Профильное обучение в сельской малокомплектной школе icon

Профильное обучение в сельской малокомплектной школе



НазваниеПрофильное обучение в сельской малокомплектной школе
Дата конвертации07.10.2012
Размер58.14 Kb.
ТипДокументы
источник

Профильное обучение в сельской малокомплектной школе

 

А.В. Макарчук, к.п.н., доцент, директор центра образования

«Родники» с. Каптырево Шушенского района Красноярского края
Н.К. Райсвих, методист Центра информатизации образования КК ИПК РО


Адрес: http://bank.ooipkro.ru/Text/t43_24.htm

 

Профильное обучение, модели, сельская малокомплектная школа, сельская малочисленная школа, простое товарищество, дистанционное обучение.


Аннотация: в статье анализируются причины, из-за которых сложно реализовать модели профильного обучения в условиях сельской малочисленной школы. Рассматриваются возможности повышения качества профильного обучения сельских школьников. В частности, за счет сетевой организации. Профильное обучение реализуется в режиме дистанционного обучения с использованием средств информационно-коммуникативных технологий.


В 2002 году Министерством образования РФ утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Предлагаемые модели сложно реализовать в условиях сельской малочисленной школы.

Во-первых, потому, что учителя сельской малочисленной и малокомплектной школы имеют недостаточное количество учебных часов для осуществления профильного обучения, т.к. их нагрузка в нашей стране зависит от количества классо-комплектов в школе.

Во-вторых, в условиях малочисленной школы невозможно иметь специалистов высокого класса по всем профилям, заявленным в концепции Министерства образования.

В некоторых малочисленных сельских школах идут по пути наименьшего сопротивления – концентрируют курсы профильные и элективные по одному, в крайнем случае, по двум профилям. Только что не возвращаются в старые времена, когда выпускники сельской школы шли всем классом на ферму, а маленькой городской – на стройку. Сейчас, как и в прежние времена, сельский школьник не имеет выбора, но теперь уже из-за неразрешенной кадровой проблемы – неготовности педагогов. Поэтому качество профильного обучения сельских школьников ориентировано на заведомо более низкий уровень по сравнению с городскими школами.

Есть возможности повышения качества профильного обучения сельских школьников, в частности, за счет сетевой организации.

Первый вариант, указанный в концепции, не очень удобен, т.к. большие расстояния между школами. Конечно, среди школ, находящихся недалеко друг от друга (9-30 км), можно выбрать одну такую, которая станет для остальных «ресурсным центром». Однако, в условиях сибирской зимы, длящейся с ноября по апрель, доставлять учащихся в «ресурсный центр» зачастую опасно для здоровья. Экономически это тоже не выгодно.

И второй вариант, предлагаемый авторами концепции, трудно осуществим в наших условиях. Это также связано с большими расстояниями между населенными пунктами – селами и районными административными центрами или городами. Расстояния здесь исчисляются от 20 до 500 км. ВУЗы организуют для сельских школьников выездные платные подготовительные курсы по типу «воскресных школ», но на встречу с преподавателями выпускники приезжают раз в неделю. Такие курсы обычно проводятся на базе одного из образовательных учреждений районного центра. Из-за существующей сегодня транспортной проблемы курсы посещает незначительное количество школьников, живущих вне райцентра. К тому же и плата за обучение школьников родители которых заняты в сельском хозяйстве, и не получают заработную плату по 6-7 лет, непосильна.

Одна из идей решения задачи профильного обучения старшеклассников появилась за счет взаимодействия педагогических коллективов школ «простого товарищества» Шушенского района. Суть идеи в следующем. Профильное обучение реализуется в режиме дистанционного обучения с использованием средств информационно-коммуникативных технологий. В старшей ступени пяти общеобразовательных школ «товарищества» формируются профильные группы учащихся, которые обучаются, в основном, дистанционно.

Профильное обучение осуществляется группой педагогов, которые могут находиться в разных школах. В группе – ведущий учитель (учителя), преподаватели элективных курсов, кураторы профильных групп. Ведущие учителя выделяются из числа наиболее подготовленных педагогов «товарищества». В обязанности учителей, ведущих профильные и элективные курсы, входит подготовка учебного материала для учащихся и обучение их в дистанционном режиме. Кураторы профильных групп организуют процесс составления индивидуальных образовательных программ учащихся и отвечают за их реализацию. Кроме того, кураторы являются теми людьми, которые «сопровождают» детей в процессе дистанционного обучения. Они организуют выполнение полученных заданий в условиях разновозрастных и разноуровневых учебных групп, помогают выявить трудности, возникающие в ходе учебного процесса, оформить запрос ведущему учителю или учителю элективного курса, определяют необходимость очных консультаций, поддерживают взаимодействие с родителями учащихся и т.д.

Не менее одного раза в четверть организуются очные встречи учащихся с преподавателями профиля (так называемые, очные сессии). Цели и задачи очных сессий могут быть разные – установочные, зачетные, лабораторно-практические, поисково-исследовательские и пр. В числе таких встреч и т.н. «зимние и летние школы», где кроме задач профильного обучения решаются и задачи воспитания и социализации выпускников.

Наряду с профилями, реализующимися в режиме дистанционного обучения, предполагаются и «очные». Например, так изучается технологический профиль – специальности «тракторист-машинист», «парикмахер» и т.д.

Базовые общеобразовательные предметы выдаются в обычном режиме учителями-предметниками каждой школы.

Управление процессом профильного обучения осуществляется директорским корпусом «товарищества». Ответственность распределена между директорами школ следующим образом:

• организация разновозрастных профильных групп учащихся;

• обеспечение процесса самоопределения школьников по отношению к профилям обучения: естественно-математическому, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому;

• организация процесса обучения: составление расписания для базовых, профильных и
  элективных курсов для учащихся всех школ;

• подготовка кадров и распределение функциональных обязанностей (ведущий учитель,
  куратор, консультант и т.д.) в группе учителей профильного обучения.

У директора есть своя команда управления профильным обучением, которая решает оперативно-тактические вопросы.

Курирование профильного обучения ведут специалисты районного отдела образования.

Реализация этой модели связана с определенными трудностями и проблемами, которые переоформляются в ряд задач. Среди них:

• подготовка педагогов профильного обучения и учащихся будущих профильных групп к работе
  со средствами информационно-коммуникативных технологий;

• адаптация учебных материалов к использованию их в режиме дистанционного обучения;

• разработка и организация системы очного, заочного взаимодействия педагогов и учащихся;

• отработка различных элементов дистанционного обучения в режиме эксперимента;

• подготовка «технической основы» дистанционного обучения – дополнительное оснащение
  образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка технических
  информационных каналов;

• разработка системы управления профильным обучением, нормативно-правовой основы и
  другие задачи.

Решение этих задач – прерогатива не только всего педагогического сообщества «товарищества» школ и отдела образования администрации Шушенского района. В разработке и реализации модели принимают участие Главное управление образования администрации Красноярского края, Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, региональный центр Федерации Интернет-образования.

Участниками «простого товарищества» являются пять школ Шушенского района Красноярского края: Иджинская (директор Кабыш Н.С.), Синеборская (директор Калинин Е.М.), Ильичевская (директор Киримов В.Ю.), Казанцевская (директор Белоногова А.А.), Каптыревская (директор Макарчук А.В.). Количество учащихся – от 134 до 460. Расстояние между школами – 9 – 60 км.

Взаимодействие школ района основано на договорных началах. Управление «товариществом» носит государственно-общественный характер: в нем есть т.н. «попечительский слой». Попечители рассматривают приоритетные направления развития школ, помогают создавать условия для обучения и воспитания сельских школьников, постоянно привлекают внимание общественности к событиям, которые проживают школы «товарищества».

Совместная деятельность школ – членов товарищества осуществляется в следующих направлениях: социокультурный комплекс; профильное обучение старшеклассников; усиление общественной составляющей в управлении образованием.

Простое товарищество пяти школ является Федеральной экспериментальной площадкой в программе реструктуризации сельских школ России.




Похожие:

Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconПрограмма «Малокомплектная сельская школа I ступени»
Специфика организации учебного процесса в сельской малокомплектной школе в условиях перехода на четырехлетнее начальное обучение
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconОрганизация предпрофильной подготовки в малокомплектной сельской школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская основная общеобразовательная школа
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconПовышение результативности образовательного процесса в сельской малокомплектной начальной школе
Человек колеблется в пределах пяти тысяч. К ним добавляются неполные и полные малочисленные школы с объединенными начальными классами,...
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconМинистерство образования иркутской области иркутский институт повышения квалификации работников образования обучение бурятскому языку и литературе в малокомплектной сельской школе методические рекомендации иркутск, 2010
Печатается по решению Научно-методического совета Иркутского института повышения квалификации работников образования
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconХрустицкая Е. Л. учитель истории и обществознания, высшая категория
Профильное обучение стало одним из центральных пунктов образовательной реформы Российской Федерации, затрагивающей широкий круг проблем...
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconОрганизация предпрофильной подготовки в малокомплектной сельской школе Созыкина Г. В., зам директора по увр моу леботёрская оош чаинского района
Использовать педагогический потенциал школы её кадровые, методические и материально-технические ресурсы
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconМинистерство образования рс(Я) му «Управление образования Намского улуса» моу «Бетюнская средняя общеобразовательная школа им. Е. С. Сивцева-Таллан Бюрэ» проект
«Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос в сельской малокомплектной школе»
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconПрофильное обучение в школе
Моу старо-Ермаковской сош. Она предусматривает, что обучение в 10, 11 классах строится с учетом запросов личности, общества и государства....
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconВыпускной вечер в сельской школе
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в п. Студеный большой праздник! Ещё 16 учащихся закончили обучение в нашей школе. Поздравим...
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconПлан воспитательной работы Алексеевской оош- филиал мбоу кутлуевская сош на 2012-2013 учебный год
Цель школы: Создать условий для получения качественного образования в сельской малокомплектной школе на основе личностно-ориентированного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы