Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников icon

Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников



НазваниеМетодические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников
страница1/4
Дата конвертации07.10.2012
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4

ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ


Аношина О.Г., учитель биологии МОУ «СОШ № 27» г. Балаково


Пояснительная записка.

Курс «Четвероногие друзья», предназначен для учащихся 9 класса основной школы и рассчитан на 14ч. Он направлен на развитие теоретических знаний по фелинологии (науке о кошках), кинологии (науке о собаках) и селекции в ходе выполнения учебных проектов. Нацелен на воспитание у школьников активной позиции в решении проблем, связанных с жестоким обращением с животными.

Курс актуален в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения.

^ Цель курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных проектов межпредметного содержания.

Курс включает в себя серию учебных исследовательских задач, в основном построенных на материале биологии, экологии, медицины, литературы и информационных технологий, и методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников.

Главным содержанием курса является проектно-исследовательская деятельность. Она включает в себя следующие элементы: теоретические и практические занятия, экскурсию в ветеринарную клинику, проектную деятельность, анкетирование, обработку данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов). Другая важная особенность курса - его интегративность, межпредметный характер. Это позволяет, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер проектной деятельности, а с другой, способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.

В процессе реализации курса формируются умения анализировать информацию, результаты наблюдений, опыта, интерпретировать информацию, обобщать, делать выводы, разрабатывать проект, используя богатство знаний и умений.

В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач-ветеринар, кинолог-селекционер, фелинолог-селекционер, дрессировщик, эколог, социальный работник, литератор, педагог.

Об успешности реализации данной программы можно судить по выраженному интересу учащихся к самостоятельной работе, по результатам их деятельности.

Курс посвящен давним взаимоотношениям человека с домашними собаками и кошками и нашей ответственности за них. При освоении курса учащиеся смогут лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются собаки и кошки, и осознать, что животным необходима защита закона и забота владельцев. Курс содержит разделы, которые привлекут внимание родителей и психологов. Учащиеся должны создать благоприятную среду для общения и дискуссии. Итогом будет уважительное и внимательное отношение к собеседнику, которого просят разъяснить его мнение, с которым другие могут не соглашаться.

Задачи курса:

  • рассмотреть общую необходимость регулирования поведения людей в частной жизни;

  • поднять вопросы для критического рассмотрения;

  • рассмотреть различную роль закона и оценить различные подходы к решению определенных вопросов;

  • узнать, что некоторые стороны общественной жизни, например содержание домашних животных и обращение с ними, могут регулироваться местными и федеральными органами власти;

  • формировать общую культуру и опыт коллективной деятельности учащихся;

  • внедрять компьютерные технологии в процесс обучения.

Результаты.

В результате освоения программы учащиеся приобретают теоретические знания по фелинологии, кинологии и селекции домашних животных.

развивают умения:

- находить необходимую информацию, в том числе с использованием сети Интернет;

- выражать свои мысли и взгляды, понимать основные вопросы, влияющие на законы в отношении животных-компаньонов.

Программа курса нацелена на:

- развитие навыков практической экологической деятельности с использованием новых информационных технологий;

- на объединение учащихся, неравнодушных к проблемам домашних животных, при ведении коллективной работы и самостоятельных исследований, на формирование грамотности и культуры;

- на сотрудничество и встречи со специалистами, которые помогут ребятам профессионально определиться;

- на умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией), с последующей презентацией полученных знаний и опыта;

- на развитие навыка делового общения при работе над проектом.


^ Учебно-тематический план.


Наименование темы

Количество часов

^ Форма проведения занятия

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

1. Введение.

Фелинология - наука об удивительных и загадочных животных - кошках. Домашние животные и их место в зоологической системе. Породы и их основные характеристики. Основные особенности породы. Классификация пород. Селекционная работа. Стандарты. Кошки и люди.

1

1




Беседа.

Развёрнутый опорный конспект.

2. Исследования «планеты» Кинос (собака). Сколько у собаки профессий? Из истории собаководства. Служебное собаководство и его значение. Кто пра-пра-пра-прадед современной собаки?

1




1

Семинарское занятие. Презентация.

Опорный конспект. Сообщения- презентации учащихся по темам: «Сколько у собаки профессий?» «Кто пра-пра-пра-прадед современной собаки?»

3. Четвероногие друзья и их двуногие враги. Нежеланные друзья - трагедия всемирного масштаба. Стерилизация. Отсутствие опознавательных жетонов у питомцев. Помоги лучшим друзьям. Какова твоя позиция?

1

0,5

0,5

Урок-дискуссия

Сообщения учащихся на тему: «Четвероногие друзья и их двуногие враги», «Нежеланные друзья - трагедия всемирного масштаба», «Стерилизация. Отсутствие опознавательных жетонов у питомцев»

4. Размышления о жестокости. Лучшие друзья - злейших врагов. Закон и жестокость. Исследования жестокости. Разведение ради прибыли.

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа. Работа в группах. Презентация.

Опорный конспект. Презентация темы. Сообщения учащихся по теме: «Жестокость к животным».

5. Под прицелом групп спасения. Тест «Каков счет?»

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа. Тестирование.

Буклеты, брошюра. Результаты теста.

6. Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей домашних питомцев. Оказание первой помощи при повреждении костной и кровеносной систем органов и пищевых отравлениях домашних питомцев. Оказание первой помощи при различных видах травм домашних животных.

2




2

Беседа. Практическая работа №1.

Практическая работа 2.

Развёрнутый опорный конспект. Результаты практических работ.

7. Экскурсия в ветеринарную клинику.

1

0,5

0,5

Экскурсия

Отчет об экскурсии

8. Животных нельзя не любить.

1




1

Круглый стол

Презентация и сообщения уч-ся по теме: «Животных нельзя не любить».

9. Проектная деятельность по теме «Лучшие друзья».

4

2

2

Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта и последующая его реализация

Умение работать в группах. Собранный материал для проектов

10. Конференция «Помоги лучшим друзьям»

1




1

Урок - творческий отчёт Представление и защита проектов

Презентация проектов


^ Содержание программы

1. Введение. Фелинология - наука об удивительных и загадочных животных - КОШКАХ. Домашние животные и их место в зоологической системе. Породы и их основные характеристики. Основные особенности породы. Классификация пород. Селекционная работа. Стандарты. (1 ч)

2. Наука - кинология. История собаководства. Служебное собаководство и его значение. (1 ч).

3. Четвероногие друзья и их двуногие враги. Нежеланные друзья - трагедия всемирного масштаба. Стерилизация. Отсутствие опознавательных жетонов у питомцев. (1ч)

4. Размышления о жестокости. Закон и жестокость. Исследования жестокости. Разведение ради прибыли.(1час)

5. Под прицелом групп спасения. (1 час)

6. Оказание доврачебной помощи. (2часа)

7.Экскурсия в ветеринарную клинику. (1 час)

8. «Животных нельзя не любить». (1 час)

9. Проектная деятельность по теме «Лучшие друзья». Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта, разработка проекта, подготовка к представлению и защите (4 ч).

10.Конференция «Помоги лучшим друзьям» (1 ч).


Методические рекомендации.

Примерные темы проектов.

1. Фелинология - наука о кошках.

2. У всех кошек 9 жизней?

3. Планета - «КИНОС».

4. Четвероногие друзья и их двуногие враги.

5. Размышления о жестокости.

6. Животных нельзя не любить.

7. Подготовка выставки или фото - выставки домашних любимцев в школе.


Проект «Фелинология – наука о кошках».

Цель: Развивать теоретические знания по фелинологии - науке о кошках.

^ Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источниками информации (2 ч).

2. Группировка материала: зависимость от человека, обладание качествами, которые могут быть полезны или приятны человеку, способность размножаться в неволе и изменяться в желательную сторону под влиянием отбора и подбора. Кормление, содержание и разведение домашних животных контролируются и регулируются человеком. Породы и их основные характеристики. Классификация пород.

Селекционная работа. Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

3. Предъявление результатов исследования. Участие в итоговой конференции с демонстрацией фото-отчётов, презентации (1 ч).


^ Проект «У всех кошек 9 жизней?».

Цель: Выяснить отношение человека к кошкам в разные времена.

Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источниками информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др. (2ч).

2. Истоки содружества человека и кошки теряются в песке египетских пустынь. В баснях Эзопа. Кошки Китая и Японии. Работа с пословицами: «Доброе слово и кошке приятно», «Кошка в дом - радость в нем», «И кошке поклонишься в ножки»… Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

3. Предъявление результатов исследований с устными или письменными комментариями на итоговой конференции (1 ч).


^ Проект «Планета - «КИНОС».

Цель: Ознакомиться со служебным собаководством и его значением. Узнать о предках собаки.

Этапы разработки проекта.

Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источниками информации (2 ч).

Знакомство с разными гипотезами происхождения современных представителей планеты «КИНОС». Собачьи профессии. Памятники собаке. Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

Предъявление результатов исследования. Участие в итоговой конференции с демонстрацией презентации (1 ч).


^ Проект «Четвероногие друзья и их двуногие враги».

Цель: Выяснить причины жестокого обращения с животными. Ознакомиться с международными проектами по защите животных.

^ Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источниками информации: СМИ, специальная литература, Интернет. (2 ч).

2. Бездомные животные будут микрочипизированы и стерилизованы? Работа Международного Фонда Защиты Животных. Мобильные ветеринарные клиники. Положение домашних животных в обществе. Проведение социологического опроса, сбор подписей в защиту животных, интервьюирование разных категорий граждан и др. Стерилизация бездомных животных - важнейшая проблема. Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде картосхем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

3. Предъявление результатов исследований с устными или письменными комментариями на итоговой конференции (1 ч).


^ Проект «Размышления о жестокости».

Цель: Выяснить отношение человека к проявлениям жестокого отношения к животным - компаньонам.

Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источника информации: газетные статьи, публикации в журналах, Интернет сайты. Поиск информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источниками информации (2 ч).

2. Рассмотреть общую необходимость регулирования поведения людей в частной жизни, поднять некоторые вопросы для критического рассмотрения, рассмотреть различную роль закона и оценить различные подходы к решению определенных вопросов, узнать, что некоторые стороны общественной жизни, например содержание домашних животных и обращение с ними могут регулироваться местными и федеральными органами власти. Собеседование, обмен информации, демонстрация мнений, аргументации выводов за круглым столом (1 час).

3.Оформление и представление результатов исследования в форме выставок периодических изданий, книг, посвященных теме проекта «Размышления о жестокости», создание компьютерной презентации к сообщению(1 ч).

Участие в итоговой конференции по защите проектов (1 ч).


^ Проект «Животных нельзя не любить».

Цель: Создание условий для формирования представлений о содержании работы ветеринарного врача.

Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта, источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источниками информации (2 ч).

2. Особенности работы ветеринарного специалиста. Болезни легче предупредить. Кормовой рацион для животных. Рабочее место ветеринарного специалиста. Врачебная этика. Совместное обсуждение, обмен информацией. Выводы (2 ч).

3. Предъявление результатов исследований на итоговой конференции, сопровождаемое демонстрацией схем, таблиц, рисунков, фотографий, компьютерной презентации по названной теме (1 ч).


^ Проект «Подготовка выставки домашних любимцев школе».

Цель: Роль собак и кошек в нашей жизни и проблемы, которые окружают этих животных. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

^ Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта - сценария проведения выставки. Наблюдение за учащимися, выявления особенностей восприятия информации, беседа с родителями. Отбор участников, выбор форм деятельности учащихся: организаторов и спонсоров выставки (2 ч).

2. Подготовка выставки: Приглашение специалистов - заводчиков животных, реклама выставки, оформление, проектирование показательных выступлений, конкурсов, викторин. Проведение выставки. Создание фотографий, видеофильма, наблюдение за учащимися (2 ч).

3. Анализ проведения праздника, предъявление результатов проекта (1 ч).


Литература.

  1. Борисенко Е.Я. «Разведение сельскохозяйственных животных» г. Москва, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1957 г.

  2. Гертруда // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1.  М., «Большая Российская энциклопедия», 1993, с.411

  3. Естествознание: Профильная школа. М.: Вентана-Граф, 2006

  4. Кравченко Н.А. «Разведение сельскохозяйственных животных», г. Москва, «Колос», 1973 г.

  5. Красносельская С. «Отцы и дети» журнал «Кот и пес» №8 2003г.

  6. Кете Райнер «Кошки» М: Слово 1994г.

  7. Крутов А. «Кошки и люди. Зачем мы друг другу?» журнал «Кот и пес» №4 2004г.

  8. Липин,А.В, Ветеринарный практикум.-М.,1997г.

  9. Лобашев М.Е. «Генетика», г. Ленинград, Издательство Ленинградского Университета, 1969 г. Непомнящий Н. Кошка в вашем доме. М., Профиздат, 1996, с.14

  10. Мазовер А. «Из истории собаководства» журнал (ДОСААФ СССР, 1973)

  11. Мазовер А. «Служебное собаководство и его значение» журнал (ДОСААФ СССР, 1975)

  12. Павлова Т.Н. «Кошка и собака в вашем доме».1992.

  13. Петькина Н. «Марина Хлебникова - покровительница кошек». Журнал «Зоомир»№9,10. Тверь, 2004.

  14. Рогожкина Л.Г. «Малая энциклопедия домашних животных». 1994.

  15. Тайхмат Петер «Собаки» М: Слово 1994.

  16. Фадеева Г.А. «Международные экологические акции в школе», Волгоград. 2003г.

  17. Справочник ветеринарного врача.

  18. Энциклопедический словарь юного биолога. М., «Педагогика», 1990.

  19. Энциклопедия для детей, АВАНТА +, Биология, 2003.

  20. Энциклопедия для детей, АВАНТА +, Птицы и звери, 2003.


Интернет ресурсы:

www.rolandus.org

http://www.ifaw.org

www.detiplus.ru

www.zoomir.com


Приложение 1


^ Фелинология - наука об удивительных и загадочных животных - кошках. Кошки и люди.


Фелинология - наука о кошках

Любимые всеми нами животные - кошки. Они настолько совершенны, горды, независимы, загадочны и красивы, что заслуживают наилучшего к себе отношения, подкрепленного по возможности более глубокими знаниями, желательно - профессиональными. Есть целая наука, посвященная исключительно кошкам, - фелинология. Для того чтобы заниматься ею грамотно, просто необходимо компетентно ориентироваться хотя бы в базовых положениях комплекса зоотехнических наук, среди которых совершенно особое место (и небезосновательно) отводится именно разведению животных.

Зоотехния - это ряд теоретических и технологических наук, занимающихся разработкой и применением методов оптимального хозяйственного и племенного использования сельскохозяйственных животных. Зоотехнию разделяют на общую (генетика, разведение, зоогигиена, ветеринария) и частную (физиология, кормление, содержание животных разных видов).

Раньше разведение животных называли заводским или скотозаводческим искусством, ныне - селекцией, или теорией племенного дела. Справедливости ради следует отметить, что первый термин не строго синонимичен разведению, являясь лишь частью его, а вот второй термин находится по смыслу к разведению значительно ближе.

Любопытна история принятия и применения слова «селекция» в отечественной науке. В дословном переводе с латыни Selection означает просто отбор, выбор. На заре становления у нас зоотехнической науки введению этого термина многие сопротивлялись, отказываясь признавать его, когда речь шла о разведении, а слово «селекционер» непременно брали в кавычки, чтобы подчеркнуть недостаточную зоотехническую подготовку своих оппонентов. Но со временем именно этот термин как синоним разведения укоренился в научной практике, даже появились производные: селекционный индекс, эффект селекции, селекционная группа, как впрочем, и селекционер. Таким образом, произошла семантическая метаморфоза: понятие «селекция» в русском варианте оказалось несравненно объёмнее и шире по смыслу, чем в изначально принятом английском. В 1925 г. по предложению профессора Лискуна, термин «селекция» был узаконен на Всероссийском съезде по животноводству.

^ Домашние животные и их место в зоологической системе.

Для домашних животных наиболее характерны следующие особенности: зависимость от человека, обладание качествами, которые могут быть полезны или приятны человеку, способность размножаться в неволе и изменяться в желательную сторону под влиянием отбора и подбора. Кормление, содержание и разведение домашних животных контролируются и регулируются человеком. В каждом виде домашних животных различают множество пород. В классе млекопитающих в целом насчитывают от 4000 до 4500 видов, из которых одомашнены 19 (некоторые называют цифры от 30 до 60), из них сельскохозяйственными считают 16 (коровы, овцы, свиньи, лошади и т.д.). К сельскохозяйственным животным не относят морских свинок, кошек и собак.

^ Породы и их основные характеристики.

Порода. Виды домашних животных разделяются не только на разновидности (или подвиды, как диких животных), но и на породы. Породы и разновидности - не одно и то же. В дикой природе пород нет, порода - основной итог эволюции домашнего животного, продукт человеческого труда. Отличием породного животного является потребность в постоянном и планомерном воздействии человека на процесс передачи наследственных признаков. Без этого порода просто «выродится», потеряет свое качественное своеобразие, перестанет быть породой: лошадь арабских кровей, попав в Америку и одичав, перестала быть породной и дала начало мустангам.

Существует много определений породы, но, синтезируя то полезное, что накоплено по рассматриваемому понятию, Н. Кравченко дает следующее определение:

Порода - это созданная человеческим трудом, достаточно многочисленная группа домашних животных, имеющих общее происхождение и общность ряда физиологических и морфологических особенностей, достаточно стойко передающихся по наследству. При соответствующей селекционной работе порода способна изменяться в желательном направлении.

Главное в породе - ее качественное своеобразие, оно - не условное понятие, не удобный приём классификации, а реально существующий факт. Качественное своеобразие породы зависит от особенностей фенотипа входящих в неё животных.

Фенотипические особенности породы, в свою очередь, определяются качественным своеобразием генотипов этих животных. Система генотипов в породе характеризуется наличием определенных генов, их частотой, сцеплением и отсутствием сцепления, гомозиготностью и гетерозиготностью, комбинациями и мутациями, а также корреляциями. В становлении генного пула большую роль играют изоляция породы или генетическое влияние на нее других пород, а также степень изоляции и нарушение изоляции между отдельными структурными элементами породы (типами, линиями, семействами), например, при географической изоляции. Гомозиготность по некоторым генам и подвижное равновесие других, находящихся в гетерозиготе, образует относительную наследственную устойчивость породы, её константность. Значительная же степень гетерозиготности породы способствует её большей генетической пластичности, «послушности» направленным воздействиям на нее.

Беспородные животные. Не всех животных можно причислить к известным породам. В некоторых случаях разнообразие форм и признаков настолько значительно, постоянство так мало, что бывает просто невозможно отнести животное к той или иной породе. Особи с неопределённым разнообразием признаков и без явно выраженного качественного своеобразия называются беспородными.

Породной группой называют группу животных на стадии становления новой породы. Это как бы «предпорода», не завершённая еще в создании порода, «кандидат в породу». К таковым по большому счету, относятся все группы, проходящие этап формирования и становления породы: это и сфинксы, и девон рексы, и бомбеи, а также скоттиш-фолды и скоттиш-стрэйты, т.е. все те «породы», для существования которых оговорены дополнительные допустимые скрещивания.

^ Основные особенности породы.

Для породы характерны: общность происхождения, определенное сходство между животными, численность поголовья, ареал, константность и изменчивость, полезность для человека (в любом смысле: животноводческом или эстетическом, что является стимулом для разведенческой работы).

Общность происхождения. Животные одной породы имеют общее происхождение: любая порода исторически восходит к строго ограниченному количеству выдающихся предков (вплоть до единственного у новосозданной породы).

Общность признаков. Сходство морфо-физиологических признаков животных одной и той же породы и различие их по этим признакам - очень важное свойство породы. Оно выражает качественное своеобразие породы, которое зависит от общности происхождения и общности целей и методов разведения. Именно поэтому словосочетание «породообразующий признак» - некорректно и лишено смысла в зоотехническом отношении. Термин «породообразующий признак» правомерен лишь как констатация того, что некий признак был принят за основу, стал причиной и точкой отсчёта в создании новой породы. Рассматривать же в качестве «породообразующего» признака двойную шерсть британской короткошерстной породы, зелёные глаза русской голубой или тиккированный окрас абиссинцев неверно. Есть порода, есть стандарт этой породы и есть балловый критерий значимости статей, конкретных характеристик каждой породы. В качественном своеобразии породы материализуется длительный целеустремленный труд заводчиков.

Значение численности особей. Порода становится таковой и продолжает ею оставаться лишь при условии, что она представлена достаточно многочисленной группой. Порода может существовать лишь тогда, когда родственные спаривания (за исключением отдаленных) не становятся вынужденно массовыми. В противном случае жизнеспособность популяции снижается и в малочисленных популяциях неизбежно развивается инбредная депрессия. По различным данным новая порода должна минимально слагаться хотя бы из пяти-шести (или 10-15) неродственных линий. Для нормальной селекционной работы в открытых и закрытых популяциях (с точки зрения возможности и допустимости скрещиваний с другими родственными породами) нельзя требовать одинаковой численности животных в популяции для всех пород. Минимум будет зависеть от многих обстоятельств, в первую очередь, от способности к адаптации, плодовитости, быстроты смены поколений. Определенное значение имеет длительность существования породы. Чрезвычайно важна динамика численности животных в породе

Если количество животных в ней быстро возрастает, то это свидетельствует о перспективности породы; если уменьшается - это очень тревожный симптом.

Планируя работу с новой породой, всегда стоит помнить историю породы Havana Brown. В 1956 г. из Англии в Америку Элси Куинн (Elsie Quinn) привезла восточную кошку шоколадного окраса Roofspringer Mahogany Quinn, которая и стала прародительницей породы Havana Brown в Америке. Американские заводчики, влюбившись в эту стильную кошку, сочетающую в себе уникальный окрас цвета красного дерева с шоколадным отливом и сверкающие изумрудами зелёные глаза, решили все эти достоинства сохранить и начали борьбу за признание породы. Забегая вперед, следует признать, что, выделив восточную кошку шоколадного окраса в самостоятельную породу, американские заводчики тем самым сберегли отличительный породный тип (первоисточник, можно сказать), который в Европе утеряли из-за совместного разведения с сиамскими кошками и постоянного совершенствования.

В 1958 г. был принят предварительный стандарт, 11 июля 1964 г. порода Havana Brown получила чемпионский статус в CFA, а в 1974 г. - запрещены скрещивания с другими породами. Позже стала очевидной преждевременность запрета. Породу закрыли для скрещиваний слишком рано, когда в её активе было всего несколько линий, заложенных изначально. При разведении всегда следует иметь достаточный выбор наиболее желательных партнёров для скрещивания ради улучшения здоровья, темперамента потомства и приближения его к стандарту породы. Заводчики же к 90-ым годам лишились возможности работы без близкородственных скрещиваний. Порода оказалась на грани исчезновения.

В 1998 г. правление CFA разрешило скрещивания с другими породами. В выставочных стандартах CFA (Show Standards CFA, May 1, 2003 - April 30, 2004) говорится: для породы Havana Brown разрешены ограниченные ауткроссы, по поводу которых (для получения более конкретной информации) необходимо связываться с центральным офисом CFA. Для скрещивания используют, как правило, типичных черных домашних короткошерстных кошек или ориентальных короткошерстных. Это стало единственно возможным выходом после допущенного промаха.

Современное знание генетики и прогрессивные технологии позволяют рассчитать и определить степень генетического разнообразия, существующую в породе в данный момент, а его периодическая оценка дает возможность узнать, когда отпадёт необходимость в скрещивании с другими породами. Для стабильного существования породы также обязательно следует учитывать рекомендации относительно минимума неродственных линий или количества производителей и маточного поголовья.

Распространение породы. Очень важно, чтобы порода была достаточно широко распространена. Более широкий ареал, разведение породы во многих местах, различных по географическим, природным и климатическим условиям, очень важны. Однако расширение ареала полезно для развития породы только до тех пор, пока оно не входит в противоречие с количеством животных, ее составляющих. Если животных мало, то большой ареал может оказаться губительным как для развития, так и вообще для существования породы. Замечено, что чем выше приспосабливаемость породы к новым условиям, тем больше её ареал.

Константность и изменчивость пород. Константность - стойкость в наследовании характерных для породы признаков - ценное качество породы. Она облегчает предвидение определённых качеств будущих поколений и планирование разведенческих программ. Однако даже самые константные породы полной однородности не имеют. Изменчивость их такова, что ни в одной невозможно найти двух абсолютно одинаковых животных. Именно вследствие изменчивости возможны и отбор, и целенаправленный подбор.

С одной стороны, наследственная изменчивость представляет постоянную угрозу потерять достигнутое, но, с другой - именно она является залогом совершенствования пород. Способность породистых животных стойко передавать свои признаки - большое их достоинство, но наследственная изменчивость является стимулом на пути к достижению идеала. В разведении гораздо больший интерес представляют более пластичные и податливые в генетическом отношении породы, способные к изменению в нужном направлении и имеющие поэтому лучшие перспективы.

^ Классификация пород.

Что это такое? Какие бывают, для чего нужны и чем характеризуются классификации пород? Как в любой базе данных мы можем отсортировать содержимое по избранным параметрам, так и все существующие породы можно отсортировать по интересующим нас признакам, т.е. классифицировать их. Любую классификацию разрабатывают с определенной целью и ради решения конкретных задач.

I. Краниологическая классификация основана на специфических особенностях строения черепа. Тип черепа - один из наиболее стойких признаков при определении типичности животных в своей породе. Большая ширина черепа характерна для самцов, лёгкость в строении головы - для самок. Размер головы является одним из признаков полового диморфизма, профиль - характерным породным признаком.

Интересно рассмотреть взаимозависимость формы черепа и глаз, а также их постава. От чего зависят форма и постав глаз у кошек? От формы головы и высоты скул. А если точнее, - от глубины и строения костной орбиты глаза, сформированной лобной, слёзной, скуловой и решётчатой костями. Достаточно явно видна тенденция изменения размера глаз (от больших до маленьких), формы (от круглых до миндалевидных) и постава (от прямо до косо поставленных) одновременно с модификацией головы от круглой к клиновидной (с учётом ширины черепа).

Отобразим это в таблице:


Голова

Скулы

Глаза

Форма

Постав

Круглая (включая округлую)

Низкие

Круглая

Прямой постав

Высокие

Округлая

Слегка косой

Треугольная (включая трапециевидную)

Низкие

Округлая

Слегка косой

Высокие

Овальная

Слегка косой или косой

Клиновидная

Низкие

Овальная

Слегка косой или косой

Высокие

Миндалевидная

Косой
  1   2   3   4




Похожие:

Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconМетодические рекомендации для учителей для проведения факультативных занятий в VIII-XI классах и курсов по выбору
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconМетодические рекомендации по организации защиты презентаций power point
В текущем учебном году была создана творческая группа учителей, в которую входит 16 учителей-предметников
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconПротокол №1 От положение о методическом объединении учителей предметников
Задачи методического объединения учителей – предметников образовательного учреждения
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconПоложение о методическом объединении учителей-предметников мкоу сош №8
П. Задачи методического объединения учителей-предметников образовательного учреждения
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников icon2. Задачи методического объединения учителей-предметников
Положение о методическом объединении учителей-предметников образовательного учреждения
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconМетодические рекомендации для учителей историии
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconПоложение о методическом объединении учителей-предметников
В мбоу «Коптеловская сош» создаются методические объединения: учителей начальных классов, учителей гуманитарного цикла предметов,...
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconАнализ условий. Кадровый состав методического объединения учителей-предметников
Деятельность мо учителей – предметников строилась в соответствии с планом методической работы коррекционной школы 8 вида и была направлена...
Методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют межпредметный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников iconII. Задачи методического объединения учителей -предметников образовательного учреждения
О методическом объединении учителей-предметников муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы