Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы icon

Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы



НазваниеФе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы
страница1/12
Дата конвертации06.10.2012
Размер2.66 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

УТ­ВЕРЖ­ДЕ­НА
пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­витель­ства
Рос­сий­ской Фе­дера­ции
от 7 фев­ра­ля 2011 г. № 61

Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния
на 2011-2015 годы


ПАС­ПОРТ
Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния
на 2011 -2015 го­ды

На­име­нова­ние Прог­раммы

Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011 - 2015 го­ды

Да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке Прог­раммы, да­та ее ут­верж­де­ния (на­име­нова­ние и но­мер со­от­ветс­тву­юще­го нор­ма­тив­но­го ак­та)

рас­по­ряже­ние Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 7 фев­ра­ля 2011 г. № 163-р

Го­сударс­твен­ный за­каз­чик Прог­раммы

Ми­нис­терс­тво об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции, Фе­дераль­ная служ­ба по над­зо­ру в сфе­ре об­ра­зова­ния и на­уки, фе­дераль­ное го­сударс­твен­ное бюд­жетное об­ра­зова­тель­ное уч­режде­ние выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния Санкт-Пе­тер­бург­ский го­сударс­твен­ный уни­вер­си­тет"

Го­сударс­твен­ный за­каз­чик - ко­ор­ди­натор Прог­раммы

Ми­нис­терс­тво об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции

Ос­новные раз­ра­бот­чи­ки Прог­раммы

Ми­нис­терс­тво об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции, Фе­дераль­ная служ­ба по над­зо­ру в сфе­ре об­ра­зова­ния и на­уки

Цель и за­дачи Прог­раммы

целью Прог­раммы яв­ля­ет­ся обес­пе­чение дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции.
За­дача­ми Прог­раммы яв­ля­ют­ся:

  • мо­дер­ни­зация об­ще­го и дош­коль­но­го об­ра­зова­ния как инс­ти­тута со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;

  • при­веде­ние со­дер­жа­ния и струк­ту­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твие с пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да;

  • раз­ви­тие сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг

Важ­ней­шие це­левые ин­ди­като­ры и по­каза­тели Прог­раммы

це­левы­ми ин­ди­като­рами Прог­раммы яв­ля­ют­ся:

  • уро­вень дос­тупнос­ти об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твии с сов­ре­мен­ны­ми стан­дарта­ми для всех ка­тего­рий граж­дан не­зави­симо от мес­то­житель­ства, со­ци­аль­но­го и иму­щест­вен­но­го ста­туса и сос­то­яния здо­ровья;

  • уро­вень со­от­ветс­твия об­ра­зова­ния сов­ре­мен­ным стан­дартам.

Ос­новные по­каза­тели Прог­раммы, от­ра­жа­ющие ход ее ре­али­зации:

  • до­ля школь­ни­ков, ко­торым пре­дос­тавле­на воз­можность обу­чать­ся в со­от­ветс­твии с ос­новны­ми сов­ре­мен­ны­ми тре­бова­ни­ями, в об­щей чис­леннос­ти школь­ни­ков;

  • до­ля учи­телей, про­шед­ших обу­чение по но­вым ад­ресным мо­делям по­выше­ния ква­лифи­кации и имев­ших воз­можность вы­бора прог­рамм обу­чения, в об­щей чис­леннос­ти учи­телей;

  • до­ля вы­пуск­ни­ков 9 клас­сов, про­жива­ющих в сель­ской мест­нос­ти, на уда­лен­ных и труд­но­дос­тупных тер­ри­тори­ях, ко­торым пре­дос­тавле­на воз­можность вы­бора про­филя обу­чения, в том чис­ле дис­танци­он­но­го или в уч­режде­ни­ях про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, в об­щей чис­леннос­ти вы­пуск­ни­ков 9 клас­сов, про­жива­ющих в сель­ской мест­нос­ти, на уда­лен­ных и труд­но­дос­тупных тер­ри­тори­ях;

  • до­ля вы­пуск­ни­ков днев­ной (оч­ной) фор­мы обу­чения по ос­новным об­ра­зова­тель­ным прог­раммам про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, тру­до­уст­ро­ив­шихся не позд­нее за­вер­ше­ния пер­во­го го­да пос­ле вы­пус­ка (вклю­чая прог­раммы выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния), в об­щей чис­леннос­ти вы­пуск­ни­ков днев­ной (оч­ной) фор­мы обу­чения по ос­новным об­ра­зова­тель­ным прог­раммам про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния со­от­ветс­тву­юще­го го­да;

  • рост обес­пе­чен­ности учеб­но-ла­бора­тор­ны­ми по­меще­ни­ями по нор­ма­тиву на од­но­го сту­ден­та по от­но­шению к 2005 го­ду;

  • до­ля пре­пода­вате­лей, ко­торые ра­бота­ют в ву­зах, участ­ву­ющих в меж­ву­зовс­кой ко­опе­рации, и име­ют воз­можность про­водить исс­ле­дова­ния на ба­зе дру­гих уч­режде­ний, в об­щей чис­леннос­ти пре­пода­вате­лей ву­зов;

  • до­ля об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, отк­ры­то пре­дос­тавля­ющих дос­то­вер­ную пуб­личную ин­форма­цию о сво­ей де­ятель­нос­ти на ос­но­ве сис­те­мы ав­то­мати­зиро­ван­но­го мо­нито­рин­га, в об­щем чис­ле об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний;

  • ко­личест­во уров­ней об­ра­зова­ния, на ко­торых ре­али­зу­ют­ся воз­можнос­ти объек­тивной оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния;

  • до­ля обу­ча­ющих­ся в об­щей чис­леннос­ти обу­ча­ющих­ся на всех уров­нях об­ра­зова­ния, по­лучив­ших оцен­ку сво­их дос­ти­жений (в том чис­ле с ис­поль­зо­вани­ем ин­форма­ци­он­но-ком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий) че­рез доб­ро­воль­ные и обя­затель­ные про­цеду­ры оце­нива­ния для пост­ро­ения на ос­но­ве это­го ин­ди­виду­аль­ной об­ра­зова­тель­ной тра­ек­то­рии, спо­собс­тву­ющей со­ци­али­зации лич­ности;

  • до­ля ор­га­нов уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции, ин­тегри­рован­ных с еди­ной ин­форма­ци­он­но-ана­лити­чес­кой сис­те­мой уп­равле­ния об­ра­зова­тель­ной сре­дой, в об­щем чис­ле ор­га­нов уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции

Сро­ки и эта­пы ре­али­зации Прог­раммы

Прог­рамма бу­дет ре­али­зова­на в 2011 - 2015 го­дах в 2 эта­па.
На пер­вом эта­пе (2011 - 2013 го­ды) бу­дут сфор­ми­рова­ны стра­теги­чес­кие про­ек­ты раз­ви­тия об­ра­зова­ния, вклю­ча­ющие в се­бя ряд но­вых вза­имоувя­зан­ных нап­равле­ний. Эти про­ек­ты бу­дут ре­али­зова­ны субъек­та­ми Рос­сий­ской Фе­дера­ции, об­ра­зова­тель­ны­ми и ины­ми уч­режде­ни­ями и ор­га­низа­ци­ями при фе­дераль­ной под­держ­ке с учас­ти­ем про­фес­си­ональ­но­го пе­даго­гичес­ко­го со­об­щест­ва. В ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния пер­во­го эта­па бу­дут по­луче­ны ус­той­чи­вые мо­дели для даль­ней­ше­го мас­со­вого внед­ре­ния пре­об­ра­зова­ний и оцен­ки их ре­зуль­та­тив­ности, раз­ра­бота­ны сце­нарии для раз­личных ти­пов об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, ре­ги­онов и со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ких ус­ло­вий.
На вто­ром эта­пе (2014 - 2015 го­ды) предс­то­ит за­вер­шить на­чатые на пер­вом эта­пе стра­теги­чес­кие про­ек­ты, обес­пе­чив пос­ле­дова­тель­ные из­ме­нения в об­ра­зова­нии на всей тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­дера­ции. На этом эта­пе бу­дут сфор­ми­рова­ны но­вые мо­дели уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем в ус­ло­ви­ях ши­роко­масш­таб­но­го ис­поль­зо­вания ин­форма­ци­он­но-те­леком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий, а так­же оп­ре­деле­ны ос­новные по­зиции по це­лям и за­дачам фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на сле­ду­ющий пе­ри­од

Объемы и ис­точни­ки фи­нан­си­рова­ния Прог­раммы

объем фи­нан­си­рова­ния ме­роп­ри­ятий Прог­раммы (в це­нах со­от­ветс­тву­ющих лет) сос­та­вит:
об­щий объем - 137908,8 млн. руб­лей,
в том чис­ле:
за счет средств фе­дераль­но­го бюд­же­та - 54228,8 млн. руб­лей,
из них суб­си­дии - 10469,68 млн. руб­лей;
за счет средств бюд­же­тов субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции - 67070 млн. руб­лей;
за счет вне­бюд­жетных ис­точни­ков - 16610 млн. руб­лей

Ожи­да­емые ко­неч­ные ре­зуль­та­ты ре­али­зации Прог­раммы и по­каза­тели ее со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кой эф­фектив­ности

  • уве­личе­ние до­ли об­ра­зова­тель­ных ус­луг в ва­ловом внут­реннем про­дук­те не ме­нее чем на 7 про­цен­тов;

  • сни­жение на 16 про­цен­тов уров­ня без­ра­боти­цы сре­ди граж­дан, име­ющих выс­шее, сред­нее и на­чаль­ное про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние;

  • сни­жение на 8 - 12 про­цен­тов зат­рат на ре­али­зацию ме­ханиз­мов со­ци­аль­ной адап­та­ции для со­ци­аль­но не­защи­щен­ных групп на­селе­ния;

  • соз­да­ние и внед­ре­ние но­вых об­ра­зова­тель­ных и до­суго­вых прог­рамм на всех уров­нях сис­те­мы об­ра­зова­ния;

  • внед­ре­ние и эф­фектив­ное ис­поль­зо­вание но­вых ин­форма­ци­он­ных сер­ви­сов, сис­тем и тех­но­логий обу­чения, элект­рон­ных об­ра­зова­тель­ных ре­сур­сов но­вого по­коле­ния;

  • внед­ре­ние про­цедур не­зави­симой оцен­ки де­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний всех уров­ней и об­ра­зова­тель­ных про­цес­сов;

  • соз­да­ние ре­сур­сов и прог­рамм для ода­рен­ных де­тей;

  • под­держ­ка ре­ги­ональ­ных комп­лек­сных прог­рамм раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, нап­равлен­ных на дос­ти­жение стра­теги­чес­ких це­лей ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия и сти­мули­рова­ние вза­имо­дей­ствия ор­га­низа­ций на­уки, выс­ше­го, сред­не­го и на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, рос­сий­ских и за­рубеж­ных ком­па­ний в рам­ках об­щих про­ек­тов и прог­рамм раз­ви­тия;

  • под­го­тов­ка кад­ров по при­ори­тет­ным нап­равле­ни­ям мо­дер­ни­зации и тех­но­логи­чес­ко­го раз­ви­тия эко­номи­ки Рос­сии (энер­го­эф­фектив­ность, ядер­ные тех­но­логии, стра­теги­чес­кие компьютер­ные тех­но­логии и прог­рамм­ное обес­пе­чение, ме­дицинс­кая тех­ни­ка и фар­ма­цев­ти­ка, кос­мос и те­леком­му­ника­ции);

  • ос­на­щение сов­ре­мен­ным учеб­но-про­из­водс­твен­ным, компьютер­ным обо­рудо­вани­ем и прог­рамм­ным обес­пе­чени­ем об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, внед­ря­ющих сов­ре­мен­ные об­ра­зова­тель­ные прог­раммы и обу­ча­ющие тех­но­логии, ор­га­низа­цию ста­жиро­вок и обу­чение спе­ци­алис­тов в ве­дущих рос­сий­ских и за­рубеж­ных об­ра­зова­тель­ных цент­рах, с прив­ле­чени­ем к этой ра­боте объеди­нений ра­бото­дате­лей, ком­мерчес­ких ор­га­низа­ций, предъяв­ля­ющих спрос на вы­пуск­ни­ков уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния;

  • фор­ми­рова­ние се­ти экс­пер­тно-ана­лити­чес­ких и сер­ти­фика­ци­он­ных цент­ров оцен­ки и сер­ти­фика­ции про­фес­си­ональ­ных ква­лифи­каций, в том чис­ле для ин­но­ваци­он­ных от­раслей эко­номи­ки; по­выше­ние по­каза­телей ака­деми­чес­кой мо­биль­нос­ти сту­ден­тов и пре­пода­вате­лей, поз­во­ля­ющей обес­пе­чить но­вые уров­ни вза­имо­дей­ствия раз­личных об­ра­зова­тель­ных и эко­номи­чес­ких сис­тем, прив­ле­чение ву­зами для пре­пода­вания спе­ци­алис­тов из ре­аль­но­го сек­то­ра эко­номи­ки;

  • ко­опе­риро­вание уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния с внеш­ней сре­дой для фор­ми­рова­ния ус­той­чи­вых двус­то­рон­них свя­зей по тру­до­уст­рой­ству вы­пуск­ни­ков и под­держа­нию про­цес­сов неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния для сот­рудни­ков предп­ри­ятий;

  • внед­ре­ние и под­держ­ка ме­ханиз­мов го­сударс­твен­но-част­но­го парт­нерс­тва, обес­пе­чива­ющих эф­фектив­ное фи­нан­си­рова­ние сис­те­мы об­ра­зова­ния; внед­ре­ние и под­держ­ка ме­ханиз­мов и мо­делей хо­зяй­ствен­ной са­мос­то­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний.



УТ­ВЕРЖ­ДЕ­НА рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства
Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 7 фев­ра­ля 2011 г. № 163-р

^ КОН­ЦЕПЦИЯ
Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния
на 2011 - 2015 го­ды


I. Обос­но­вание со­от­ветс­твия ре­ша­емой проб­ле­мы и це­лей Прог­раммы при­ори­тет­ным за­дачам со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции

В Кон­цепции дол­госроч­но­го со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2020 го­да, ут­верж­ден­ной рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 17 но­яб­ря 2008 г. № 1662-р, от­ме­чено, что в се­реди­не те­куще­го де­сяти­летия рос­сий­ская эко­номи­ка ока­залась пе­ред дол­говре­мен­ны­ми сис­темны­ми вы­зова­ми, от­ра­жа­ющи­ми как ми­ровые тен­денции, так и внут­ренние барьеры раз­ви­тия.

Один из та­ких вы­зовов - воз­раста­ние ро­ли че­лове­чес­ко­го ка­пита­ла как ос­новно­го фак­то­ра эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия. Для Рос­сии от­вет на этот вы­зов пред­по­лага­ет пре­одо­ление име­ющих­ся не­гатив­ных тен­денций в раз­ви­тии че­лове­чес­ко­го по­тен­ци­ала, ко­торые в том чис­ле ха­рак­те­ризу­ют­ся низ­ким ка­чест­вом и сни­жени­ем уров­ня дос­тупнос­ти со­ци­аль­ных ус­луг в сфе­ре об­ра­зова­ния.

В со­от­ветс­твии с Кон­цепци­ей дол­госроч­но­го со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2020 го­да стра­теги­чес­кой целью яв­ля­ет­ся дос­ти­жение уров­ня эко­номи­чес­ко­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, со­от­ветс­тву­юще­го ста­тусу Рос­сии как ве­дущей ми­ровой дер­жа­вы XXI ве­ка, за­нима­ющей пе­редо­вые по­зиции в гло­баль­ной эко­номи­чес­кой кон­ку­рен­ции и на­деж­но обес­пе­чива­ющей на­ци­ональ­ную бе­зопас­ность и ре­али­зацию конс­ти­туци­он­ных прав граж­дан. В 2015 -2020 го­дах Рос­сия долж­на вой­ти в пя­тер­ку стран-ли­деров по объему ва­лово­го внут­ренне­го про­дук­та (по па­рите­ту по­купа­тель­ной спо­соб­ности).

При этом стра­теги­чес­кой целью го­сударс­твен­ной по­лити­ки в об­ласти об­ра­зова­ния яв­ля­ет­ся по­выше­ние дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия эко­номи­ки, сов­ре­мен­ным пот­ребнос­тям об­щест­ва и каж­до­го граж­да­нина.

Ре­али­зация этой це­ли пред­по­лага­ет ре­шение сле­ду­ющих при­ори­тет­ных за­дач:

обес­пе­чение ин­но­ваци­он­но­го ха­рак­те­ра ба­зово­го об­ра­зова­ния;

мо­дер­ни­зация инс­ти­тутов сис­те­мы об­ра­зова­ния как инс­тру­мен­тов со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;

соз­да­ние сов­ре­мен­ной сис­те­мы неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и пе­репод­го­тов­ки про­фес­си­ональ­ных кад­ров;

фор­ми­рова­ние ме­ханиз­мов оцен­ки ка­чест­ва и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг с учас­ти­ем пот­ре­бите­лей, учас­тие в меж­ду­народ­ных со­пос­та­витель­ных исс­ле­дова­ни­ях.

В Ос­новных нап­равле­ни­ях де­ятель­нос­ти Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2012 го­да сде­лан вы­вод о том, что в рос­сий­ском об­ра­зова­нии на­чаты сис­темные из­ме­нения, нап­равлен­ные на обес­пе­чение его со­от­ветс­твия как тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­ной эко­номи­ки, так и зап­ро­сам об­щест­ва. При этом при­ори­тет­ны­ми нап­равле­ни­ями в этой сфе­ре яв­ля­ют­ся при­веде­ние со­дер­жа­ния и струк­ту­ры про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки кад­ров в со­от­ветс­твие с сов­ре­мен­ны­ми пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да и по­выше­ние дос­тупнос­ти ка­чест­вен­ных об­ра­зова­тель­ных ус­луг.

В рос­сий­ском об­ра­зова­нии в пос­ледние го­ды сло­жились тен­денции и под­хо­ды к соз­да­нию ус­ло­вий, обес­пе­чива­ющих ка­чест­во и дос­тупность об­ра­зова­тель­ных ус­луг. Од­на­ко уро­вень раз­ви­тия оте­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния по­ка не со­от­ветс­тву­ет тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия стра­ны.

Под­держ­ка ли­деров в ли­це от­дель­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний и ре­ги­ональ­ных сис­тем об­ра­зова­ния поз­во­лила про­демонс­три­ровать но­вые под­хо­ды к осу­щест­вле­нию об­ра­зова­тель­ной прак­ти­ки. В то же вре­мя даль­ней­шая мо­дер­ни­зация об­ра­зова­ния тре­бу­ет масш­таб­ных, сис­темных из­ме­нений в сфе­ре об­ра­зова­ния, вов­ле­чения боль­шей час­ти субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции и об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний в про­цес­сы ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сии.

Целью Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011 -2015 го­ды (да­лее - Прог­рамма) яв­ля­ет­ся обес­пе­чение дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям

ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

При этом за­дача­ми Прог­раммы яв­ля­ют­ся:

мо­дер­ни­зация об­ще­го и дош­коль­но­го об­ра­зова­ния как инс­ти­тута со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;

при­веде­ние со­дер­жа­ния и струк­ту­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твие с пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да;

раз­ви­тие сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг.

Та­ким об­ра­зом, це­ли и за­дачи Прог­раммы, учи­тывая сро­ки ее ре­али­зации (2011 - 2015 го­ды), со­от­ветс­тву­ют Кон­цепции дол­госроч­но­го со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2020 го­да и Ос­новным нап­равле­ни­ям де­ятель­нос­ти Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2012 го­да, ут­верж­ден­ным рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 17 но­яб­ря 2008 г. № 1663-р.

^ II. Обос­но­вание це­лесо­об­разнос­ти ре­шения проб­ле­мы прог­рамм­но-це­левым ме­тодом

Пер­вое де­сяти­летие XXI ве­ка яви­лось пе­ри­одом на­чала фор­ми­рова­ния ос­нов для даль­ней­ше­го ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия рос­сий­ско­го об­ра­зова­ния, зна­читель­ных инс­ти­туци­ональ­ных из­ме­нений, обес­пе­чен­ных го­сударс­твен­ным пла­ново-бюд­жетным фи­нан­си­рова­ни­ем.

В то же вре­мя ре­ак­ция сис­те­мы об­ра­зова­ния на эти из­ме­нения ос­та­ет­ся не­дос­та­точ­но опе­ратив­ной, за­паз­ды­ва­ет от­но­ситель­но тем­пов со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сии.

Ко­личест­во об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, ис­поль­зу­ющих ин­но­ваци­он­ные под­хо­ды в сво­ей де­ятель­нос­ти, не­вели­ко, от­сутс­тву­ют ме­ханиз­мы кон­ку­рен­ции и расп­рос­тра­нения но­вых под­хо­дов к ре­али­зации об­ра­зова­тель­ных прог­рамм. Ряд об­ра­зова­тель­ных ини­ци­атив но­сит ло­каль­ный ха­рак­тер и они с тру­дом расп­рос­тра­ня­ют­ся на всю сис­те­му об­ра­зова­ния. Ох­ват ка­чест­вен­ным об­ра­зова­ни­ем, не­об­хо­димым для обес­пе­чения рав­ных стар­то­вых воз­можнос­тей карьер­но­го и лич­ност­но­го рос­та рос­сий­ских граж­дан, про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся, с од­ной сто­роны, не­дос­та­точ­ным, а с дру­гой - из­бы­точ­но диф­фе­рен­ци­рован­ным от­но­ситель­но со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ких ус­ло­вий в раз­ных субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Ре­ша­емая проб­ле­ма предс­тав­ля­ет со­бой комп­лекс проб­лем, сох­ра­ня­ющих­ся по­ка на раз­личных уров­нях об­ра­зова­ния. К этим проб­ле­мам сле­ду­ет от­нести:

невк­лю­чен­ность зна­читель­ной час­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний в про­цес­сы ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия, а так­же в ин­форма­ци­он­ное прост­ранс­тво рос­сий­ско­го об­щест­ва;

не­дос­та­точ­ное ис­поль­зо­вание сов­ре­мен­ных об­ра­зова­тель­ных тех­но­логий;

низ­кую ди­нами­ку кад­ро­вого об­новле­ния в сис­те­ме об­ра­зова­ния;

край­не не­од­но­род­ный ох­ват граж­дан дош­коль­ным, до­пол­ни­тель­ным и неп­ре­рыв­ным об­ра­зова­ни­ем в раз­личных субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции;

от­сутс­твие дей­ствен­ных ме­ханиз­мов прод­ви­жения оте­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния за ру­бежом;

от­сутс­твие кон­ку­рент­ных ме­ханиз­мов и об­ратной свя­зи меж­ду про­из­во­дите­лями и пот­ре­бите­лями об­ра­зова­тель­ных ус­луг, обес­пе­чива­ющих эф­фектив­ное функ­ци­они­рова­ние сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния.

Та­ким об­ра­зом, проб­ле­ма тре­бу­ет комп­лек­сно­го ре­шения. Это ре­шение мо­жет быть обес­пе­чено при­мене­ни­ем прог­рамм­но-це­лево­го ме­тода (ме­тода це­левых прог­рамм).

Прог­рамма, раз­ра­ботан­ная на ос­но­ве прог­рамм­но-це­лево­го ме­тода, предс­тав­ля­ет со­бой комп­лекс раз­личных ме­роп­ри­ятий, обес­пе­чива­ющих дос­ти­жение конк­рет­ных це­лей и ре­шение за­дач, сто­ящих пе­ред рос­сий­ским об­ра­зова­ни­ем в 2011 - 2015 го­дах. Ме­роп­ри­ятия Прог­раммы но­сят комп­лек­сный ха­рак­тер, обес­пе­чива­ют об­щие под­хо­ды и вза­имос­вязь це­лей и за­дач, сто­ящих пе­ред рос­сий­ским об­ра­зова­ни­ем в 2011 -2015 го­дах.

Ме­роп­ри­ятия Прог­раммы сог­ла­сова­ны по сро­кам и ре­сур­сам, не­об­хо­димым для их осу­щест­вле­ния, а так­же оп­ре­деле­ны ис­хо­дя из при­ори­тетов дол­госроч­но­го со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции, оче­ред­ности их ре­али­зации с уче­том ре­сурс­ных воз­можнос­тей на фе­дераль­ном и ре­ги­ональ­ном уров­нях, ре­зуль­та­тов Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2006 - 2010 го­ды и при­ори­тет­но­го на­ци­ональ­но­го про­ек­та "Об­ра­зова­ние" (да­лее - про­ект "Об­ра­зова­ние").

^ III. Пред­ва­ритель­ный ана­лиз ито­гов ре­али­зации Фе­дераль­ной це­левой

прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2006 - 2010 го­ды

с уче­том ре­зуль­та­тов про­ек­та "Об­ра­зова­ние"

Целью за­вер­шившей­ся в 2010 го­ду Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2006 - 2010 го­ды яв­ля­лось обес­пе­чение ус­ло­вий для удов­летво­рения пот­ребнос­тей граж­дан, об­щест­ва и рын­ка тру­да в ка­чест­вен­ном об­ра­зова­нии пу­тем соз­да­ния но­вых инс­ти­туци­ональ­ных ме­ханиз­мов ре­гули­рова­ния в сфе­ре об­ра­зова­ния, об­новле­ния струк­ту­ры и со­дер­жа­ния об­ра­зова­ния, раз­ви­тия фун­да­мен­таль­нос­ти и прак­ти­чес­кой нап­равлен­ности об­ра­зова­тель­ных прог­рамм, фор­ми­рова­ния сис­те­мы неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния.

В хо­де вы­пол­не­ния Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2006 - 2010 го­ды ре­шались сле­ду­ющие за­дачи:

со­вер­шенс­тво­вание со­дер­жа­ния и тех­но­логий об­ра­зова­ния;

раз­ви­тие сис­те­мы обес­пе­чения ка­чест­ва об­ра­зова­тель­ных ус­луг;

по­выше­ние эф­фектив­ности уп­равле­ния в сис­те­ме об­ра­зова­ния;

со­вер­шенс­тво­вание эко­номи­чес­ких ме­ханиз­мов в сфе­ре об­ра­зова­ния.

В ре­зуль­та­те ре­али­зации Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2006 - 2010 го­ды:

раз­ра­бота­ны с учас­ти­ем ра­бото­дате­лей фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные об­ра­зова­тель­ные стан­дарты но­вого по­коле­ния по всем уров­ням об­ра­зова­ния;

соз­да­ны элект­рон­ные об­ра­зова­тель­ные ре­сур­сы для про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния (по 34 про­фес­си­ям на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния и по 11 спе­ци­аль­нос­тям сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния) и ва­ри­атив­ные элект­рон­ные об­ра­зова­тель­ные ре­сур­сы для ос­новно­го об­ще­го и сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го об­ра­зова­ния (по 10 дис­ципли­нам);

соз­да­на ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кая ба­за для пос­ле­ду­юще­го внед­ре­ния но­вых об­ра­зова­тель­ных тех­но­логий и прин­ци­пов ор­га­низа­ции учеб­но­го про­цес­са, обес­пе­чива­ющих эф­фектив­ную ре­али­зацию но­вых мо­делей и со­дер­жа­ния об­ра­зова­ния, в том чис­ле с ис­поль­зо­вани­ем ин­форма­ци­он­ных и ком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий;

ре­али­зова­ны ме­роп­ри­ятия по соз­да­нию бе­зопас­ных ус­ло­вий для ор­га­низа­ции учеб­но­го про­цес­са в уч­режде­ни­ях раз­но­го уров­ня за счет пос­та­вок не­об­хо­димо­го обо­рудо­вания (бо­лее 2000 комп­лек­тов ох­ранно-

по­жар­но­го обо­рудо­вания и средств за­щиты, бо­лее 1200 комп­лек­тов сис­тем ви­де­онаб­лю­дения);

обес­пе­чено еже­год­ное по­выше­ние ква­лифи­кации по­ряд­ка 400 тыс. пре­пода­вате­лей на всех уров­нях об­ра­зова­ния;

обес­пе­чено рас­ши­рение ин­форма­ци­он­но­го вза­имо­дей­ствия в рам­ках се­ти ре­ги­ональ­ных ре­сурс­ных цент­ров и уни­вер­си­тетов за счет раз­ви­тия опор­ной ин­форма­ци­он­ной инф­рас­трук­ту­ры;

ре­али­зован комп­лекс ме­роп­ри­ятий, нап­равлен­ных на обес­пе­чение еже­год­но­го про­веде­ния еди­ного го­сударс­твен­но­го эк­за­мена во всех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Про­веден­ные в рам­ках Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2006-2010 го­ды ме­роп­ри­ятия поз­во­лили в 2009 го­ду обес­пе­чить пе­реход еди­ного го­сударс­твен­но­го эк­за­мена в штат­ный ре­жим;

ре­али­зован комп­лекс ме­роп­ри­ятий, нап­равлен­ных на мо­дер­ни­зацию струк­ту­ры и со­дер­жа­ния об­ще­го и про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, фор­ми­рова­ние об­ще­наци­ональ­ной сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния, со­вер­шенс­тво­вание ме­ханиз­мов фи­нан­си­рова­ния об­ра­зова­ния, рас­ши­рение экс­пор­та об­ра­зова­тель­ных ус­луг, со­вер­шенс­тво­вание ме­ханиз­мов уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем;

обес­пе­чены тех­но­логи­чес­кая под­держ­ка, экс­плу­ата­ция и раз­ви­тие сер­ви­сов фе­дераль­но­го цент­ра ин­форма­ци­он­ных об­ра­зова­тель­ных ре­сур­сов.

На­чиная с 2006 го­да вы­пол­не­ние Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2006 - 2010 го­ды бы­ло вза­имос­вя­зано с ре­али­заци­ей про­ек­та "Об­ра­зова­ние".

В 2006 - 2009 го­дах в рам­ках ре­али­зации про­ек­та "Об­ра­зова­ние":

ока­зана го­сударс­твен­ная под­держ­ка 57 ву­зам, 9 тыс. ин­но­ваци­он­ных школ, 340 об­ра­зова­тель­ным уч­режде­ни­ям на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния;

по­ощ­ре­ны 40 тыс. луч­ших учи­телей и 21 тыс. предс­та­вите­лей та­лант­ли­вой мо­лоде­жи, еже­месяч­ное воз­награж­де­ние за класс­ное ру­ководс­тво вып­ла­чено бо­лее чем 800 тыс. пе­даго­гов;

пос­тавле­но в об­ра­зова­тель­ные уч­режде­ния 54,8 тыс. комп­лек­тов но­вого учеб­но­го обо­рудо­вания и 9,8 тыс. школь­ных ав­то­бусов, свы­ше 52 тыс. рос­сий­ских школ по­лучи­ли дос­туп в сеть Ин­тернет.

Ре­зуль­та­ты ре­али­зован­ных при фе­дераль­ной под­держ­ке в бо­лее чем 30 субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции комп­лек­сных про­ек­тов мо­дер­ни­зации об­ра­зова­ния соз­да­ли пред­по­сыл­ки для фор­ми­рова­ния на­ци­ональ­ной

об­ра­зова­тель­ной ини­ци­ати­вы "На­ша но­вая шко­ла" (да­лее - ини­ци­ати­ва "На­ша но­вая шко­ла").

Сре­ди на­ибо­лее за­мет­ных ре­зуль­та­тов мо­дер­ни­зации об­ра­зова­ния в ре­ги­онах не­об­хо­димо наз­вать сле­ду­ющие:

в 2009 го­ду об­новле­ние кад­ро­вого сос­та­ва об­ще­об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний за счет мо­лодых спе­ци­алис­тов сос­та­вило око­ло 10 про­цен­тов (до на­чала комп­лек­сных про­ек­тов мо­дер­ни­зации об­ра­зова­ния - 1 про­цент еже­год­но);

к кон­цу 2009 го­да до­ля обу­ча­ющих­ся в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях в об­щей чис­леннос­ти обу­ча­ющих­ся по ос­новным прог­раммам об­ще­го об­ра­зова­ния сос­та­вила око­ло 70 про­цен­тов (в 2006 го­ду - 38 про­цен­тов);

чис­ло по­сеще­ний пор­та­ла фе­дераль­но­го цент­ра ин­форма­ци­он­ных об­ра­зова­тель­ных ре­сур­сов уве­личи­лось с 47 тыс. по­сеще­ний в ме­сяц в 2008 го­ду до 173 тыс. по­сеще­ний - в 2009 го­ду.

В ре­зуль­та­те уда­лось обес­пе­чить соз­да­ние ос­новных ме­ханиз­мов мо­дер­ни­зации сис­те­мы об­ра­зова­ния, сфор­ми­ровать сеть об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний и рос­сий­ских ре­ги­онов, участ­ву­ющих в ин­но­ваци­он­ном раз­ви­тии сис­те­мы об­ра­зова­ния. Бы­ли так­же сфор­ми­рова­ны кон­ку­рент­ная сре­да, груп­пы ли­деров для расп­рос­тра­нения прак­ти­ки мо­дер­ни­зации во всей сис­те­ме об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

При раз­ра­бот­ке Прог­раммы бу­дет пол­ностью обес­пе­чена пре­емс­твен­ность ее ме­роп­ри­ятий по от­но­шению к ме­роп­ри­ятиям пре­дыду­щей прог­раммы. Ме­роп­ри­ятия Прог­раммы бу­дут вза­имоувя­заны с ме­роп­ри­ятиями про­ек­та "Об­ра­зова­ние". Кро­ме то­го, при ре­али­зации ме­роп­ри­ятий Прог­раммы бу­дет сфор­ми­рован де­тали­зиро­ван­ный план дей­ствий в час­ти раз­ви­тия ин­форма­ци­он­но-ком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий, сог­ла­сован­ный с Ми­нис­терс­твом свя­зи и мас­со­вых ком­му­ника­ций Рос­сий­ской Фе­дера­ции и дру­гими за­ин­те­ресо­ван­ны­ми фе­дераль­ны­ми ор­га­нами ис­полни­тель­ной влас­ти.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconКомплексный план «Патриотическое воспитание обучающихся моу волошинской сош на 2011 2015 годы» Волошино 2011
Сош на 2011 2015 годы разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственной...
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебные годы. Село Новая Усмань-2011 паспорт образовательной программы
Охватывают 2011-2015 учебные годы
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconПостановление От 17 декабря 2010 г. N 1050 о федеральной целевой программе "жилище" на 2011 2015 годы правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 2015 годы
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 2015 годы
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconОд-20/2 от 18. 09. 2012
О реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и государственной программы Российской...
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconПостановление От 20 июня 2011 г. N 492 о федеральной целевой программе "русский язык" на 2011 2015 годы
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2011 2015 годы (далее Программа)
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconПостановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 "о федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы"
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития образования на 2011 2015 годы (далее Программа)
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconПриказ №373 на 2011-2015 годы
Во исполнение приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconПрограмма развития школы на 2011-2015 годы
Программа развития моу «Троицкая средняя общеобразовательная школа №1» на 2011-2015 годы
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconПлан мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2011-2015 годы согласно приложению
Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы
Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 годы iconПрограмма развития моу сош №37 города Костромы на 2011-2015 годы
«Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 2012 г г.», Национальной образовательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы