Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов icon

Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов



НазваниеЭлективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов
Дата конвертации07.10.2012
Размер191.96 Kb.
ТипЭлективный курс
источник

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…


Архипова Т.М., учитель биологии МОУ «СОШ с. Привольное» Ровенского района


Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ.

М. Монтень.


Пояснительная записка.

Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов.

В программе основной школы в курсе «Биологии» мало времени отводится на изучение вопросов гигиены, санитарии, здорового образа жизни. Данная программа является дополнением к основному курсу.

Учащиеся мало знают о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из причин их низкого уровня здоровья.

Цель курса - сформировать у учащихся грамотное отношение к своему здоровью; создание мотивации для осознанного выбора дальнейшего обучения по естественному профилю.

Основные задачи курса:

  1. Показать важность сохранения здоровья для нормальной жизнедеятельности человека.

  2. Научить учащихся оценивать состояние своего здоровья.

  3. Научить применять полученные знания в повседневной жизни.

  4. Уметь работать с литературой.

Программа предусматривает знакомство учащихся с влиянием на организм вредных привычек, рассматриваются правила личной гигиены. Соблюдение правил гигиены не только уменьшает вероятность заболевания, но и дает возможность улучшить свой внешний вид. Основные вопросы курса - формирование понятий о здоровье и здоровом образе жизни, показателях здоровья, факторах риска, факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья.

В процессе реализации программы предусматривается использование разных форм и методов организации и деятельности учащихся: теоретические, практические занятия, встречи с медицинским персоналом.

В программу включены лекции, семинары, практические работы, уроки-конференции, дидактические игры.

В ходе изучения курса «Если хочешь быть здоров…» учащиеся знакомятся с профессиями врача, медсестры, лаборанта.

Завершает изучение курса - итоговая конференция.

^ Содержание программы.

  1. Введение. Здоровый человек это…. Мой физический возраст. Гетерохрония подростков. Человек - есть существо природное и духовное. (1 ч)

  2. ^ О здоровом образе жизни и вредных привычках. «Причина одна, последствий - множество», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» - влияние алкоголя на организм человека. Курение - одна из вредных привычек. Как и почему мы становимся рабами наркотиков. (3 ч)

  3. ^ Правила гигиены. Инфекционные заболевания и их профилактика. Личная гигиена подростков. «Ласковый» убийца - гепатит С. Поговорим о гриппе. СПИД - важнейшая медико-социальная проблема мира. Злокачественные опухоли. (3 ч)

  4. ^ Пища настоящего и будущего. Продукты питания. Пищевые добавки. Опаснейшие консерванты. «Лепота…» (лишний вес). (2 ч)

  5. Научно технический прогресс и его влияние на здоровье человека и детскую психику. Я и компьютер. Реклама давит на психику. Сотовый телефон и безопасность здоровья. Шум и здоровье человека. (2 ч)

  6. Урок-конференция «Человек, обстоятельства и … стресс». (1 ч)


Практические работы.

  1. Оценка состояния здоровья.

  2. Антропометрические измерения. Измерение гармоничности развития.

  3. Токсическое воздействие этанола на организм человека.

  4. Изучение вредного воздействия сигарет.

  5. Чипсы: вред или польза?

  6. Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.


Учебно-тематический план




^ Наименование темы

Количество часов

Форма проведения занятия

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

I

^ 1. Введение. Здоровый человек это…

1













Мой физиологический возраст. Гетерохрония подростков. Человек - есть существо природное и духовное.




0,5

0,5

Беседа. Практическая работа № 1, 2.

Конспект. Наблюдения. Результаты практической работы.

II

^ О здоровом образе жизни и вредных привычках.

3













2.

«Причина одна, последствий – множество».

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» - влияние алкоголя на организм человека.




0,5

0,5

Интегрированный урок.

Практическая работа № 3.

Беседа.

Сообщения учащихся:

1. Алкоголь: добро или зло?

2. Вредное воздействие алкоголя.

Наблюдения. Результаты практической работы.

3.

Изучение вредного воздействия сигарет







1

Практическая работа № 4

Наблюдения. Результаты практической работы.

4.

«Курение – одна из вредных привычек». «О вреде токсикомании и наркомании».




1




Пресс – конференция

Сообщения учащихся:

1. Курить - здоровью вредить.

2. Как и почему люди становятся рабами наркотиков?

3. Какие виды наркомании существуют и какова их клиническая картина?

4. Излечима ли наркомания и в чем заключается лечение?

5. Чем токсикомания отличается от наркомании?

III

Правила гигиены. Инфекционные заболевания и их профилактика.

3













5.

О гигиене подростков.




1




Беседа. Встреча с врачом - педиатром

Конспект, рекомендации врача

6.

«Поговорим о гриппе».

«Ласковый убийца» - гепатит С.




1




Лекция. Встреча с врачом- терапевтом.

Запись рекомендаций врача.

7.

СПИД – важнейшая медико-социальная проблема мира.

Злокачественные опухоли.




1




Лекция. Беседа.

Конспект.

IV

8^ . Пища настоящего и будущег.

1

0,5

0,5

Беседа. Сообщения учащихся. Деловая игра: «Что есть, а что не есть?»

Умение работать в группах. Сообщения:

1. Продукты питания.

2. Пищевые добавки

3. Опаснейшие консерванты.

4. «Лепота…» (лишний вес)

9.

Чипсы: вред или польза?

1

0,5

0,5

Проект. Защита, презентация.

Практическая работа № 5.

Темы проектов:

1. Краткая историческая справка о приготовлении чипсов.

2. Выявление влияния различных компонентов чипсов на функции органов человека.

3. Предложить возможную замену чипсов.

4. Качественный анализ чипсов и их возможных заменителей.

5. Определение калорийности этих продуктов питания.

V

10. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и детскую психику

1

1




Семинарское занятие

Сообщения учащихся на темы:

1. «Я и компьютер»

2. « Реклама давит на психику».

3. «Сотовый телефон и безопасность здоровья».

11.

Определение влияния образа жизни на здоровье человека

1




1

Практическая работа № 6

Наблюдения. Результаты практической работы

VI

12. ^ Урок-конференция «Человек, обстоятельства и … стресс».

1

1




Презентация творческих работ

Представление и защита работ.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;

  • показатели здоровья;

  • основные факторы, определяющие здоровье (наследственность, качество среды обитания, образ жизни);

  • факторы риска;

  • факторы, способствующие укреплению здоровья.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить самонаблюдения;

  • анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье;

  • оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных органов;

  • работать с дополнительной литературой.


Литература для учащихся.

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989.

  2. Петровский К.С. Гигиена питания. – М.: Медицина. 1975.

  3. Энциклопедия для детей. АВАНТА+, Человек. 2003.

  4. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2004.

  5. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека. – Волгоград. 2005.

  6. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение. 1978.


Литература для учителя.

  1. Михайлова М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А., Аристархова Е.В. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 9 классов. Саратов 2006.

  2. Косицкий Г.И. Наш организм. М.: изд. «Знание». 1975

  3. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. Москва. 2005.

  4. Симонов В.М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах. Волгоград. 2003.

  5. Журнал «Химия в школе» № 10 2005.

  6. Журнал «Химия в школе» № 6 2006.


Приложения


Примерные темы рефератов для заключительной конференции.

  1. Окружающая среда и здоровье человека.

  2. Знахарство и шарлатанство.

  3. Профессия – врач.

  4. Успехи современной медицины.

  5. Режим питания.

  6. Человек, обстоятельства и … стресс.

  7. Шум и здоровье человека.

  8. Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?


Методические рекомендации.

Практические работы.

Практическая работа № 1. «Оценка состояния здоровья».

Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели здоровья; выявить зависимость состояния здоровья от особенностей условий жизни и режима дня.

Ход работы.

    1. Оцените психосоциальные условия жизни. Результаты наблюдений внесите в табл. 1.

    2. Подсчитайте сумму баллов по пунктам 1-7 таблицы, сделайте вывод о состоянии вашего организма: А) если сумма баллов равна( +7 - +5) - высокий уровень здоровья; Б) если сумма баллов равна (+4 - +3) - средний уровень здоровья; В) если сумма баллов равна (+2 и менее) - низкий уровень здоровья.

    3. Ответьте на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья?

(^ Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1 недели).

Таблица 1.


Самооценка психосоциальных условий жизни за текущий день.


^ Исследуемые показатели

Результаты оценки

Оценка в баллах

1. Самочувствие

А) хорошее (ощущение бодрости, силы),

Б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность).

+1

- 1

2. Настроение

А) приподнятое,

Б) удовлетворительное,

В) подавленное.

+1

0

-1

3. Аппетит

А) хороший,

Б) плохой.

+1

-1

4. Умственная работоспособность

А) высокая,

Б) средняя,

В) низкая.

+1

0

-1

5. Частота сердечных сокращений(ударов в минуту)

А) менее 75,

Б) от 75 до 85,

В) более 85.

+1

0

-1

6. Сон

А) дающий ощущение бодрости и отдыха,

Б) поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущения отдыха.

+1

-1

7. Болевые ощущения

А) отсутствовали,

Б) присутствовали.

+1

-1

Сумма баллов:

Состояние здоровья: высокий, средний, низкий уровень





^ Практическая работа № 2. «Антропометрические измерения».

Цель: определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

Ход работы.

    1. Измерьте рост с помощью ростомера.

    2. Измерьте окружность груди с помощью сантиметровой ленты.

    3. Определите массу тела с помощью напольных весов.


Практическая работа № 3. «Токсическое воздействие этанола на организм человека».

Цель: выявить причины токсичности этилового спирта, рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы и системы органов человека.

Оборудование: 3 пробирки, яичный белок, вода, этиловый спирт, концентрированная азотная кислота.

^ Ход работы.

  1. «Влияние этанола на молекулы белков». В три пробирки налит яичный белок. В первую добавляют воду, во вторую - этиловый спирт, в третью - концентрированную азотную кислоту. Во второй и третьей пробирках произошла денатурация белка.

  2. Каждая группа выступает с результатами своего исследования по схеме: цель → выводы → аргументы.

    • Первая группа выявляла последствия действия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетках.

    • Вторая группа - причину разрушения молекулами этанола красных кровяных клеток - эритроцитов и последствия данного процесса.

    • Третья группа должна объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами.


Практическая работа № 4. «Изучение вредного воздействия сигарет».

Цель: выявить состав табачного дыма и показать отрицательную роль табакокурения.

Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.

Оборудование: сигарета, лабораторный штатив, груша, дистиллированная вода, стакан, колба, индикаторная бумага.

  • ^ Получение сигаретного дыма и его растворение. Сигарету укрепляют в лапке штатива и надевают на нее резиновую грушу со стороны фильтра. Груша имитирует легкие человека. Сжимают грушу и поджигают сигарету, табачный дым заполняет грушу. В стакан с дистиллированной водой выпускают из груши дым. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Повторяют несколько раз.






  • Извлечение веществ из сигаретного фильтрата. Отрывают фильтр от сигареты после «курения», разворачивают его и помещают в колбу с дистиллированной водой. Колбу закрывают пробкой и встряхивают несколько раз.

  • ^ Определение реакции среды полученных растворов. В растворы вносят универсальную индикаторную бумагу. Она должна показать кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с CO2, SO2, NO2.


Опыт 2. Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет.

Оборудование: 4-е пробирки, растворы табачного дыма, полученные в 1-ом опыте, 5% раствор FeCl3, 5%-й раствор KMnO4.

  • Реакция с хлоридом железа (FeCl3). В две пробирки наливают по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляют 2-3 капли 5% раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов.

  • ^ Реакция с перманганатом калия (KMnO4). В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием: бензальдегид, формальдегид, акролеин. Их обнаруживают следующим образом. В две пробирки наливают по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляют в пробирки несколько капель 5% раствора KMnO4. Наблюдают обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме. Делают вывод о содержании вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, в табачном дыме, прошедшем через фильтр, по интенсивности окраски соединений железа и по массе осадка MnO2.


Опыт 3. Обнаружение непредельных соединений.

Оборудование: 2-е пробирки, растворы табачного дыма, йодная вода.

  • В две пробирки наливают по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, добавляют по 1-2 капли йодной воды. Наблюдают обесцвечивание растворов.


Опыт 4. Обнаружение алкалоидов в табачном дыме.

Оборудование: пробирка, раствор табачного дыма, раствор K[BiI4].

  • Основной алкалоид табака – никотин. Чтобы его обнаружит в пробирку наливают 1 мл раствора табачного дыма и добавляют несколько капель раствора K[BiI4]. Выпадает ярко-оранжевый осадок.

Делают вывод о содержании вредных веществ в табачном дыме сигарет.

Для удаления маслянистого налета, образовавшегося на стенках стакана после растворения в нем сигаретного дыма, необходимо применять моющее средство. Использованная груша даже после многочисленных промывок водой имеет запах сигарет. Что же откладывается в легких человека после курения сигарет?


Практическая работа № 5. «Чипсы: вред или польза?»

Цель:

  1. Приобщить учащихся к самостоятельному поиску и работе с информацией.

  2. Выяснить влияние различных компонентов чипсов на организм человека.

  3. Провести качественный анализ чипсов.

  4. Определить калорийность чипсов.


Опыт 1. Качественное определение жиров.

Оборудование: чипсы, фильтровальная бумага.

  • Положите чипсы (1 шт.) на фильтровальную бумагу и согните ее пополам, раздавив чипсы. Удалите кусочки чипсов с фильтровальной бумаги и посмотрите бумагу на свет. Что вы наблюдаете? (заполняя пространство между волокнами бумаги, масло уменьшает рассеяние света бумагой. Чем больше жира, тем больше размер пропускающего свет пятна).


Опыт 2. Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых веществ.

Оборудование: чипсы, пробирки, дистиллированная вода, спиртовка, спички, держатель для пробирок, воронка, фильтровальная бумага, стакан.

  • Раскрошите чипсы и перенесите крошки в пробирку. Добавьте 15-20 мл дистиллированной воды и нагрейте пробирку. Профильтруйте смесь. Фильтрат используйте для проведения опытов.

  • Вопросы: Почему используете дистиллированную воду, а не водопроводную? С какой целью осуществлялось нагревание?


Опыт 3. Качественное определение катионов натрия.

Оборудование: фильтрат, полученный в предыдущем опыте, чашка для выпаривания, графитовый стержень, спиртовка, спички.

  • Немного полученного фильтрата налейте в чашку для выпаривания и выпарите досуха. В сухой остаток погрузите графитовый стержень, который затем внесите в пламя спиртовки.

  • Вопросы: Каким цветом окрасилось пламя? Почему?


Опыт 4. Качественное определение хлорид-ионов.

Оборудование фильтрат, 5% раствор нитрата серебра, 0.1 М раствор азотной кислоты.

  • Налейте в пробирку 1-2 мл фильтрата и добавьте 3-4 капли 5%-ного раствора нитрата серебра, а затем 1-2 мл 0,1 М раствора азотной кислоты.

  • Отметьте все произошедшие изменения и объясните их.


Опыт 5. Качественное определение крахмала.

Оборудование: фильтрат, 3% спиртовой раствор йода, пробирка.

  • Налейте в пробирку 1-2 мл фильтрата и добавьте 2-3 капли 3% спиртового раствора йода.

  • Отметьте произошедшие изменения и объясните их.

  • Для сравнения капните раствором йода на сухие чипсы. Отметьте разницу в наблюдаемых эффектах при проведении реакции в водном растворе и в твердом виде.


Опыт 6. Определение калорийности продукта.

Оборудование: мерный цилиндр, широкая пробирка, термометр, штатив, весы, чипсы, спички.

  • С помощью мерного цилиндра отмерьте 10 мл воды и налейте ее в широкую пробирку. Измерьте исходную температуру воды, а затем зажмите под углом пробирку с водой в штативе. Взвесьте чипсы (1 шт.) и подожгите его, держа под пробиркой с водой. (Если чипсы потухнут, зажгите их снова.) Измерьте температуру воды после опыта и рассчитайте калорийность продукта по формуле:

Q = (C (воды) m (воды) + C (стекла) m (стекла)) (t2 – t1),

где Q - калорийность чипсов установленной вами массы; С – удельная теплоемкость веществ (вода и стекло); t1 и t2 - начальная и конечная температуры тел. (С(воды) = 4200 Дж/(кг ∙ 0С); С(стекла) = 840 Дж/(кг ∙0С).

  • Сравните полученный вами результат с данными на упаковке.


Практическая работа № 6. «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья».

Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

Ход работы.

  1. Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас.

  1. ^ Особенности питания.

А) Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их. (Балл = +2)

Б) Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, но иногда вы позволяете себе их нарушить. (Балл = +1)

В) Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдая режим питания. (Балл = -1)

Г) Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут повлиять на здоровье. (Балл = -2)

^ 2. Особенности двигательной активности.

А) Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения. (Балл = +2)

Б) Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой. (Балл = 0)

В) Выполняете физические упражнения очень редко. (Балл = -1)

3. Закаливание.

А) Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем ит.д. (Балл = +2)

Б) Производите закаливание организма нерегулярно. (Балл = +1)

В) Вы никогда не закаливали свой организм. (Балл = 0)

^ 4. Особенности режима дня, труда и отдыха.

А) Вы всегда соблюдаете режим дня. (Балл = +2)

Б) Вы стараетесь соблюдать режим дня, но иногда нарушаете его. (Балл = +1)

В) Не соблюдаете режим дня. (Балл = -2)

^ 6. Жизненные позиции.

А) Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть его. (Балл = +2)

Б) Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете. (Балл = -2)

В) Ваше отношение к жизни меняется, и в разных ситуациях вы ведете себя по-разному. (Балл = 0)

^ 7. Вредные привычки.

Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них - курение, употребление алкоголя и наркотиков - оценивается в -4 балла.

  1. Определите сумму баллов и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

    • Сумма баллов равна от +9 до + 12 - ваш образ жизни способствует укреплению здоровья.

    • Сумма баллов равна от +6 до + 8 - ваш образ жизни направлен лишь на поддержание имеющего уровня здоровья, но не способствует его укреплению.

    • Сумма баллов менее +5 – вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья.


Приложение 2


Как составить конспект


Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.


Виды конспектов:

  • план-конспект,

  • текстуальный (цитатный),

  • свободный,

  • тематический,

  • схематический.


Основные требования к написанию конспекта:

  • системность и логичность изложения материала,

  • краткость,

  • убедительность и доказательность.


Этапы конспектирования.

    1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные слова, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

    2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

    3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуясь правилами записи текста.

    4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.


Приложение 3


Как подготовить реферат


Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.


  1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.

  2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.

  3. Составь план реферата.

  4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.

  5. Прочитай текст и отредактируй его.

Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два листа для написания рецензии).




Похожие:

Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconПриказ №542 р п. Степное Об итогах муниципального конкурса цифровых фотографий «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
В соответствии с приказом №378 от 06. 10. 2009 г и Положения о муниципальном конкурсе цифровых фотографий «Закаляйся, если хочешь...
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс по теме: Живой организм (Учебный курс профильного обучения для учащихся 11-х классов, 35 часов)
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс для учащихся 9 11-х классов Автор: Ходжанова Галина Богдановна Пояснительная записка
Курс рассчитан на 16 часов и адресован учащимся 9-11 классов вне зависимости от уровня языковой подготовки
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconПрограмма элективного курса «Память людская тоже жизнь»
Элективный курс «Память людская – тоже жизнь» (Творчество В. М. Шукшина) предлагается для учащихся 11 классов и рассчитан на 14 часов...
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс «Решение уравнений» предназначен для учащихся 9 класса
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный...
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс «Решение задач по математике» предназначен для учащихся 9 класса
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный...
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс Художественно-прикладное искусство. Вышивка. ( Учебный курс профильного обучения для учащихся 10-х классов, 34 часа )
Элективный курс предназначен для учащихся у которых есть тяга к такому виду рукоделия как вышивка. Данная программа способствует...
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс по немецкому языку для учащихся 9-х классов рассчитан на 17 часов ( I полугодие)
Изучить как можно больше информации по теме, что поможет учащимися определиться в выборе профиля обучения
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс для учащихся 11-х классов «Журналистика и русский язык» Пояснительная записка
В ситуации перехода старшей ступени образовательной школы на профильное обучение, необходимо обеспечение целостной и разносторонней...
Элективный курс «Если хочешь быть здоров…» рассчитан на 12 часов и предназначен для учащихся 9 классов iconЭлективный курс для учащихся 9-х классов предназначен для осуществ­ления предпрофильного обучения, изучения информационного блока
Элективный курс «Информационно-образовательная среда предпрофильного обучения» 9 класс
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы