Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 icon

Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003



НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003
страница1/4
С.В.Иванова
Дата конвертации09.10.2012
Размер0.57 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4

Пояснительная записка

к тематическому планированию

по русскому языку


Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С.В.Иванова. – М.: Вентана – Граф, 2003.

Программа рассчитана на 170 часов.

Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и соответствует Базисному учебному плану общеобразова­тельных учреждений России.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования млад­ших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

  • формирование умений и навыков грамотного, безоши­бочного письма;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвисти­ки, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахожде­ние, вычленение и характеристика языковой единицы изучае­мого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложе­ние), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Грамотное письмо и правильная речь являются обяза­тельным атрибутом общей культуры человека. ^ Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать сле­дующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формиро­ваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мы­шления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

  • навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на конт­роль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена рабо­та учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенно­стями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возраст­ных и психологических особенностей у младших школьни­ков не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенно­го вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

^ Под блоком понимается объединение уроков, реали­зующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознаком­ления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» при­званы формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и харак­теристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточить­ся на выполнении и отработке определенного учебного дей­ствия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правопи­сание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

  • решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

  • избавить учеников от психологической утомляемос­ти, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функциониро­ванием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представлен­ные в программе, не выносятся в требования к уровню под­готовки учащихся. Материал, превышающий уровень требо­ваний, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

^ Содержание программы


Третий класс (170 ч)

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (65 ч)

Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).

^ Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).

Синтаксис (18 ч)

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополне­ние, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Морфология (40 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. ^ Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существитель­ные одушевленные и неодушевленные, собственные и нари­цательные. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление лич­ных местоимений в речи. ^ Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

Правописание падежных окончаний имен существитель­ных. ^ Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилага­тельных.

Постановка запятой при однородных членах (при пере­числении, при употреблении союзов а, но).

«Развитие речи» (35 ч)

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

^ Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов и корректирование задан­ных текстов с учетом правильности, богатства и выразитель­ности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лек­сика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

^ Резервные уроки (16 ч)


Основные требования к уровню

подготовки учащихся третьего класса


К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

различать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

  • виды предложений по цели высказывания и ин­тонации;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

• предложения с однородными членами;
выделять, находить:

  • грамматическую основу простого двусоставного пред­ложения;

  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать практические задачи:

  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

  • характеризовать имя существительное и имя прилага­тельное как части речи (значение и морфологические признаки);

  • составлять план текста (при помощи учителя);

применять правила правописания:

  • падежных окончаний имен существительных;

  • суффиксов имен существительных -онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;

  • падежных окончаний имен прилагательных;

  • словарных слов, определенных программой;

  • постановки знаков препинания при однородных членах предложения.


Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Кузнецова М.И. Рабочие тетради «Пишем грамотно» №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Кузнецова М.И. Коррекционно-развивающие тетрадь «Учусь писать без ошибок». – М.: Вентана-Граф, 2009.

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

В авторскую программу изменения не внесены.


^ Учебно-тематическое планирование по русскому языку


Класс 3

Учитель Бармакова Н.А.

Количество часов

Всего 170 часов; в неделю 5 часов

Плановых контрольных диктантов _____12, самостоятельных работ ____8, тестов __6__, сочинений ___5___, изложений ___6___

Административных контрольных диктантов ______

Планирование составлено на основе авторской программы С.В.Иванова. – М.: Вентана – Граф, 2003.

Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Дополнительная литература

Кузнецова М.И. Рабочие тетради «Пишем грамотно» №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Кузнецова М.И. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок». – М.: Вентана-Граф, 2011.

Привалова С.А. Русский язык. 3 класс. Поурочные планы. В.: Учитель, 2009.




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Наглядные

пособия

и технические

средства

Дата

Примечание

уроки

лаборат.

-практич.

работы

контр-ые,

самост.

работы,

тесты

1

Фонетика. (Как устроен наш язык)

Повторяем фонетику

1

1










02.09




2

^ Правописание большой буквы в словах. (Правописание)

Вспоминаем правила написания большой буквы

1

1










03.09




3

^ Фонетика. (Как устроен наш язык)

Фонетический анализ слов

1

1










05.09




4

^ Перенос слова. (Правописание)

Вспоминаем правила переноса слов

1

1










06.09




5

^ Текст. (Развитие речи)

Повторяем: текст, его признаки и типы

1

1










07.09




6

^ Фонетика. (Как устроен наш язык)

Фонетический анализ слов

1

1










08.09




7

^ Гласные после шипящих. (Правописание)

Повторяем правила обозначения гл. после шипящих

1

1










09.09




8

^ Состав слова. (Как устроен наш язык)

Повторяем состав слова

1

1










12.09




9

^ Корни слов. (Правописание)

Повторяем правописание безударных гласных в корне слов

1

1










13.09




10

^ Текст. (Развитие речи)

Повторяем признаки и типы текстов

1

1










14.09




11

^ Состав слова. (Как устроен наш язык)

Разбор слова по составу

1

1










15.09




12

^ Корни слов. (Правописание)

Повторяем правила правописания согласных в корне слова

1

1










16.09




13

^ Состав слова и словообразование. (Как устроен наш язык)

Повторяем словообразование

1

1










19.09




14

^ Корни слов. (Правописание)

Повторяем правила написания непроизносимых согласных в корне слова

1

1










20.09




15

^ Контрольная работа по теме «Повторение орфограмм корня»

Диктант по теме «Орфограммы корня»

1







1




21.09




16

^ Текст. (Развитие речи)

Текст и его заглавие

1

1










22.09




17

^ Состав слова и словообразование. (Как устроен наш язык)

Разбор слова по составу и словообразование

1

1










23.09




18

^ Суффикс. (Правописание)

Вспоминаем правописание суффикса

1

1










26.09




19

^ Приставка. (Правописание)

Повторяем правописание приставок

1

1










27.09




20

^ Текст. (Развитие речи)

Заглавие и начало текста

1

1










28.09




21

^ Синтаксис. Предложение. (Как устроен наш язык)

Предложение и его смысл. Слова в предложении.


1

1










29.09




22

^ Текущая контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу»

1







1




30.09




23

^ Синтаксис. Предложение. (Как устроен наш язык)

Виды предложения по цели высказывания и интонации

1

1










03.10




24

^ Текст. (Развитие речи)

Последовательность предложений в тексте

1

1










04.10




25

^ Текст. (Развитие речи)

Деление текста на абзацы

1

1










05.10




26

^ Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык)

Главные члены предложения

1

1










06.10.




27

^ Твердый и мягкий знаки. (Правописание)

Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков

1

1










07.10




28

^ Текст. (Развитие речи)

Главные члены предложения

1

1










10.10




29

^ Приставка. (Правописание)

Учимся писать приставки

1

1










11.10




30

^ Приставка. (Правописание)

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-

1

1










12.10




31

^ Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык)

Подлежащее

1

1










13.10




32

^ Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык)

Сказуемое

1

1










14.10




33

^ Письмо. (Развитие речи)

Учимся писать письма

1

1










17.10




34

^ Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык)

Сказуемое и подлежащее

1

1










18.10




35

^ Письмо. (Развитие речи)

Учимся писать письма

1

1










19.10




36

^ Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык)

Второстепенные члены предложения

1

1










20.10




37

^ Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык)

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

1

1










21.10




38

^ Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение»

Тесты

1







1




24.10




39

^ Приставка. (Правописание)

Учимся писать приставку с-

1

1










25.10




40

^ Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык)

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

1

1










26.10




41

^ Письмо. (Развитие речи)

Учимся писать письма

1

1










27.10




42

^ Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык)

Второстепенные члены предложения. Определение

1

1










07.11




43

^ Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык)

Второстепенные члены предложения. Определение

1

1










08.11




44

Правописание.

Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе»

1







1




09.11




45

^ Сложные слова. (Правописание)

Учимся писать слова с двумя корнями

1

1










10.11




46

^ Сложные слова. (Правописание)

Запоминаем соединительные гласные о и е

1

1










11.11




47

^ Письмо. (Развитие речи)

Учимся писать письма

1

1










14.11




48

^ Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык)

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

1










15.11



  1   2   3   4




Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой. – М.: Вентана – Граф,...
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2001
...
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconПояснительная записка к тематическому планированию по математике Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В. Н. Рудницкой. М.: Вентана Граф, 2001
Программа предназначена для обучения математике уча­щихся начальной школы с 6 лет
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 3-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2010. 160 с.: ил
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников...
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconПрограмма «русский язык» I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconПояснительная записка рабочая программа 2 вида по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык.
«Русский язык. 5-9 классы» автор М. М. Разумовская (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл....
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconУчебник для 2 кл в 2 частях М.: Вента-Граф, 2010
...
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconПрограмма по русскому языку 8 класс Рассмотрено на заседании
Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по курсу «Русский язык» 8 класс
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 3-е изд., дораб. М.: Вентана-Граф, 2010
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту...
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. М.: Вентана Граф, 2003 iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы