Урок математики в 3-м классе
Урок математики в 3-м классе icon

Урок математики в 3-м классе



НазваниеУрок математики в 3-м классе
Дата конвертации08.10.2012
Размер80.39 Kb.
ТипУрок
источник

Умножение на однозначное число

(урок математики в 3-м классе)


Цель и задачи урока:

- развивать у учащихся умение составлять алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;

- формировать навык табличного умножения, умение использовать переместительное свойство умножения;

- развивать познавательную активность и интерес к математике.


Учебно – методическое обеспечение:

- учебник: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: учебник, 3кл.-Вентана-Граф, 2000-2003;

- рабочая тетрадь: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: рабочая тетрадь № 2. 3 кл.-Вентана-Граф, 2003;

- дидактический материал к уроку : квадраты (жёлтый, красный, зелёный ),каждый из которых разрезан на 4 части.


Оборудование:

- кодоскоп.

Ход урока

I.Организационный момент

Учитель предлагает объяснить стихотворные строчки:

Чтоб от безделья не зевать,

Полезно голову ломать!


Чтобы проверить наши высказывания, посмотрим в словарь.

После высказываний детей один из учащихся находит во Фразеологическом словаре это выражение и читает его объяснение: «Ломать голову означает решать очень сложные умственные задачи». Учитель обобщает: то, чем школьники занимаются на уроках математики, требует умений размышлять ,предлагать, находить целесообразные решения, поэтому выражение «ломать голову» можно отнести к различным математическим задачам

II.Повторение изученного

^ 1.Устные упражнения

а) Напишите подряд семь цифр, начиная с единицы:

1 2 3 4 5 6 7

Подумайте, как соединить их с помощью знаков «+» так, чтобы получилось 100.

(варианты верных ответов: 1+23+4+5+67=100; 1+2+34+56+7==100).


^ Методический комментарий

В том случае, если у детей задание вызывает затруднение, учитель предлагает подсказку: числа должны быть однозначные и двузначные.

б) Напишите пять раз цифру 2:

2 2 2 2 2

Соедините их разными арифметическими знаками так, чтобы получилось число 7.

(Вариант верного ответа: 2:2+2+2+2=7).


в) Найдите закономерность в записи чисел:

3 6 9 12 15 18 21

(Каждое следующее число увеличивается на 3). Найдите сумму этих чисел. Постарайтесь сделать это быстро. Объясните, каким способом это сделать?

^ Методический комментарий

Ученики отвечают по- разному: 24х3+12; 21х4;

Первый ответ объясняют так: сумма пар чисел 3и21, 6и18, 9и15 равна 24; таких пар 3, поэтому 24х3 и прибавляем число 12.

Второй ответ: сумма пар чисел 3и18, 6и15, 9и12 равна 21, таких пар 3 и ещё само число 21, поэтому 21х4.

Учитель по ходу рассуждения учащихся проводит линии то одного числа к другому, чтобы всем были понятны два разных способа выполнения задания.

г) Выполним действия «по цепочке»:

9 х 4 – 8 : 4 х 9 – 14 : 7 х 8 : 7 = 8

^ Методический комментарий

Учитель руководит работой всего класса. Для сообщения результата очередного действия каждый раз вызывается другой ученик.

^ 2.Задание на преобразование фигуры

Рассмотрите рисунок на доске: из 10 палочек сложена лампа. Переложите 3 палочки так, чтобы вышло 4 треугольника.

Методический комментарий


Многие учащиеся догадываются, как это можно сделать и поднимают руку. К доске вызывается один ученик и показывает изменение расположения палочек, при котором получается 4 треугольника.

^ 3.Решение задачи

Послушайте текст задачи и проверьте, верна ли краткая запись на доске?

Для детского сада купили 2 Игрушечные машины и истратили на покупку 112 рублей. Сколько потребуется денег на покупку 7 таких же детских машинок?


^ Запись на доске:

2 м. -112 руб.

7м.-? руб.

1)112:2=

2)56 х7=

Ответ: 392 рубля потребуется на покупку 7 таких же детских машинок.


Методический комментарий

7 Вызванный ученик сообщает, что запись на доске составлена верно. Учитель организует обсуждение алгоритма решения задачи:

-Что мы можем узнать первым действием?

(Сколько стоит одна машинка)

-Каким действием это можно узнать? Как будете делить?

Ученик объясняет:

-Представлю число 112 как 100 и 12. Сначала 100 разделю на 2, получу 50. Теперь 12 разделю на 2, получу 6. 50 и 6 – это 56.

-Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

-Да чтобы узнать, сколько стоят 7 машинок, надо 56 умножить на 7.

-Как будете умножать ?

Ученик объясняет:

-5 десятков умножу на, получу 35 десятков.

6х7=42. 350+42=392.


III. Работа над новым материалом

^ 4.Объяснения нового материала

1)Работа в учебнике, стр.102,№408.

Учитель предлагает поработать с учебником и проанализировать, как нам Заяц и Волк объясняют тему: «Умножение на однозначное число»

^ Методический комментарий

Все читают задания в учебнике, один ученик читает вслух: «В виде суммы каких двух слагаемых Заяц представил число 56 и как выполнил вычисления?»

Учащиеся комментируют записи в учебнике и сообщают, что при самостоятельном нахождении произведения чисел 56 и 7 для решении задачи они рассуждали так же как и Заяц.

Учитель предлагает последовательность действий:

-Попробуйте выполнить умножение чисел 56 и 7 письменно( в столбик). На доске запись выполняет ученик, а все работают в тетрадях. Объясняем каждое действие: начинаем умножение с единиц (6х7); 5 десятков умножаем на 7, получаем 350; сотни (цифру 3) запишем в клетке, которая расположена левее клетки для записи десятков; десятки подписываем под десятками. Находим сумму.


Учитель обобщает действия: мы продолжаем учиться умножать двузначные числа на однозначные.

^ 2) Проверка усвоения алгоритма выполнения письменного умножения двузначного числа на однозначное. Используется материал учебника и рабочей тетради.

Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание, чётко фиксируя этапы алгоритма.

^ Методический комментарий

Учащиеся внимательно следят за работой у доски. Например, как только прозвучала ошибка в рассуждении ученика, в классе раздались хлопки детей с мест. Это свидетельствует о том , что учащиеся приучены контролировать работу друг друга у доски. Такая реакция детей позволяет судить о систематической работе учителя по формированию у учащихся учебных действий оценки и самооценки.

Учитель обращает внимание на ошибки детей. Например, ученик рассуждает: «4 умножаю на 10, это 400». Учитель говорит: «Стоп! Всё ли правильно?» Ученик тут же сам исправляет допущенную им ошибку: «Сорок».

Учитывая особенности работы учащихся класса, учитель обращается ко всем с просьбой: «Кто работает быстро, после примера 31х8 остановитесь!»

Учитель фиксирует внимание учащихся на запись числа 240 при решении примера 31х8.

Учитель предлагает всем вместе выполнить задание № 410 в учебнике. Обсуждается вопрос: чем это задание отличается от предыдущих?

Учащиеся обращают внимание на то, что в этом задании множители переставлены. Чтобы его решить, нужно применить переместительное свойство умножения.

75 97 44 38

6 __4 _5 __9

30 28 20 72

420 360 200 270

450 388 220 342

После коллективного обсуждения дети продолжают решать примеры самостоятельно, проверка идёт в работе парами (ученики меняются тетрадями и проверяют решение друг у друга).Для самостоятельной работы могут быть использованы следующие примеры:

17 15 19 48 63 53

9 __6 _7 __8 __2 __3

63 30 63 64 6 9

90 60 _70 320 120 150

153 90 133 384 126 159


Динамическая пауза

Проводится динамическая пауза-игра «Кто быстрее соберёт квадрат».

Учащимся предлагается одинаковое задание: составить квадрат из четырёх треугольников, который нужно найти в классной комнате. Каждая группа должна найти части квадрата определённого цвета ( например, первая группа- жёлтые, а вторая – зелёные) и на доске сложить квадрат.

^ Методический комментарий

Учащиеся не только отдыхают от «сидячей» работы, но и учатся участвовать в совместной деятельности: «Можно выбрать руководителя, тогда все подчиняются ему»; «Можно распределить работу»; «Если вы не договоритесь между собой, хорошего результата работы не будет»; «Помогайте друг другу». При необходимости учитель оказывает помощь сам.

Правильное выполнение работы выглядит так:




Учитель проводит коллективное обсуждение выполненного задания: посмотрите на доске составлены три одинаковых квадрата. Кто расскажет, в какой момент работы вы догадались, как надо расположить треугольники, чтобы получился квадрат?

Учащиеся рассказывают о выполненной работе.

^ 5.Самостоятельная работа (повторение пройденного)

1)Решение задачи разными способами

Серёжа купил 8 тетрадей по 12 р. За месяц он исписал 5 тетрадей. Чему равна стоимость оставшихся тетрадей? Реши задачу двумя способами.

Способ 1 Способ 2

1)12х8=96 (р.) 1)8-5=3 (т.)

2)12х5=60 (р.) 2)12х6=36 (р.)

3)96-60=36 (р.)


^ Методический комментарий

Учитель обязательно задаст вопрос: «Какой способ рациональнее и почему?». Учащиеся доказывают, что второй способ более рациональный, так как надо выполнить не три, а два арифметических действия; решение получается более коротким и быстрым.

^ 2)Дифференцированная работа

Используется рабочая тетрадь «Дружим с математикой».

Методический комментарий

Учитель заранее планирует проведение такой работы, учитывая уровень успешности своих учеников. Основанием для выбора задания конкретному ученику служат ошибки, которые он допускал при выполнении различных самостоятельных работ. Например на данном уроке учитель планирует работу хорошо успевающих детей по поиску верных и неверных записей арифметических выражений и исправлению ошибок в работе другого ученика. В этом случае учащиеся не сами выполняют задание, следуя изученному алгоритму, а учатся проверять чужую работу и применять свои знания в непривычной ситуации.

^ Примеры заданий


1)Проверь, правильно ли поставлены знаки действия. Исправь ошибки.

18х3=6 81х9=72 8х7=56

32х24=81 17х17=34 7х7=49

63х9=7 54х44=10 4х9=36

64=8х8 21=15х6 36=45х9


^ 2)Подчеркни действие, которое надо выполнять первым.

85-6х8:4 21х3+75:5

70-(64-4):2 90-39:3х2

60-4х(16-9) 28+9х8-45


3)Подчеркни действие, которое надо выполнять последним. Запиши результаты.

42+8х5:2=

90-6х4+3х7=

9х5+56:8=

48-3х(15-9)=

80-(24+16):8х5=


4)Ширина прямоугольного листа бумаги 6 дм, а длина в 3 раза больше. Найди площадь листа. Прежде чем начать работу, подумай, что известно? Сделай запись условий.

Запись:

в-6 дм

а -? дм, в 3 раза больше

S - ?

Вспомни формулу нахождения площади прямоугольника. Составь план решения задачи. Проверь своё решение.

1)6 дмх3=18

2)18 дмх6дм=108дм2

Выполни в столбик. 18

_ 6

48

_60

108(дм2)


^ 6.Логические упражнения

1)Кто какую игрушку спрятал?

Играя каждая из 3 девочек- Катя, Лена и Даша опустили в свою сумочку одну из игрушек: медвежонка, зайчика и лошадку.

Известно, что Катя не прятала зайчика.

Даша ни зайчика, ни лошадки.

Узнайте, у кого какая игрушка в сумочке?

Ответ: у Даши – мишка, у Кати – лошадка, а у Лены – зайчик

^ Методический комментарий

Чтобы дети могли разобраться в логической задаче, можно её инсценировать: к доске выходят три девочки, держа в руках игрушки. Затем девочки меняются игрушками, и каждая рассказывает, какой игрушки у неё нет.


2)Кладу шоколадки на 6 тарелок так:

На 1-ю тарелку одну шоколадку;

На каждую следующую – на 2 шоколадки больше, чем на предыдущую.

Все эти шоколадки я отдам тому, кто из вас догадается, как можно раздать их поровну троим, не снимая шоколадки с тарелок.

^ I III IIIII

1 ш 3 ш 5ш

IIIIIII IIIIIIIII

7ш 9ш

IIIIIIIIIII

11ш

Ответ: по 12 шоколадок, т.е. 1-й ученик берёт 1-ю и 6 – ю тарелки; 2-й ученик – 2-ю и 5-ю тарелки;3-й ученик-3-ю и 4-ю тарелки.

^ IV. Подведение итогов урока.

Ответим на вопросы: Понравилось ли нам то, чем мы занимались? Что нового каждый из нас узнал? Что у нас не получилось? А что мы сделали хорошо?

Методический комментарий

После завершения этого этапа работы учитель обращается к ученикам:

-Пожалуйста, оцените выполнение задания (сделайте это внизу страницы на специальном поле). Напоминаю, если вы считаете , что задание выполнено верно, закрасьте прямоугольник красным карандашом, если сомневаетесь в правильности решения, - жёлтым карандашом.

V. Домашнее задание.

Учитель предлагает домашнее дифференцированное задание (по выбору).




Похожие:

Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 1 классе. Тема: Сложение в пределах 10 и соответствующие случаи состава чисел. Решение задач. Ход урока. Организационный момент
Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Давайте покажем гостям, чему вы научились на уроках математики, как много...
Урок математики в 3-м классе iconУрок по теме недели. Е. И. Деминова провела урок математики в 1 классе в форме сказки, А. Б. Четкорина показала разнообразные
Этот урок получил самый высокий балл по оценке коллег. Вне конкурса был урок речевого этикета в 5
Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 1 классе Обобщение и закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 2»
Воспитывать интерес к урокам математики, способность учиться (трудиться) активно, с удовольствием и радостью
Урок математики в 3-м классе iconУрок в 5 классе учителя математики насыровой р. Н. На тему: «развитие познавательных интересов учащихся на уроках математики»
Способствовать развитию чувства ответственности, мышления, внимания, коллективизма
Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 5 классе Учитель математики Челноковской оош князева А. П
Развитие ууд: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать, формулировать суждения, умозаключения), объективно оценивать...
Урок математики в 3-м классе iconДокументи
1. /урок математики в 5 классе/Описание3.doc
2. /урок...

Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 4 классе

Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 4 «Б» классе по программе Л. Г. Петерсон Учитель. Липинина О. И
Открытый урок математики в 4 «Б» классе по программе Л. Г. Петерсон Учитель. Липинина О. И
Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 6-м классе "Решение уравнений и задач на составление уравнений". Урок-путешествие по родному микрорайону г. Вязники

Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 5 классе Учитель математики
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация на тему умножение десятичных дробей), компьютер, экран, дидактические карточки....
Урок математики в 3-м классе iconУрок математики в 1 классе Тема: «Знакомство с цифрой 9»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы