2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В icon

2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В



Название2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В
страница1/5
Дата конвертации07.10.2012
Размер1.02 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Саратов

2008

УДК

ББК


Авторы:

Губанова Е.В., заведующая кафедрой управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

^ Веревко С.А., методист кафедры управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Катина А.В., главный методист кафедры управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»


Рецензент:

Орлов М. И., начальник отдела развития дошкольного и общего образования министерства образования Саратовской области


^ Обеспечение возможности выбора профиля обучения и эффективное использование образовательных ресурсов в условиях сетевого взаимодействия / Е.В. Губанова, С.А. Веревко, А.В. Катина – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. – с.


Настоящее издание представляет собой методические рекомендации по обеспечению возможности выбора профиля обучения и эффективному использованию образовательных ресурсов в условиях сетевого взаимодействия.

В пособии освещаются вопросы внедрения организационных моделей профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия, построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся старшей школы, раскрываются возможности дополнительного образования.

Рекомендации предназначены для членов муниципальных и школьных стратегических команд по реализации комплексного проекта модернизации образования, специалистов информационных и методических служб муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, представителей родительской общественности.






© Министерство образования Саратовской области, 2008




© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008




© Е.В. Губанова, С.А. Веревко, А.В. Катина

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

Раздел I. Изменение структуры и содержания образования на старшей ступени общеобразовательной школы

8

I.1. Развитие образовательного пространства

8

I.2. Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

13

I.3. Структура культурно-образовательного пространства

15

I.4. Подходы к определению сущности обучения в старшей школе

19

I.5. Законодательные основы организации общего образования на старшей ступени

21

I.6. Профильное и углубленное обучение

23

Раздел II. Самореализация личности в условиях профильного образования

28

II.1. Профильный учебный план

28

II.2. Гибкость профилей

31

II.3. Использование ресурсов других учреждений образования и культуры

32

II.4. Оценивание уровней достижения учащихся в условиях сетевого взаимодействия

32

Раздел III. Организационные модели профильного обучения

33

III.1. Классификация моделей профильного обучения

33

III.2. Ресурсные модели

35

III.3. Кооперативные модели

37

III.4. Учебный ресурсный центр как форма организации учебно-воспитательного процесса в современной системе сельского непрерывного образования

38

III.5. Дистанционное обучение как форма организации учебно-воспитательного процесса в современной коммуникационной образовательной среде

44

Раздел IV. Технология профилизации образовательного пространства

46

IV.1. Организация обучения на предпрофильной ступени

46

IV.2. Организация самоопределения подростков

47

IV.3. Этап формирования профилей

48

IV.4. Подготовка педагогических кадров в ходе организации профильного обучения

49

Заключение

50

Приложения

51

Приложение 1. Описание эффективных моделей организации профильного обучения на основе достижений отечественной и зарубежной науки и практики (анализ литературы)

51

Приложение 2. Организационная модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в Марксовском районе Саратовской области

52

Приложение 3. Виды муниципальных сетей

59

Приложение 4. Требования к муниципальной образовательной сети

60

Приложение 5. Структура содержания ключевых компетенций, обсуждаемых на семинарах Совета Европы

62

Список литературы

63

ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях развития общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии.

Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

Закон Российской Федерации «Об образовании»1 создал условия для перехода к образованию по выбору, предоставил возможность ученику выбирать вид образовательного учреждения и формы получения образования. Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях.

В результате выпускники школы начинают осознавать, что стать успешным человеком в современных условиях сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, обладает способностью приспосабливаться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным на рынке профессий.

Именно в школе сегодня закладываются основы общего и профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешной социализации. Профессиональное самоопределение играет роль связующего звена между общеобразовательной и профессиональной подготовкой будущего специалиста.

В настоящее время все отчетливее обозначается несоответствие между возрастающей сложностью мира и готовностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. Перед общеобразовательной школой возникает вопрос: как подготовить выпускника, обладающего достоинствами, которые позволят ему адекватно и разумно подходить к любым изменениям. Такие качества личности, как способность к множественным выборам, адаптивность к динамично меняющимся условиям, ответственность и инициативность, сформированность нового типа функциональной грамотности и определенных компетенций, дадут возможность ему состояться в профессии, тем более что современный профессиональный рынок существенно изменился. Очевидно, начинать подготовку к выбору и получению профессии необходимо уже в школе. Это позволит обеспечить более успешную адаптацию молодых специалистов в вариативно меняющемся мире. Поэтому основной целью национальной стратегии модернизации отечественного образования является перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение2, поскольку оно способствует осознанному профессиональному самоопределению и обеспечивает жизненно необходимую социальную зрелость выпускника школы. Такая готовность к взрослой жизни – важнейший показатель развития личности и творческой индивидуальности выпускника.

Система образования в силу своего универсального характера самым непосредственным образом реагирует на изменения, происходящие в обществе.

Возникает вопрос: как готовить школьников к формированию индивидуальной образовательно-профессиональной траектории?

Ответ на него возможен при условии, если обучение воплощается в совместной инновационной, исследовательской, творческой и проектировочной деятельности всех участников образовательного процесса.

Необходимо соотносить подготовку школьников с вариативным, развивающим образовательным пространством; учитывать тенденции в современном образовании (непрерывности, информатизации, технологизации и др.) при организации учебного процесса; готовить старшеклассников к формированию и реализации образовательной траектории.

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается целенаправленное приближение к сфере будущей трудовой деятельности, обеспечивающееся системой организационно-педагогических условий, направленных на формирование у старшеклассников ключевых компетентностей с учетом их познавательных возможностей, профессиональных намерений и перспектив.

Овладение ключевыми компетенциями – достаточно сложный процесс.

В этой связи перед образовательными учреждениями возникает ряд задач, требующих первоочередного решения: обеспечить образовательную среду для реализации основной цели модернизации образования – перехода на профильное обучение; создать условия для формирования у обучающихся ключевых компетенций, способствовать выбору и обоснованию видов деятельности для достижения основных учебных и профессиональных целей.

В качестве механизмов решения этих задач назовем следующие: проектирование образовательного процесса, обеспечивающего формирование ключевых компетенций учащихся; непрерывность профильной подготовки; системный подход. В качестве этапов формирования ключевых компетенций назовем такие, как развитие мотивации к обучению; обретение самостоятельности в деятельности; освоение творческого подхода к решению поставленных задач; формирование проектировочно-исследовательских и коммуникативных навыков и умений.

Модель старшеклассника в контексте формирования его индивидуальной образовательной траектории – это комплекс характеристик, отражающих отдельные стороны его личности и выбранной профессии.

Подготовка будущих выпускников может быть реализована, в том числе, и на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Решение задач обеспечения подготовки учащихся профильных классов предполагает реструктуризацию и развитие содержания всех разделов учебного плана, их ориентацию на комплексную практико-ориентированную подготовку будущего выпускника профильных классов. Особое внимание следует обратить на курсы по выбору и уточнить их специфику, целенаправленно ориентировав их на формирование ключевых компетенций обучающихся.

Одним из перспективных направлений для реализации целей, обозначенных Концепцией профильного обучения, в рамках построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся старшей школы может и должно стать расширение и углубление содержания внеурочной деятельности школьников, ориентированной на учет их индивидуальных особенностей, интересов и способностей на основе профильной учебной дифференциации.

Внеурочная деятельность есть логическое продолжение учебной деятельности, осуществляемой на уроке. Организация внеурочного образовательного пространства при этом рассматривается как организация пространства для профильной образовательной деятельности, способной повысить эффективность профессионального самоопределения старших школьников, сделать его более адекватным их особенностям, возможностям и потребностям. При этом непрерывное профильное обучение будет способствовать развитию образования по выбору, а школа будет иметь возможность создать условия для раскрытия особенностей учащихся, способствующих их успешной адаптации к новым социально-экономическим отношениям.

Профессиональное самоопределение старших школьников во внеурочной деятельности будет результативным, если:

  • определено место и особенности внеурочной деятельности в профессиональном самоопределении старших школьников во взаимосвязи с их профильным обучением;

  • выявлены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старших школьников;

  • разработана педагогическая модель профессионального самоопределения старших школьников;

  • определены педагогические условия профессионального самоопределения старших школьников;

  • разработано и экспериментально реализовано организационно-методическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников.

Актуальные для школьников проблемы жизненного и профессионального самоопределения рассматриваются в современных условиях через описание эффективных моделей организации профильного обучения, в основе которых использование достижений отечественной и зарубежной науки и практики как ресурса для решения современных проблем3.

Организационный переход на принципы профильного обучения к 2011 году будет полностью завершен. При этом профильное обучение будет обеспечивать возможность построения школьником индивидуальных образовательных траекторий4.

Таким образом, первостепенной задачей в настоящее время становится создание педагогических условий для методического и технологического обеспечения широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности вместе с общим образованием осваивать профессиональные навыки, модули программ начального и среднего профессионального образования.

Содержащиеся в пособии материалы и рекомендации призваны оказать влияние на способ принятия решений, в частности на выбор подходов к профилизации старшей школы, помочь более осмысленно подойти к вопросам модернизации существующей системы общего образования.


^ РАЗДЕЛ I.

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


I.1. Развитие образовательного пространства5


Воплощение основных идей модернизации российского образования в реальной педагогической практике предполагает формирование научно обоснованных представлений о том, какой должна быть система образования во всем разнообразии связей и отношений между ее компонентами. Причем эти представления должны опираться на фундаментальные психолого-педагогические теории, соответствовать современной образовательной парадигме и учитывать условия функционирования конкретной образовательной системы.

Серьезные проблемы вызывает реализация идей профильного обучения, поскольку научно обоснованные подходы к его организации, адекватные сути современных трактовок профессионального самоопределения личности еще только разрабатываются. Очевидно, что введение профильного обучения в старшей школе не должно стать формальным актом, а профильная направленность образования – простым дополнением к традиционно сложившемуся содержанию образования. Важно усовершенствовать все составляющие образовательного процесса, в целом качественно меняя его суть.

Во многих школах различные варианты обучения (гимназический, углубленное изучение предметов, традиционное профильное обучение) пытаются соотнести с современными требованиями к профильному образованию. Часто это сводится к изменению названий классов, а содержание образовательного процесса остается прежним.

При анализе эффективности реализуемых вариантов профильного обучения основным критерием сегодня становится социальное самоопределение личности школьника (в единстве трех его составляющих – духовно-нравственного, жизненного и профессионального самоопределения).

Как свидетельствует практика, баланс этих составляющих далеко не всегда обеспечивается, поскольку, с одной стороны, структура профилей зачастую не ориентирована на потребности регионального рынка труда или не учитывает все разнообразие интересов школьников. С другой стороны, эти интересы часто неадекватны их личностным возможностям и индивидуальным особенностям.

Таким образом, инициативы образовательных учреждений в организации профильного обучения необходимо специально регулировать, рассматривая их в рамках функционирования муниципального (регионального) образовательного пространства в целом.

На этапе становления профильного обучения повышается роль муниципальных органов управления образованием в обеспечении соответствующих условий. Управление данным процессом не должно иметь характер жестких административных решений, но

  • предполагать поиск «точек роста» образовательных учреждений,

  • осуществляться в форме поддержки инициатив, преломляя их в актуальном для образовательного пространства района (региона) направлении.

Для эффективного становления профильного обучения необходимо определить его научно-педагогические основы с учетом специфики муниципальной (региональной) социокультурной среды.

При этом важно учитывать, что организация профильного обучения затрагивает все составляющие образовательного процесса (его содержание, технологии, педагогический мониторинг, управление) и способна выступить системообразующим фактором создания целостной образовательной среды на муниципальном (региональном) уровнях. Однако добиться этого в условиях муниципальной (региональной) системы образования достаточно сложно, поскольку разнообразные по типу образовательные учреждения (школы, колледжи, учреждения дополнительного образования и др.) должны взаимодействовать между собой в процессе решения не только организационных задач, но и задач, касающихся содержания образовательной деятельности.

Целостность образовательной среды обеспечивается за счет интегративных структур, определяющих ее функциональные возможности. В настоящее время эффективность функционирования системы образования оценивается сквозь призму социального эффекта, поскольку ее основное назначение – подготовка учащихся к жизни в обществе. Поэтому интегративные взаимосвязи должны быть обусловлены социальным самоопределением личности, определять характер качественных изменений системы образования.

Выделив в качестве системообразующей цели – развитие социального самоопределения личности, ядром которого является профессиональное самоопределение, можно структурировать и иерархически упорядочить взаимосвязи между основными компонентами муниципальной системы образования. В данном случае речь идет не просто о согласовании образовательных процессов различных школ, а о едином для них векторе преобразований, общности теоретических и методологических подходов и разработанных в соответствии с ними механизмов их реализации.

В первую очередь это касается единства принципов, положенных в основу создания образовательной среды района (региона):

  • преемственности образования на разных его этапах и в разных типах образовательных учреждений;

  • открытости образовательных систем, выраженной в способности и стремлении взаимодействовать друг с другом, предоставлять возможности использования собственных ресурсов для достижения общих целей;

  • возможности дополнительного привлечения в каждом образовательном учреждении ресурсов муниципальной (региональной) образовательной системы, необходимой для обеспечения целостности образовательной среды;

  • саморазвития и самоорганизации – каждая образовательная система самостоятельно выстраивает путь развития, включая профилизацию.

Реализация указанных принципов позволяет школьным образовательным системам взаимодействовать между собой на началах взаимопомощи и сотрудничества в процессе достижения единой цели – обеспечения социального самоопределения личности школьников. Каждой школой эта цель конкретизируется с учетом направлений профильного обучения, разрабатываются механизмы ее достижения.

Поскольку муниципальная (региональная) модель профильного обучения является многоуровневой (в ее основе – модели отдельных образовательных учреждений, территорий), то необходимо определить иерархию основных структур системы образования и выделить те из них, которые будут иметь интегративный характер на муниципальном (региональном) уровне. Выделим следующие типы интегративных структур:

  • предметные (общие подходы к разработке содержания профильного образования в соответствии с образовательными стандартами);

  • психолого-педагогические (развитие профессионального самоопределения личности);

  • организационные (определяющие характер взаимодействия различных видов образовательных учреждений).

Содержательные аспекты этих структур должны учитывать специфику муниципальной (региональной) социокультурной среды, идеи концепции модернизации российского образования и федеральных образовательных стандартов, в которых определены ведущие подходы к организации процесса профильного обучения в средней школе.

Формирование системы знаний, умений и навыков, а также овладение способами деятельности неразрывно связано с развитием личностных качеств. Создание соответствующих условий предусматривает личностный подход, который отражает суть современной педагогической концепции, реализуемой в личностно-ориентированных системах обучения и воспитания.

Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие в средней школе предполагает использование личностно-деятельностного подхода. Он является приоритетным для профильного обучения. В основу разработки его моделей должно быть положено специальным образом структурированное содержание образования, поскольку профилизация обостряет проблемы преемственности образования на разных его этапах в средней школе, целостности и универсальности системы приобретаемых учащимися знаний, умений, навыков и способов деятельности.

В связи с этим необходимо предъявить следующие требования к модели профильного обучения как целостной концептуальной системе:

  • выделение в качестве системообразующего фактора развитие профессионального самоопределения личности ученика;

  • обеспечение преемственности в содержании предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

  • обеспечение фундаментальности знаний по дисциплинам образовательных областей «язык» и «математика»;

  • организация мониторинга качества образования на основе комплекса критериев, учитывающих федеральный и школьный компоненты образовательных стандартов, а также развитие социального и профессионального самоопределения личности;

  • создание целостной образовательной среды, ориентированной на профессиональное самоопределение личности учащихся.

Выполнение указанных требований связано с реализацией компетентностного подхода на муниципальном (региональном) уровне. Это предполагает определение иерархии компетенций (ключевых, общепредметных и предметных) для профильного обучения.

  1. Учитывая основную цель профильного обучения в качестве ведущей естественно рассматривать социально-деятельностную компетенцию, характеризующую: способность решать проблемы подготовки к профессиональной деятельности, основанной на знании и опыте, которые приобретаются благодаря обучению; способность выбирать источники учебной информации, необходимой для подготовки к обучению в профессиональном учебном заведении определенного профиля; способность адекватно оценивать свои профессиональные возможности, умение ориентироваться на рынке труда, в типичных жизненных обстоятельствах, связанных с определенной профессиональной деятельностью; знание правил профессиональной этики, понимание своих социальных ролей и готовность их выполнять.

Приоритеты в развитии других ключевых компетенций (интеллектуальной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностного самосовершенствования) определяются с учетом профиля обучения в школе.

Структура этих компетенций, в которой выделяются знания, умения, навыки, ценностные ориентиры, мотивы деятельности и способы деятельности, раскрывает основные направления формирования образовательной среды школы, ориентированной на их развитие. Первый шаг в создании такой среды заключается в выявлении возможностей каждой учебной дисциплины и путей их реализации в формировании данных компетенций. Это должно найти отражение и в учебных программах, в которых необходимо зафиксировать базовый и профильный уровни развития соответствующих компетенций. Следующий шаг – специальная организация внеучебной деятельности учащихся, способствующая их формированию в наиболее важных для профессионального самоопределения личности аспектах.

Общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Поскольку в процессе профильного обучения важно ориентировать учащихся не на конкретные профессии, а на определенную сферу науки, то его суть отражают межпредметные компетенции, формируемые учебными дисциплинами, относящимися к данной сфере. Они создают те интегративные структуры в содержании профильного обучения, которые характеризуют его направленность и ценность системы знаний учащихся для продолжения образования после школы в соответствующем профилю направлении.

Для одних и тех профильных предметов могут быть определены различные межпредметные компетенции с учетом концепции профильного обучения в школе. Например, для политехнического профиля ведущей может быть компетенция, связанная с владением методами математического моделирования, или методами проектирования и конструирования различных объектов.

Предметные компетенции формируются в рамках изучения конкретной учебной дисциплины. Однако для этого оно требует обновления в аспекте усиления прикладной и практической направленности, обеспечивающей овладение учащимися необходимыми способами деятельности.

  1. Структурирование способов деятельности, лежащих в основе компетенций, выделение их методологической, профессиональной и специальной составляющих. Методологическая составляющая связана с ключевыми компетенциями, структура которых предложена Советом Европы (см. прил.). Они касаются выполнения основных этапов (целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, рефлексия, коррекция) любой деятельности и предусматривают овладение соответствующими методами ее организации, способами взаимодействия в группе, личностными эмоционально-волевыми качествами, определяющими успешность деятельности. Профессиональная составляющая в наибольшей мере соприкасается с общепредметными компетенциями и специальная – с предметными.

  2. Выявление конкретных путей модернизации учебных программ профильных предметов и обоснование системы элективных курсов разного типа и назначения на основе системы общеобразовательных компетенций, построенных для каждого профиля. Это должно найти отражение в школьном компоненте учебных программ.

  3. Разработку технологий овладения соответствующим содержанием образования в той мере, в какой это необходимо для развития компетенций. Составной частью этих технологий должна стать организация условий, в которых школьник будет выступать в качестве субъекта деятельности. Поэтому используемые формы и методы обучения необходимо дополнить различными формами организации исследовательской работы учащихся; повысить долю их самостоятельной учебной деятельности; создать возможности для овладения практическими умениями и навыками в учебное и внеучебное время (например, через постановку социальных практик и др.).

  4. Организацию мониторинга качества образования не только на школьном, но и муниципальном уровне, выделив его инвариантную часть, обязательную для всех общеобразовательных учреждений. Она должна включать: оценку знаний, умений и навыков и владение способами деятельности, относящихся к имеющемуся в школе профилю, на базовом и профильном уровнях, показатели развития профессионального самоопределения личности школьника.

Таким образом, обозначенные теоретические начала, положенные в основу организации профильного обучения, приводят к постановке перед региональными, муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями следующих задач:

  • разработка форм и способов организации профильного обучения с учетом специфики региона (района, образовательного учреждения);

  • обновление содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов и определение их школьного компонента (его базовой и профильной составляющей);

  • разработка технологии реализации личностно-деятельностного подхода в процессе профильного обучения;

  • разработка моделей мониторинга качества образования в условиях профильного обучения;

  • формирование необходимой материально-технической базы;

  • специальная подготовка педагогических кадров.

Очевидно, что на муниципальном уровне необходимо обеспечить условия для решения указанных задач и определить для каждой школы приоритетные направления профильного обучения. При этом важно учитывать ресурсы каждого образовательного учреждения и динамичность его развития в процессе решения указанных задач.

Конкретные механизмы реализации описанных подходов к организации профильного обучения определяются спецификой регионального (муниципального, школьного) образовательного пространства. Они ориентированы на его совершенствование по следующим направлениям:

  • организация научно-методического сопровождения профильного обучения;

  • организация психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самоопределения учащихся;

  • создание службы мониторинга качества образования.

Таким образом, важнейшую предпосылку эффективности управления развитием муниципальной образовательной системы образуют выявление его проблемного поля и формирование научно-методической базы, необходимой для ее качественного обновления.

  1   2   3   4   5




Похожие:

2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconТ. В. Жеребило Русский язык в Ингушетии (или проблемы ингушско-русского билингвизма) Учебное пособие Назрань – 2008 удк 81’246. 2 Ббк (для социолингвистики)
Рекомендовано кафедрой русского языка филологического факультета Инггу в качестве учебного пособия для студентов
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconУдк 379. 8 Ббк 74. 200. 8 Составители
Межведомственная комиссия по организации отдыха и оздоровления детей Челябинской области
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В icon2012 удк ббк 88. 4 346 Рецензенты
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на фгос ООО. Составитель Серякина...
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 удк ббк м обсуждены на заседании кафедры производственного менеджмента от 2012 г., протокол №
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 удк ббк м обсуждены на заседании кафедры производственного менеджмента от 2012 г., протокол №
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconУроки по окружающему миру. 2 класс : пособие для учителей общеобразоват учреждений / [М. Ю. Новиц- кая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Сар- кисян]; удк 372. 8: 502 ббк 74. 261 У71
Данный урок приходится на день после 14 октяб
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2011 удк ббк м обсуждены на заседании кафедры производственного менеджмента от 30 августа 2011 г., протокол №1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 удк ббк т обсуждены на заседании кафедры производственного менеджмента от 29 мая 2012 г., протокол №
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconМинистерство образования и науки российской федерации жеребило Т. В. Авторские программы бакалавры. Магистры. Аспиранты Назрань – 2012 удк ббк ж-59
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
2008 удк ббк авторы: Губанова Е. В iconУчебно-методическое пособие москва 2000 удк 371. 32 (07) ббк 74. 202 К86
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные техноло­гии: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогиче­ское общество России, 200U. 224...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы