Поселение как среда жизни icon

Поселение как среда жизни



НазваниеПоселение как среда жизни
Дата конвертации08.10.2012
Размер72.67 Kb.
ТипДокументы
источник

Поселение как среда жизни Тема: ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ Человек издавна преобразует природную среду: строит города, заводы, прокладывает дороги. Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни. Посмотрите внимательно на окружающую среду города, в котором вы живёте, с этой точки зрения. Город представляет собой особый мир, особую среду обитания человека-городскую среду. Городская среда-сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской среды, её основных компонентов и факторов, влияющих на них, истории формирования новая научная область знания-урбоэкология, или экология города. Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой-приводит к вытеснению природных, естественных систем искусственными системами, загрязнению окружающей среды ( в частности, рек и водоёмов), повышению химической, физической нагрузки на живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды-атмосферу, растительность, подземные воды, грунт и даже климат, а также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли. Съёмки из космоса дают сведения о физических полях, возникающих вокруг больших городов, в частности, отражательных (альбедо) и тепловых (температура, свет). Данные о пространственных и временных воздействиях крупных городов на окружающий ландшафт могут и должны быть использованы для городского планирования. В формировании городского ландшафта как жизненной среды людей учёные выделяют два направления: создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и пространственную организацию основных видов деятельности-труда, быта, отдыха. Городская среда должна быть экологически здоровой, удобной для жизни и эстетически выразительной. Город, как и любой населённый пункт, должен иметь разные зоны. Промышленная, или производственная, зона- совокупность территорий, связанных с производственной деятельностью людей. Жилая зона включает комплекс жилых зданий, детских учреждений с площадками для игр, зелёных внутриквартальных насаждений, спортивных площадок, учреждений культурно-бытового назначения. В коммунально-складской зоне размещаются склады, автобазы, трамвайные, автобусные и троллейбусные парки. Особое место занимает пригородная зона- места кратковременного или длительного отдыха: лесопарки, спортивные базы, пляжи, водные станции, пансионаты, дома отдыха, пионерские лагеря. Населённые пункты не могут существовать без санитарно-технического обеспечения. Оно включает водоснабжение, канализацию, сооружения для обезвреживания отходов, системы очистки промышленных выбросов, сети магазинов, лечебные, учебные, культурно-бытовые и другие учреждения. В начале прошлого века в России был принят кодекс «благоустройства среды обитания». Тогдашнее фабричное производство развивалось бешеными темпами. В городах начали строить деревообрабатывающие, металлургические, кожевенные, салотопенные заводы, металлургические, кожевенные, салотопенные заводы. И власти совместно с архитекторами издали несколько указов, регламентирующих строительство таких предприятий вблизи домов, или усадеб, как тогда говорили. Прежде всего, это касалось салотопенного производства, ужасного вонючего. Эти указы и законы неукоснительно соблюдались при всех изменениях городской планировки и архитектуры. Кстати, ещё Пётр I начал формировать градостроительный комплекс. В планировку среды обитания входило всё: где должны быть дома, где церкви, общественные заведения, фабрики. Планировщики, архитекторы подчинялись великому слову-благоустройство. После революции у нас в стране было построено 1600 городов. Сохранились ли в градостроительстве понятие «благоустройство среды обитания»? Нет. Его сузили до благоустройства отдельных районов. Да и то речь шла лишь о канализации, водоснабжении, санитарной очистке. Городские же отделы благоустройства жили на птичьих правах. У них не было ни средств, ни влияния. Главные же права были у ведомства, министерств. Вообще-то это было неплохо, когда ведомства брали на себя строительство целых городов-так возникли Воркута, Норильск, Шевченко, Тольятти,- но ведь ведомства и министерства были озабочены, в первую очередь, лишь выполнением общегосударственных задач. Благо отдельного человека в расчет принималось постольку-поскольку. Ни о какой экологии города речь всерьёз не шла. Если в ближайшем будущем экологи получат право пусть не первого голоса, но и не последнего, тогда положение сможет измениться в лучшую сторону. Что это такое-экология города? Это качество среды обитания, оцениваемое по факторам биологической и техногенной природы. Оно не сводится лишь к дыму из заводских труб и автомобильным выхлопам. Экология города-это ещё и свет, и цвет, и эстетическое воздействие. Город можно построить так, что человеку в нём легко дышать, но, в конце концов, он сойдет с ума, потому что за свою жизнь не увидит неба ни из окна своей квартиры, ни по пути на работу. Идеальная квартира-та, из окон которой видны лишь небо и зелень. Это интуитивно понимают все, недаром же те, у кого есть большие деньги, строят виллы в пригородах. Сейчас города-«паразиты» биосферы, они не могут обеспечить себя энергией и ресурсами, и в их экосистемах никогда не возникает экологическое равновесие. Но отказаться от городов человечество не может, и потому главная задача экологии-это уменьшить вредное влияние городов на естественные и сельскохозяйственные экосистемы и обеспечить в них условия для жизни главного звена этой искусственной экосистемы-человека. Проблема бытового мусора. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходиться в среднем около 1 т. мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус-высочайшую горную Европы. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора: * рост производства товаров массового потребления одноразового использования; * увеличение количества упаковки; * повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300кг. Твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики»-американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг. ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие0бумага, стекло, органические остатки ( пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор( старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.). В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин-крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО: 1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО( это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют-их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.

2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объём и получить некоторое количество энергии. 1 т. мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся. 3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объём и снижается расход первичных ресурсов. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё-бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др.- всегда есть спрос. Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которой трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сёл и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы.«Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз-результат разложения органических веществ-создаёт взрыво-и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность. Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.)-почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км. От свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться: *роза ветров в районе свалки; *расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон; *водопроницаемость грунтов; *площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени); *расположение, удобное для подъезда транспорта, и др. Специально оборудованные свалки-не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись. Компостирование мусора-способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объёме бытовых отходов немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное ( растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.





Похожие:

Поселение как среда жизни iconПлан работы по реализации I этапа опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Поселение как среда жизни iconПлан работы по реализации I i этапа опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Поселение как среда жизни iconОтчет о реализации 1 года экспериментальной площадки по теме
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Поселение как среда жизни iconКоррекционно-развивающая среда группы для детей с онр в условиях реализации фгт
Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается "как система условий, обеспечивающих всю полноту...
Поселение как среда жизни iconЗдоровьесберегающая среда на уроках английского языка Емельянова Е. В
Цель современной школы подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы...
Поселение как среда жизни iconХод урока Орг момент
Тема урока: Тип Иглокожие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности....
Поселение как среда жизни iconХод урока Орг момент
Тема урока: Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности....
Поселение как среда жизни iconИнструментальная компьютерная среда в начальной школе аксёнова Нина Вадимовна
Икс). Инструментальная компьютерная среда создана для поддержки начального образования. Среда включает хранилище информационных объектов...
Поселение как среда жизни iconПрограмма опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
В современном российском обществе состояние здоровья школьников вызывает тревогу. В федеральной программе развития образования отмечается,...
Поселение как среда жизни iconИнтерактивный публичный доклад республиканской стажировочной площадки маоу «Гимназия №14» «Информационно-образовательная среда школы как условие обеспечения нового качества образования,
Маоу «Гимназия №14» «Информационно-образовательная среда школы как условие обеспечения нового качества образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы