Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» icon

Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»



НазваниеОни отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
Дата конвертации07.10.2012
Размер97.1 Kb.
ТипУрок
источник



Они отдали жизнь за Родину

(Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» на уроках литературы в 11 классе.)


Провела учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 Лыженкова О. Д.


- 1 -

Цель урока: раскрыть мысль писатели о роли женщины на войне, подчеркнуть героизм девушек, отдавших жизнь за Родину; учить выстраивать свои мысли, умению высказаться, делать выводы; воспитывать чувство гордости за девушек, защищавших свою страну от врага.

«Каждый писатель пишет о

своём времени, какой бы темы или

эпохи он ни коснулся. И я написал о

том, что знаю. О моём поколении…

Опыт поколения – это и биография

героев и выстраданное самим со-

бой…».

Б. Васильев.


Ι. Организационный момент.

Учитель. Уже много лет прошло с тех пор, как на страницах журнала «Юность» появилась повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Интерес к повести был огромным. Во многих театрах страны были поставлены спектакли по повести. Обошла многие экраны мира экранизация повести, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким. Интерес к повести до сих пор не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка, - трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нашей стране победа.

Тема Великой Отечественной войны всегда волнует, а повесть Б. Васильева привлекает и тем, что героини- девушки, только ещё вступающие в жизнь, они по возрасту близки вам, старшеклассникам, их восприятие жизни, их чувства и мысли близки вам, юным.

И хотя в повести рассказывается о далёких днях войны, тема её, основной пафос близки и понятны каждому. Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчёркивает, что повесть его адресована молодёжи: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшней молодёжи. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками тридцатых годов».

В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нём так, что за ним встаёт вся минувшая война – в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого разлада подчёркнут в названии

- 2 -

повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает свих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя долга перед Родиной.

Б. Васильев пишет с любовью и волнением о том поколении, к которому принадлежит. Его произведение привлекает не только содержанием, но и стремительностью в развитии действия, нарастанием напряжённости, необычностью поворота от комической завязки к трагическим событиям, остротой, достоверностью и естественностью сюжета.

ΙΙ. Вопросы на восприятие произведения.

Предложено письменно ответить на вопросы:

  1. Что вам понравилось в повести «А зори здесь тихие…»? Какие эпизоды произвели наиболее сильное впечатление и почему?

  2. Кто из героев повести особенно понравился и почему?

  3. Какие вопросы возникли у вас в процессе чтения?


(Из анализа письменных работ выясняется, что учащиеся выделяют следующие эпизоды: а) сцену рубки леса и купания Жени Комельковой;

б) эпизоды гибели Жени, Лизы, Риты;

в) захват Васковым вооружённых фашистов;

г) встречу Васкова с Женей и Ритой;

д) рассказ о прошлом героинь;

е) последний разговор Васкова с Ритой;

ё) конец повести.

Все эпизоды из второй части повести. Выделены лишь драматические эпизоды. Никто не обратил внимания на контраст мирных и военных сцен, на картины природы, их соотнесённость с названием повести ).

ΙΙΙ. Анализ повести.

  1. Вопросы, носящие характер размышлений учащихся о самих себе.

- А как бы я поступила на месте Жени Комельковой?

- А я смогла бы сделать то, что сделали они, поступила бы я так?

- Будь я на месте Васкова, что бы сделал я?

2. Вопросы, связанные с пониманием идейного смысла повести, характеров её героев.

- Почему Рита Осянина застрелилась?

- Правильно ли сделала Рита, покончив жизнь самоубийством?

- Зачем Васков оставил ей пистолет?

-3-

- Почему Васков остался жить, а девушки погибли?

- Можно ли назвать смерть Сони Гурвич героической?

- Почему Женя не укрылась, когда у неё кончились патроны?

- Было ли поведение Гали Четвертак в первом бою трусостью или это была растерянность?

- Стоило ли брать Васкову с собой в разведку Четвертак?

3. «Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…», - говорил Б. Васильев.

- Кто он, автор этой повести и как появилась идея написать повесть? Об этом расскажет подготовленный ученик.

(Б. Л. Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны - военный инженер, потом – кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился…». Первое произведение было о войне, о погибших девушках. Писатель вспоминает: «…замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому. Что девочки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – самая большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…» ).

Учитель. Контраст становится в повести одним из основных средств раскрытия её идейного смысла, само название – контраст тому, о чём в повести рассказывается.

- Где происходит действие в повести?

- Какие события описаны в повести?

(Зачитываются фрагменты из письменных ответов учащихся).

- Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде?

- Что привело девушек на фронт?

- Что узнаём мы об их прошлом?

- Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы, Сони, Гали и Жени автор даёт перед описанием гибели каждой из них?

- Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают?


- 4 –

- Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

- Писателю часто задают вопрос: «Почему все девушки в повести погибают?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

(Антитеза – основной авторский приём, помогающий раскрыть «самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений – женщина и война. Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчёркивает. Что девушки. Озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне: «днём разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, «трещали, как сороки», загорали, вместо команды – «насмешка полная» («Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя – разводящая»), «сапоги на тонком чулке», а «портянки намотаны, словно шарфики». Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придётся воевать, стрелять. Но рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть этих чудесных, полных жизни полюбившихся девушек.)

Ответы учеников: «Когда читаешь начало повести, сначала не ждёшь, даже не предполагаешь такого трагического конца. Как-то всё просто, обычно. И на задание идут весело, просто, их не страшит враг «силою до двух фрицев». Может быть, поэтому так больно читать о том, как они гибнут»; «Писатель говорит о том, что в отделении у Риты «были сплошь девчонки- комсомолки», «просто – зелёные». Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах да поцелуйчиках»; «Они ещё ничего не видели в жизни, потому что были очень молодыми. Их и бойцами-то назвать нельзя. А ведь многие из девушек погибли, защищая страну». 4.Воспроизведение текста повести.

( Рассказ о девушках подтверждаем текстом).

Вспомогательные вопросы:

- Почему погибла Лиза – она ведь была опытнее других?

- Почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла бой?

- Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

- Как погибли Соня и Галя, можно ли осуждать их за нелепую смерть?

О смерти Жени читаем отрывок из повести. (Почему она не затаилась, большинству учащихся ясно: «Она хотела хоть чем-нибудь помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца. Женя понимала, что, уводя немцев в сторону от своих боевых товарищей, она тем самым спасает их от верной смерти».

За выстрел в висок Риту не осудил никто. Объясняли текстом повести: «Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она осознаёт своё положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя».


- 5 –

Галя Четвертак и Соня Гурвич. Предлагаю представить девушек в военном обмундировании, с оружием в руках сначала на болоте, потом в лесу.

- Какие чувства вызывают они у Федота Евграфыча?

(Обе они – маленькие «пигалицы городские». Соня – «худющая, как весенний грач», сапоги у неё на два номера больше, она топает ими; на спине – вещмешок. В руках – винтовка. Она «сильно умаялась, аж приклад по земле волочился». А «личико» «остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное». Васков думает о ней «жалостливо» и невольно задаёт ей вопрос, как ребёнку: «Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?..» А рядом с ней Галка – худющая «замухрышка», «она не походила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом». Представим её, маленькую («Четвертачок»), тоже с винтовкой. С вещмешком, без сапога, «в одном чулке. В дырку большой палец торчит, синий от холода». «При её росте, - думает Васков, - и ведро – бочажок». Отношение к ней Федота Евграфыча определила «с возмущением» сама Галка: «Как с маленькой вы…» Ему хочется укрыть её, уберечь, он берёт её на руки, чтобы она не промочила лишний раз ноги. Она и плачет, как маленькая: «горько, обиженно – словно игрушку у ребёнка сломали».

- А теперь вспомните, как переносят девушки трудности пути. (Вот они идут через болото. Галка уже потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло». И дальше: «Гнал он девчат своих ходко… но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только… Бежал, пока у самого дыхания хватало». А они – за ним. Худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И ни слова жалобы. Наоборот, соня улыбается, а Галка обижается: «А почему меня в запасные?» У Гали жар, она больна, но молчит. Только глаза печальные. А утром на вопрос Васкова: «Ну, как ты?» - отвечает: «Ничего», пытается улыбаться и «сама в караул вызвалась». А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев. И вот Соня погибла, погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь. Соню хоронят, и Галка несёт её, а потом по приказу Васкова должна надеть её сапоги. Наделённая от природы яркой , образной фантезией, Галя «всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном», поэтому сейчас «она физически, до дурноты, ощущала проникающий в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжёлый запах крови… И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом – враги, смерть.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит Б. Васильев, - была много труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».


- 6 –

- Правы ли Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании?

- Как расценивает поведение Гали Четвертак Федот Васков, почему Федот берёт в разведку Галю? (Подтверждают текстом ответы).

- Можно ли осуждать Соню и Галю за нелепую смерть? (Их можно пожалеть, потому что гибнут такие юные девушки, почти дети).

- Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

( Да. Всем женщинам, участницам войны, нужно поставить памятник». «Война была очень жестокой, и гибель девушек подчёркивает эту жестокость»).

- Расскажите о Васкове. (Подготовленный ученик).

- Как вы относитесь к Васкову? Разъясните смысл афоризмов: «Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война это кто кого передумает», «Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан». (Зачитать фрагменты из 13-й главы «Одно знал Васков в этом бою: не отступать…» и из 14-й главы «он уже миновал соснячок…»).

- Не надо было бой принимать, когда выяснилось, что силы неравные, - предполагались ответы.

- А как бы вы поступили на месте Васкова, если бы увидели 16 фашистов вместо предполагаемых двух? (Сами девушки не простили бы старшину, если бы он отступил. И первая – Рита. Он ведь сам рисковал прежде всего. Он уцелел потому, что опытным был, много воевал, знал лес, всё видел, слышал. И потом – он надеялся на помощь).

- С каким известными вам героями литературы вы могли бы сравнить Федота Евграфовича? ( Андрей Соколов из рассказа М. Шолохова «Судьба человека», Василий Тёркин из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»).

ΙV. Итог разговора по повести.

1. - Мы говорили о героях повести, которая носит удивительное название «А зори здесь тихие…».

- Почему писатель так назвал повесть? Как вы понимаете смысл заглавия?

- В повести много контрастов и противопоставлений. (Мир , тишина и те события, о которых рассказывает писатель; природа и война, тихие зори и жестокий бой; название повести и антивоенная направленность).

- Заглавие повести ёмко и многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом – война, кровь, смерть.

2. Чтение стихотворения Ю. Друниной «Шли девчата домой из победных полков».

3. Прослушивание песни Я. Френкеля «Журавли» на стихи Р. Гамзатова.

V. Д/З: написать небольшое сочинение на тему: « Очень хочу поговорить о…»




Похожие:

Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconМы ученики 10 класса, хотим донести до вас то, что должен знать и уважать каждый человек
Скромные герои из российской глубинки, о которых мы пишем, отдали за Россию жизнь. Отдали все, что могли, не ища отговорок и оправданий....
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconСценарий тематического вечера
Ведущий: Здравствуйте, наши дорогие женщины! Мы собрались с вами в канун нашей Победы над фашистской Германией, чтобы встретиться...
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» icon-
Словом, повесть будет и развита и закончена. Выйдет замечательная вещь. Здесь в первый раз Тург явится самим собою — еще все-таки...
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconПопов Георгий Леонтьевич
Минск, 1977; Память. Рассказы. Минск, 1978; Низкий поклон. Рассказы, повесть. Минск, 1981; Первое лето. Повесть. Минск, 1985; На...
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconДоклад администрации моу сош №4 г. Полярные Зори перед педагогами, учащимися, родителями, общественностью г. Полярные Зори от 30. 11. 2010г. Отчет о выполнении Программы развития в 2009-2010 учебном году
Публичный доклад администрации моу сош №4 г. Полярные Зори перед педагогами, учащимися, родителями, общественностью г. Полярные Зори...
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconДоклад муниципального бюджетного
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 г. Полярные Зори имеет юридический...
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconН. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» идругие «Петербургские повести». Урок
«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» и другие «Петербургские повести»
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconДарья Юрьевна Васильева
Даша Васильева родилась в Москве 7 июня 1960 года. Воспитывалась бабушкой, Афанасией Константиновной Шабановой. Родитилей Даша не...
Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconНоминация «Они сражались за Родину»

Они отдали жизнь за Родину Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» iconЕрмолай Еразм. «Житие Петра и Февронии Муромских»
Внеклассное чтение. Древнерусские повести: «Повесть о Басарге» и «Повесть о Дракуле»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы