Праздник «Птицы – наши друзья» icon

Праздник «Птицы – наши друзья»



НазваниеПраздник «Птицы – наши друзья»
Дата конвертации08.10.2012
Размер130.32 Kb.
ТипДокументы
источник





Праздник

«Птицы – наши друзья»


Составила и провела

учитель МОУ СОШ № 3

Смагина Т. Н.


ΙII четверть

2008 – 2009 уч. год


Цели: 1. Расширить знания о птицах;

2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её

важной части – птицам;

3. развивать интерес к изучению природы

Учитель: Дорогие ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица)

- Скажите, какой праздник мы сегодня проводим? (День птиц)

22 марта – День птиц.

- Как называем мы птиц, кто скажет? (Наши друзья)

- Почему мы называем их друзьями? (уничтожают вредных насекомых, защищают наши огороды, сады от них)

- Сегодня мы будем говорить о птицах.

- Ребята! Какие птицы бывают по месту жительства? (зимующие, перелётные)

- Каких птиц мы называем зимующими?

- Каких называем перелётными?

- Посмотрите на выставку рисунков с изображением птиц нашего края.

- Какие из них зимующие, а какие перелётные? (перечислить)

- Как нужно относиться к зимующим птицам? (помогать им, подкармливать)

- А кто помогает птицам пережить трудные времена для них? Чем подкармливаете? (ответы детей)

- Назовите птиц, о которых сейчас не говорили. (перечисляют)

- А задумывались ли вы о том, почему птиц так называют: снегирь, ласточка, ворона, кукушка, чибис. Вот сегодня вы узнаете о происхождении названий некоторых из них.

- На земле обитает более восьми тысяч видов птиц, а на территории нашей страны более семисот видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием, и многими другими признаками.

^ Учитель демонстрирует на доске иллюстрации птиц: кукушка, чибис, щегол, зеленушка, горихвостка, клест.

Учитель. Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

- Итак, первой нам встретилась кукушка. Как, по-вашему, за что она получила свое название?

^ Ответы детей.

1 ученик. Свое название кукушка получила за то, что она кукует. Она сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские.

2 ученик. Во многих странах название «кукуш­ка» звучит похоже на русское. У болгар она зо­вется «куковица», у чехов – «кукачка», у нем­цев – «кукук», у французов – «куку», у румын – «кук », в Италии эта птица зовется «кукуло», а в Испании – «куко».

3 ученик. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки. Поэтому, название этой птицы звучит очень похоже на ее крик.

(Фо­нограмма голоса кукушки.)

4 ученик. Оперение кукушек серое с поперечны­ми полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

5 ученик. Кукушки, единственные из всех птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.

6 ученик. Кукушки – полезные птицы. Они пита­ются только насекомыми. Но главная заслуга их в том, что они поедают таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие уча­стки леса от опасных вредителей.

Учитель. Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» Как называется эта птица?

^ Ответы детей.

- Это чибис (иллюстрация). Он тоже получил на­звание по голосу.

(Фонограмма голоса чибиса.)

Писатель-натуралист Александр Сергеевич Барков из своих наблюдений о чибисах пишет так:

7 ученик. «Я вышел за околицу деревни, прислу­шался. Вдали над серым кочковатым лугом кружи­ли и как бы играли в небе чибисы. Песня у них
протяжная и немного грустная: «Чьи вы? Чьи вы?» Один чибис отлетел в сторону, сел на доро­гу и зашагал по талой воде. Ну и красавец же он!»

8 ученик. «На голове черный хохолок. Чибис то поднимает его, то складывает будто веер. Спина у него темная. На белых щеках черные усы. Грудь бе­лоснежная, а на шее, словно черная салфетка под­
вязана».

9 ученик. Чибисы прилетают в наши края в конце марта – начале апреля, а улетают от нас в теп­лые края в августе, когда на деревьях загорятся
первые желтые листья.

10 ученик. Чибисы очищают поля и луга от вре­дителей – жуков, улиток, слизняков. За это их зо­вут еще луговиками-санитарами.

^ Исполнение детьми песни «У дороги чибис», ел. А. Пришельца, муз. М. Иорданского.

Учитель. Внешний вид птицы (цвет оперения, необычный клюв, хвост) тоже может стать при­знаком, важным при выборе названия. Так были названы некоторые птицы.

«Снежинка растаяла, капелькой стала. Капля за каплей – ручеек побежал. Ручеек к ручейку – и вся зима скатилась в реки, пруды, озера. И на де­ревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток вдруг зеленый листик появился. Да не обыч­ный. С ветки на ветку прыгает. С дерева на дерево перелетает. И во весь голос поет. Конечно, это не листик, а птица».

А зовут эту птичку Зеленушка. Послушайте, по­чему ее так назвали.

11 ученик. Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Перышки у нее зеленоватые – как пер­вые свежие листики на дереве. За это и прозвали ее зеленушкой.

12 ученик. Зеленушка поет у всех на виду. Песня ее чем-то похожа на звон колокольчиков. А гнез­дышко строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это, наверное, для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.

Учитель. Ребята, а это что за птичка с пестрым, ярким оперением? (Щегол.)

13 ученик. Да, поглядишь на щегла и невольно уди­вишься: до чего же красиво нарядила его природа!

14 ученик. Перышки на щеках белые, на лбу крас­ные, на затылке черные. Спинка у птицы коричне­вая, крылья черно-желто-белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, то есть пест­рый, яркий, нарядный. Отсюда и название – щегол.

Учитель. Ребята, смотрите, смотрите! Что это та­кое? Кругом светлым-светло, а на зеленом дереве огонек вспыхнул. (Иллюстрация горихвостки.)

15 ученик. Да нет, это не огонек. Это ярко-красный хвостик птички горихвостки блеснул. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у нее красного цвета, все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.

16 ученик. Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Это птичка – невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит —

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

(«Горихвостка» Е. Ильин.)

Учитель. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым —

Кле! Кле! Кле — поет со свистом. (Клест.)

- Почему его так назвали?

17 ученик. Название птицы «клест» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать. Клюв у этой
птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом.

Учитель. Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекре­щиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тер­нового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканые кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов, зовут «христовыми птицами».

18 ученик. Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в гу­стых лапах хвойных деревьев.

19 ученик. За то, что клюв у них крестообраз­ный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют «святыми птицами».

Учяитель. Таким образом, название птиц появи­лось не случайно. Давайте вспомним еще раз те признаки, которые послужили основой для названия птиц, о которых говорили.

1. Для кукушки и чибиса? (Их голос, песня.)

2. Для зеленушки, щегла, горихвостки, зарянки? (Цвет их оперения. Зарянка – голос.)

  1. Для клеста? (Клюв.)

  2. Для мухоловки? (Питание.)

Учитель. Итак, все названия птиц произошли в зависимо­сти от какого-то определенного признака, прису­щего только лично той или иной птице.

Учитель. А сейчас занимательная страничка.

Загадки

1. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся в высь и был таков. (пеликан)

2. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –

Это я.... (ворона)

3. Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи на пролет
Он поет, поет, поет. (соловей

4. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.

(снегирь)

5. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка,

И полоска галстучка

(синица) 6. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

«Кле! Кле! Кле!» - поет со свистом

(клест)

7. И стекают струйкой капли

С клюва стройной ...

(цапли)

8. Кто в беретке ярко-красной.

В черной курточке атласной,

На мене он не глядит.

Все стучит, стучит, стучит?

(дятел)

9. Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам

И показывает нам.

(павлин)

10. Он прилетает каждый год
Туда где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет.
А все же голос свой имеет.

(скворец)

11. Озонной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает

(воробей)

12. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце

(ласточка)

13. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока

А зовут её… (сорока)

Блиц – турнир


1. Какая птица считается самой умной?

1. Орел

2. Ворон

3. Попугай


2. Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?

1. Языком

2. Клювом

3. Лапой


3. Какие из этих птиц являются перелётными?

1. Воробей

2. Малиновка

3. Соловей


4. Какая птица любит нырять в прорубь? (оляпка)


  1. Какая птица поёт хвостом? (бекас)

  2. Какая птица может шипеть, как змея?


7. Какая птица самая большая? (страус)

Отгадываем кроссворд

Учитель: Проверим, как знаете вы птиц.

(Учащиеся отгадывают кроссворд. На доске плакат с кроссвордом, учитель читает загадки, один из учеников вписывает название птиц в клеточки)

















3































1

















































2


















































































4

























5



























































































6

































































По горизонтали:

4. Серенькая птичка, 6. Пусть я – птичка-невеличка

Птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка -

Шеей вертишь ты всегда. Как начнутся холода,

Разве в этом есть нужда. Прямо с севера сюда.

(вертишейка) (снегирь)


По вертикали:


1. Далеко мой стук 3. Не ворона, не синица -

Слышится вокруг. Как зовется эта птица?

Червякам я враг, Примостилась на суку -

А деревьям друг. Раздалось в лесу «ку-ку».

(дятел) (кукушка)


2. Вместе с тучей золотистой 5 Это старый наш знакомый.

Просыпается горнист. Он живет на крыше дома.

Глосисто-голосисто Длинноногий, длинногхвостый,

Заливается гонист: Длинношеий, безголосый,

«На лугу трава не смята! Он летает на охоту

Солнце смотрится в реку! За лягушками к болоту.

На зарядку-ка. Ребята! (аист)

На за-ряд-ку-ка-ре-ку!»

(петух)


Учитель: Молодцы! Птиц знаете.

- А сейчас послушайте стихотворение З Александровой «Птичьи песни»

(рассказывают несколько учеников)

1 ученик: Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!


2 ученик: Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери —

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад —

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат».


3 ученик: Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят —

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.


4 ученик: От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять! —

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.


5 ученик: Стихотворение «Скворечня» (Г. Гарнакарьян)

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране —

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем, радуясь весне.

И я, ребята, в этом грешен:

У всех соседей на виду

Уже строительство скворечен

В моем развернуто саду.

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать.

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может, им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых,

Пусть русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.


^ Ученики 3 «Б» класса исполняют песню «Скворцы прилетели». Слова М. Матусовского, музыка И. Дунаевского

Учитель: Вот и закончился наш праздник. Ваши знания о птицах пополнились. Я надеюсь, что каждый из вас будет помнить от том, что птицы – наши друзья. А в трудное для них время вы окажете им посильную помощь.

Не разоряйте гнезд, не трогайте птенцов! Помните, птицы – часть природы. А природу нужно любить и беречь!


Подводится итог.

Учитель поощряет учеников, наиболее отличившихся своими познаниями о птицах, вручая им книги.




Похожие:

Праздник «Птицы – наши друзья» iconНаши пернатые друзья проводится в форме игры «Поле чудес»
Ведущий. Дорогие ребята! 25 марта отмечается праздник- день птиц. Скоро возвратятся домой из далеких стран наши путешественники –...
Праздник «Птицы – наши друзья» iconПроект «Птицы наши друзья». Участники проекта: учащиеся 3 «А» и3 «Б»
Проект «Птицы – наши друзья». Участники проекта: учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов. Руководитель проекта: Ковалёва Е. Н., Сосно Т. П.,...
Праздник «Птицы – наши друзья» iconПоле чудес на тему: «Наши пернатые друзья»
Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год. Голоса их слышны днем и ночью. Птицы – дети...
Праздник «Птицы – наши друзья» iconУстный журнал «птицы наши друзья»
Составитель: Степанов Николай Иванович, пдо моу дод дом детского творчества, п. Тисуль
Праздник «Птицы – наши друзья» iconПтицы наши друзья
Ведущая: Дорогие ребята! Я рада видеть вас в нашем зале, потому что 1-е апреля, это не только День смеха, но и День птиц
Праздник «Птицы – наши друзья» iconСценарий ведущий: к 1
К здравствуйте, дорогие наши друзья! Сегодня особенный праздник, день уважения и почитания пожилого человека
Праздник «Птицы – наши друзья» iconПтицы наши пернатые друзья, обижать их нельзя
Цель – вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях...
Праздник «Птицы – наши друзья» iconЭкологический квн «Птицы наши друзья» Цель данной разработки
Цель данной разработки воспитать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому, в частности, к птицам, сделать это в доступной,...
Праздник «Птицы – наши друзья» iconПраздник в семейном клубе «Друзья» Пасха главный христианский праздник. Цели
Светлое Христово Воскресенье, или Пасха, самый великий, самый светлый, самый любимый праздник всех христиан. Это не просто праздник!...
Праздник «Птицы – наши друзья» icon3–4 классы Наши друзья – птицы (конкурсная программа) Цели
Цели: создать атмосферу доброжелательности, веселья; обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы