Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» icon

Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»



НазваниеПояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»
Н.В. Виноградова
Дата конвертации09.10.2012
Размер130.05 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».

Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:


- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;


- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;


- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;


- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;


- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому „языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 уч. недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.

Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.


з

^ МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


^ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.


^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.


Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Виды речевой деятельности


Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.

Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.


Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Практическое овладение устными высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета с ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.


Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простейших выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.


Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи).


Обучение грамоте


Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.


Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв Е, Ё, Ю, Я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.


Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.


^ Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различения слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.


Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение;

- раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих: ча-ща, чу~щу, жи-ши;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

-перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.


^ Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1-ОМ КЛАССЕ

Ученик научится:

различать, сравнивать:

 звуки и буквы;

 ударные и безударные гласные звуки;

 твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

 звук, слог, слово;

 слово и предложение;

кратко характеризовать:

 звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

 условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

 выделять предложение и слово из речевого потока;

 проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

 выделять в словах слоги;

 правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

 правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;

 переносить слова;

(При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.)

 писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

 правильно писать словарные слова, определенные программой;

 ставить точку в конце предложения;

 грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

 безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15 - 30 слов;

 осознавать цели и ситуации устного общения;

 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

^ Ученик получит возможность научиться:

 выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

 использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

 различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

 выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями

общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

 участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в сотрудничестве;

 соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


1. Прописи №1,2,3 Безруких М.Л., Кузнецова М.И.

2. Учебник «Русский язык»

Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.

З. Рабочие тетради №1, №2.

Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.

4. Рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» (для дифференцированного

обучения).

5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

6. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. Автор Журова Л.E.

7. Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя Авторы Иванов С.В., А.О.Евдокимова.

8. Электронные УМК Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки обучения грамоте», «Русский язык»





Похожие:

Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка преподавание математики в 1
Преподавание математики в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта чл корр. Рао н....
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка преподавание литературного чтения в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»
Руководитель проекта чл корр. Рао н. В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»
Руководитель проекта чл корр. Рао н. В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconУрок русского языка по программе «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка (по программе «Начальная школа XXI века» 4класс 4четверть в блоке уроков «Как устроен наш язык»). Составила учитель...
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconСтруктура муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Солгонская средняя общеобразовательная школа» Начальная школа в начальной школе обучение ведется по программе «Школа России»
В начальной школе обучение ведется по программе «Школа России». Учебный план начального звена предполагает четырехлетний цикл начального...
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconКалендарно-тематическое планирование История России 20 начало 21 века. (9 класс 68 часа) Преподаватель Д. И. Автухов. Пояснительная записка
На изучение данного предмета отводится 34 часа с учетом преподавания – 2 часа в неделю. Преподавание ведется по учебнику А. А. Данилова,...
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconКалендарно-тематическое планирование История России 20 начало 21 века. (11 класс 34 часа) Преподаватель Д. И. Автухов. Пояснительная записка
На изучение данного предмета отводится 34 часа с учетом преподавания – 1 час в неделю. Преподавание ведется по учебнику А. А. Левандовского,...
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconКалендарно-тематическое планирование История России с древнейших времен до конца 19 века. (10 класс 68 часов) Преподаватель Д. И. Автухов. Пояснительная записка
На изучение данного предмета отводится 68 часов с учетом преподавания – 2 часа в неделю. Преподавание ведется по 2м учебникам: Н....
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconУрок русского языка в 3 классе «Начальная школа 21 века» по теме: «Учимся писать приставку с»
Ребята, посмотрите вокруг. К нам пришли гости. Я надеюсь, что каждый сможет себя проявить. Откройте тетради и запишите число, классная...
Пояснительная записка преподавание русского языка в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков русского языка в 7 классе с углублённым изучением предмета по умк для 5 9 классов В. В. Бабайцевой
Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании русского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы