, причины сбоев, ожидаемые сроки окончания работ при запаздывании, потребность в ресурсах, предложения по совершенствованию плана и др.

Периодичность контроля должна соответствовать детальности планов реализации действий, выделенных в единичных проектах.

В результате работы механизма контроля руководитель рабочей группы будет иметь информацию о каждом участнике проекта модернизации:

  • какую именно работу выполняет каждый участник в данный промежуток времени;

  • когда и каким результатом он должен завершить выполняемую им работу;

  • сколько и каких работ выполнил данный участник проекта за все время, и какими результатами они были завершены.

Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации проектов нововведений. Поэтому:

  • контроль не должен быть неожиданным. Этим Вы можете выразить недоверие сотруднику.

  • контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым.

  • результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними.

  • исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.

Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения. Анализ лучше всего проводить руководителю рабочей группы.

В случаях, когда все намеченные в плане реализации проекта действия выполняются в срок и отсутствуют сигналы о возможных сбоях в будущем, руководитель рабочей группы периодически информирует Совет по введению новых ФГОС, Педагогический совет и администрацию школы о ходе работ.

Если же в ходе контроля будут выявлены отклонения реального хода работ от запланированного, то может быть принято решение об устранении этих отклонений или же о корректировке самих планов.

При разработке системы регулирования хода работ по проекту модернизации образовательной системы школы необходимо определить: кто и какие решения по результатам контроля может принимать (руководитель рабочей группы, Совет по введению новых ФГОС или администрация школы).

Результатом реализации запланированных изменений является модернизированная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения:

  • соответствующая новым ФГОС;

  • обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой.

^ Всю эту Модель деятельности ОУ по введению ФГОС можно представить следующим алгоритмом (последовательностью) действий.

На схеме представлена общая последовательность процедур, выполнение которых необходимо для обеспечения введения ФГОС в школе. Хотя на схеме эта последовательность представлена как линейная, но в действительности после выполнения некоторых процедур, а в частности, экспертизы проектов изменений в образовательной системе, экспертизы планов – графиков реализации проектов изменений, построения общего плана – графика модернизации образовательной системы, а также в ходе осуществления изменений в образовательной системе школы, возможно возвращение к каким-то ранее выполненным процедурам для корректировки полученных в них результатов. Кроме того на этапе анализа определение необходимых изменений, выбор варианта учебного плана и определение изменений в составе образовательных программ, определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания, необходимого ресурсного обеспечения, способов и организационных механизмов контроля могут осуществляться не строго последовательно, а параллельно, в зависимости от численности рабочей группы и потенциала ее участников.

^ Результатом всей этой кропотливой работы будет ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС, которую можно оценить по следующим критериям:

  • Разработана и утверждена ООП НОО ОУ;

  • Нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС;

  • Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ;

  • Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО

  • Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

  • Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (напр., модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей;

  • Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС;

  • Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС НОО);

  • Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС




Этап 5


Этап 4


Этап 3


Этап 2

Этап 1

Процедура № 2

Постановка задачи перед рабочей группой и распределение обязанностей в ней

Процедура № 4

Выбор варианта учебного плана и определение изменений в составе образовательных программ и распределении учебного времени

Процедура № 1

Издание приказа о создании Совета по введению ФГОС и рабочей группы

Процедура № 3

Определение необходимых изменений в образовательных целях

Процедура № 5

Определение необходимых изменения в содержании образовательных программ

Процедура № 6

Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания.

Процедура № 7

Определение необходимого ресурсного обеспечения и изменений условий образовательной деятельности

Процедура № 9

Формирование групп проектирования изменений в образовательной системе и постановка перед ними задач


Процедура № 8

Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.


Процедура № 10

Разработка проектов изменений в образовательной системе школы

Процедура № 12

Разработка планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы


Процедура № 11

Экспертиза проектов изменений в образовательной системе школы


Процедура № 13

Экспертиза планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы


Процедура № 14

Построение общего плана графика модернизации образовательной системы школы

Процедура № 15

Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации образовательной системы школы

Процедура № 16

Осуществление изменений в образовательной системе школы


Рис. 6.1. Алгоритм введения ФГОС общего образования в школе









Похожие:

Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условия введения новых фгос общего образования с кейсом проектов...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос общего образован
Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconЕ. В. Губанова Внутришкольный контроль введения фгос ноо
Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (фгос ноо) требует дополнить перечень...
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения фгос ноо iconПриказ №86 «Об утверждении Положения об организации внеурочной деятельности в условиях введения фгос ноо» в целях обеспечения эффективного введения фгос ноо
Утвердить Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения фгос ноо
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы