Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» icon

Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро»



НазваниеСемь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро»
Дата конвертации07.10.2012
Размер84.94 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

СЕМЬ РАЗ ИЗМЕРЬ − ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ

ИЛИ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА


Деревянко Е.Н., методист по физике

кафедры естественнонаучного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»


Пояснительная записка

Данный курс создает условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы, проследить этапы познания окружающего мира от наблюдения до научного объяснения этих физических явлений.

В основе курса лежит проведение физического эксперимента, поэтому целесообразнее для достижения хорошего результата уроки спаривать. Хотя возможно проведение одночасовых занятий. Тогда на первом уроке выдвигается гипотеза, планируется эксперимент, а на втором этот эксперимент проводится. При проведении исследовательских занятий предусматривается парная форма работы.

В процессе обучения учащиеся более подробно знакомятся с понятием физическая модель, определяют, какое место занимает физический эксперимент в структуре физической теории.

Сокращение количества учебных часов и в связи с этим уменьшение количества фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума, приводит к снижению мотивации обучения и снижению практико-ориентированной направленности обучения. Поэтому целесообразно включить этот курс для повышения мотивации обучения, а также, чтобы помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля.

Все практические задания рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться всеми учащимися.

При проведении данного курса можно использовать литературу, которая находится в кабинете физики: учебные комплекты различных авторов, энциклопедии, научно-популярная литература, мультимедийная библиотека.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • проводить наблюдения,

  • выдвигать гипотезы,

  • строить модели,

  • планировать и выполнять эксперименты,

  • считать погрешности прямых и косвенных измерений,

  • делать выводы,

  • применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ,

  • оценивать достоверность естественнонаучной информации.

В процессе изучения курса учащиеся более подробно знакомятся с экспериментальным методом исследования в физике, приобретают умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленными целями и задачами, учатся выбирать рациональный метод измерений для проверки выдвинутой гипотезы, выполнять запланированный самостоятельно эксперимент и обрабатывать его результаты.

Свои работы ученики оформляют в виде отчета.

Учащиеся получают зачет (оценка не ниже «4») при условии:

  • выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

  • высокая активность и самостоятельность во время работы;

  • качественно выполненное дополнительное задание помимо обязательных;

  • публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами.


^ Учебно-тематический план




Содержание программы

Кол-во часов

^ Форма

проведения

Образовательный продукт

1

Вводное занятие. Цели и задачи данного курса. О научных революциях. Роль физического эксперимента в формировании научной картины мира. Техника безопасности при проведении экспериментов. Графическое представление результатов измерений. Понятие теоретической и экспериментальной кривых. Погрешности прямых и косвенных измерений.

2

Лекция

Составление опорного конспекта по теме

2

Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдения.

2

Экскурсия к реке

Отчет о наблюдаемом явлении, выдвижение гипотезы.

3

Проверка гипотезы. Лабораторная работа «Исследование зависимости выталкивающей силы от массы и объема погруженного тела».

2

Практикум

Отчет о проделанной работе

4

Самостоятельное исследование из приведенного ниже перечня исследований.

2

Практикум

Отчет о проделанной работе

5*

Самостоятельное исследование из приведенного ниже перечня исследований.

2

Практикум

Отчет о проделанной работе

6

Эксперимент в структуре физической теории. Защита и обсуждение результатов исследований.

2

Дискуссия, или конференция или круглый стол

Презентации и творческие работы учащихся




ИТОГО:

12








Перечень самостоятельных исследований

1. Проверка закона сохранения импульса.

2. Изучение зависимости скорости от времени при равноускоренном движении.

3. Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона.

4. Исследование зависимости механической работы от массы тела.

5. Исследование дальности полета тела брошенного под углом к горизонту в зависимости от угла бросания.

6. Исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла наклона.


^ Методические разработки некоторых тем

Тема: Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдения.

Цель данного занятия − вспомнить этапы научного познания мира от незнания к знанию.

^ Форма проведения занятий – экскурсия к реке.

Научный метод познания мира является инструментом получения единого результата для разных людей при исследовании явлений природы, выводе физических законов и построении физических моделей.

Научный метод исследования как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований, то есть на эмпирические и теоретические. Среди эмпирических выделяются следующие:

  • наблюдение – восприятие явлений действительности с поставленной целью;

  • описание – сведения о наблюдаемых объектах, зафиксированные с помощью средств языка;

  • измерение – возможность сравнения различных объектов по каким-либо признакам;

  • эксперимент – наблюдение, которое производят в специально созданных условиях, позволяющих повторить ход явлений при их повторении.

К научным теоретическим методам можно отнести:

  • гипотетико-дедуктивный метод – создание системы гипотез, связанных между собой из которых можно вывести утверждения о разного рода эмпирических факторах;

  • аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом;

  • формализация – построение абстрактно-математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых явлений и процессов.

На данном занятии учащиеся составляют план наблюдений, проводят наблюдения за плавающими телами, выдвигают гипотезы. Вспоминают, что такое ватерлиния, для чего она нужна. По окончании занятия учащимися составляется отчет о наблюдаемых явлениях, выдвигаются гипотезы.

^ Тема: Проверка гипотезы.

Лабораторная работа «Исследование зависимости выталкивающей силы от массы и объема погруженного тела».

Цель данного занятия – проверка выдвинутой гипотезы после экскурсии к реке.

^ Приборы и материалы: емкость с водой; набор грузов разной массы, но одинакового объема; набор грузов одинакового объема, но разной массы; два куска фольги размером приблизительно 15 см  15 см; мелкие гвоздики; весы ученические; разновесы; динамометр ученический.

Указания к работе.

Тема «Закон Архимеда» обязательна для изучения в 7 классе. Но, выполняя лабораторную работу по этой теме, учащиеся действовали по представленному в учебнике плану. На этом занятии учащиеся смогут применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, самостоятельно спланировать свою работу.

В начале урока ученики записывают выдвинутые гипотезы после экскурсии, отвечая на следующие вопросы:

  1. Зависит ли выталкивающая сила, действующая на тело, от материала, из которого это тело сделано?

  2. Зависит ли выталкивающая сила, действующая на тело, от массы тела?

  3. Зависит ли выталкивающая сила, действующая на тело, от объема тела?

  4. Может ли металл плавать?

  5. Зависит ли выталкивающая сила, действующая на тело, от плотности раствора, в котором находится тело?

Если учащиеся проявляют стойкий интерес к изучению физики, то этапы исследования они составляют самостоятельно, учитель лишь следит за работой и выступает в роле консультанта.

Если учащиеся испытывают затруднения в работе, то учитель может дать ученикам либо краткие указания к работе, либо развернутый план работы.

Отчеты о проделанной работе должны составляться по следующему плану:

  1. Название исследования.

  2. Цель данного исследования.

  3. Приборы и материалы, которые использовались для исследования.

  4. Выдвинутая гипотеза.

  5. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы (составляются таблицы, записываются нужные формулы, производятся необходимые расчеты, считаются погрешности, строятся графики).

  6. Вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутую гипотезу.


Литература

  1. Буров В.А., Зворыкин Б.С., Покровский А.А., Румянцев И.М. «Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе». Пособие для учителей – М.: «Просвещение», 1970

  2. Буров В.А. и др. «Фронтальные лабораторные работы по физике для 8 класса» – М.: «Просвещение», 1977

  3. Кудрявцев П.С. «Курс истории физики» Учебное пособие для студ. пед. инст. по физ. спец. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1982. – 448 с.

  4. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. «Физика: Методика и практика преподавания» Серия «Книга для учителя». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 288 с.

  5. Тарасов Л.В. «Современная физика в средней школе» (Библиотека учителя физики) – М.: «Просвещение», 1990. – 288 с.

  6. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

  7. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал 9 – 11 классы / Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов и др.; Под редакцией Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1993. – 208с.

  8. Энциклопедический словарь юного физика /Сост.В.А. Чуянов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 335с.

  9. Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков – М.: Педагогика, 1980. – 512 с.




 Выполнение самостоятельных исследований в соответствии с этапами познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, вывод.

 Можно использовать обертку от шоколада.

Исследование этой гипотезы для желающих. Для проведения этого исследования необходимо добавить к приборам и материалам поваренную соль и ареометр.







Похожие:

Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconСписок элективных курсов для 8-х классов моу сош №2 на 2010-2011 учебный год
Деревянко Е. Н. «Семь раз измерь – один раз отрежь или методы научного познания мира» (гоу дпо «Сарипкипро»)
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconШило в мешке не утаишь. Не все коту масленица
Делу время, потехе час. Сначала подумай, потом начинай. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Работа страшна не рукам
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconТы выбираешь профессию зарубина Н. Л., методист регионального Центра по проведению эксперимента гоу дпо «Сарипкипро»
Зарубина Н. Л., методист регионального Центра по проведению эксперимента гоу дпо «Сарипкипро», Катина А. В., методист регионального...
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconПрезентация элективного курса «Семь раз отмерь один раз отрежь» Цели элективного курса оказание помощи ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения
На занятиях школьники приобретут практические навыки грамотного использования различных приборов
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconПротокол № от 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр моу «сош с. Тёпловка» / Сосновцева И. В
Зарубина Н. Л., методист регионального Центра по проведению эксперимента гоу дпо «Сарипкипро», Катина А. В., методист регионального...
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconПояснительная записка. Программа элективного курса «Ремонт мебели»
Симонов В. В., учитель технологии моу «сош №32» г. Энгельса, Крапивина Н. Ю., методист кафедры общетехнических дисциплин гоу дпо...
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconПлан совместной работы моу «сош№7» г. Щекино и кафедры физико-математического и естественнонаучного образования гоу дпо то «ипк и ппро то», составленный на основе договора от 2 сентября 2009 года на 2009-2010 учебный год
План совместной работы моу «сош№7» г. Щекино и кафедры физико-математического и естественнонаучного образования гоу дпо то «ипк и...
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconРабочая программа Берлизовой И. С. по физике для 9 класса рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях
Авторы-составители: Сторожева Т. Ю., методист кафедры филологического образования гаоу дпо «Сарипкипро»
Семь раз измерь − один раз отрежь или методы научного познания мира деревянко Е. Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Сарипкипро» iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях
Авторы-составители: Сторожева Т. Ю., методист кафедры филологического образования гаоу дпо «Сарипкипро»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы