Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» icon

Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15»



НазваниеОсновы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15»
Дата конвертации07.10.2012
Размер174.68 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ


Воеводина Л.А., учитель истории и обществознания МОУ «Лицей № 15» г. Саратова


Пояснительная записка.

Предлагаемый курс составлен с учетом существующих образовательных программ, для учащихся 9 классов. Курс ориентирован на привлечение внимания к изучению вопросов права, знакомство с основами знаний о праве и государстве, на получение практических умений и навыков, перспективу профильного изучения в старшем звене, а также направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Курс «Основы правовых знаний» рассчитан на 9 учебных часов с учетом теоретических и практических занятий, содержащих различные методики изучения курса. Для активизации познавательной деятельности учащихся в курсе предлагаются разноуровневые задания: логические задачи, тесты, темы рефератов и темы проектных работ. Выполнение этих заданий, как правило, предполагает актуализацию знаний учащихся по истории, философии, обществоведению, социологии и экономике лекционный курс, использование ролевых игр, решение логических задач и тематических тестов, а также использование методики проектной работы на завершающем этапе изучения курса.

Важнейшим направлением модернизации системы образования в России становится переход к профильному обучению в современной школе. Сегодня все больше количество школ выбирают свое направление в образовании, и в частности - углубленное изучение гуманитарных предметов, одним из таких предметов является право, как предпрофильный или профильный предмет, базирующийся на правовом содержании основной школы и предусматривает дальнейшее познание основ юриспруденции и формирование правовой культуры у школьников.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в Российских школах является развитие правового образования. Современная школа должна научить учащихся умению отстаивать свои права, уважать чужие, способствовать получению знаний основополагающих правовых норм и умению использовать их. Правовое воспитание в школе должно способствовать личностному самоопределению ребенка. Целью курса «Основы правовых знаний» является получение учащимися наиболее полного представления о нормах права, о явлениях и о процессах происходящих в современном мире. Воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, уважения к своему государству, формирование навыков толерантного общения в системе общечеловеческих ценностях: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими нравственных и социальных установок. Помочь сориентироваться в устройстве государства и отношениях между человеком и государством, помочь в осознании себя свободной личностью, понять ценность другого человека. Реализовать себя как полноправного гражданина правового государства, создать условия для социализации личности.

Актуальность программы заключается в ее практической направленности и в дальнейшем поможет определиться в своем профессиональном выборе.

^ Ожидаемые учебные результаты:

1. Умение объяснять базовые и правовые понятия (право, государство, закон, права человека, права ребенка, нормы права).

2. Использование навыка самостоятельной работы, поиска, анализа правовой информации, применение норм права при решении учебных и практических задач.

3. Самостоятельное учебное исследование, ведение дискуссии. Различные способы разрешения проблем (переговоры, медиации, ненасильственные способы защиты своих прав).

^ Требование к умениям и навыкам.

В процессе работы школьники ознакомятся не только с основами знаний о праве и государстве, но и получат практические умения и навыки. Курс предполагает расширение умений и навыков по работе с источниками, с документами, с иллюстративным материалом. Составление конспектов, проектная работа. По итогам изучения курса, учащиеся должны знать основные правовые документы Российского государства, знать, что такое право, его составляющие, какие существуют правовые нормы и какие существуют права, методы защиты прав, механизм их реализации и защиты, научится работать с исторической и юридической литературой. Самостоятельная работа с теоретическим и практическим материалом.

^ Содержание курса.

  1. Тема: Введение(1ч).

Роль права в жизни человека и общества. Что изучает курс «Основы правовых знаний». Практическая направленность курса, его связь с жизнью.

  1. ^ Тема: История возникновения права (1ч).

Право древней Руси. Первые Русские правовые документы. Развитие и становление права периода централизованного государства, имперского и советского периода. Символика Российского государства.

  1. ^ Тема: Основное содержание права (1ч).

От обычаев к правовым отношениям. Современные нормы права и их взаимодействия с современным российским законодательством.

  1. Тема: Основной закон государства (2ч).

Конституция РФ, государственное устройство, гражданская ответственность. Международное право.

  1. Тема: Права детей (2ч).

Конвенция прав ребенка. Семейный кодекс. Реализация права ребенка на защиту и заботу государства. Круглый стол «Твои права и обязанности».

  1. Тема: Правозащитные общественные организации (1ч).

Защита прав и свобод граждан. Институт уполномоченного по правам человека. Международные правозащитные организации.

  1. Тема: Правоохранительные органы государства (1ч).

Милиция, адвокатура, прокуратура, нотариус, суд, МВД, ФСБ, налоговая. Роль правоохранительных органов в государстве.

  1. ^ Тема: Готовы ли вы защищать свои права. Ваш выбор: право или бесправие (1ч).

Современное правовое государство. Что значит активная гражданская позиция? Право или бесправие. Урок-конференция «Я гражданин России».

  1. ^ Тема: Подведение итогов (2ч).

Обобщение изученного материала. Защита индивидуальных проектов.

Виды контроля.

1. Текущий контроль - устный опрос, выполнение практических задач, написание рефератов, тестирование по темам, участие в конференции.

2. Итоговый контроль - защита творческих работ, проектно - исследовательская работа.


^ Учебно-тематическое планирование.




^ Тема занятия

Тип занятия

Основное содержание

Час

Структура

Форма деятельности

лекция

практика

семинар

1.

Введение

Урок сообщения новых знаний

Что изучает курс. Практическая направленность. Как работать с текстом. Взаимосвязь государства и права.

1

1







Рассказ учителя.

Работа с текстом учебника.

2.

Истории возникновения права.

Урок сообщения новых знаний и формирования практических умений

Право древней Руси. Нормы права. Русская правда. Становление российского законодательства имперского и советского периода.

1










Рассказ учителя.

Выполнение практических заданий.

3.

Основное содержание права.

Урок сообщения новых знаний и формирования практических умений

От обычаев к правовым отношениям. Современные нормы права и их взаимодействия с современным российским законодательством. Зачем изучать закон? Право и мораль.

1










Рассказ учителя.

Работа с нормативными документами.

Дискуссии «Зачем изучать закон»

4.

Основной закон государства.

Урок сообщения новых знаний и формирования практических умений

О чем говорит конституция. Основное содержание. Как устроено наше государство. Конституционные права. Международное право и гражданская ответственность.

2

1




1

Лекция учителя.

Работа с учебными текстами и нормативными документами.

Выполнение учащимися практических заданий.

5.

Права детей.

Урок сообщения новых знаний и формирование практических умений

Конвенция о правах ребенка. Гражданские права подростков. Ваше право на заботу государства. Семейный кодекс. Круглый стол «Твои права и обязанности»

2

1




1

Лекция учителя.

Проведение круглого стола «Твои права и обязанности»

6.

Правозащитные общественные организации.

Урок сообщения новых знаний и формирования практических умений

Общественные правозащитные организации. Место и роль правозащитных организаций. Институт уполномоченного по правам человека.

1










Лекция учителя.

Выполнение учащимися практический заданий.

7.

Правоохранительные органы государства.

Урок сообщения новых знаний

Правоохранительные органы. Система правоохранительных органов. Защита прав и свобод граждан России. Порядок защиты.

1










Лекция учителя.

8.

Готовы ли вы защищать свои права.

Урок формирования практических умений

Ваш выбор: право или бесправие. Куда следует обращаться за защитой своих прав. Урок-конференция «Я гражданин России».

1

1







Урок-конференция: «Я гражданин России» слушание и обсуждение выступлений, подготовленных группами учащихся.

9.

Подведение итогов.

Урок закрепления и проверки знаний

Проектная работа. Защита творческих работ.

2

1




1

Групповая форма работы по обобщению полученных знаний.

ИТОГО

12 часов


Литература.

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.

2. Василенкова О.А. Основы правовых знаний. М., 2004.

3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России М., 1997.

4. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1997.

5. Никитин А.Ф. Право и политика М., 1997.

6. Румынина В.В. Теория Государства и права. М., 2002.

7. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. М., 2003.

8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России М. 1997.

9. Лукашева Е.А. Право, мораль, личности. М., 1998.

10. Румынина В.В. Теория государства и права. М., 2002.

11. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. М. 2003.

12. Румынина В.В. Основы права. М. 2005.

13. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М. 2000.

14. Четвернин В.В. Демократическое конституционное государство. М. 1993.

Дополнительная литература.

1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9-11 кл. М., 1998.

2. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. М., 1998.

3. Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: Пособие для 7-11 кл. М., 2000.

4. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1997.

5. Мы, народ… Конституция Российской Федерации / Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М., 1998.

6. Никитин А.Ф. Право и политика. М., 1997.

7. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9 классов общеобразовательной школы / Сост. Н.И. Элиасберг. Спб., 2000.


Приложение 1

Темы рефератов

1. История появления права на территории Древней Руси.

2. Перспективы становления и развития права России в 20 веке.

3. Конституция - основной закон страны.

4. Символика Российского государства.

5. Конвенция прав ребенка.

6. Гражданские права и обязанности.

7. Глобальные проблемы современного общества.

8. Ваш выбор: право или бесправие.

9. Ваше личное участие в создании справедливого государства.

10. Взаимоотношение власти и общества.

11. Права и обязанности ребенка.

12. Нужно ли в школе правовое воспитание.

13. Правовое государство и гражданское общество.


Темы проектных работ.

1. Мое правовое государство.

2. Роль современного подростка в строительстве правового общества.

3. Перспективы развития демократического государства.


ТЕСТ

Символика Российского государства.

  1. Геральдика – это:

а) наука о печатях;

б) наука о монетах;

в) наука о эмблемах;

г) наука о гербах.


2. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла:

а) из Византии;

б) из Египта;

в) из Римской империи;

г) из Золотой Орды.


3. Большой государственный герб Российской империи был окончательно утвержден в:

а) 1858;

б) 1882;

в) 1905;

г) 1833.


4. Современный государственный флаг России состоит из:

а) сверху вниз: белой, синей, красной полос;

б) синей, белой, красной полос;

в) белой, красной, желтой полос;

г) красной, синей, белой полос.


5. В каком году триколор стало официальным флагом Российской Федерации:

а) 1917;

б) 1991;

в) 1993;

г) 2001.


6. Современный государственный гимн России исполняется на музыку:

а) М.И.Глинки;

б) А.В.Александрова;

в) С.В.Михалкова;

г) А.Ф.Львова.


7.В каком году был официально утвержден современный гимн Российской Федерации:

а) 1991;

б) 1993;

в) 2000;

г) 2001.


Приложение 2

^ Словарь понятий.

Адвокат - юрист, оказывающий профессиональную помощь гражданам и организациям.

Арест - заключение лица под стражу в случаях, предусмотренных законодательством.

Верховенство права - неукоснительное соблюдение норм права всеми лицами без исключения.

^ Выборы - способ формирования органов государственной власти с помощью голосования.

Гражданское общество - общество, где различные самодеятельные объединения граждан (партии, общества, фонды, движения, ассоциации и др.) осуществляют связь между государством и человеком.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в комплексе взаимных прав и обязанностей.

Декларация - объединение, провозглашение.

Демократия - это власть народа. Политика - правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

^ Гражданские права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу.

Демократия - одна из основных форм правления, основанная на возможности участия народа в управлении делами государства и общества.

Закон - все установленные государством общеобязательные правила поведения. Нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения, принятый высшим представительным органом государственной власти или населением.

Конвенция - международное соглашение, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились.

^ Мораль - совокупность представлений людей о добре и зле, о должных нормах общения между людьми.

Норма права - правила поведения общего характера.

^ Отрасль права - обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Право - совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство (объективное право). Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять (субъективное право).

Преступление - общественно опасное деяние.

Проступок - правонарушение, влекущее административную или дисциплинарную ответственность.

Референдум - всенародное голосование граждан.

Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

^ Федеральное собрание - парламент Российской Федерации.

Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства части (штаты, земли, субъекты) обладают определенной политической и экономической самостоятельностью.

^ Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.


Приложение 3

^ Урок пресс-конференция

«Я - гражданин России»

Цель урока: используя полученные знания и навыки, на занятиях по изучению права, расширить представления учащихся об основах конституционного строя РФ и государственных символах России.

Задачи:

- обобщение знаний учащихся;

- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;

- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны;

- воспитание активной гражданской позиции;

- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности.

^ Форма - урок - пресс-конференция.

Оборудование: карта России; плакаты с символикой РФ; музыкальное оформление; мультимедиа.

Возможные приемы работы на уроке: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ.

План и ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока - 1 мин.

  2. Приветственное слово председателя конференции «Я - гражданин России» - 2 мин.

  3. Выступления участников конференции - 5 мин.

  4. Презентация проекта «Государственная символика» - 8 мин.

  5. Выступления участников конференции о гражданских правах в РФ - 5 мин.

  6. Презентация «Правовое государство» - 8 мин.

  7. Выступление участников конференции о Российском парламенте - 5 мин.

  8. Выступления участников конференции о патриотическом и гражданском воспитании юных россиян - 8 мин.

  9. Подведение итогов - 3 мин.




  1. Сегодняшней необычный урок, урок пресс конференция посвященная теме «Я - гражданин России». «Моя страна - Россия» Основной целью нашего занятия является обобщение знаний полученных учащимися на уроках граждановедения, о нормах права в РФ, о ее символике и государственном устройстве.

  2. Добрый день уважаемые дамы и господа, рады приветствовать Вас на сегодняшней пресс конференции «Я - гражданин России»» Моя страна - Россия» Сегодня мы готовы поделится с вами информацией о нашем государстве и ответить на все интересующие вас вопросы. В пресс конференции принимают участие: представители от России, группа переводчиков и аналитиков, которые познакомят вас с особенностями Российского государства.

  3. Российское государство насчитывает многовековую историю, это многонациональная страна, соединенная общей судьбой, утверждает права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Сохраняет исторически сложившееся государственное единство исходя из обще признанных принципов равноправия и самоопределения народа, чтит память предков, возрождает суверенную государственность России и утверждает незыблемость ее демократической основы, руководствуясь в жизни основным законом страны, Конституцией РФ - принятой 12 декабря 1993 года.

  4. Вопрос представителей иностранной прессы - Скажите, ваша страна занимает огромную территорию. Ее сила кроется в масштабности, в природных ресурсах или в чем-то ином?

Ответ - Да, действительно Россия занимает огромную территорию, обратите внимание на карту России, территория занимает пространство от Белого до Черного моря, от границ с Восточной Европы до Тихого океана. Действительно страна обладает богатыми природными ресурсами. На территории России проживает более 100 наций и народностей и сила государства не в количестве квадратных километров, а в общей исторической судьбе народов России, в народном единстве и сплоченности.

  1. Вопрос - Я представитель США, мой народ глубоко чтит и уважает символы государства. Что представляют собой ваши государственные символы, какова их история?

Ответ - На этот вопрос мы попытаемся ответить предоставив вашему вниманию работу российского аналитика (презентация проекта).

  1. Добрый день, я представитель правового государства. Скажите, можно ли Россию считать правовой страной. Какими правами обладает ваш народ?

Ответ - По конституции РФ все граждане страны обладают равными гражданскими, политическими, социальными, экономическими и культурными правами. В России признаками правового государства является верховенства закона, соблюдение и охрана прав и свобод человека, принцип разделения властей, взаимная ответственность государства и личности. Чтобы более подробно ознакомится с этим вопросам, мы предлагаем вам посмотреть презентацию «Россия - правовое государство».

  1. Вопрос - Скажите, в Англии существует парламентский строй, история Английского парламента насчитывает более 700 лет. Есть ли у вас парламент? Что он собой представляет?

Ответ - В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Ровно 100 лет назад. Оно получило название Государственная Дума. Просуществовав 12 лет, после февральской буржуазно-демократической революции в 1917 году, Дума прекратила свою работу. В ходе февральской и октябрьской революций в России в 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы. Нынешний российский парламент называется Федеральное собрание, это наследник парламента начала 20 века. Высшим органом представительной и законодательной власти России, по Конституции РФ, является Федеральное собрание, состоящее из 2-х палат:

1-верхняя палата Совет Федерации;

2-нижняя палата Государственная Дума.

Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важные государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы); контролируют деятельность государственного аппарата.

  1. Вопрос - У вас такая интересная страна, а кто может стать гражданином Российской Федерации?

Ответ - Способы приобретения гражданства можно условно разделить на 2 группы. 1 - охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке (в результате рождения и приема); 2 - в исключительном порядке (выбор гражданства, восстановление в гражданстве). Гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом РФ, является единым и равным, независимым от основания приобретения.

  1. Вопрос - С какого возраста граждане России могут участвовать в политической жизни страны?

Ответ - По закону все граждане, достигшие 18 лет, имеют право голосовать, с 21 года имеют право быть избранными в депутаты, а с 35 лет балатироваться в президенты при условии: не менее 10 лет проживания в РФ и наличии российского гражданства.

  1. Вопрос - Скажите, в России происходит много реформ, преобразований и изменений. Как в этих условиях вы занимаетесь воспитанием патриотизма. Гражданственности своего подрастающего поколения?

Ответ - У России богатое историческое прошлое. Мы воспитываем в молодежи чувство патриотизма, активную гражданскую позицию на примерах героического прошлого и настоящего российского народа. Прививаем чувство уважения к своему государству, своей истории, к традициям через реализацию различного рода воспитательных и образовательных программ, примером может служить изучение предмета граждановедения в российских школах. Мы чтим память нашего народа и горды выдающимися заслугами наших соотечественников (герои ВОВ в том числе и 250 человек родом из Саратова, заслуженные деятели науки и культуры, как Яблочков и Вавилов, первый полет человека в космос - Ю. Гагарин и многие другие).

11. На этом разрешите нашу пресс конференцию закончить. Надеемся, что сегодняшняя вами услышанная информация поможет расширить представление о Российском государстве.




Похожие:

Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconПозднякова Наталья Анатольевна учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Новокузнецк. Тезисы Правоведческий курс «Основы правовых знаний»
Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, практические...
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconВнеклассное мероприятие на семинаре директоров школ Бавлинского муниципального района рт по теме: «Основы делового общения»
Подготовил учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу сош №2 Галеева Ф. Р
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» icon1. фио уполномоченного: Чаусова Ольга Николаевна Должность: учитель истории и обществознания моу «Лицей №7»
Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса за 2011-2012 учебный год
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconСтатья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр»
Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр»
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconПлан заседания районного сообщества учителей преподавателей предмета «Основы православной культуры» 13 января 2011 года
Жогова С. С., учитель истории и обществознания моу «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева г. Балашова»
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconУчитель истории и обществознания мбоу «Баландинская сош» Мойсак Т. В
Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме егэ
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconЦиклограмма работы рмо учителей истории и обществознания на 2010\2011 учебный год
...
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconПроект урока по истории в 8классе «Отечественная война 1812года»
Составила Галкина Светлана Валентиновна, учитель истории и обществознания, II квалификационной категории, моу «Шалапская основная...
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconРазработка урока истории с использованием икт
Автор: Грабовская Марина Васильевна, учитель истории моу «Общеобразовательный лицей №28» г. Красноярска
Основы правовых знаний воеводина Л. А., учитель истории и обществознания моу «Лицей №15» iconПроблема ценностей в семье в ретроспективном аспекте the problem of family values in a retrospective aspect семикина Юлия
Смирнова Н. Г., учитель истории и обществознания, муниципальное образовательное учреждение лицей №180 г. Нижний Новгород
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы