Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики icon

Внеклассное мероприятие "История государственной символики" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики



НазваниеВнеклассное мероприятие "История государственной символики" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики
Дата конвертации08.10.2012
Размер101.47 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
источник

Внеклассное мероприятие "История государственной символики"


Авторы: Пономарева Светлана Александровна, учитель английского языка, педагог-психолог, Канева Алена Алексеевна, учитель математики

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

^ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • познакомить детей с историей становления государственных символов страны,

  • прививать интерес к истории своей страны,

  • способствовать развитию позитивного отношения друг к другу через выполнение заданий, требующих мобилизации всех участников мероприятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • запись песен: “С чего начинается Родина”, “Преображенский марш Петра Великого”, “Боже, храни короля”, “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского, “Интернационал”, гимн СССР, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, гимн РФ.

  • магнитофон,

  • ноутбук,

  • мультипроектор,

  • компьютерная презентация фотоматериалов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: составление компьютерной презентации фотоматериалов.

^ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I.  Вступление.

(звучит запись песни “С чего начинается Родина”)

1-й. Так с чего же начинается Родина?

(ответы детей)

2-й. Родина бывает разная, но у всех она одна. А наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём и учимся.

1-й. Каждая страна мира имеет свои символы, которые отражают историю народа. С XIX-го века начало складываться триединство символов – это герб, флаг и гимн. Их ещё называют символами государственного суверенитета. Они отражают, прежде всего, исторические традиции и часто политические, религиозные, природные и другие особенности страны.

^ 2-й. Что представляет государственную символику России в наше время?

(ответы детей)

1-й. Российскую государственную символику сейчас представляют: двуглавый орёл, пришедший к нам из княжеской России; бело-сине-красный флаг, утверждённый Петром Первым; гимн, музыка которого была написана ещё в советские времена, а в наши дни доработана. Российские символы формировались на протяжении нескольких столетий. Так основные элементы будущего герба получили распространение на Руси в 15 веке. Государственный флаг появился ещё через 200 лет, а гимн – ещё через 200 лет, только в 19 веке.

2-й. Сегодня мы с вами совершим экскурсию в прошлое и проследим историю становления государственных символов России. А также вы сможете принять участие в викторине, для этого вам нужно ответить на предлагаемые вопросы, и выполнить некоторые другие задания.

1-й. Будьте внимательны: наша экскурсия начинается.

^ II. Основная часть.

(повествование ведётся с параллельным просмотром презентации фотоснимков)


ГЕРБ

Презентация

2-й. Итак, первая часть нашей экскурсии посвящена истории происхождения герба.

Как и в других странах, символы Российского государства вначале появились на государственных печатях. Некоторые из них вы сейчас и увидите. С тех пор двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём змея, стали ассоциироваться с Россией (РИС. 1, РИС. 2, РИС. 3)

1-й. Появление изображения двуглавого орла в России в качестве государственного символа имеет две версии.

Согласно первой после падения Византии, по мнению российских правителей, роль “духовной столицы” Восточной Европы – павшего Царьграда (Константинополя) – переходит к Москве. Иван 3-й (РИС.4) женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что “подкрепило наследственные права московского государя на былое могущество, величие и блеск Византийской империи”. Сторонники этой версии считают, что Иван 3-й сделал орла (РИС.5) государственной эмблемой, подчёркивая “преемственность высшей власти, воспринятой московскими государями от Рима и Византии”. Москву стали называть Третьим Римом.

2-й. Согласно второй версии, которую называют имперской, Иван 3-й (РИС.4) заимствовал изображение двуглавого орла в силу своих имперских притязаний. В то время в Европе одноглавый орёл стал символом королевской власти, а двуглавый – императорской. Все европейские монархи того времени считали себя прямыми потомками императоров Рима. Двуглавый орёл должен был подтвердить теорию происхождения российских владык от римского императора Августа.

1-й. В дальнейшем облик герба менялся. При Иване Грозном (РИС.6), в середине 16 века на груди орла появилось исконно отечественное изображение всадника, поражающего копьём змея (РИС.7). Две короны украсили головы орла. К концу 16 века появился большой крест, который символизировал православие. Именно в этот период было утверждено патриаршество и церковная независимость России. Немного позднее (РИС.8) вместо креста появилась третья корона.

2-й. Постепенно монархическая атрибутика российского герба усложнялась (РИС.9). К ранее существовавшим коронам в 17 веке добавились символы власти монарха – скипетр и держава. Скипетр - это жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Держава – золотой шар с крестом или короной наверху.

1-й. К середине 19 века (РИС.10) на гербе отразилось расширение состава Российского государства: крылья орла украсили щиты с гербами отдельных территорий.

2-й. В конце 19 века (РИС.11) император Александр 3-й утвердил рисунок Большого Государственного герба Российской империи (РИС.12). Двуглавый орёл, широко распахнув крылья, устремляет взоры на Запад и Восток. На груди орла – щит с изображением Святого Георгия Победоносца. Три короны, скреплённые лентой символизируют братство восточно-славянских народов. Скипетр и держава – свидетельство незыблемости государства. Вокруг помещены религиозные символы и гербы территорий, входивших в то время в состав России.

^ 1-й. Для широкого использования (РИС.13) предназначались Средний и Малый Государственные гербы, более простые по своему содержанию.

2-й. В результате революционных событий в феврале 1917 г. Император Николай 2-й отрёкся от престола, и в марте было образовано Временное правительство (РИС.14) во главе с А.Ф.Керенским. Свержение монархии и установление республиканской формы правления потребовало и новой государственной атрибутики. Было решено значительно изменить герб. Временное правительство признало (РИС.15), что двуглавый орёл не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определённым государственным строем, а потому с удалением с него титульных гербов, а также эмблем монархического характера (РИС.15а), орёл может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства. Однако решение об утверждении герба так и не было принято.

1-й. Постепенно ключевые элементы будущего советского герба определились (РИС.16): серп и молот – символы нерушимого союза рабочих и крестьян, солнце – высокая цель построения коммунистического общества, пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы, девиз “пролетарии всех стран объединяйтесь”.

^ 2-й. Окончательный вариант герба Советской России появился позднее, когда в верхней его части поместили пятиконечную красную звезду.

1-й. В 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик, немного позднее было объявлено об образовании Российской Социалистической Федеративной Советской Республике. При сравнении гербов СССР и РСФСР (РИС.17,РИС.18) видно, что основная символика в них была одинакова: серп и молот, красная звезда, пшеничные колосья, восходящее солнце, девиз. Вместе с тем есть различия. На гербе СССР помещено изображение земного шара, а также ленты в девизом на языках народов союзных республик.

2-й. После распада СССР вновь встал вопрос о государственных символах. В ноябре 1993 г. (РИС.19) Первый Президент России Борис Ельцин указом утвердил двуглавого орла в качестве Государственного герба (РИС.20). В 2000 г. закон о гербе был одобрен Советом Федерации и подписан президентом России В.В. Путиным.

1-й. Герб говорит об исторической преемственности современной России. Три короны подчёркивают суверенитет Российской Федерации и её отдельных частей. Скипетр – символ государственной власти. Держава – символ единства нашего государства. Всадник традиционно считается защитником Отечества.

Викторина

(через презентацию с вариантами ответов и картинками)

1. Когда появилось изображение всадника, поражающего копьём змея?

  1. при Иване Третьем

  2. в XVI в. при Иване Грозном

  3. при Александре Втором

2. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?

  1. православие

  2. имперскую власть

3. Что такое скипетр?

Скипетр - это жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Скипетр – символ государственной власти.

4. Что такое держава?

Держава – золотой шар с крестом или короной наверху. Держава – символ единства нашего государства. Всадник традиционно считается защитником Отечества.

5. Назовите элементы советского герба.

  1. серп и молот – символы нерушимого союза рабочих и крестьян,

  2. солнце – высокая цель построения коммунистического общества,

  3. пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы,

  4. девиз “пролетарии всех стран объединяйтесь”.

6. Кто вернул России в качестве герба двуглавого орла?

  1. Горбачёв

  2. Ельцин

  3. Путин



ФЛАГ

Презентация

2-й. Вторая часть нашей экскурсии – это происхождение флага.

Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Флаг – это полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.

1-й. Издавна на Руси существовали хоругви (РИС. 21), княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

2-й. В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича (РИС. 22) представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.

1-й. Гербовое знамя Петра 1 (РИС. 23,РИС. 24) было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром 1-м был установлен императорский штандарт (РИС.25) жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла.

2-й. 1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг (РИС. 26) с лазурным крестом на белом фоне.

1-й. В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России (РИС. 27), имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

2-й. На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м (РИС. 28) в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

1-й. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся (РИС. 29). Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

2-й. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг (РИС. 30) и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество.

Викторина

(через презентацию с вариантами ответов и картинками)

1. Что такое флаг?

  1. полотнище на древке или шнуре

  2. древка или шнур, определённой раскраски

  3. полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

  1. конец XVI в

  2. начало XVII в

  3. середина XVII в

  4. конец XVII в

3. Чей это герб?

  1. Алексея Михайловича

  2. Петра 1

4. В каком году был принят Петром 1-м бело-сине-красный флаг?

  1. 1700 г

  2. 1703 г

  3. 1705 г

  4. 1707 г

5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)

  1. военно-морские корабли

  2. сухопутные войска

  3. дворцовая стража

6. Какой флаг был символом монархии?

(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)

7. Что означают цвета Российского флага?

(Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).


ГИМН

Презентация

1-й. Третья и последняя часть экскурсии – гимн.

Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

2-й. На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.

1-й. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном.

(прослушивание)

2-й. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.

1-й. В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.

(прослушивание)

2-й. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.

(прослушивание)

1-й. В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.

(прослушивание)

^ 2-й. После распада СССР в 1991 г. гимном России стала “Патриотическая песня” М.И. Глинки.

(прослушивание)

1-й. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков.

(прослушивание)

Викторина.

1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, “Боже, храни короля”, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

  1. М.И. Глинки;

  2. на слова В.А. Жуковского;

  3. композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана;

  4. П. Дегейтер;

  5. композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова

3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).

Заключение.

Подведение итогов, подсчёт правильных ответов команд.

Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая Россия!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амусина Л.Е. Славься, Отечество!/ж. Последний звонок, №4, 2006.

  2. Засекина Л.Н. Российский флаг/ж. Педсовет, №9, 2004.

  3. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся: (для сред. шк. возраста)/А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2005.

  4. О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации//ж. Воспитание школьников, №9, 2003.

  5. Тихонова И. Государственный флаг России/ж. Воспитание школьников, №7, 2003.




Похожие:

Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconВнеклассное мероприятие «Я и энергия»( интегрированное занятие кружков ). Занятие кружка 15. 12. 2010 г
Дмитриевских Н. М.(учитель математики), Южакова Н. А.(учитель физики), Косинцева С. И.(учитель географии)
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconВнеклассное мероприятие Путешествие в страну Знаний Учитель английского языка Корнилова Наталья Геннадьевна мбоу «дсош №3» Г. Дятьково Брянской обл

Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconУчастники «Мастер-класса»- 2008-2009 уч года Гордеева Наталия Александровна-учитель английского языка, моу-сош №1, р п. Степное
Моу-сош, с. Мечетное; Евстратова Вера Владимировна-учитель русского языка и литературы моу-сош р п. Советское; Степанова Татьяна...
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconПлан учебно-воспитательной работы мбоу «сош №29» г. Чебоксары в период осенних каникул
Социальный педагог Еремеева В. В., учитель чувашского языка Романова Р. Г., учитель математики Морушкина
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconСценарий игры для 5-х классов «Брейн-ринг» Составители: Благова Л. А(учитель английского языка моу сош №3) Некоз Е. П.( учитель английского языка моу сош №3)
Цель: Активизировать лингвострановедческие знания учащихся, развивать коммуникативные умения учащихся в говорении и понимании на...
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconАнализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2011-2012 учебный год
Савина Г. А.; учитель информатики – Мязина О. В.; учитель биологии и географии – Архипова Г. В.; учитель физики и математики– Степанова...
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconВнеклассное мероприятие по чтению во 2 классе «В гостях у сказки» Внеклассное мероприятие по чтению в 3 классе
Бухтиярова Наталья Владимировна учитель начальных классов. При подготовке и проведении школьного этапа конкурса педагоги пользовались...
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconОрганизация билингвальных и полилингвальных занятий
Т. Н. Кустова, учитель английского языка, Е. В. Резяпова, учитель немецкого языка моу-сош №2 р п. Степное 2011
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconВнеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное мероприятие «Химический бум»
Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я)
Внеклассное мероприятие \"История государственной символики\" Авторы:, учитель английского языка, педагог-психолог,, учитель математики iconПроблема интеграции обучения издавна волновала педагогов. Интегрированные уроки имеют определенные преимущества
Гармаш С. Б.(учитель русского языка и литературы) и Артебякиной Е. Д. (учитель английского языка) был проведен для членов творческой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы