Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) icon

Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13)



НазваниеОрганизация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13)
Дата конвертации20.09.2012
Размер69.16 Kb.
ТипДокументы
источник

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

(По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13)


В настоящее время во многих регионах России завершается переход начальной школы на четырехлетнее обучение.

Переход к четырехлетнему начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников, 80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе.

Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого школьника.

Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др.

Первый год начального обучения может проходить в следующих образовательных учреждениях:

  1. ^ Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Место организации – дошкольное учреждение. Режим дня соответствует дошкольному образовательному учреждению. Время пребывания детей – полный день. Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельности осуществляет воспитатель дошкольного учреждения.




  1. ^ Общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей – не более 4 часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов.



^ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конце первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельности с учетом степени длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.

Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.


^ OРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Помещения, в которых осуществляется обучение и воспитание школьников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв. м на одного учащегося. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и девочек.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для школьников с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке.

Предельно допустимая наполняемость класса – 25 человек, оптимальная – 20 человек.

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы – не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года – не менее 37 недель. В связи с тем, что учебный год, как правило, делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала – 8.30-9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.

Рекомендуемая продолжительности учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка – не более четырех уроков.

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т.п.).

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 минут, большой перемены после второго урока – не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой.

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) – последними.

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день – четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки.


^ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и др.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученики говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников; своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


Обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по заявлению) родителей.

Внеучебная деятельность организуется в соответствии с интересами и желаниями детей. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и др. – должна быть не более 30 минут.

Дети, посещающие группу продленного дня, обеспечиваются 3-разовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3-4 часа. Рекомендуется для детей седьмого года жизни и ослабленных детей проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник – с 16.20 до 16.30 после дневного сна продолжительностью 1,5- 2 часа.

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5-3,0 часа.

Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафильмов до 30 минут, телепередач – до 30 минут. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц.




Похожие:

Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconОб организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы Письмо Министерства общею профессионального образования РФ от 25. 09. 2000. №2021/11-13
Письмо Министерства общею профессионального образования РФ от 25. 09. 2000. №2021/11-13
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconПоложение о порядке проведения стартовой диагностики в 1-х классах в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Приказ моиН №373 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюстом №17785 от 22. 12. 2009, письмо Министерства образования и науки...
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconСодержание папки по предшкольному образованию
Письмо Министерства общего профессионального образования РФ данное письмо является дополнением к письму Минобразования России от...
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconМинистерство образования РФ 20 апреля 2001 г
Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. Письмо является дополнением к письму Минобразования России от...
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconОб организации обучения в первом классе
...
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconПисьмо Минобразования России от 20. 04. 2001 №408/13-13 Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Данное письмо является дополнением к письму Минобразования России от 25. 09. 2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе...
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconОрганизация обучения в первом классе
При организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы необходимо учитывать многие факторы
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconПриказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25 сентября 2009 г. №1809/09
ФЗ, Положением о порядке аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,...
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconПриказ №14 о создании пмпк в моу «Крутоярская сош». На основании письма министерства образования российской федерации от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения
На основании письма министерства образования российской федерации от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом...
Организация обучения в первом классе (По материалам Письма Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. №2021/11-13) iconУтверждено на заседании Совета школы «10» мая 2011г. Протокол №10
Настоящее Положение составлено на основании п. 13 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" и письма Министерства образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы