«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» icon

«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении»



Название«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении»
страница1/4
Дата конвертации07.10.2012
Размер377.8 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4

Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ

« Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении»


В соответствии с характером профильного обучения, предполагающим большую степень самостоятельности в выборе предметов и уровней изучения материала, возможность формирования индивидуальных образовательный траекторий, широкое применение прогрессивных педагогических технологий, прежде всего проектных, исследовательских, прикладно ориентированных, а также учитывая многообразие форм, в которых осуществляется обучение, включая сетевые и дистантные, должно строиться оценивание индивидуальных образовательных достижений учащихся. Его основная направленность определяется новыми учебными стратегиями и целями, заданными в ряде актуальных, стратегических документов.

«Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества образования, ориентированная на новые качественные результаты. В этой оценке наряду со стандартизированными внешними экзаменами, будут применяться новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка». (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»).

Под индивидуальные образовательными достижения в системе профильного обучения понимаются:

- Учебные результаты по предметам, входящим в инвариантный набор учебных курсов.

- Учебные результаты по предметам вариативного компонента – профильные и элективные курсы.

- Результаты прохождения социальных, производственных, языковых и других практик.

- Результаты внеучебной деятельности – участия в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях.

- Спортивные и творческие достижения.

Нормативно-правовой основой оценивания индивидуальных образовательных достижений является:

Федеральный закон об образовании1.

Статья 13. Устав образовательного учреждения определяет:

д) систему оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения:

16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

Подходы к оцениванию индивидуальных образовательных результатов

Для того чтобы полностью оценить разнообразные индивидуальные достижения ученика и отразить его прогресс в различных областях, итоговое оценивание, констатирующее достигнутые результаты, рекомендуется дополнить текущим, фиксирующим их динамику. Последнее наиболее целесообразно рассматривать как диагностическое и формирующее, то есть не только маркирующее результаты, но корректирующее образовательный процесс и выступающее для ученика в качестве навигатора учебной деятельности.

Текущее оценивание, осуществляемое как диагностическое и формирующее, – это процесс сбора и интерпретации информации, на основании которой учащиеся и их учителя могут решать, чего они достигли в процессе обучения, куда им следует двигаться и как лучше это сделать. Оно характеризуется следующим:

- Оценивание строится на регулярной обратной связи, предоставлении ученику информации о его результатах и возможных дальнейших шагах к их улучшению.

- Оценивание является уровневым. Критерии оценивания определяются учебными целями, стандартом результатов и показывают, в какой степени они освоены учеником на данном этапе.

- Учебные цели, стандарт результатов и уровни достижений, как и критерии оценивания, открыты и предъявлены ученику.

- Оценивание включает такие формы, как самооценивание, партнёрское и групповое оценивание.

Накопительная оценка - портфолио

Одним из инструментов формирующего оценивания, широко применяемым в профильном обучении и известным в разных модификациях, является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. То есть портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.

Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений учащегося в какой-либо конкретной области, предмете или в ходе обучения в целом. Портфолио позволяет решить две основные задачи:

  1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников.

  2. Оценить образовательные достижения учащегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

В качестве возможной модели, хорошо структурированной и в то же время обладающей большим резервом подвижности и вариативности, может быть предложена комплексная модель портфолио. Комплексный портфолио включает разделы, позволяющие представить как текущие работы ученика, так и его наивысшие достижения, а также содержит рефлексивный блок, в который помещены разнообразные материалы по самооцениванию, планированию учеником собственной образовательной траектории и выбору профессии, полученные им отзывы и рекомендательные письма. Данная модель портфолио и сопровождающих документов дана в приложении.

Помимо комплекного портфолио могут быть рекомендованы и другие модели, положенные в его основу. Они позволяют регулярно фиксировать достижения ученика, просты в применении и могут быть легко освоены учащимися и учителями.

^ Рабочий портфолио

Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

^ Показательный портфолио

Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ.

^ Портфолио процесса

Позволяет показать весь процесс обучения в целом. То, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и овладевает предметными и ключевыми учебными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

^ Индивидуальный профиль ученика

Внутришкольный мониторинг, охватывающий различные сферы достижений учащихся (собственно учебные, социальные, личностный рост) и использующий разнообразный набор оценочных инструментов, позволяет построить индивидуальный профиль ученика. Индивидуальный профиль показывает комплекс индивидуальных достижений учащегося, а также их динамику на определённом этапе обучения, например, за два последних года или весь период обучения в основной школе; на старшей ступени и т.д. Поскольку инструменты мониторинга стандартизированы на уровне школы, уровень индивидуальных образовательных достижений и их прогресс может рассматриваться в контексте системы внешних требований, а также учебных целей и ожиданий школы. То есть актуальные образовательные достижения оцениваются относительно:

- прежних достижений данного ученика;

- уровня (среднего, высшего, низшего) достижений данного класса;

- государственного стандарта;

- уровня требований школы, определённых её уставными документами, программой развития и т.п.

Другие инструменты оценки индивидуальных образовательных достижений

В профильном обучении на первый план выступают современные учебные технологии, обеспечивающие учащемуся овладение ключевыми умениями, необходимыми для жизни в инновационном обществе и обучения в течение всей жизни. «… важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. При таком подходе существенно меняется роль и задачи изучения дисциплин социально-гуманитарного и естественнонаучного цикла, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. В них будут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Изменится подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин. Акцент будет сделан на проведении исследований, выдвижении и проверке гипотез, решении аналитических и проектных задач». (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»).

Оценивание, осуществляемое в рамках проектных и исследовательских технологий, предполагает использование инструментов, основанных на критериальной оценке, оценке на разных этапах выполнения практической, проектной или исследовательской работы, в том числе, по продукту, а также различных формах самооценивания, включая самоотчёты, оценку индивидуальных и групповых презентаций.

Освоение новых для учителей оценочных техник может проходить как в рамках межшкольного и внутришкольного обмена опытом, так и в ходе специальных тренингов и курсов в рамках повышения профессиональной квалификации. Примеры подобных инструментов даны в приложении.

Приложение1

Структура комплексного Портфолио учащегося

основной и старшей школы

Комплексный портфолио включает три блока:

^ А) «Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных образовательных достижений. Предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

  1   2   3   4




Похожие:

«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПоложение о Портфолио достижений учащегося
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика моу сош № Портфолио служит для...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПротокол № от Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся моу «Лицей №7»
Портфолио это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconЕ. А. Кузнева. Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся моу пирочинской средней общеобразовательной школы
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 города Королёва Московской области
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определённый период...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconО портфолио идивидуальных образовательных достижений обучающихся Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся мбоу оош села Середниково
Положение разработано на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижение обучающихся общеобразовательных...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПротокол № от положение о «портфолио» учащегося
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика мбоу «Варгатёрская оош»
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПрограмма по оценке образовательных достижений учащихся
Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» продолжает реализацию международного проекта в области оценки...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в Учреждении, личностного и профессионального самоопределения...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся моу сош №5 города Королева Московской области
Настоящее положение разработано на основании Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся...
«Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении» iconПрочитать портфель индивидуальных образовательных достижений формируется обучающимися при помощи
Портфель индивидуальных образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей, педагогов, классных руководителей,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы