2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 icon

2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2



Название2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2
страница1/4
Дата конвертации07.10.2012
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


ИЗУЧЕНИЕ СоответствиЯ выбора экзаменов

выпускниками профильных классов

профилю обучения в средней школе

(2007-2008 учебный год)


Саратов 2008

ББК 74.2


Серия «Предпрофильная подготовка и профильное обучение»


Авторы:

Е.В. Губанова, к.п.н., заведующая кафедрой управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»;

^ С.А. Веревко, методист кафедры управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».


И 32 Изучение соответствия выбора экзаменов выпускниками профильных классов профилю обучения в средней школе (2007-2008 учебный год) / Е.В. Губанова, С.А. Веревко – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008 – 32 с.


ISBN 978-5-9758-0915-5


В пособии представлены результаты диагностических исследований по изучению соответствия выбора экзаменов на государственной (итоговой) аттестации профилю обучения в средней школе выпускниками профильных 11-х классов в 2007-2008 учебном году.

Пособие предназначено для специалистов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, заместителей руководителей образовательных учреждений, учителей-предметников, специалистов институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.


^ Выпуск данного издания осуществляется

при участии министерства образования Саратовской области

на средства областной целевой программы «Развитие образования»

на 2006-2008 годы


ББК 74.2

ISBN 978-5-9758-0915-5






© Министерство образования Саратовской области, 2008




© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008




© Е.В. Губанова, С.А. Веревко, 2008




^ Изучение соответствия выбора экзаменов

на государственной (итоговой) аттестации профилю обучения выпускниками профильных 11-х классов в 2007-2008 учебном году.


В Концепции профильного обучения говорится: «Профильное обучение средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее … создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служит не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки учащихся. Важно добиться того, чтобы уже в школе они могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни.

Зрелость предполагает также наличие практической и мотивационно-ценностной готовности человека к выбору.

^ Практическая готовность включает в себя:

– владение выпускниками школы умениями делать выбор дальнейшего способа получения образования;

– наличие у школьников практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения после школы в избранном направлении.

^ Умение делать выбор предполагает наличие у ученика нескольких умений, включающих:

– выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям;

– оценку их преимуществ и недостатков;

– выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

^ Мотивационно-ценностная или психологическая готовность включает:

– сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным

способностям и возможностям получить желаемое образование;

– наличие ценностных ориентации и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.

Зрелый выбор, предполагает, что выпускник осознает свои жизненные цели и планы и верно оценивает возможности для их реализации через сделанный выбор. При этом школьником сделан такой выбор, который не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения.

Достижение указанных целей требует изменения подхода к организации итоговой аттестации в профильных классах.

Введение независимого оценивания уровня подготовленности выпускников основной и средней (полной) школы по различным предметам общеобразовательной программы является составляющей процесса модернизации российской системы образования.

В современных условиях на итоговую аттестацию выпускников профильных школ (классов) целесообразно выносить в качестве основных профильные предметы, иначе теряется смысл самой идеи профилизации.

Такая система организации государственной (итоговой) аттестации способствует повышению эффективности общеобразовательной и профильной подготовки, побуждает к самостоятельной учебной деятельности, усилению практической направленности обучения в соответствии с целями профильного образования.

Право определения содержания экзаменов и номенклатуры профилирующих предметов в школах, осуществляющих дифференцированное обучение по направлениям, предоставляется муниципальным органам образования и педагогическим советам школ.

С целью актуализации внимания педагогов, выпускников, их родителей к проблеме профессионального самоопределения, к выбору траекторий продолжения образования, выявления соответствия выбора экзаменов на государственной (итоговой) аттестации профилю обучения выпускниками профильных 11-х классов общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2007-2008 учебном году по заказу министерства образования Саратовской области были разработаны диагностические материалы для определения уровня готовности выпускников профильных классов средней школы к осознанному выбору экзаменов на государственной (итоговой) аттестации в соответствии с профилем обучения и проведены соответствующие мониторинговые исследования1.

В ходе проведения диагностики и исследований была изучена информация органов управления образованием 34 муниципальных районов Саратовской области. Не представили информацию следующие районы: ЗАТО Шиханы, Ровенский район, Волжский, Заводской, Ленинский и Фрунзенский районы г. Саратова. В четырех районах области: Калининском, Озинском, Петровском и Пугачевском профильные 11-е классы в 2007-2008 учебном году отсутствовали.

Для определения степени профессионального самоопределения обучающихся профильных классов, готовности их к осознанному выбору экзаменов на государственной (итоговой) аттестации в соответствии с профилем обучения были разработаны диагностические материалы2 и проведены исследования по следующим критериям готовности:

– психологическая;

– предметная;

– компетентностная;

– общекультурная;

– профориентационная.

В зависимости от количества баллов, полученных при самооценивании учащихся, оценивании их родителями и учителями, был определен уровень готовности выпускников к выбору экзаменов в соответствии с профилем обучения в школе (Приложение 1. Диагностические материалы, пункт 1).

Усредненные результаты этих исследований представлены в таблице 1.


Таблица 1






Самооценка

Оценка родителей

^ Оценка классного руководителя

Оценка учителей, работающих с выпускником

количество баллов

уровень готовности

количество баллов

уровень готовности

количество баллов

уровень готовности

количество баллов

уровень готовности

^ Готовность выпускников (максимальное количество баллов – 50)

41

высокий

33

выше среднего

31

выше среднего

26

средний



Данные, представленные в таблице 1, показывают, что

– уровень самооценки выпускников достаточно высок – в среднем 41 балл из 50 максимально возможных (82%);

– уровень оценки родителей составляет в среднем 33 балла из 50 максимально возможных (66%);

– уровень оценки классного руководителя и работающих с выпускниками учителей соответственно 31 балл и 26 баллов из 50 максимально возможных (62% и 52%).


С целью изучения эффективности профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, качества организации и проведения итоговой аттестации выпускников профильных школ (классов) были проанализированы данные, представленные районами, о соответствии выбора экзаменов на государственной (итоговой) аттестации профилю обучения.

Для оценки соответствия выбранных выпускниками профильных классов экзаменов профилю обучения были проанализированы данные, полученные из муниципальных органов управления образованием.

Сводная информация о соответствии выбора экзаменов профилю обучения представлена на таблице 23.

Таблица 2


Сводная информация о соответствии выбора экзаменов на государственной (итоговой) аттестации профилю обучения выпускниками профильных 11-х классов в 2007-2008 учебном году4


Количество

Количество выпускников, сдававших экзамены по выбору по профильным предметам

^ Процент выпускников, сдававших экзамены по выбору по профильным предметам

Процент соответствия выбора экзаменов профилю обучения

ОУ

11-х классов

выпускников в них

профильных классов/групп

выпускников в них

по одному предмету

по двум предметам

по трем предметам

по одному предмету

по двум предметам

по трем предметам

660

852

11203

147/30

3133/43

1121

1242

446

39,4

38,7

15,6

56,9


Анализ представленной в таблице информации показывает, что из числа выпускников профильных классов (групп)

– 15,6% сдавали все экзамены по выбору на итоговой аттестации по профильным предметам;

– 53% сдавали экзамены по выбору не менее чем по двум профильным предметам;

– 88,4% сдавали экзамен по выбору хотя бы по одному профильному предмету.

Данные, представленные в таблице 2, позволяют качественно оценить эффективность профильного обучения и уровень соответствия выбора экзаменов профилю обучения (Приложение 1. Диагностические материалы, пункт 2). Результаты этого оценивания представлены в таблице 3.


Таблица 3


^ Сводная оценка соответствия выбора экзаменов на государственной (итоговой) аттестации профилю обучения в средней школе


^ Количество выпускников

11-классов

Количество выпускников профильных классов, сдававших экзамены по выбору

Процент профильной направленности государственной (итоговой) аттестации

(соответствия выбора экзаменов профилю обучения)

Процент качества профилизации обучения в старшей школе

всего

в том числе профильных классов

по одному профильному предмету

по двум профильным предметам

по трем профильным предметам

11203

3176

1121

1242

446

29,5

60


Как видно из таблицы 3

– степень профессионального самоопределения выпускников профильных классов на этапе окончания средней школы составляет 29,5%;

– процент выпускников, планирующих продолжение обучения в соответствии с профилем обучения в средней школе, составляет 60%.

Достаточно высокий средний процент качества профилизации обучения в старшей школе свидетельствует о том, что задачу создания в регионе условий для правильного выбора образовательной траектории выпускниками профильной школы можно считать выполненной.

Для качественной оценки уровня соответствия выбора учебного заведения для продолжения образования профилю обучения в средней школе были проанализированы сведения о поступлении выпускников профильных классов в высшие (средние специальные) учебные заведения, полученные из районов (Приложение 1. Диагностические материалы, пункты 3, 4).

^ Следует отметить, что данная информация не является однозначной в силу вариативности поступления в высшие и средние специальные учебные заведения.

В таблицах 3-4 представлены сводная оценка соответствия выбора учебного заведения для продолжения образования профилю обучения в средней школе и сведения о выпускниках профильных 11-х классов, поступивших в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с профилем обучения в средней школе.

Таблица 3

^ Сводная оценка соответствия выбора учебного заведения для продолжения образования профилю обучения в средней школе


Количество

Количество выпускников профильных классов

^ Процент выпускников профильных классов

11-х классов

выпускников

11-х классов

сдававших экзамены по выбору

не менее чем по двум

профильным предметам

поступивших в ВУЗы, ССУЗы

в соответствии с профилем

обучения в средней школе

от общего числа выпускников

сдававших экзамены по выбору

не менее чем по двум

профильным предметам

поступивших в ВУЗы, ССУЗы

в соответствии с профилем

обучения в средней школе

всего

из них профильных

всего по району

в том числе профильных классов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

852

177

11203

3176

1688

1516

28,3

53,1

47,7



Таблица 4


^ Сведения о выпускниках профильных 11-х классов, поступивших в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с профилем обучения в средней школе


п/п

Наименование профиля

Количество выпускников

профильных классов

Процент выпускников профильных классов

всего

сдававших экзамены по выбору не менее чем по двум профильным предметам

поступивших в ВУЗы, ССУЗы в соответствии с профилем обучения в средней школе

сдававших экзамены по выбору не менее чем по двум профильным предметам

поступивших в ВУЗы, ССУЗы в соответствии с профилем обучения в средней школе

1

физико-математический

668

274

328

41

49

2

информационно-математический

32

3

23

9

72

3

экономико-математико-лингвистический

23

17

17

74

74

4

физико-химический

66

44

66

67

100

5

химико-биологический

398

195

188

49

47

6

химико-математический

22

14

14

64

64

7

естественно-математический

35

26

32

74

91

8

естественнонаучный

12

11

8

92

67

9

биолого-математический

6

0

0

0

0

10

социально-экономический

476

231

235

49

49

11

социально-гуманитарный

796

678

434

85

55

12

филологический

68

61

14

90

21

13

информационно-технологический

198

42

103

21

52

14

агротехнологический

28

23

21

82

75

15

оборонно-спортивный

67

65

33

97

49




Итого

3176

1684

1516

53

47,7


Анализ полученной по этому блоку исследований информации показывает, что:

– средний процент выпускников профильных классов, сдававших экзамены по выбору не менее чем по двум профильным предметам, по региону составляет 53,1%; по каждому профилю в отдельности колеблется от 9% до 92% (в самых распространенных: физико-математическом – 41%, химико-биологическом – 49%, социально-экономическом – 49%, социально-гуманитарном – 85%);

– средний процент выпускников профильных классов, поступивших в ВУЗы, ССУЗы в соответствии с профилем обучения в средней школе, по региону составляет 47,7%, по каждому профилю в отдельности колеблется от 21% до 100% (в самых распространенных: физико-математическом – 49%, химико-биологическом – 47%, социально-экономическом – 49%, социально-гуманитарном – 55%).

В то же время

– ни один из выпускников биолого-математического профиля не сдавал экзамены по выбору по профильным предметам и не поступил в ВУЗы, ССУЗы в соответствии с профилем обучения в школе;

– 90% выпускников филологического профиля (мало востребованного в регионе) сдавали экзамены по выбору не менее чем по двум профильным предметам, однако лишь 21% из них поступили в ВУЗы, ССУЗы в соответствии с профилем обучения в средней школе;

– 82% выпускников агротехнологического и 97% оборонно-спортивного профилей (востребованных в регионе) сдавали экзамены по выбору не менее чем по двум профильным предметам, соответственно 75% и 49% из них поступили в ВУЗы, ССУЗы в соответствии с профилем обучения в средней школе.


Полученные в ходе проведении мониторинговых исследований статистические данные позволили сделать следующие обобщенные выводы о готовности выпускников профильных классов средней школы к осознанному выбору экзаменов на государственной (итоговой) аттестации в соответствии с профилем обучения.

Уровень готовности выпускников профильных классов общеобразовательных учреждений области к выбору экзаменов в соответствии с профилем обучения в 2007-2008 учебном году составил в среднем 65,5%.

Процент соответствия выбора экзаменов на государственной (итоговой) аттестации профилю обучения в старшей школе в среднем 56,9%.

Таким образом, выпускники профильных классов общеобразовательных учреждений области в целом осознанно подошли к выбору экзаменов.

Профильная направленность государственной (итоговой) аттестации – это доля экзаменов по профильным предметам от максимально возможного их числа. Профильная направленность является показателем, который характеризует степень профессионального самоопределения учащихся на этапе окончания средней школы.

Средний процент профильной направленности государственной (итоговой) аттестации (соответствия выбора экзаменов профилю обучения) 30%, таким образом, можно считать, что процент профессионального самоопределения выпускников профильных классов 2007-2008 учебного года составляет в среднем 30%.

Качество профилизации обучения в старшей школе – это доля выпускников, сдававших все экзамены по профильным предметам от числа выпускников, выбравших для итоговой аттестации хотя бы один профильный предмет.

Качество профилизации обучения в 2007-2008 учебном году составило 60%, что может свидетельствовать о планах и готовности большинства выпускников продолжить образование в соответствии с профилем обучения в средней школе.

Это подтверждается и проведенной в рамках диагностики оценкой соответствия выбора учебного заведения для продолжения образования профилю обучения в средней школе: процент поступивших в высшие и средние специальные учебные заведения в 2007-2008 учебном году в соответствии с профилем обучения в средней школе составил 47,7%.

Таким образом, можно считать, что в регионе в 2007-2008 учебном году были созданы условия для правильного и осознанного выбора образовательной траектории выпускниками профильных классов общеобразовательных учреждений.

В связи с вышеизложенным можно рекомендовать следующее.

^ Руководителям муниципальных органов управления образованием:

– систематически проводить мониторинговые исследования по вопросам профессионального самоопределения выпускников и их готовности (психологической, компетентностной, учебной и др.) к государственной (итоговой) аттестации;

– усилить контроль формирования 10-х профильных классов.

^ Руководителям общеобразовательных учреждений:

– строго опираться на нормативные документы, принятые в регионе при формировании 10-х профильных классов;

– учитывать при формировании 10-х профильных классов специфику регионального рынка труда, востребованность/переизбыток профессий, в связи с этим целесообразность открытия тех или иных профилей;

– систематически вести профориентационную и информационную работу с учащимися старшей школы и их законными представителями по вопросам профессионального самоопределения.

Приложение 1

  1   2   3   4




Похожие:

2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconАнализ учебно-воспитательной работы школы за 2008/2009 учебный год
На основании анализа работы школы за 2007/2008 учебный год коллектив выдвинул на 2008\2009 учебный год следующие образовательные...
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconЗакон от 8 августа 20001 г. №129-фз
Фз от 02. 07. 2005; №13-фз от 05. 02. 2007; №140-фз от 19. 07. 2007; №318-фз; №55-фз от 30. 04. 2008; №160-фз от 23. 07. 2008; №311-фз...
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconОтчет за 2007 2008 учебный год илбенгя, 2008 год I общая характеристика состояния образования в школе
Методическая тема школы: "Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении учащихся"
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconАнализ работы моу сош №44 за 2007-2008 учебный год
В 2007-2008 учебном году школа продолжала работать над проблемой «Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с учетом...
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 icon2007-2008 учебный год и I полугодие 2008 – 2009 учебного года с 24 ноября по 26 ноября 2008 года

2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconОтчёт расходования средств при заключении договоров до 100,0 тыс руб общеобразовательного учреждения Малиновоозёрской муниципальной основной общеобразовательной школы за 2007-2008 учебный год
Малиновоозёрской муниципальной основной общеобразовательной школы за 2007-2008 учебный год
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconПредседатель Управляющего Совета моу «сош №2 с уиоп» (протокол от 04. 02. 2008 №4) М. Г. Латаева Аналитический отчет
Анализ изучения мотивации к предмету биология у учащихся 8 б класса (2007-2008 учебный год)
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconПубличный доклад за 2007-2008 учебный год Тыайа -2008 Содержание I. Общая характеристика оу стр. 3
Муниципальное учреждение «Управление образования» муниципального образования «Кобяйский улус рс(Я)»
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 2 сентября 2008 г. N 254 об утверждении перечня олимпиад школьников на 2008 2009 учебный год
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285 (зарегистрирован Министерством юстиции...
2007-2008 учебный год Саратов 2008 ббк 74. 2 iconАнализ егэ 2012-2013 уч. Г. В 2006, 2007, 2008 год
В 2006, 2007, 2008 годах образовательное учреждение участвовало эксперименте егэ. В первые годы это был русский язык. В 2008 г русский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы