Можно ли научиться писать сочинения? icon

Можно ли научиться писать сочинения?



НазваниеМожно ли научиться писать сочинения?
Дата конвертации09.12.2012
Размер78.71 Kb.
ТипДокументы
источник

Можно ли научиться писать сочинения?

Мудрые говорят, что научить нельзя - можно только научиться. А учиться, как известно, лучше на ошибках других. Самый надежный путь к овладению любым умением – посмотреть, как это делают другие, и попробовать самому сделать так же… или лучше.

Именно потому вам предлагается в качестве материала для  изучения не придуманные взрослыми, а подлинные сочинения «настоящих» учеников  тех, которые и сейчас сидят за партами в школе №26.

Сравнивая с этими работами собственные сочинения, вы можете анализировать достоинства (хвалить себя надо обязательно!) и возможные недостатки тех и других. На примере этих работ мне хотелось бы показать, сколь многого может достичь ученик, если понимает, что от него требуется, и знает, как добиться цели.

Здесь вы найдете и самые необходимые теоретические сведения. Вам предстоит прочесть несколько (надеюсь, нескучных) глав, которые можно считать занятиями.

Мне хотелось бы помочь каждому ученику поверить в себя, в свои способности и возможности. Поверить и понять, что работа над сочинением – вовсе не скучная и тягостная школьная повинность, неизвестно зачем придуманная учителями. Да, конечно, сочинение – это трудно. Но это и интересно. Ведь в любом сочинении вы волей-неволей рассказываете и о себе. Согласитесь, что все, что связано с вами, просто не может быть неинтересным.

А теперь – о первом условии успешной работы.

Современные психологи считают, что стрессовые состояния, переживаемые  человеком, не снижают интеллектуального уровня личности. Оказывается, самое уязвимое – это память  и  творческие  способности.  (Вы, наверное, замечали, как катастрофически все забывается во время экзамена и вспоминается потом, после него, когда вы успокоитесь.) Значит очень важно, в каком настроении садитесь за работу над сочинением. Особенно это важно на экзамене. Не впадайте в панику, не доводите себя до взвинченного состояния. Но и абсолютное спокойствие тоже не лучшее условие для творчества. Постарайтесь создать бодрое, рабочее настроение, гармонизировать свой внутренний мир. И никто лучше вас не знает, как это сделать…


Итак, начинаем работу…

Как сделать свою речь связной, или про тему-рему и читательский прогноз

Наверное, вы очень удивитесь, если вам предложат задуматься о связности вашей письменной речи: «Я и так пишу (говорю) связно! А как же иначе? Бессвязно, что ли?

А между тем отсутствие связи между предложениями  в тексте – это большая проблема. И если ее решить, мгновенно исчезнут и две другие: проблема объема сочинения и наличия в нем навязчивых смысловых повторов (мыслей, предложений, иногда даже целых фрагментов).

Предложения в тексте не просто стоят рядом. Между ними есть своя связь, силу и возможность которой первым отметил Л.Н. Толстой, назвавший эту связь «сцеплением». И главный секрет писательского искусства, считал Толстой, состоит не в словах, не в отдельных предложениях, а в бесконечном лабиринте  сцеплений. У этих сцеплений есть свои законы, которые легко отследить.

Но начнем с  отступления примера. Как человек ходит? Шаг – опора. Освоим территорию – снова шаг, осваиваем новую. Без опоры на предыдущее невозможно освоение нового. Но шагая, - мы уже знаем, каким будет наш следующий шаг, мы прогнозируем его. Отсюда – уверенность движения и в конечном итоге – достижение цели.

Дело в том, что в письменной речи – все так же! Только шаги называются «тема» и  «рема». Тема – старое, известное, освоенное, «рема» - новое. И каждое новое предложение подбрасывает нам новенькую информацию (рему),  прочно опираясь на уже известное  (тему). Так в речи осуществляется движение вперед – только движение мысли. Отсутствие такого движения приводит к комическому эффекту. Вот хорошо известный вам пример:

герой гоголевских «Мертвых душ», Чичиков, слегка перепутал названия и спросил дорогу в деревню Заманиловку у двух мужиков. «Один из них, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал:
- Маниловка, может быть, а не Заманиловка?
- Ну да, Маниловка.
- Маниловка! а как  проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть так прямо направо.
- Направо?...
- Направо, - сказал мужик,- Это будет тебе дорога в Маниловку; а Заманиловки никакой нет. Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а  Заманиловки тут вовсе нет. Там прямо на горе увидишь дом, каменный, в два этажа, господский дом, в котором, то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а  Заманиловки совсем нет никакой здесь и не было».

На схеме это движение мысли выглядит так:

( Т—Р )

Т1- тема первого предложения ( старое)
Р2 – рема второго предложения ( новое)
Т2 – тема второго предложения ( бывшая рема первого)
Р2 – рема  ( новое) второго предложения и т.д.

А образцом является  повесть Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Вот на этом-то образцовом тексте легко проследить тему и рему, а заодно и научиться ставить вопрос-прогноз, который как стрелка компаса, указывает дальнейшее направление речи. Что такое вопрос-прогноз? Это вопрос, мгновенно возникающий в сознании читателя при чтении предложения (получении новой информации), в котором прогнозируется содержание следующего предложения.
Повесть – быль Толстого начинается так: «Служил на Кавказе офицером один барин»  (рема1).
Попробуйте задать вопрос (предугадать, о чем пойдет речь дальше, каких дополнений требует рема  - ведь вопрос – прогноз зависит от нее). Такие вопросы здесь могут быть  разными.  ( Для чистоты эксперимента можете дальнейший текст закрыть ладонью и проверять свою логику и способность к прогнозу.) Итак, ваши вопросы  (можно записать):
Теперь читаем:
«Звали его Жилин» (рема 2).
Снова задаем свой вопрос – прогноз.

«Пришло ему раз письмо из дома»  (рема 3).
Тут уж совсем просто. Прогнозируем.

«Пишет ему старуха – мать…»

На этом эксперименты с прозрачным толстовским текстом можно закончить. Главное, что вы поняли: между предложениями есть жесткие «сцепления», смысловая связь, и каждое предыдущее предложение, его рема, требует выполнить «прогноз», буквально диктует содержание следующего.
Давайте в качестве примера рассмотрим сочинение десятиклассницы, сочинение написано по пьесе А.Н. Островского «Гроза»:
«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в  пьесе.  Но люди, которые ее окружают, страшно далеки от нее. Катерина искренне и глубоко верит, она очень эмоциональна».

Предложения вроде бы неплохие, правильные по мысли, но текст какой-то не такой, и это очевидно любому читающему. Да, между предложениями нет связи. После каждого учитель поставит— необходимо развить, конкретизировать мысль, подтвердить ее примером.
Как помочь автору сочинения? Посмотрим, в каком направлении необходимо было раскрыть далее поднятую в предложении тему.

«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в пьесе».

Рема требует такого продолжения: в чем выражается это «поэтическое начало»? Где конкретные примеры, подтверждающие мысль? Вы чувствуете, каким объемным должно быть это продолжение. По сути, это предложение – начало целого абзаца сочинения с примерами из текста пьесы, с рассуждениями автора. Кстати, третье предложение скорее близко к первому, а уж никак не ко второму из предложений и тоже может повлечь за собой целый абзац текста сочинения.

«Но люди, которые ее окружают, страшно далеки от нее».

И это предложение никак нельзя бросить без продолжения -  так, как это сделано в сочинении, потому что рема ставит вопрос : в чем проявляется это «страшно далеки»? И нужен подробный или сжатый рассказ об этом.

Итак, вы видите, что понимание необходимости сцеплений, умение видеть то, что диктует рема, сразу ведет и к увеличению объема работы, и к большей логичности текста вашего сочинения.

А теперь – «изюминка». Вы уже заметили, что тема – вначале, а рема – ближе к концу предложения. Если хотите, отрабатывая свой стиль, сделать его более энергичным, стремительным и при этом более ясно передавать читателю свою мысль, выносите рему в самый конец предложения. В конце – самые важные слова. В стихах главное слово чаще всего стоит в конце поэтической строчки, и лучше, если так же будет и в прозе.

Для полноты изложения нужно сказать, что существует еще один вид связи предложений в тексте: он называется параллельным.

Например, в миниатюре М.М. Пришвина «Вальдшнеп»: «Весна движется, но медленно. В озерке, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветет, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки желтый дымок».

Здесь все последующие предложения связаны с первым: развивают, иллюстрируют мысль о медленном движении весны.


Главное условие успеха
«Мы так загружены, нам  сегодня думать – просто некогда», - с горечью сетует на уроке одна из учениц. Да, вам трудно. Но школа предлагает не такой уж большой, десятилетиями, а теперь уже и столетиями, выверенный список классической литературы 19-20 вв., произведения из которого необходимо прочесть внимательнейшим образом, знать досконально, разобраться во всех нюансах. Если вам тяжело все это прочесть – сократите количество прочитанных произведений, но не меняйте подхода, отношения к чтению. И произойдет чудо… Потому что классическая литература открывает все тайны только читателю внимательному, доброжелательному и терпеливому. И читать ее надо по-особому – бережно, построчно, для себя.
А почему так – понятно. На то она и классика. В ней каждое слово, жест, каждый штрих важен. Возьмем для примера знаменитый спор-«схватку» из 10 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Спорят Базаров  Павел Петрович Кирсанов. Среди потока слов – в основном это бурный, дотошно разбираемый в школе диалог – вроде бы незначительная фраза-ремарка: «Базаров поднял глаза». В ней есть что-то колдовское. Вдруг мгновенно прозреваешь и проникаешь в психологическое состояние человека. До этого – Базаров отвечал, «лениво прихлебывая из чашки», сейчас , в это самое мгновение (отчего именно сейчас – тоже можно увидеть в тексте, но попробуйте это сделать сами) почувствовал вызов и принял его. И сразу – по-базаровски  овладел инициативой, стала ощутимей его грубая сила.
А всего-то и сказано: «Базаров поднял на него глаза». Предложение коротюсенькое, но – ритмизованная проза: такие слова выделяются писателем или поэтом подсознательно, влияя при этом на восприятие читателя. А нам с вами следует вдумчиво и внимательно читать, чтобы понять все тонкости, все оттенки авторского замысла. Вдумчивое, внимательное чтение – главное условие успеха в вашей работе над сочинением.

Что такое "ПРАВИЛЬНЫЙ" черновик

Вы когда-нибудь видели черновики А.С. Пушкина? А если не видели, то сейчас, по крайней мере, кое-что о них узнаете.

Пушкин любил писать «огрызочками» перьев на малюсеньких листочках, немилосердно все перечеркивая, но несколько раз возвращаясь к одному и тому же варианту, - и снова все меняя. Поэт так бережно относился к точности слова, что даже письма писал с черновиками. Есть большие ученые, которые всю жизнь посвятили исследованию пушкинских черновиков. Кстати, это самые дорогие  черновики в мире. Они ценятся дороже записей, сделанных Петром 1 и Наполеоном.

Но вернемся к школьным черновикам.

Я советую ученикам брать для черновиков большие листы или тетрадные листы поворачивать в вертикальном направлении, затем листы черновика надо согнуть вдоль. Левая сторона – черновик, правая – «поля».

Листы черновика  не нужно переворачивать: заполняйте их только с одной стороны, и пусть все они так и лежат перед вами, глядя на вас. Всякое переворачивание листов, поиски, "где это у меня записано", прерывает мысль, разрушает настрой.
Но и поля, и обратная сторона листа не пустуют. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются поля, а когда и на полях тесно, рисуются стрелочки к краю страницы – и какой простор на обратной стороне листа, чтобы уточнить, конкретизировать, подтвердить мысль примерами и цитатами!
Конечно же, листы нужно нумеровать. Стрелочки, звездочки и другие условные знаки, цифры, овалы… В таких черновиках разбирается только сам автор – но разбирается уверенно. Вот это и есть настоящий , правильный черновик.
Попробуйте освоить такой черновик на практике – это и будет практическое продолжение нашего небольшого занятия.

Выбор темы

Вам предлагают выбрать тему сочинения. Конечно, важно, чтобы тема вам нравилась. При выборе темы главное – знать литературный материал. Знать литературный материал, видеть границы и задачи темы, грамотно владеть литературным языком – задача вполне посильная каждому ученику. Не беритесь за сочинение по тем произведениям, текст которых вы читали «по диагонали». Незнание литературного материала всегда подводит.

С  чего начать, или Магическая Сила Названия
Итак, с чего же начать?
С записи темы сочинения, и тему надо записать точно, буквально скопировать, со всеми ее скобками, кавычками и прочим. Запись темы в черновике – абсолютно обязательная вещь. Почему? Потому что незримая связь идет между словом и человеческим сознанием.




Похожие:

Можно ли научиться писать сочинения? iconСочинение (часть с егэ) (Можно использовать как основу для написания сочинения. Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения, выбери для себя нужный) Опорная схема
Циалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист, художник, ученый и т п.), на мой взгляд, заключается...
Можно ли научиться писать сочинения? iconПлатон. Менон Менон, Сократ, раб Менона, Анит
Менон. Что ты скажешь мне, Сократ: можно ли научиться добродетели? Или ей нельзя научиться и можно лишь достичь ее путем упражнения?...
Можно ли научиться писать сочинения? iconДокументи
1. /Учимся писать сочинения.doc
Можно ли научиться писать сочинения? iconНазвание программы
«Научиться познавать, научиться работать, научиться жить вместе, научиться жить»
Можно ли научиться писать сочинения? iconКак научиться дружить
Научиться дружить дело непростое, но освоить его все-таки можно; эта задача вполне по силам любому человеку, который твердо решит...
Можно ли научиться писать сочинения? iconКак научиться писать эссе?
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью...
Можно ли научиться писать сочинения? iconНемного теории по программированию
Цель данного практического пособия помочь Вам научиться писать программы на языке программирования паскаль. Сразу хочу отметить,...
Можно ли научиться писать сочинения? iconО. В. Узорова, Е. А. Нефедова
Одна из самых сложных задач, стоящих перед первоклассником, — научиться правильно и красиво писать. При долгом письме пальчики ребенка...
Можно ли научиться писать сочинения? iconПодготовка руки ребенка к письму
Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое...
Можно ли научиться писать сочинения? iconУрок развития речи. Подготовка к написанию сочинения «Описание внешности знакомого». Цель : подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения. Задачи
Обучающие: научить составлению плана сочинения, подбору материала, конструированию предложений описательного характера, обогатить...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы