Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 icon

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2



НазваниеФормирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2
Тяпаева И.А
Дата конвертации07.10.2012
Размер108.21 Kb.
ТипДокументы
источник



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий


Выполнила:

учитель английского языка

МОУ СОШ №2

с. Александров – Гай

Тяпаева И.А.


2011 год


На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата” (М.И. Лисина, 1986).

В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. В состав базовых компонентов коммуникации входят:

-потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению;

-умение слушать собеседника.


^ Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

-коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

-коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

-коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

^ Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции

собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно

приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей.

Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

^ Коммуникация как кооперация.

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

Главным показателем развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

^ Коммуникация как условие интериоризации.

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно - речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям . К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. В 6,5—7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру. Несмотря на то, что, начиная с первого класса, развитию речи уделяется значительное внимание, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к малоудовлетворительным результатам.

Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).

Для развития регулирующей речи должны быть:

организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую);

в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;

речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);

речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Наиболее благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД является младший школьный возраст.

Основные виды коммуникативных и речевых действий обобщенного характера распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата, актуальная проблема заключается в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»). Все учебные предметы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий. Однако реализации данного потенциала существенно препятствует безусловное доминирование индивидуальной формы организации учебной деятельности («учитель - ученик»), которое сегодня характерно для большинства школьных дисциплин. Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т.д., занимает литература или – в начальной школе – литературное чтение. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседника. Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «приготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Рекомендуется практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для детей искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо и по отношению к иным школьным предметам.


Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: (в начальных классах)

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.


^ Коммуникативно-речевые универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом :

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

– сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

– анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

– составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

^ Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие

умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

– различать особенности диалогической и монологической речи;

– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников


^ Планируемые результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Ученик должен уметь:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-контролировать действия партнера;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Следует отметить, что учителя испытывают трудности в организации работы по формированию коммуникативных учебных действий :

-не учитывается последовательность в овладении детьми коммуникативными действиями;

-учитель теряет желаемый ритм урока (и время на отработку все тех же ЗУНов) в попытке стимулировать эффективное взаимодействие и сотрудничество детей;

-признание ученика субъектом обучения зачастую лишь декларируется, а демократичный стиль общения, сотрудничество, личностно-ориентированный подход еще не стали повседневной практикой в наших образовательных учреждениях;

-в условиях строгих требований руководящих органов образования к ЗУНам учащихся тревожность педагога повышается, что отрицательно влияет на его профессиональную креативность и собственные коммуникативные навыки.

Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у школьников. И здесь могут придти на помощь школьные психологи.

В системе практической деятельности педагога-психолога могут использоваться наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков.

1. Проведение групповых занятий-тренингов для уч-ся, испытывающих трудности в общении.

2. Введение курса «Психология общения» в рамках дополнительного образования (внеурочной деятельности). Такие развивающие занятия направлены на создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.

3. Коллективная проектная деятельность.

4. Реализация психотерапевтических программ для коррекции ярко выраженных коммуникативных и эмоционально-личностных проблем детей (может проводиться в малой группе, индивидуально или вместе с родителями)

5. Организация игрового взаимодействия (Игротека) на переменах и динамических паузах: игры на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой, ролевые игры.

Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов и практических психологов.




Похожие:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconПродуктивных заданий по развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий и личностных качеств на примере «Обучения грамоте» начального образования
...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconКрючкова Александра Юрьевна, учитель английского языка, Квалификационная категория: первая Стаж работы: 16 лет Тема самообразования: Формирование универсальных учебных действий на урок
Тема самообразования: «Обучение немецкому языку на основе коммуникативного системно -деятельностного подхода»
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconЩербина Ольга Владимировна учитель начальных классов Тема опыта: Формирование универсальных учебных действий младших школьников на урок
Тема опыта: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира»
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconСценарий игры для 5-х классов «Брейн-ринг» Составители: Благова Л. А(учитель английского языка моу сош №3) Некоз Е. П.( учитель английского языка моу сош №3)
Цель: Активизировать лингвострановедческие знания учащихся, развивать коммуникативные умения учащихся в говорении и понимании на...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу сош №3 п. Эльбан Амурского муниципального раойна
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconУчастники «Мастер-класса»- 2008-2009 уч года Гордеева Наталия Александровна-учитель английского языка, моу-сош №1, р п. Степное
Моу-сош, с. Мечетное; Евстратова Вера Владимировна-учитель русского языка и литературы моу-сош р п. Советское; Степанова Татьяна...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 icon«Формирование и развитие универсальных учебных действий школьников в процессе преподавания учебных дисциплин и во внеурочной деятельности». Методическая тема мо математиков
«Профессионально-личностные качества педагогов как необходимое условие повышения качества образования, формирования и развития универсальных...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconСвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconМетодическое сопровождение к ресурсу «Русский язык как развивающееся явление» Автор ресурса Т. В. Логинова, учитель русского языка и литературы моу «сош №33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса»
Автор ресурса Т. В. Логинова, учитель русского языка и литературы моу «сош №33 с углубленным изучением английского языка со 2-го...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учитель английского языка моу сош №2 iconВыполнили: учитель английского языка моу сош №2 с Александров Гай Тяпаева И. А. учитель английского языка моу сош №2 с Александров Гай Ляляева С. В

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы