Тема: Разнообразие животных icon

Тема: Разнообразие животных



НазваниеТема: Разнообразие животных
Дата конвертации08.10.2012
Размер54.44 Kb.
ТипУрок
источник

Изучение темы

«Животный мир» в 3- м классе

Урок №3

Тема: Разнообразие животных

Цели:

- формировать представление школьников о разнообразии мира фауны – животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные;

- развивать умение составлять характеристику основных групп животных;

- создать условия для развития познавательной активности учащихся;

- содействовать воспитанию бережного отношения к природе.


Оборудование: иллюстративный материал (рисунки, слайды, фото ), коллекции насекомых, чучела животных.

^ Предварительная работа:

- экскурсия в краеведческий музей;

- подготовка учащимися ( в группах) сообщений «Удивительный мир фауны»;

- коллективное оформление выставки;


^ Ход урока

1.Актуализация знаний

1) Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся на тему «Удивительный мир фауны» (домашняя заготовка – работа в группах). Рассказы сопровождаются наглядным материалом – рисунками детей, фото, иллюстрациями.

2) ^ Беседа по результатам экскурсии в краеведческий музей.

3) Игра - соревнование «Кто больше назовёт животных?»

Правила игры: два ряда – участники, третий ряд- судьи. Название животного можно произнести один раз, при этом животное нужно кратко охарактеризовать. Например: медведь-зверь. Если животное уже называлось, игрок получает штрафное очко.

Игра продолжается три минуты, затем участники меняются ролями.


^ 2. Работа над новым материалом

1)Выскажем предположение. Рассмотрим схему, прочитаем текст учебника и ответим на вопрос: чем отличается одноклеточное животное от многоклеточного?


^ Разнообразие животных


Учитель. Какие будут предположения?

Учащиеся. Если обратить внимание на слова «одноклеточные» и «многоклеточные», то можно предположить, что одни животные имеют одну клетку, а другие много клеток.

2) ^ Чтение статьи учебника (или объяснение учителя):

Учитель . Действительно, ваше предположение верно: одноклеточное животное состоит только из одной клетки, но в его организме происходят те же процессы, что и во всех других организмах. Оно живёт вполне самостоятельно: питается, дышит, передвигается, размножается. Например, обыкновенная амёба – одноклеточное животное. Вот на плакате вы можете её рассмотреть. Ни на какое другое животное амеба не похожа.

Мир многоклеточных животных очень разнообразен. Каждое из них состоит из множества клеток. Все эти клетки связаны друг с другом и составляют единый (общий) организм. Одни клетки отвечают за одну часть работы организма (например, за питание), другие за движения и т.д. Примеров многоклеточных животных можно привести очень много. Скажем муха, морж, медведь и т.д.

Приведите примеры многоклеточных животных – самых маленьких и самых больших.

Учащиеся. Колибри и страус; крот и белый медведь; пингвин и муравей; блоха и змея; акула и карась…

Учитель. Попробуем объединить животных, которых вы назвали, по группам. Используем для этого рисунки и подписи.

(На доске вывешиваются таблички с надписями «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы», «пресмыкающиеся». На столе учителя раскладываются рисунки с различными животными. Каждое животное называется и помещается в соответствующую группу. Ученики объясняют свой выбор ).

Учащиеся. Это птица, отличается от других животных покровом тела. Почти все птицы летают, но страус относится к нелетающим птицам. По всем другим признакам страус - птица.

Учитель. Какой признак обязательно характеризует всех птиц? Как они выводят потомство?

Учащиеся. Птицы откладывают яйца и высиживают их. Птенец появляется из яйца.

Учитель. Но у змей потомство появляется из яиц. И у крокодила тоже. Почему же их не относят к птицам?

Учащиеся. Змеи, крокодилы пресмыкающиеся, они передвигаются с помощью ползания. Да и летать не умеют. Их тело не покрывают перья.

Учитель. Если крокодил умеет не только ползать, но и плавать, может быть его нужно отнести к рыбам?

Учащиеся. Крокодила отнести к рыбам нельзя. Он, кА и все пресмыкающиеся, живёт в воде, а размножается на суше. Так же и черепахи…

Учитель. Добавлю, что все рептилии (пресмыкающиеся) – животные холоднокровные. Это значит, что температура их тела не постоянна, а зависит от условий окружающей среды. Отберём рисунки рептилий и поместим их под надписью: «Пресмыкающиеся». Какие ещё рисунки остались?

Учащиеся. Остались рисунки рыб. Все они плавают и не могут жить без воды, их тело покрыто чешуёй, а потомство появляется из икры.

Учитель. Все животные, о которых мы говорили сейчас, относятся к позвоночным, т.е. все они имеют позвоночник. В этом легко убедится на примере скелета рыбы. Из биологического кабинета школы я принесла вам скелет рыбы, экспонат позволяет рассмотреть строение рыбы: позвоночник, кости плавников, хвоста и головы. А теперь познакомимся ещё с одной группой животных. Их относят к беспозвоночным. Как вы думаете, почему они так называются?

Учащиеся. Потому, что у них нет позвоночника.

Учитель. Предлагаю вам посмотреть слайды, на которых представлены беспозвоночные животные. Каких из них вы можете назвать?

Учащиеся. Это улитка, червяк, осьминог, бабочка, паук, краб.

Учитель. Уточняю ваши ответы: дождевой червь, виноградная улитка, кальмар. Наверное, все ели салат из кальмаров, а его изображения не видели, поэтому и назвали крабом. Итак, сделаем вывод…

Учащиеся. К беспозвоночным животным относятся насекомые, пауки, моллюски, раки,черви.

(На доске вывешивается таблица «Беспозвоночные животные» с рисунками и подписями. Дети воспроизводят таблицу в рабочей тетради.)

^ 3.Минутка для любознательных

Читается и обсуждается текст учебника.

Наверно, тебе будет интересно узнать, что самыми умными беспозвоночными животные считаются осьминоги… Они даже поддаются обучению: различают геометрические фигуры, цвета, узнают тех, кто их кормит и ухаживает за ними.

Осьминоги живут в морях. Большую часть времени они прячутся в расщелинах подводных скал. Оттуда они совершают нападения на мелких моллюсков и крабов. Из «объятий» осьминога освободиться мелкому животному очень трудно. Защищаясь от врага, осьминог выпускает чернильное пятно. Меняет цвет тела и ускользает…

А кто догадывается, почему осьминог так называется?

^ 4. Работа в группах

Дети делятся на группы, выбирают любое насекомое и, используя справочную литературу, говорят краткое сообщение об этом животном. Сообщение докладывается всему классу и оценивается по следующим критериям: выделение черт, которое отличает это насекомое от других; ясность изложения; наличие интересных фактов; краткость.

^ Примеры сообщений детей:

Бабочка – самое большое насекомое. Размах крыльев бабочки, которая обитает на Соломоновых островах, составляет 80 см.Бабочка любительница нектара, у неё есть длинный хоботок, которым она высасывает из цветков нектар. Бабочки различаются расцветкой крыльев, которые бывают самой причудливой окраски.

Многие насекомые плохо видят, а у некоторых вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, а сам глаз состоит из величайшего множества глазков. Каждый из них может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами.

Самые главные органы чувств насекомых- усы. Их разнообразие велико. У комара – звонца вздутием. У кузнечика – долихопода усики, как ниточка, и длина их в 3 – 4 раза больше длины тела насекомого. Кузнечик живёт в тёмной пещере. Длинные усы помогают ему ощупывать предметы далеко вокруг себя.

Учитель. Теперь оформим таблицу «Насекомые», поместим туда рисунки разных животных этого класса. Отметим главный их признак: у всех насекомых шесть ног.

^ 5. Минутка самопроверки

Учитель. Выполните задание, поменяйтесь работами и проверьте их друг у друга.

Закончите предложения:

Пчела, стрекоза, майский жук - …

У этих животных … ног.

Стриж, снегирь, филин – это…

Их тело покрыто …

Зебра, медведь, кролик, лиса - …

Их отличие от других животных в том, что они …

6. Подведение итогов урока

Дети задают друг другу вопросы по новому материалу и анализируют ответы: что нового узнали, на какие вопросы не смогли ответить и почему.

7. Домашнее задание

Учитель. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания проект «Мир животных». Разделитесь на группы по своему желанию, выберите командира, обсудите, какую тему вы возьмёте для исследования. Составьте совместно план работы. Распределите задания Подберите иллюстративный материал.




Похожие:

Тема: Разнообразие животных iconУрок по природоведению в 3 классе по теме: «Разнообразие животных» Гурьянова Г. В. учитель начальных классов. Наука о животных называется зоологией Разнообразие животных
Пресмыкающиеся- животные, тело которых покрыто сухими чешуйками а у некоторых ещё и панцирем
Тема: Разнообразие животных iconТема: «Дикие и домашние животные»
Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних...
Тема: Разнообразие животных iconУрок природоведения в 3 классе Тема: Разнообразие животных. Цели урока: Познакомить с новой классификацией животных и их
Начнём работу на уроке с интеллектуальной минутки. Если вы, верно, выполните все задания, то сами определите тему сегодняшнего урока....
Тема: Разнообразие животных iconТема: строение тела животных
Предложите форму таблицы «Симметрия тела животных», отражающую виды симметрии тела животных, примеры животных с определенным видом...
Тема: Разнообразие животных iconУрок по окружающему миру, 1 класс, с применением икт. Умк «Гармония» Учитель Кулькова Т. Н. Сош №5 г Кувандык Тема: Разнообразие и красота растений
Цели: закрепить видовое разнообразие растений, многообразие размеров, форм; сформированность понятий «дерево, кустарник, травянистое...
Тема: Разнообразие животных iconТема: Охрана животных
Цель: Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных
Тема: Разнообразие животных iconЛабораторная работа №7 «Разнообразие опорных систем животных»
Цель: определить значение скелета для живых организмов; познакомиться с типами скелетов и их особенностями
Тема: Разнообразие животных iconТема: «Жизнь диких животных осенью»
Сформировать у обучающихся представление о связи изменений в жизни диких животных осенью с изменениями в неживой и живой природе
Тема: Разнообразие животных iconПрограмма начальной школы. Фгос
Живая природа. Видеопособие по программе «Окружающий мир». 1,2,3 классы. Фильмы: Это всё животные; Это всё растения; Разнообразие...
Тема: Разнообразие животных iconУрок 1,2,3Царство животных
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы