II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы icon

II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы



НазваниеII. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы
Дата конвертации20.09.2012
Размер44.23 Kb.
ТипДокументы
источник

II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы

Стремительное изменение базовых ценностей в России определяет становление новой философии образования, гуманитарных исследований.

На современном этапе реформирования российского общества одним из основных направлений системы образования является духовно-нравственное становление молодежи формирование гуманистических социально-значимых ценностей и образцов гражданского становления.

Сегодня в России обозначились перспективы движения к новому качественному состоянию модели гуманизации образования в процессе усвоения культурных ценностей. Интеграция образования и культуры способствует воспитанию творческой личности, человека культуры, носителя ценностей картины мира, художественно- эстетической ментальности.

Современная школа, стремящаяся к гуманизации, обращаясь к мировой истории культуре, к духовным ценностям видит в музее своего незаменимого союзника на пути развития личности. Музей в обществе является действенным каналом трансляции культуры, образования культурой, воспитания в мире национальных традиций, наследия.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время в музейной практике произошли изменения, суть которых состоит в усилении образовательной и восстановительной функции. Являясь партнером образовательного учреждения, музей стал центром научно-просветительской деятельности.

В системе сотрудничества школы и музея происходит обновление всех видов музейных коммуникаций, интенсивное использование музейной педагогики. Школьный музей становится хранителем социальной памяти и художественного опыта, в нем отрабатывается механизм передачи материального и культурно-исторического наследия не только с целью его сохранения, как эталонов, идеалов, но и как инструмент введения в современную социокультурную ситуацию, как компонент педагогических технологий способствующих становлению развитию личности.

Многоаспектный характер исследуемой проблемы обусловлен рассмотрением нами широкого круга литературы: философской, культурологической, психолого-педагогической, музееведческой. Прежде всего, это позволило нам определится с трактовкой «ценностное отношение»: в философском плане это механизм регулирования личностного мира и социума, в работе психологов как когнитивное и потребно-мотивационное понятие, регулятор поведения человека, в культурологи - константа культурного наследия, необходимое звено в процессе трансляции национального достояния через человека.

Научные исследования этой проблемы содействовали становлению новых педагогических технологий личностно-ориентированного образования и воспитания, способствовали поиску новых методик в работе, теоретическому становлению и практическому развитию в музейной педагогики.

Как показал проведенный анализ литературы, проблема формирования ценностного отношения школьников к культурно-историческому наследию в образовательном процессе, до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования. Формирование ценностного отношения школьников к культурно-историческому наследию в образовательном пространстве «школа-музей» является одним из слагаемых педагогического процесса в условиях интеграции всех музеев образовательных и культурно-просветительных учреждений города, региона.

В связи с этим перед педагогами школы встала проблема опытно-экспериментального обоснования решение проблемы противоречий между потребностью общества в творческой личности, обладающей социально и художественным опытом и недостаточными научными знаниями о механизмах ее развития; неиспользованными возможностями обогащения образовательного процесса культурно-историческим наследием, наколенным опытом и инновационными средствами музейной педагогики.

Названные противоречия определили проблему опытно-экспериментальной работы школы: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к культурно-историческому наследию в образовательном пространстве «школы - музей»? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования

Процесс формирования у школьников ценностного отношения к культурно-историческому наследию.

Предмет исследования

Эффективность влияния средств музейной педагогики на формирование у школьников ценностного отношения к культурно- историческому наследию.

Цель исследования

Выявление и обоснование педагогических условий для формирования ценностного отношения школьников к культурно-историческому наследию в образовательном пространстве «школа-музей».

Задачи эксперимента

  1. Модернизировать модель системы управления учебно-воспитательным процессом на период эксперимента.

  2. Вести целенаправленный поиск методов, средств музейной педагогики, обеспечивающих непрерывность и преемственность в формировании у школьников ценностного отношения к культурно-историческому наследию.

  3. Создать условия для профессионального роста педагогического коллектива – участников эксперимента через информирование, консультирование, изучение и распространение опыта работы по проблеме эксперимента, участие в различного уровня методической работе (конкурсы, КПК, конференции, ярмарки, педагогические чтения и другое).

  4. Реализовать полную интеграцию основного и дополнительного образования. Выстроить индивидуальную траекторию образовательного процесса учащихся в соответствии с темой эксперимента.

  5. Осуществить практическую реализацию комплексной воспитательной программы «Музей как центр воспитательной работы в школе и культурно-просветительской деятельности в социуме».

  6. Экспериментально проверить эффективность влияния средств музейной педагогики на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик.


^ Методы проверки результата (исследования)

Изучение опыта по литературным источникам, освоение нормативных, инструктивно-методических документов, анализ школьной, учительской и ученической документации, педагогическое наблюдение, опросы, интервью, тестирование, рейтинг. Метод изучения и обобщения педагогического опыта.

Рефлексивно-ролевые игры, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, ассоциация, аналогия, систематизация. Математическая обработка данных. Качественный и количественный анализ данных.


Практическая значимость данной работы заключается в создании электронного продукта, который будет содержать всю систему работы по теме эксперимента . Опыт нашей школы может быть использован любым ОУ.




Похожие:

II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconОтчет мбоу-сош р п. Советское об итогах опытно-экспериментальной работы за I полугодие 2012-2013 учебного года
«Об организации в 2012-2013 учебном году опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Советского района», приказа...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconПроект опытно-экспериментальной работы по теме: «Условия построения ценностно-смыслового диалога педагога и обучающихся в образовательном пространстве»
Цель опытно-экспериментальной работы состоит в определении условий построения образовательного процесса на основе ценностно-смыслового...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconПриказ №1809 од Об организации в 2012-2013 учебном году опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Энгельсского муниципального района
В целях развития опытно-экспериментальной деятельности общеобразовательных учреждений в рамках реализации президентской инициативы...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconПриказ №141 г. Ртищево «О методическом сопровождении опытно экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях» в целях четкой организации, изучения
В целях четкой организации, изучения опытно – экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Ртищевского района и обмена...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconРекомендации по разработке программы опытно-экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения
Программа опытно-экспериментальной деятельности обеспечивает результативный и экономичный переход образовательной системы и системы...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconПриказ №204 от 15. 09. 2011 года «Об опытно-экспериментальной деятельности в 2011-2012 учебном году» в целях развития опытно-экспериментальной деятельности школы в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования
«Средняя общеобразовательная школа с. Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconПриказ управления образования администрации Новобурасского муниципального района от 04 сентября 2012г. №251 Об организации опытно-экспериментальной
В целях развития опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений в рамках реализации образовательной инициативы...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconПриказ №324 от 31. 08. 2012 г «Об организации в 2012-2013 учебном году опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Саратовской области»
На основании приказа управления образования администрации Советского муниципального района №324 от 31. 08. 2012 г «Об организации...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconНастоящее Положение определяет условия организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в мбоу дод «Центр внешкольной работы»
Научно-исследовательская, опытно-экспериментальная деятельность в Центре осуществляется в соответствии с основными направлениями...
II. Научное обоснование опытно-экспериментальной работы iconАнализ работы опытно-экспериментальной площадки за I полугод
Полное название образовательного учреждения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы