Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом icon

Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом



НазваниеТрадиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом
Архипова Н.П
Дата конвертации08.10.2012
Размер445 b.
ТипАнализ
источник


Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…»

  • Итоги наблюдения над художественным текстом

  • учащихся 8 класса

  • Автор: Архипова Н.П.

  • arkhip-natalya@yandex.ru


Анализ композиции и сюжета

  • В чем своеобразие композиции текста?

  • Что составляет основу сюжета?

  • В какой последовательности изображены события?

  • Какова форма повествования?

  • Кто главный герой? Что можно сказать о других персонажах произведения?



Особенности изображения героя

  • Как соотносятся в тексте автор и герой?

  • В чем двойственность изображения героя?

  • В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

  • Как раскрывается характер персонажа?

  • Каковы основные приемы создания образа?

  • Каково ваше мнение о личности Аввакума?



Особенности стиля и языка

  • В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

  • Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

  • Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

  • В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в житии?

  • Какие художественные приемы (тропы) использует автор?

  • Как героя характеризует его речь?



Канонические черты жития

  • Канонические черты жития

  • Житие – это биография святого.

  • Житие составлялось после смерти святого.

  • Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.



Композиция жития строится по строгой схеме.

  • Композиция жития строится по строгой схеме.

  • Способ изображения героя – идеализация.

  • Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

  • Пространство и время изображаются условно.



В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

  • В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

  • Тон повествования торжественный, серьёзный.

  • Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов.



Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

  • Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

  • Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.



Выводы

  • Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение, в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси середины XVII века, героическое и обыденное, трагическое и комическое. Все это выходит за рамки не только жития, но и других известных жанров того времени, заставляя читателя задуматься над вопросом:



Почему, несмотря на чуждые нам идейные побуждения автора, этот памятник вышел далеко за пределы той среды, для которой он предназначался, и почему он продолжает интересовать и волновать читателей нашего времени?



Подумайте

  • «В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала, элементы многих жанров древней русской письменности – и учительной литературы, и проповеди, и житий, и поучений, и бытовой повести, а также устного народного сказа. Вряд ли можно поэтому определить жанр Жития каким-либо известным нам термином. Но в то же время из всего нами сказанного можно сделать вывод о проявлении в Житии определенной тенденции в истории русской литературы, о приближении Жития к определенному жанру, окончательно оформившемуся уже несколько позднее. Мы имеем в виду <…> тенденцию становления синтетического жанра романа <…>».

  • В.Е. Гусев



Использованные материалы

  • Древнерусская литература. Книга для чтения 5-9 классы / Составитель Е. Рогачевская. – М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1993.

  • Поурочные разработки по литературе. 8 класс / Сост. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. – М.: ВАКО, 2003.

  • О жанре жития протопопа Аввакума. Автор В. Е. Гусев. Источник: Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор«.

  • Архипова Н.П.

  • arkhip-natalya@yandex.ru






Похожие:

Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconРаскол русской церкви и его сущность к уроку «Житие протопопа Аввакума в контексте времени»
Смута в начале века, массовые выступления горожан и крестьян: волнения в Новгороде и Пскове, Медный бунт, восстание Степана Разина...
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconРабота с художественным текстом на уроках немецкого языка
...
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconМероприятия с учителями русского языка и литературы Февраль 2012 г
Конкурс методических наработок «Особенности работы с художественным текстом на уроках литературы»
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconМастер-класс по русской литературе Цель
Цель. Представить наиболее результативный элемент собственной системы работы над текстом художественного произведения, конкретно...
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconНовгородское зодчество
Наиболее зримо местные культурные традиции появились в архитектуре. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским...
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconУрок по усвоению буквы З. Словарно-логические упражнения «Звери птицы». Работа над текстом «Кто как зимует». Рассказы детей
Тема: Итоговый урок по усвоению буквы З. Словарно-логические упражнения «Звери – птицы». Работа над текстом «Кто как зимует». Рассказы...
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconВиды работ над текстом
«Живая мимика» один человек читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconРассказ частушка 3 предание Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconТрадиции школы
Ведь традиции создаются в процессе активной деятельности и общения, поэтому представляют для нас особую ценность. Наши традиции квалифицируем...
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом iconИнновационный проект по внедрению модели школы–центра формирования социальных компетенций учащихся в условиях агрогородка Научный консультант
И действительно многое меняется и ещё больше требует перемен. Происходят значительные изменения и в системе образования в условиях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы