Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей»
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» icon

Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей»



НазваниеВведение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей»
Дата конвертации07.10.2012
Размер184.86 Kb.
ТипПрограмма
источник

ВВЕДЕНИЕ В КОМБИНАТОРИКУ


Колотова И.В., учитель информатики НОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова


Пояснительная записка.

Программа элективного предметного курса, предлагаемого в рамках предпрофильной подготовки, «Введение в комбинаторику» знакомит учащихся с новым классом комбинаторных задач, решение которых на уроках информатики способствует значительному повышению их математической и алгоритмической культуры: развивается динамичность мышления, его гибкость, формируется умение разделить сложный объект на простые составляющие и определить взаимосвязи между ними. Все это необходимо для изучения и построения формальных моделей и позволяет научиться такому подходу к любой задаче. При этом решение задачи выступает как объект конструирования и изобретения. В условиях рынка важно уметь выбирать из многих возможностей наиболее приемлемые, просчитывать варианты.

Основной целью курса является освоение нового для учащихся раздела математики – комбинаторики. Курс носит междисциплинарный характер и относится к математическим основам информатики. Для изучения курса достаточно математической подготовки в объёме 8 класса. Элективный курс «Введение в комбинаторику» можно использовать для предпрофильной подготовки как в 8 классе, так и в 9 классе в зависимости от особенностей образовательного учреждения и уровня обученности учащихся.

Основой данного курса послужил учебник известных американских ученых, написанный специально для школьников: Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969 г. В качестве дополнительной литературы для учителя предлагается более сложная и содержащая много интересных задач книга российского автора: Н.Я. Виленкин. Комбинаторика. М., Наука, 1969 г.

К курсу предлагается четыре приложения, содержащие задачи с подробными решениями.

Курс рассчитан на 12 часов и включает следующие темы:

Определение перестановки. Подсчет количества перестановок из n предметов по m.

Правило умножения. Решение задач.

Правило сложения. Понятие факториала. Решение задач.

Размещения. Определение размещений. Подсчет количества размещений из n предметов по m. Решение задач.

Сочетания. Количество сочетаний. Правило Паскаля. Треугольник Паскаля.

Перестановки с повторениями. Число перестановок в случае двух типов объектов.

Биномиальная теорема.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление:

- об основных законах комбинаторики - правиле умножения и правиле сложения;

- о перестановках и перестановках с повторениями;

- о размещениях;

- о сочетаниях;

- о факториале.

уметь:

- подсчитать количество перестановок;

- использовать правила сложения и умножения при решении задач;

- подсчитать количество размещений из n предметов по m;

- отличить сочетания от перестановок и подсчитать количество сочетаний;

- знать, что такое факториал;

- определить коэффициенты в выражении (a+x)n (биномиальные коэффициенты).


^ Содержание обучения.

Перестановки. Определение перестановки. Подсчет количества перестановок из n предметов по m.

Правило умножения. Решение задач.

Правило сложения. Понятие факториала. Решение задач.

Размещения. Определение размещений. Подсчет количества размещений из n предметов по m. Решение задач.

Сочетания. Количество сочетаний. Правило Паскаля. Треугольник Паскаля.

^ Перестановки с повторениями. Число перестановок в случае двух типов объектов. Биномиальная теорема.




^ Тема модуля

Кол-во часов

Формы работы

Образовательный

продукт

Формы контроля

Литература для учителя


Литература для учащихся


1

Перестановки.

Определение перестановки. Подсчет количества перестановок из n предметов по m.

2

Лекции.

Практикум по решению задач

Опорный конспект.

Подборка задач с решениями.




1. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.

2. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

1. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

2

Правило умножения. Решение задач.

2

Лекции.

Практикум по решению задач

Опорный конспект.

Подборка задач с решениями.




1. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.

2. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

1. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

3

Правило сложения. Понятие факториала. Решение задач.

2

Лекции.

Практикум по решению задач

Опорный конспект.

Подборка задач с решениями.

Контрольная работа №1.

1. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.

2. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

1. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

4

Размещения. Решение задач.

2

Лекции.

Практикум по решению задач

Опорный конспект.

Подборка задач с решениями.




1. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.

2. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

1. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

5

Сочетания. Количество сочетаний. Правило Паскаля. Треугольник Паскаля.

2

Лекции.

Практикум по решению задач

Опорный конспект.

Подборка задач с решениями.

Контрольная работа №2.

1. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.

2. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

1. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

6

Перестановки с повторениями. Число перестановок в случае двух типов объектов.

Биномиальная теорема.

2

Лекции.

Практикум по решению задач

Опорный конспект.

Подборка задач с решениями.

Контрольная работа №3.

1. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.

2. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.

1. Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. Вероятность. М., Мир, 1969.


Примерный план урока.

Тема. Решение комбинаторных задач с помощью правил сложения и умножения, а также с использованием понятий перестановок, размещений и сочетаний (итоговый урок).

Цели:

1. Закрепление знаний учащихся по изученным темам.

2. Развитие навыков комбинаторного мышления учащихся.

3. Воспитание творческого подхода к решению задач.

Содержание урока.

1. Определение цели урока.

Комбинаторика - это область математики, которая изучает, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Представителям многих профессий приходится решать задачи, в которых рассматриваются комбинации букв, цифр и других объектов: завуч в школе составляет расписание уроков, лингвист просчитывает различные варианты расположения букв незнакомого языка, диспетчеры составляют расписание движения поездов, автобусов, самолетов. Комбинаторика используется при декодировании шифров, а также при решении многих задач теории вероятности и статистики.

Цель урока - подвести итог проделанной работе, решить задачи с применением всех полученных знаний, подготовиться к контрольной работе.

^ 2. Проверка домашнего задания.

Задача. На окружности выбраны десять точек. Сколько можно провести хорд с концами в этих точках? Сколько существует треугольников с вершинами в этих точках? Сколько выпуклых десятиугольников?

Предполагаемое решение. Поскольку порядок выбора точек, служащих концами хорд, не важен, то количество хорд будет определяться как число сочетаний из 10 по 2:

= - по формуле для расчета числа сочетаний.

Рассуждая подобным образом, получим, что количество треугольников будет:

.

Ясно, что существует только один выпуклый десятиугольник, вершины которого находятся в заданных точках.

^ 3. Решение и обсуждение предложенных задач.

Задача 1.

а) Сколькими способами из девяти книг можно отобрать четыре?

б) Сколькими способами это можно сделать, если в число отобранных должна входить некая определенная книга?

в) Сколькими способами можно отобрать четыре книги так, чтобы в число отобранных не входила определенная книга?

^ Предполагаемое решение.

а) Из условия задачи ясно, что порядок отбора книг учитывать не требуется; подобные комбинации называются сочетаниями. Поэтому количество способов отбора равно

б) так как определенная книга всегда должна входить в выбор, то недостающие три книги выбираем из восьми оставшихся, поэтому способов выбора будет:

в) выбор будет осуществляться из восьми оставшихся книг, поэтому - .

Задача 2. Десять кресел поставлены в ряд.

а) Сколькими способами на них могут сесть два человека?

б) Сколькими способами эти два человека могут сесть рядом?

Предполагаемое решение.

а) Так как неважно, в каком порядке сядут два человека, то способов – .

б) Поскольку эти двое должны сидеть рядом, то будем считать их за одного, сидящего на двух креслах. Пар кресел, расположенных рядом, (1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, 9-10) – 9 . Следовательно, способов выбора тоже 9. По другому, =9.

Задача 3. Сколько четырехбуквенных «слов» можно образовать из слова «сердолик»? Сколько среди них таких, которые не содержат букву «р»? Сколько таких, которые начинаются с буквы «е» и оканчиваются буквой «р»?

^ Предполагаемое решение.

Слово содержит 8 букв. Ясно, что меняя порядок букв в словах, получим разные слова, т.е. порядок букв надо учитывать, поэтому будем решать задачу, используя правило умножения: нарисуем табличку из четырех клеточек, в каждую из которых мы можем поставить какую-то букву. Ясно, что в первую клеточку можно поставить любую из имеющихся восьми букв. Во вторую - одну из семи оставшихся, в третью - одну из шести оставшихся, в четвертую - одну из пяти оставшихся:


8

7

6

5


Тогда четырехбуквенных слов будет .

Таких, которые не содержат букву «р», - , поскольку выбор делается из семи оставшихся букв.

Таких, которые начинаются с буквы «е» и оканчиваются буквой «р», - , так как выбор второй буквы делается из шести оставшихся, а третьей – из пяти оставшихся.

Задача 4. Сколько шестизначных чисел можно образовать из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, если каждое число должно состоять из трех чётных и трёх нечётных цифр, причём никакая цифра не входит в число более одного раза?

^ Предполагаемое решение.

Рассуждаем также как в предыдущей задаче. Выбираем три четных составляющих: поскольку четных цифр – 4, то возможностей для первых трех цифр


4

3

2


т.е. . Нечетных цифр – 5, поэтому выборов – . Всего, согласно правилу умножения, – комбинаций.

Задача 5. Сколько существует пятизначных чисел? Сколько среди них таких, которые начинаются цифрой 2 и заканчиваются цифрой 4? Которые не содержат цифры 5? Которые делятся на 5?

^ Предполагаемое решение.

Так как на первое место нельзя поставить цифру «0», то всего, по правилу умножения, существует пятизначных чисел.

Чисел, которые начинаются цифрой 2 и заканчиваются цифрой 4 (согласно правилу умножения) будет: штук.

Чисел, которые не содержат цифру 5: , так как на первое место нельзя поставить две цифры – 0 и 5, а на другие – любую цифру кроме 5.

Таких чисел, которые делятся на 5: .(Для последней цифры всего два варианта: 5 или 0).

Задача 6. Сколькими способами можно расставить на полке семь книг, если две определенные книги должны всегда стоять рядом?

Задача 7. Сколько различных трехбуквенных слов можно образовать, используя буквы, составляющие Ваше имя?

Задача 8. Сколько различных трехбуквенных слов можно образовать, используя буквы, составляющие Ваше имя, причем эти слова должны начинаться согласной буквой?

Задача 9. Сколько различных трехбуквенных слов можно образовать, используя буквы, оставляющие Ваше имя, причем эти слова должны начинаться и оканчиваться согласными, а в середине должна быть гласная буква?

Задача 10. В танцевальном кружке 5 мальчиков и 4 девочки руководитель хочет отобрать пару, состоящую из одного мальчика и одной девочки для участия в соревнованиях. Сколько он должен просмотреть пар, чтобы выбрать лучшую?

Задача 11. Азбука некоторого языка содержит 25 букв. Пусть слово - это любая последовательность букв. Сколько четырехбуквенных «слов» можно образовать из букв этого языка?

Задача 12. Азбука племени Гав-Гав содержит три буквы. Любое «слово» языка этого племени содержит любое количество этих букв, но не больше 4-х. Сколько слов можно образовать из букв этого языка?

^ 4. Объяснение домашнего задания.

Решая задачу, подумайте, следует ли учитывать порядок компонентов. Определите, какие комбинации вы получите и как надо считать их количество.

^ Домашнее задание.

Задача. В распоряжении агрохимика есть 6 разных типов минеральных удобрений. Он изучает влияние каждой тройки удобрений на урожай на опытном участке площадью в 1 га. Какой должна быть площадь опытного поля, если все возможные эксперименты проводятся одновременно?

^ 5. Подведение итогов урока и выставление оценок. На этом уроке мы обсудили и решили большое количество задач, используя знания, полученные на предыдущих уроках. Таким образом, мы подготовились к контрольной работе, которую напишем на следующем уроке.


Приложение 1

Задачи.

1. Сколькими способами могут стать 8 человек к театральной кассе?

Решение. Поскольку количество человек ограничено, то по правилу умножения количество способов равно: (8*7*6*5*4*3*2*1)


2. Сколько пятизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 4, 6, 7, 8, если никакую цифру не использовать более одного раза? Сколько среди этих чисел будет четных? Сколько нечетных?

Решение. Так как имеется всего 6 цифр, то из них можно составить (по правилу умножения) 6*5*4*3*2 чисел.

Так как четными будут те числа, которые оканчиваются на 2, 4, 6 и 8, то будем рассуждать так: начнем составлять числа с последней цифры: на последнее место можно поставить любую из указанных четырех, на четвертое - любую из оставшихся 5, на третье - любую из оставшихся четырех, на второе - любую из оставшихся трех, на первое - любую из оставшихся двух. Т.о., получаем: 4*5*4*3*2.

Рассуждая таким же образом, получаем количество нечетных чисел: 2*5*4*3*2.


3. В пассажирском поезде девять вагонов. Сколькими способами можно рассадить в поезде четырех человек при условии, что все они поедут в разных вагонах?

Решение. По правилу умножения имеем: 9*8*7*6.


4. В классе тридцать одноместных парт. Сколькими способами можно рассадить на них шестерых школьников?

Решение. По правилу умножения: 30*29*28*27*26*25.


5. Энциклопедия состоит из девяти томов - с первого по девятый. Сколькими способами её можно поставить на полке в беспорядке, т.е. так, чтобы тома не следовали один за другим в порядке их номеров?

Решение. По правилу умножения: 9*8*7*6*5*4*3*2*1-1, так как в порядке возрастания номеров книги можно поставить только одним способом.


6. Сколько существует пятизначных чисел? Сколько среди них таких, которые начинаются цифрой 2 и заканчиваются цифрой 4? Которые не содержат цифры 5? Которые делятся на 5?

Решение. Так как на первое место нельзя поставить цифру «0», то всего существует 9*10*10*10*10 пятизначных чисел. Таких, которые начинаются цифрой 2 и заканчиваются цифрой 4 (согласно правилу умножения: 1*10*10*10*1. Таких, которые не содержат цифры 5: 8*9*9*9*9, так как на первое место нельзя поставить две цифры - 0 и 5, а на другие - любую цифру кроме 5. Таких чисел, которые делятся на 5: 9*10*10*10*2. (Для последней цифры всего два варианта: 5 или 0).


7. Из города А в город В ведут пять дорог, а из города В в город С - три дороги. Сколько путей, проходящих через В, ведут из А в С?

Решение. По правилу умножения: 5*3=12 (путей).


8. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «экзамен»?

Решение. Т.к. в этом слове три гласных буквы и четыре согласных, то по правилу умножения имеем: 3*4=12.


9. Бросают игральную кость с шестью гранями и запускают волчок, имеющий 8 граней. Сколькими различными способами могут они упасть?

Решение. По правилу умножения: 6*8=48.


10. На вершину горы ведут семь дорог. Сколькими способами турист может подняться на гору и потом спуститься с неё? Решить задачу при условии, что спуск и подъем выполняются по разным дорогам.

Решение. Всего существует 7*7 способов. Если же выполнить условие, то для спуска будет на одну дорогу меньше, поэтому: 7*6 способов.


Приложение 2

Задачи.

При решении этих задач следует использовать правила умножения и сложения.

1. Сколько слов можно образовать из букв слова «фрагмент», если слова должны состоять:

а) из восьми букв?

б) из семи букв?

в) из трех букв?

Решение. а) Т.к. все буквы разные, то: 8; б)= 8*7; в) = 8*7*6*5*4*3.


2. Сколько существует различных автомобильных номеров, которые состоят из пяти цифр, если первая из них не равна нулю?

Решение. По правилу умножения, учитывая, что первая цифра не равна 0, получаем: 9*10*10*10*10.


3. Сколько существует различных автомобильных номеров, если номер состоит из одной буквы, за которой следуют четыре цифры, отличные от нуля?

Решение. Буквы «й», «ь», «ъ» не используются в автомобильных номерах, поэтому всего букв 30. Тогда по правилу умножения количество номеров: 30*9*9*9*9=1 771 470


4. Сколько существует различных автомобильных номеров, если номер состоит из одной русской буквы, за которой следует три цифры, а за ними еще две буквы? Учесть, что первая цифра не должна быть «0», а буквы «й», «ь», «ъ» не используются?

Решение. По правилу умножения: 30*9*10*10*30*30=24 300 000.


5. Сколькими способами можно расставить на полке семь книг, если две определенные книги должны всегда стоять рядом?

Решение. Две книги, которые должны стоять рядом, будем считать одной книгой. Тогда количество способов=6.


6. Сколькими способами можно расставить на полке семь книг, если две определенные книги не должны стоять рядом?

Решение. Так как всего возможностей 7!, то 7!-6!=6!(7-1)=6*6!


7. Три дороги соединяют города А и В, четыре дороги соединяют В и С. Сколькими способами можно совершить поездку из А в С через В и вернуться в А тоже через В?

Решение. По правилу умножения: (3*4)*(4*3).


8. Сколько различных трехбуквенных слов можно образовать, используя буквы, составляющие Вашу фамилию?


9. Сколько различных трехбуквенных слов можно образовать, используя буквы, составляющие Вашу фамилию, причем эти слова должны начинаться согласной буквой?


10. Сколько различных трехбуквенных слов можно образовать, используя буквы, составляющие Вашу фамилию, причем эти слова должны начинаться и оканчиваться согласными, а в середине должна быть гласная буква?


11. У нас есть три письма, каждое из которых можно послать по шести различным адресам.

а) Сколькими способами можно осуществить рассылку писем, если никакие два письма нельзя посылать по одному адресу?

б) Сколькими способами можно разослать письма, если по одному адресу можно послать более одного письма?

Решение. а) Первое письмо можно отправить по любому адресу, т.о. возможностей всего шесть. Второе - по любому из пяти оставшихся, а третье по одному из оставшихся четырех. Всего, по правилу умножения, рассылку можно сделать 6*5*4 способами.

б) Рассуждая так же, получим: 6*6*6 способов.


Приложение 3

Задачи.

1. Сколькими способами их восьми человек можно отобрать комиссию, состоящую из пяти членов?

Решение. Так как в комиссии порядок её членов не играет роли, то способов - .


2. Работодателю нужны пять сотрудников, а к нему с предложением своих услуг обратились десять человек. Сколькими способами он может выбрать среди них пятерых?

Решение. При отборе сотрудников порядок не играет роли, поэтому количество способов отбора - .


3. Сколькими способами можно отобрать несколько фруктов из семи яблок, четырех груш и девяти бананов?

Решение. Яблоки мы можем отобрать так: либо одно, либо два, либо три, либо четыре, либо пять, либо шесть, либо семь, либо ни одного: возможностей всего восемь. Рассуждая так же, для груш возможностей выбора - 5, для бананов - 10. По правилу умножения имеем: 8*5*10-1=399. Вычли 1, т.к. выбор, при котором не отобрано ни одного фрукта, надо исключить.


4. Сколько «слов», содержащих не менее одной буквы, можно составить из двух букв «а», пяти «б» и девяти «в»?

Решение. Рассуждая так же, как в предыдущей задаче, имеем: 3*6*10-1=179.


5. На окружности выбраны десять точек. Сколько можно провести хорд с концами в этих точках? Сколько существует треугольников с вершинами в этих точках? Сколько выпуклых десятиугольников?

Решение. Так как порядок выбора двух точек в качестве концов хорд и трех точек - вершин треугольников, не важен, то хорд - , а треугольников -. Выпуклых десятиугольников - один.


6. а) Сколькими способами из девяти книг можно отобрать четыре?

б) Сколькими способами это можно сделать, если в число отобранных должна входить некая определенная книга?

в) Сколькими способами можно отобрать четыре книги так, чтобы в число отобранных не входила определенная книга?

Решение. Р0ассуждая так же, получим: а) .

б) так как определенная книга всегда должна входить в выбор, то недостающие три книги выбираем из восьми оставшихся, поэтому: .

в) выбор будет осуществляться из восьми оставшихся книг, поэтому - .


7. Десять кресел поставлены в ряд.

а) Сколькими способами на них могут сесть два человека?

б) Сколькими способами эти два человека могут сесть рядом?

Решение. а) Так как неважно, в каком порядке сядут два человека, то способов - .

б) Поскольку эти двое должны сидеть рядом, то будем считать их за одного, сидящего на двух креслах. Пар кресел, расположенных рядом, (1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, 9-10) - 9. Следовательно, способов выбора тоже 9. По другому, .


8. Сколько чисел, заключающихся между 1000 и 9999, содержат цифру 3?

Решение. Переформулируем задачу: сколько существует четырехзначных чисел, содержащих в своей записи цифру 3? Всего четырехзначных чисел - 9*10*10*10. Таких, в записи которых тройка стоит на первом месте - 10*10*10, на втором месте - 9*10*10 (т.к. «0» не может стоять на первом месте), на третьем - 9*10*10, на четвертом - 9*10*10.

Всего 10*10*10+9*10*10+9*10*10+9*10*10 чисел.


9. Сколько четырехбуквенных «слов» можно образовать из слова «сердолик»? Сколько среди них таких, которые не содержат букву «р»? Сколько таких, которые начинаются с буквы «е» и оканчиваются буквой «р»?

Решение. Слово содержит 8 букв. Порядок букв в словах важен, поэтому всего четырехбуквенных слов - 8*7*6*5.

Таких, которые не содержат букву «р», - 7*6*5*4, поскольку выбор делается из семи оставшихся букв.

Таких, которые начинаются с буквы «е» и оканчиваются буквой «р», - 6*5, так выбор второй буквы делается из шести оставшихся, а третьей - из пяти оставшихся.


10. Сколько шестизначных цифр можно образовать из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, если каждое число должно состоять из трех чётных и трёх нечётных цифр, причём никакая цифра не входит в число более одного раза?

Решение. Выбираем три четных составляющих: поскольку четных цифр - 4, то возможностей - 4*3*2, а нечетных - 5, поэтому выборов - 5*4*3. Всего, согласно правила умножения - (4*3*2)*(5*4*3) выборов.


11. В корзине лежат 12 яблок и 10 апельсинов. Ваня выбирает из неё яблоко или апельсин, после чего Надя берет и яблоко, и апельсин. В каком случае Надя имеет большую свободу выбора, если Ваня взял яблоко или если он взял апельсин?

Решение. Надя имеет большую свободу выбора, если у неё больше вариантов выбора. Поэтому считаем варианты:

- если Ваня взял яблоко, то остается 11 яблок и 10 апельсинов и для Нади, по правилу умножения, есть 11*10 вариантов выбора;

- если Ваня взял апельсин, то остается 12 яблок и 9 апельсинов и для Нади есть 12*9 вариантов. Остается сравнить эти числа: ясно, что 12*9 < 11*10, следовательно, Надя имеет большую свободу выбора, если Ваня взял яблоко.


Приложение 4

^ Задачи.

1. Найти число перестановок, образованных из всех букв слова комиссия.

Решение. В слове 8 букв, причем повторяются две буквы: «и» - два раза и «с» - два раза.

Поэтому, применяя теорему 6, получим, что количество слов равно


2. Сколько различных десятизначных чисел можно получить, используя в их написании цифры 2233344455?

Решение. По теореме 6 имеем:


3. Сколько различных перестановок можно образовать из всех букв слова перестановка? Сколько из них начинается с буквы п и оканчивается буквой а?

Решение.

а) в слове 12 букв, из них 2 - е и 2 - а. Поэтому общее количество перестановок, по теореме 6, равно .

б) Т.к. первая и последняя буквы не переставляются, то остается переставлять 10 букв, из которых две - повторяющиеся (а). Поэтому по теореме 6 число перестановок равно


4. Сколькими способами можно разложить в один ряд 13 различных карт, если определенные 10 карт должны идти в заранее выбранном порядке?

Решение. Поскольку 10 карт должны идти в определенном порядке, то в данной задаче их можно считать неразличимыми. Поэтому количество перестановок по теореме 6 равно .


5. Найти число различных способов, которыми можно выписать в один ряд шесть плюсов и четыре минуса.

Решение. Так как один из этих знаков повторяется 5 раз, а второй – 4 раза, то по теореме 6 имеем: .


6. Найти число всех возможных перестановок букв слова зоология. Сколько среди них таких, в которых три буквы о стоят рядом? Сколько среди них таких, в которых в точности две буквы о стоят рядом?

Решение. В слове 8 букв. Среди них три буквы повторяются. Поэтому, по теореме 6, имеем общее количество перестановок: =.

Если три буквы стоят рядом, то их можно считать одной буквой. Поэтому количество слов, где три буквы о стоят рядом, равно 6!.

Если только две буквы о стоят рядом, то эти две можно считать одной буквой о. Поэтому повторений будет 2 и количество перестановок равно .


7. Сколько чисел, больших 3000000, можно написать при помощи цифр 1, 1, 1, 2, 2, 3, 3?

Решение. Условие задачи означает, что числа должны начинаться с цифры 3. Поэтому, по теореме 6, количество перестановок будет: , так как единиц – 3, двоек 2, троек, без учета первой, - одна.


8. Сколькими способами можно расположить в один ряд пять красных мячей, четыре черных мяча и пять белых мячей так, чтобы мячи, лежащие по краям, были одного цвета?

Решение. 1) Способов, когда по краям красные мячи, будет: , т.к. два красных мяча не переставляются.

2) Способов, когда по краям черные мячи, будет: , т.к. два черных мяча не переставляются.

3) Способов, когда по краям белые мячи, будет: , т.к. два белых мяча не переставляются.

Всего способов будет: ++.




Похожие:

Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconПрограммирование математических задач колотова И. В., учитель информатики моу «Медико-биологический лицей»
Знания по тематике данного цикла элективных курсов необходимы будущему программисту. Так, например, владение техникой составления...
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconБиологический квн 9 классы назарова Эльвира Александровна, учитель биологии мбоу «Лицей «Дубна»
Приучить учащихся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творческую активность
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconУрок измеряем биологический возраст
Возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический...
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconАнализ математических функций василихин Ростислав Викторович
Голованова О. В., учитель информатики, муниципальное образовательное учреждение лицей №180
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconНестандартные методы решения алгебраических задач куприянов Владислав
Голованова О. В., учитель информатики, муниципальное образовательное учреждение лицей №180
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconКобленева Марина Анатольевна, учитель математики, информатики, высшей квалификационной категории 2012 Содержание: Введение моделирование и решение
Муниципальное казенное учреждение «Худоеланская средняя общеобразовательная школа»
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconВведение в информатику Зарождение информатики
Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины...
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconСоздание flash-приложений и flash-анимации для мобильных телефонов стукан Артем Игоревич
Сухова М. А., учитель информатики, муниципальное образовательное учреждение лицей №180
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconПрименение методов математической логики в задачах прикладной лингвистики using of methods of mathematical logic in problems of applied linguistics свердлов Роман
Сухова М. А., учитель информатики, муниципальное образовательное учреждение лицей №180
Введение в комбинаторику колотова И. В., учитель информатики ноу «Медико-биологический лицей» iconТема урока: Введение в информатику Зарождение информатики
Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы