Учебное пособие в 5 частях
Учебное пособие в 5 частях icon

Учебное пособие в 5 частях



НазваниеУчебное пособие в 5 частях
страница1/55
Дата конвертации05.10.2012
Размер8.6 Mb.
ТипУчебное пособие
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования

Тюменский государственный университет


В. М. Ковязин, В. Н. Потапов, В. Я. Субботин


МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
ОТ НОВИЧКА ДО МАСТЕРА СПОРТА


Учебное пособие в 5 частях


Часть 1


Издательство
Тюменского государственного университета

1997

УДК 796.92 (075.8)

ББК 75.719.5 Я 73

К 569


Ковязин В. М., Потапов В. Н., Субботин В. Я. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта: Учебное пособие. Ч. 1. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997. 179 с.


В пособии представлена научно обоснованная система последовательной подготовки лыжников-гонщиков.

Она нацеливает тренеров на современные требования к планированию, нормированию, контролю и учету тренировочных и соревновательных нагрузок в соответствии с квалификацией, возрастом и полом спортсменов. В доступной форме изложены новые методические правила выбора физических нагрузок в соответствии с возможностями спортсменов.

Часть 1 содержит методику планирования индивидуальной подготовки от новичка до мастера спорта и примерные программы годовых циклов тренировки лыжников-гонщиков 10-14 лет (мальчики, юноши), в которых отражены допустимые параметры тренировочных и соревновательных нагрузок в соответствии с возрастом и квалификацией.

Предназначается тренерам, спортсменам, студентам институтов и факультетов физической культуры высших учебных заведений.




Рекомендовано к изданию ученым советом факультета физической культуры Тюменского государственного университета.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кафедра лыжного спорта Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры (СПбГАФК) им. П. Ф. Лесгафта;

кафедра лыжного спорта Сибирской государственной академии физической культуры (СибГАФК);

профессор кафедры лыжного спорта СибГАФК В. И. Михалев;

профессор кафедры лыжного спорта СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта ^ К. Ю. Задворнов;

Заслуженный тренер Российской Федерации В. С. Захаров;

Почетный мастер спорта СССР, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации М. И. Либерман.


Спонсор факультета физической культуры
Тюменского государственного университета
- компания ТЕХСОЮЗ (Все для фото!)


© Тюменский государственный университет, 1997

ISBN 5-88081-047-X

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

^ I. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
ОТ НОВИЧКА ДО МАСТЕРА СПОРТА 6


СИСТЕМА МНОГОЛЕТНЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ СТАНДАРТОВ ГОДОВЫХ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ ОТ НОВИЧКА ДО МАСТЕРА СПОРТА 6

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК
В ГОДОВЫХ ЦИКЛАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ 23

СТРУКТУРА ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ 24

26

ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕНИРОВКИ ГОДОВЫХ ЦИКЛОВ
ПО ОБЪЕМУ И ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ 28

СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА.
ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 32

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К МНОГОЛЕТНЕМУ ТРЕНИРОВОЧНОМУ ПРОЦЕССУ 35

^ II. ВОЗРАСТНЫЕ СТАНДАРТЫ ГОДОВЫХ ПРОГРАММ ТРЕНИРОВКИ
ЛЫЖНИКОВ—ГОНЩИКОВ 10-14 ЛЕТ (МАЛЬЧИКИ, ЮНОШИ) 39


ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 11/21 40

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 10/17 50

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 9/13 108

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 8/11 157

ЛИТЕРАТУРА 204

ПРЕДИСЛОВИЕ 211

^ ВОЗРАСТНЫЕ СТАНДАРТЫ ГОДОВЫХ ПРОГРАММ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ—ГОНЩИКОВ 15-18 ЛЕТ (ЮНОШИ, ЮНИОРЫ) 213

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 7/9 213

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 6/7 261

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 5/5 307

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ГОДОВОГО ЦИКЛА
ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ - 4/4 356

ЛИТЕРАТУРА 405


ПРЕДИСЛОВИЕ


Многолетняя тренировка в лыжных гонках от новичка до мастера спорта охватывает различные возрастные группы. Она представляет собой систему специализированного применения на протяжении 10-12 лет средств и методов физического воспитания, направленную на достижение высоких спортивных результатов, совершенствование физических и волевых качеств, овладение совершенной техникой и тактикой лыжных гонок. Подготовка спортсмена от юношеского возраста до взрослых может считаться правильной лишь в том случае, если вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и на данной основе обеспечивает улучшение спортивных результатов, достижение высокого уровня спортивного мастерства к периоду оптимальной возрастной зоны наивысших достижений. Этого можно достигнуть только в случае полного соответствия объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности, индивидуального уровня развития физических качеств.

В подготовке лыжников-гонщиков высшей квалификации негативное влияние оказывает искусственное деление тренировочного процесса на периоды подготовки взрослых, юниоров, юношей и начинающих спортсменов. Этот многолетний процесс един, хотя на каждом этапе существуют принципиальные отличия в зависимости от возраста спортсмена (Манжосов В.Н., 1986).

Одной из основных проблем методики многолетней спортивной тренировки в лыжных гонках от детского возраста до взрослых спортсменов является преемственность нагрузок средств общей и специальной физической подготовки.

В настоящее время специалистами проводятся исследования по обоснованию параметров тренировочных нагрузок для спортсменов различного возраста и уровня подготовленности с учетом индивидуального физического развития. При этом к наиболее сложным, по мнению И.Я. Набат-никовой (1982), относятся вопросы обеспечения должной преемственности в величинах тренировочных нагрузок, соотношения парциальных объемов и др. в подготовке подростков, юношей, юниоров и взрослых спортсменов.

Необходимость в целенаправленной, последовательной, ступенчатой подготовке юношей и девушек от одного возраста к следующему отмечает Б.А. Шилков (1983),

Спортивная тренировка - многолетний процесс. Для успешного роста мастерства спортсмена необходимо знание законов возрастной динамики результатов. Только в этом случае можно рационально планировать многолетнюю тренировку и своевременно "выводить" спортсмена на "орбиту" высших достижений (Волков В.М., 1983).

Весь многолетний учебно-тренировочный процесс должен быть строго подчинен основным принципам спортивной тренировки: единства общей и специальной подготовки, специфической направленности, повторности и вариативности учебно-тренировочного процесса, волнообразности и цикличности нагрузок; должен предусматривать строгую преемственность задач, средств и методов тренировки, тренировочных и соревновательных нагрузок детей, юношей, юниоров и взрослых спортсменов, неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, строгое соблюдение принципов постепенности и индивидуализации при применении тренировочных и соревновательных нагрузок.

Искусство обучения и тренировки состоит в том, чтобы выбрать оптимальную дозу тренировочного воздействия и одновременно найти правильное соотношение "порции нового" к уже накопленному. При этом следует учитывать, что каждый новый этап роста рекордных достижений заставляет пересматривать или вносить коррективы в ранее действующие нормативные требования, видоизменять представление о сроках спортивного совершенствования, возрастных зонах формирования спортивного мастерства (Волков В.М., 1983).

Учитывая актуальность проблемы многолетней тренировки лыжников-гонщиков, необходимость разработки ежегодных возрастных стандартов тренировочных программ по объему и интенсивности основных и вспомогательных средств тренировки в зависимости от квалификации и пола, авторы данного учебного пособия создали структуру поурочного планирования тренировочных и соревновательных нагрузок в годовых циклах многолетней тренировки от новичка до мастера спорта.

В основе разработанной системы многолетнего планирования тренировки лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц от новичка до мастера спорта: обширный статистический материал результатов многолетних исследований по обоснованию параметров тренировочных и соревновательных нагрузок основных и вспомогательных средств подготовки в недельных микроциклах, на этапах годовых циклов тренировки для спортсменов разного возраста, разного уровня подготовленности, с учетом индивидуального физического развития, анализ научно-методической литературы, обобщение собственного тренерского опыта, опрос тренеров и специалистов.

Многолетняя тренировка от новичка до мастера спорта - это систематический, последовательный, целесообразный тренировочный процесс от младшего школьного возраста до взрослых, включающий совокупность средств и методов подготовки, структуру тренировочных и соревновательных нагрузок на этапах годовых циклов тренировки, различные формы тренировочных занятий, систему преемственности задач, средств и методов тренировки, тренировочных и соревновательных нагрузок основных и вспомогательных средств по объему и интенсивности в ежегодных тренировочных программах; выраженный в поурочном планировании годовых тренировочных программ с учетом возрастных стандартов, объемов и интенсивности средств спортивной подготовки.

В учебном пособии показывается рациональное сочетание предельных, больших, средних и малых нагрузок в недельных микроциклах, на этапах годовых циклов, уточняются диапазоны допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок средств подготовки в отдельных тренировочных занятиях, недельных микроциклах, на этапах годовых циклов в зависимости от возраста, квалификации и пола занимающихся.

Единая структура годовых циклов тренировки от младших школьников до взрослых повышает эффективность преемственности, последовательности в планировании тренировочных и соревновательных нагрузок от новичка до мастера спорта. Принцип индивидуализации тренировочного процесса осуществляется выбором тренировочных программ с учетом уровня подготовленности и развития физических качеств спортсмена.

Учебное пособие содержит обширный фактический материал, который характеризует основное содержание и методику тренировки спортсменов различного возраста, квалификации и пола, носит ярко выраженный прикладной характер по индивидуальному выбору ежегодных программ тренировки по объему и интенсивности, ориентирует преподавателей и тренеров по лыжному спорту, студентов лыжников-гонщиков, учащихся ДЮСШ на глубокие знания методических основ спортивной тренировки. Оно поможет тренеру совместно со спортсменом, врачом, психологом правильно выбрать тренировочные программы по объему и интенсивности основных и вспомогательных средств тренировки на каждый этап очередного годового цикла, наиболее полно отвечающие подготовленности и индивидуальным способностям спортсмена.

Учебное пособие состоит из пяти частей.

В первой части изложены методика планирования индивидуальной тренировки от новичка до мастера спорта и примерные программы годовых циклов тренировки лыжников-гонщиков 10-14 лет (мальчики, юноши).

Вторая часть содержит примерные программы годовых циклов тренировки лыжников-гонщиков 15-18 лет (юноши, юниоры).

Третья часть содержит примерные программы годовых циклов тренировки лыжников-гонщиков 19-23 лет (юниоры, мужчины).

Четвертая часть содержит примерные программы годовых циклов тренировки лыжниц-гонщиц 10-16 лет (девочки, девушки).

В пятой части пособия представлены примерные программы годовых циклов тренировки лыжниц-гонщиц 17-23 лет (девушки, юниорки, женщины).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55




Похожие:

Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие в 5 частях
Ковязин В. М., Потапов В. Н., Субботин В. Я. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта: Учебное пособие. Ч....
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие первая часть
Учебное пособие предназначено для студентов экономического факультета, слушателей курсов английского языка и для студентов, выезжающих...
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие Москва 2002
П 2 Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 512с
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие для 1 класса. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса
Попов Ю. И., Цымбалистенко Н. В. Мифология,фольклор и литература Ямала. 5-7 кл. Учебник
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей вузов, а также для руководителей, работающих на предприятиях с различным технологическим, организационным и культурным укладами
Менеджмент организаций: теория и практика: Учебное пособие. Коллектив авторов. – Донецк: ДонНУ, 2002. – 271 с
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие 2006 удк 65. 01 (075. 8) Разработка управленческого решения
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Оно содержит 10 тем, раскрывающих...
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие по дисциплине «Гидрогеомеханика» для студентов специальности 080300 «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»
Учебное пособие предназначено для студентов и специалистов, занимающихся вопросами гидрогеологии, инженерной геологии, геоэкологии...
Учебное пособие в 5 частях icon«Казанский государственный технологический университет» Л. М. Яо социальная экология учебное пособие Казань кгту
Социальная экология : учебное пособие/ Л. М. Яо. – Казань : Изд-во Казан гос технол ун-та, 2007. – 280 с
Учебное пособие в 5 частях iconУчебное пособие для дошкольников и младших школьников. Никитенко З. Н. Негневицкая Е. И. Просвещение 2009 10 г
Начинаем изучать английский язык. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы