Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» icon

Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова»



НазваниеОлимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова»
Дата конвертации07.10.2012
Размер164.65 Kb.
ТипПрограмма
источник


ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ – ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ


Аксенова Е.П., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 45 г. Саратова»


Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Олимпийские игры – из прошлого в будущее» предназначена для использования в классах оборонно-спортивного профиля избравшего углубленного изучение предмета «физическая культура». Программа составлена на основе обязательного минимума курса истории и истории физического воспитания с древнейших времен до наших дней. Данный интегрированный курс предназначен для изучения происхождения, закономерностей и специфических принципов физической культуры и влияния олимпийского движения на популяризацию здорового образа жизни, физической культуры и спорта в мире и России. Программа ориентирована на основании знаний из политической и военной истории, истории педагогики, культуры и теории методики физических дисциплин и гигиены.

Цель курса – развитие и поддержание у учащихся интереса к физической культуре и спорту, формирование компетентности в спортивно-оздоровительной деятельности.

Задачами курса «Олимпийские игры – из прошлого в будущее» являются:

- овладение интегрированной системой знаний, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся, развитие их способности к избранному виду деятельности;

- формирование умений и навыков организации и проведения самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом;

- развитие и поддержание у учащихся потребности в собственном физическом совершенствовании, стремления к сохранению своего здоровья;

- воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира;

- знакомство учащихся со знаниями истории физической культуры и спорта с древнейших времен и до наших дней.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Срок реализации одна четверть (по 1 часу в неделю), всего 9 часов.

Программа курса органически связана с общей программой воспитания подростков, выступая в качестве дополнительного средства популяризации здорового образа жизни. На основании описанных выше особенностей курса могут быть использованы различные типы уроков (урок – лекция, урок – дискуссия, урок – семинар, урок – размышление, урок – практикум, урок – турнир знатоков, урок – КВН). По целевой направленности программа развивающая. Форма общения – диалог. По итогам работ учащимся на уроках в конце курса ставится «оценка».

^ Форма оценивания:

«4»

  • большинство ключевых понятий, тем, проблем, идей отбираются, хорошо определяются, описываются;

  • большинство значительных фактов, поддерживающих детали, включаются и достаточно хорошо определяются, описываются;

  • умение технически правильно выполнять двигательные действия спартанских видов состязаний;

  • показаны высокие результаты физической подготовленности.

«3»

  • около половины ключевых понятий, тем, проблем, идей отбираются, хорошо определяются, описываются;

  • включается около половины значительных фактов, поддерживающих детали;

  • небольшие фактические неточности;

  • допущены технические ошибки при выполнении тестов.

«2»

незначительное количество ключевых понятий, тем, проблем, идей отбираются, хорошо определяются, описываются;

факторы, поддерживающие детали, не включаются или включаются недостаточно;

около половины объема информации правильная, остальная – неверная, неточная или отсутствует;

показаны низкие результаты физической подготовленности.

«1»

  • ключевые понятия темы, проблемы, идеи не отбираются, не определяются, не описываются;

  • факторы, поддерживающие детали, не включаются;

  • в основном информация неверная, неточная или не относится к делу.

Программа элективного курса построена на следующих принципах:

- непрерывности процесса обучения, который обеспечивается механизмом преемственности между:

а) целями содержания отдельных разделов программы;

б) технологиями обучения физической культуре в системе образования;

- целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию системы знаний, адаптацию в социокультурной среде

- личностно-ориентированного характера обучения, реализуемого посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения; перевода процесса развития учащегося в режим самоорганизации и саморазвития.

Методы и приемы:

  1. Беседа.

  2. Семинар.

  3. Игра.

  4. КВН.

  5. Турнир знатоков.

  6. Интеллектуальный аукцион.

  7. Брейн-ринг.

В результате изучения курса учащие должны:

знать

- историю олимпийского движения,

- правила развития физических качеств на занятиях физической культурой;

уметь

- пользоваться справочной и специальной литературой по истории физической культуры,

- продемонстрировать использование двигательных действий избранного вида спортивной специализации в условиях соревновательной деятельности;

иметь представления

- о роли в человеческой жизни гармонии знания и физического совершенства.


^ Тематическое планирование.




^ Название темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Семинары

Лекции

Практикум

1

2

3

4

5

6

7

Физическая культура в Древнем мире

2













1.

История зарождения олимпийских игр, их роль и значение в истории мировых цивилизаций







1




Творческая

работа

2.

История возникновения Олимпийских игр, программа и виды спортивных состязаний (их различия и особенности)










1

Сдача теста по спартанским видам состязаний

Физическая культура в Середине века (V – XVII вв.)

2













3.

Рыцарская система физического воспитания, ее военно-прикладной характер




1







Турнир знатоков рыцарских доблестей

4.

Самобытная народная система физического воспитания на Руси







1




Творческая работа

(защита)

Физическая культура в Новое время (XVI – начало XIX вв.)

2













5.

Новые формы физического воспитания и возникновения новых видов спорта







1




Тестирование по теме

6.

Физическая культура в Российском государстве







1




Реферат

Физическая культура и спорт в Российской империи в первой половине XIX века

1













7.

Изображение русских игр и игр других народов России в скульптуре, поэзии, литературе










1

Отчеты об экскурсии в краеведческий музей

История международного Олимпийского движения

2













8.

Исторические предпосылки возникновения современного спортивного международного и Олимпийского движения. Первая олимпиада современности




1







Брейн-ринг «Знатоки спорта»

9.

Россия и Олимпийское движение в XX веке










1

КВН «Азбука Олимпиады»




Итого

9

2

3

4





Распределение программного материала.

Физическая культура в Древнем мире (2 часа).

Тема 1. История зарождения олимпийских игр, их роль и значение в истории мировых цивилизаций (1 час).

Формы физической культуры с общеприкладной направленностью, их цель и задачи, место и значение в культурном образе жизни человека, в накоплении двигательного опыта и освоения производственно-трудовых навыков и умений.

Тема 2. История возникновения Олимпийских игр, программы и виды спортивных состязаний (их различия и особенности) (1 час).

Мифы и легенды Древней Греции. Виды спортивных состязаний: олимпийские, немейские, пифийские, панофинейские, истмические, их различия и особенности (состязания атлетов, музыкантов, чтецов, певцов, танцоров в полном боевом снаряжении). Программа Олимпийских игр древности. Идеал гармонично развитой личности как основа зарождения Спартанского движения. Тесты спартанских видов состязаний:

- сгибание рук в упоре лежа (кол-во повторений);

- поднимание туловища (за 30 сек. кол-во раз);

- прыжок в длину с места;

- наклон вперед из положения сидя;

- прыжки через скакалку (за 1 мин. кол-во раз).

^ Физическая культура в Древние века (2 часа).

Тема 3. Рыцарская система физического воспитания, ее военно-прикладной характер (1 час).

Обучение семи рыцарским доблестям: верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, стихосложению. Рыцарские турниры как одна из форм спортивного состязания. Виды турниров.

Тема 4. Самобытная народная система физического воспитания на Руси (1 час). Применение различных видов физических упражнений, игр в трудовом и военном воспитании древних славян. Олицетворение гармонично-развитой личности в образе былинного богатыря.

^ Физическая культура в Новое время (2 часа).

Тема 5. Новые формы физического воспитания и возникновение новых видов спорта (1 час).

Различие во взглядах на физическую культуру в европейской и восточной цивилизациях. Системы образования и физического воспитания, нацеленные на достижение личного благополучия. Возникновение системы ушу. Влияние Восточного боевого искусства на культуру Европы и Америки.

Тема 6. Физическая культура в Российском государстве (1 час).

Развитие прикладной физической подготовки. Разнообразие форм и средств физической подготовки. Развитие физической подготовки у народов Севера и Сибири. Складывание военно-физического воспитания из конно-спортивных и акробатических упражнений, охоты с ловчими птицами, бега и прыжков, различных видов забав и развлечений.

^ Физическая культура и спорт в Российской Империи (1 часа).

Тема 7. Изображение русских игр и других народов России в скульптуре, поэзии, литературе (1 час). Экскурсия в музей.

Тема 8. Исторические предпосылки возникновения современного международного и Олимпийского движения. Первая Олимпиада современности (1 час).

Пьер де Кубертен (1863-1937 гг.), его роль в становлении и развитии современного олимпийского движения. Вступление России в олимпийское движение. Программа игр 1 Олимпиады современности. Значение игр 1 Олимпиады современности для дальнейшего развития олимпийского движения.

Тема 9. Россия и Олимпийское движение в 20 веке (1 час).

Правила проведения Олимпийских игр. Олимпийская идея в знаках, символах, наградах. Олимпийские виды спорта. Олимпиада в Москве.


Приложение

Темы творческих работ

  1. «Образы былинных богатырей Руси».

  2. «Обучающие, командные и состязательные игры народов Севера, Средней Азии, Закавказья и казаков ».

Экскурсия

  1. Музей краеведения – «Скульптура, поэзия и литература о физической культуре».


Литература, использованная для написания программы

  1. Аллакаева А.М. «Программа учебного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» Журнал «Образовательный процесс»- М.2004г.

  2. Белоножкина О.В. «Спортивно – оздоровительные мероприятия в школе»- Пособие – Издательство «Учитель» Волгоград – 2006г.

  3. Голощапов Б.Р. «История физической культуры и спорта в России» Учебное пособие – М.1992г.

  4. Голощапов Б.Р. «История физической культуры и спорта» Учебное пособие – М.2002г.

  5. Ткач А. Шестьдесят Олимпийских лет – М.: Терра – Спорт. Олимпия Пресс – 2000г.


^ Тематическое планирование.




п/п

Название темы

Число

часов

Срок

проведения

Практикум

Физическая культура в Древнем мире

2







1

История зарождения олимпийских игр, их роль и значение в истории мировых цивилизаций

1







2

История возникновения олимпийских игр, программа и виды спортивных состязаний (их различия и особенности)

1




Сдача теста по спартанским видам состязаний

Физическая культура в Середине века (V – XVII вв.)

2







3.

Рыцарская система физического воспитания, ее военно-прикладной характер

1







4

Самобытная народная система физвоспитания на Руси

1







Физическая культура в Новое время (XVI – начало XIX вв.)

2







5.

Новые формы физического воспитания и возникновения новых видов спорта

1







6.

Физическая культура в Российском государстве

1







Физическая культура и спорт в Российской Империи в первой половине XIX века

1







7.

Изображение русских игр и игр других народов России в скульптуре, поэзии, литературе

1







История международного Олимпийского движения

2







8.

Исторические предпосылки возникновения современного спортивного международного и Олимпийского движения. Первая олимпиада современности

1







9.

Россия и Олимпийское движение в XX веке

1










Итого:

9








^ Разработка урока.

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс «Знатоки спорта». Наш конкурс будет состоять из 3 этапов:

1-й этап – брейн - ринг,

2-й этап – игра со зрителями,

3-й этап – блиц - турнир


^ БРЕЙН – РИНГ

Команда, желающая ответить, дает свисток, если ответ не правильный – может отвечать другая команда. Если и ее ответ неверен – отвечает ведущий.

1. Что означает Олимпийская эмблема 5 переплетенных колец? (5 частей света: Европа - голубое, Азия - желтое, Африка - черное, Австралия - зеленое, Америка - красное).

2. В каком году и где Россия впервые участвовала в Олимпийских играх? (В 1912 году в Стокгольм).

3. Общеразвивающие виды гимнастики. (Основная, гигиеническая, атлетическая).

4. Спортивные виды гимнастики. (Собственно спортивная, акробатика, художественная).

5. Как ставится стопа на место отталкивания в прыжках в легкой атлетике? (Перекатом с пятки на носок).

6. С постановки какой ноги и на какой шаг выполняется финальное усилие в метаниях? (С постановки левой, на 4 шаг).

7. С какого порядкового номера могут иметь номера игроки в гандболе? (С 1-го по 12-й).

8. Сколько игроков одновременно могут находится на площадке в игре гандбол? (7:6 - полевых, 1 - вратарь).

9. Из чего состоят строевые упражнения? (Из построения, перестроения, поворот, размыкания смыканий на месте и в движении, передвижений).

10. Какие упражнения относятся к прикладным? (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, перелезание, поднимание и переноска грузов).

11. Как чествовали победителей Олимпийских игр в Древней Греции? (Памятники, оды, гимны).

12. В какой одежде греки занимались физическими упражнениями и почему? (Без одежды - видеть себя и других, чтобы сравнить).

13. Какими способами можно прыгать в длину? (Согнув ноги, прогнувшись, ножницами).

14. Какими способами можно прыгать в высоту? (Перешагиванием, волной, перекатом, фосбери - флоп).

15.Назовите виды легкой атлетики. (Бег гладкий и с барьером, бег с препятсваиями, марафонский бег, прыжки в высоту, с шестом, тройной, метание диска, молота, гранаты, мячи, толкание ядра, легкоатлетическое многоборье, эстафеты).

16. В каких видах гимнастического многоборья соревнуются мужчины и женщины? (Мужчины – вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, перекладина. Женщины – вольные упражнения, бревно, брусья, опорный прыжок).

17. Какой размер площадки в гандболе? (40/20(38-44/18-22м.).

18. Какой размер ворот в гандболе? (3/2).


^ ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

1. Какова длина марафонской дистанции? (42км. 195м.)

2. Сколько фигур в шахматах? (32)

3. Какова ширина штанги гандбольных ворот? (8 см.).

4. Чем отличается капитан от игроков в гандбольной команде? (Нашивка на груди – полоска темного цвета 1/5 см).

5. Назовите разновидности лыж. (Гоночные, слаломные, прыжковые, туристские, охотничьи, водные).

6. Кому принадлежат стихи: «Нет на свете прекрасней одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи»? (В.В. Маяковский).


^ БЛИЦ – ТУРНИР

На ответ команде дается 1 мин. 30 сек. – 2 мин.

  1. Какова продолжительность игры в гандболе у девушек? (50 минут).

  2. Сколько игроков должны быть в гандбольной команде? (10 игроков и 2 вратаря).

  3. Как называют бегуна на короткие дистанции? (Спринтер).

  4. Какова ширина беговой дорожки? (125 см.).

  5. Каков размер ямы для прыжков в длину? (2,70/6,0/0, 5м).

  6. Каков вес гранаты для девушек? (500гр.).

  7. Как называется борьба на руках? (Армрестлинг).

  8. В какой игре пользуются самым тяжелым мячом? (В баскетболе).

  9. Как называется строй, в котором занимающиеся размещены на одной линии один возле другого? (Шеренга).

  10. Как называется сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом? (Фронт).

  11. Как называется расстояние между занимающимися, стоящими по фронту? (Интервал).

  12. В какие упражнения входят упражнения с предметами и без, на гимнастической скамейке, гимнастической стенке, в парах? (ОРУ).

  13. В каком виде спорта самый высокий старт? (В парашютном).

  14. Сколько игроков в баскетбольной команде? (5).

  15. Сколько игроков в футбольной команде? (11).


^ БЛИЦ – ТУРНИР

  1. Какова продолжительность игры в гандбол у юношей? (60 минут).

  2. Каково время перерыва при игре в гандбол? (10 минут).

  3. Как называют бегуна на середине станции? (Стайер).

  4. Сколько точек в гимнастическом зале? (0).

  5. Каковы размеры ямы для прыжков в высоту? (3/6/0,75 м).

  6. Назовите вес гранаты для юношей? (700г.).

  7. Как называется система занятий по строению своего тела? (Бодибилдинг (культуризм)).

  8. В какой гире пользуются самым легких мячом? (В настольном теннисе).

  9. Как называется строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг к другу? (Колонна).

  10. Как называется правая и левая оконечности строя? (Фланг).

  11. Как называется расстояние между занимающимися в глубине строя? (Дистанция).

  12. В какие упражнения входят прыжки, перевороты, падения, перекаты, перемахи ногами, повороты, равновесия, танцевальные элементы? (Вольные упражнения).

  13. В каком виде спорта самый низкий старт? (Подводном).

  14. Сколько игроков в волейбольной команде? (6).

  15. Сколько игроков в команде по хоккею с шайбой? (6).


Подведение итогов игры.




Похожие:

Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconКонспект урока физической культуры в 7 классе «Праздник оранжевого мяча»
Подготовил учитель физической культуры моу «сош» с. Перевесинка Абрамцев Николай Николаевич
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconУрок физической культуры в 3 классе «Поход на чудо поляну»
Автор: Чихирёв Алексей Юрьевич, учитель физической культуры моу-сош с. Александровка, Советского района Саратовской области
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconКонспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса, учителя физической культуры моу «сош №51» г. Саратова Литвиненко И. С. Тема: «Есть такая профессия людям помогать»
...
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconКонспект открытого урока по физической культуре в 8 классе моу «сош №108» учителя физической культуры Лопатова В. А
Тема: «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconМетодическое пособие по физической культуре «Баскетбол основы игры» Энгельс 2011 Методическое пособие разработано учителем физической культуры моу сош №12 Елистратовым Денисом Геннадьевичем
Методическое пособие разработано учителем физической культуры моу сош №12 Елистратовым Денисом Геннадьевичем
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconН. В. Николаев, учитель физической культуры моу «сош №1 р п. Б. Карабулак Саратовской области»

Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconКонспект урока физической культуры в 6 классе. Курдаков В. В. Учитель физической культуры моу новоникольской оош. Раздел программы: «Лёгкая атлетика». Тема
Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconПредмет: физическая культура. Учитель: Немогучева Ольга Андреевна учитель физической культуры моу сош №2
Упражнения ритмической гимнастике имеют ряд положительных особенностей, влияющих на состояние здоровья
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconКлассный час «День здоровья»
Ведущий (учитель): Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, что такое Олимпийские игры? Один раз в четыре года спортсмены всего мира приезжают...
Олимпийские игры – из прошлого в будущее аксенова Е. П., учитель физической культуры моу «сош №45 г. Саратова» iconЛетние Олимпийские игры 2012
Игры XXX олимпиады) — тридцатые[3] летние Олимпийские игры, проходившие в Лондоне, столице Великобритании, с 27 июля по 12 августа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы