Г. балаково художественная обработка материалов icon

Г. балаково художественная обработка материалов



НазваниеГ. балаково художественная обработка материалов
Дата конвертации01.10.2012
Размер155.17 Kb.
ТипПояснительная записка
источник



«Организация образовательного процесса в творческих объединениях обучающихся технической направленности».


Цель: формирование основ целостного эстетического мировоззрения ; развивать творческие способности и создать условия для творческой самореализации личности,


УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

МОУ «СОШ №13»

Г. БАЛАКОВО


Художественная обработка материалов

Соленое тесто

Пояснительная записка

При изучении данного раздела «Соленое тесто» у учащихся формируется художественная и духовная культура, развивается художественно - творческая активность. Народное декоративно – прикладное искусство- одно из средств эстетического воспитания.

У Льва Толстова есть такие замечательные слова: «Мы привыкли понимать под искусством только то, что читаем, слышим, видим в театрах на выставках, здания, статуи, поэмы, романы…но все это есть малая доля того искусства, которым мы в жизни обращается между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, украшений жилищ, утвари до церковных служб. Все это деятельность искусства».

Сфера деятельности искусства в жизни человека практически не имеет границ. И как всякое большое искусство оно способствует формированию гармонично- развитой личности, воспитывает чуткое отношение к прекрасному, основанное на глубоких художественных традициях. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к Родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально , так и коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома, интерьера школы и в качестве подарка – сувенира.

При выполнении работ учащиеся, кроме освоения технических приемов, должны включаться и в решение задач, направленных на создание изделия, отвечающего, как, функциональным так и эстетическим требованиям.

Труд, нравственность и красота неразрывны.

Воспитательная сила занятий заключается в том, что ученик, изготавливая изделие, выражает свое отношение к тому, что он делает. Ничто так не сближает учителя и ученика, как совместная увлеченность изготавливаемым изделием. Это путь к контакту с учеником, путь к его душе, язык, на котором учитель может говорить с ним о труде, красоте, природе и окружающем мире.

Лепка- любимое занятие детей с младшего возраста. Можно использовать пластилин, но он недолговечен, глина, но не всякая подходит для работы.

Соленое тесто, вот материал- доступный, экологически чистый и имеется в каждом доме. Поделки из соленого теста прочные и очень дешевые. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря им наш дом становится непохожим на другие, наполняется уютом и теплом.

Художественная обработка теста требует знаний и умений в обращении с инструментами. Чтобы добиться высокой культуры труда, необходимо соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов, вызывающих у учащихся интерес к работе и приносит удовлетворение от результатов труда, побуждает к последующей деятельности. Навыки полученные учащимися в процессе занятий лепкой, используются или при создании других видов лепных работ. Отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность лепки зависит не только от того, на сколько ученику удалось переделать форму и пропорции игрушки. Но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформляя фигуру. Мыслительная деятельность ученика проявляется в том, как он изображает свои поделки. При этом делает выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям.

Основные задачи: научить пользоваться инструментами, работать с тестом, сформировать, у учащихся эстетическое отношение к труду, приучать к бережливости, учить видеть и ценить красоту вокруг.

Занятия определяются учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интереса учащихся.

^ Примерный тематический план

Класс

Тема

Количество часов

7

1.Введение. Краткие исторические сведения. Инструменты, материалы. Простые приемы обработки.

2




2. Изготовление листьев, ягод и фруктов.

2




3. Декоративные и отделочные материалы. Цвет и цветовые решения.

2




4. Технология обработки. Изготовление декоративной пластины.

2




5. Изготовление объемных фигурок

4




6.Изготовление композиций

4












^ Немного из истории соленого теста

Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда –то давным -давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими богами.

В Германии и Скандинавии и издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны ,венки, кольца и подковы вывешивались в преме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

В Германии и Испании во время торжества в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

В Китае начиная с XVII века - делали марионетки из теста.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - « хлебосол»

Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения.

Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Во время Первой и Второй мировой войны искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Преимущество соленого теста

1. можно приготовить в любой момент, не теряя лишних денег;

2. Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей;

4. Если оно правильно замешано, лепиться замечательно, к рукам не липнет;

5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе;

6. Краска пристает любая, а возможности для росписи практически не ограниченные

7. По верх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохранится на века.

Материалы и инструменты

1. Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пшеничную муку и ржаную.

2.Соль . Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкую и грубого помола.

3.^ Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4. Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоцветы, камушки, веночки, ракушки применяются при оформлении композиций.

5. Шаблоны. Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием.

6. Инструменты. Скалка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, вилки, небольшой ножик и стеки- это понадобиться вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть чашечка с мукой и доска для раскатывания теста, кастрюлька с водой и полотенцем ( для мытья рук).


^ Технология изготовления изделия из соленого теста


1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 200 граммов пшеничной муки; 200 граммов соли мелкой; ¾ части воды ( около 125 мл.)

При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки сухого обойного клея.

Чтобы тесто не засохло в процессе изготовления необходимо положить его в полиэтиленовый пакет.

Если тесто прилипает к рукам добавьте муку, если крошится – немного воды.

2. ^ Лепка изделий.

Необходимо лепить или вырезать изделие сразу на противне, при этом обратная сторона изделия остается ровной и не возникает повреждений при переносе его к месту сушки и обжига. Перед началом работы необходимо смочить противень водой с помощью кисти, для того чтобы между тестом и противнем не образовывались воздушные пузыри. Также водой смачиваются все части изделия при соединении их в одно целое и все изделие целиком, прежде, чем оно попадет в духовой шкаф.

3. ^ Сушка и обжиг изделий.

1) Воздушная сушка

Изделие сушат на воздухе, из расчета на 1мм. Толщины изделия требуется 1 день сушки.


2) Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу на белом противне 1 час при температуре 750С, на черном противне снижается на 250С.

Изделие из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре более 500С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную варежку- прихватку и постучать по обратной стороне изделия указательным пальцем. Если звук приглушенный, значит внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит, изделие высушено.

3) Комбинированная сушка.

Сначала изделие подсушивают в духовке, а затем на воздухе досушивают несколько дней. Такой способ особенно подходит для объемных изделий.

4) Лакировка изделий

Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть густыми и жидкими. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку проникают во внутрь, и поэтому приходится производить лакировку много раз. Но если необходимо, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим, лучше использовать именно жидкий лак. Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделия от влаги, и ими тщательно покрывают модели со всех сторон. Покрывают лаком хорошо просушенные изделия.

5) Раскрашивание изделий

Соленое тесто можно получить и окрашенное, если при вымешивании добавить водный раствор пищевых красителей или кофе, какао.

Также можно раскрасить готовые изделия акварельными красками, гуашью. Чтобы краски были сочными и ложились ровно, модели перед раскрашиванием грунтуют.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит- гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Цвета спектра всегда следуют в определенной последовательности: красный , оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические ( цветные) и ахроматические (бесцветные)

Хорошо сочетаются:

Красный – с черным, желтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым, синим, белым.

Синий- с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым.

Желтый- с коричневым, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым.

Зеленый - с темно – коричневым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым.

Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

6) Для получения эффекта перелива оттенков в течении последнего часа обжига изделие выдерживают в духовке при температуре 150 0 С , многократно смазывая кисточкой, смоченной в насыщенном растворе соленой воды.

^ Способы изготовления изделий из соленого теста

1. Раскатать тесто толщиной 1 см. сразу на противне, хорошо смазанным водой. Ствол дерева вырезают целиком из одного куска теста по шаблону, причем сначала формируют ствол, а затем верхнюю часть- крону- раскатывают валиком или скалкой. Крону дерева можно оформить, пропустив тесто через чесноковыжималку . Дерево можно раскрасить, прикрепить к кроне сухоцветы или вылепленные из теста фрукты, цветы, листья и т.п.

^ 2. Изготовление листьев.

Чтобы вылепить лист, необходимо взять небольшой кусок теста, размять и скатать между ладонями шарик. Затем сплющить его пальцами, а указательным и большим пальцами сжать кончик листа. Стекой нанести на лист прожилки. Лист прикрепить к изделию (место соединения смочить)3. 3.Изготовление фруктов ( яблок)

Слепить из теста шарик. Надавить на него слегка с двух сторон, а затем сверху и снизу сделать углубление обратной стороной кисточки. Смочить водой и вставить веточки гвоздики в углубления.

^ 4. Изготовление цветов

Из шариков одинаковой величины получатся простые цветы. Для этого расположите шарики в определенном порядке и, при желании, в центре каждого шарика зубочисткой наколите дырочку.

Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре. Можно соединить лепестки и путем наложения их друг на друга.

^ 5. Изготовление роз.

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружочки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток. Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

^ 6. Панно с цветами

Маленькие панно с цветами могут служить своеобразным и объемными открытками для поздравлений. Раскатайте тесто в пласт толщиной 1см. и ножом вырежете нужную форму панно: прямоугольник, квадрат, круг или овал. Нарисуйте эскиз будущей работы и приступайте к лепке. Острой палочкой нацарапай схему букета. Лепить цветочную композицию начинайте с веточек, затем добавьте листья, а потом и сами цветы.

^ 7. Изготовление объемных фигурок

Прекрасно смотрятся объемные фигурки людей, зверей из соленого теста. Это могут быть замечательные куклы, герои сказок. Можно использовать как окрашенное тесто, так и нет. Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Остальные детали лепятся отдельно и затем прикрепляют к основной. Фигурки можно одеть. Для этого готовят выкройки из бумаги, и на тонко раскатанном тесте вырезают аккуратно детали одежды. Готовую фигуру можно раскрасить и покрыть лаком.

^ 8. Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов и листьев в из сочетании с фигурами соленого теста могут быть составлены изящные картины. Композиции из природного материала, будут радовать вас или того , кому вы их подарите.

^ 9.Новогодние поделки

Ёлочка – здесь в тесто сразу добавить краситель. Лепить обычную пирамиду. сажаем её на зубочистку, а затем ножницами немного « пощипайте» тесто, чтобы придать елочке пушистость, и покройте её блесками и лаком.

^ 10. Фигура – символ года

Основа любой такой фигурки- пирамида, на которую насаживается голова, лапки и остальные элементы, соответствующие данному животному.


^ Тема занятия: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЬЁМНЫХ ФИГУРОК

(новогодние поделки)

Цели и задачи: ознакомить с национальными традициями празднования Нового года; воспитывать любовь к народным традициям; продолжать учить комбинировать в работе различные декоративные элементы; развивать творческую фантазию; изготовить новогодние композиции, фигуру – символ года, подарочные сувениры.

Оборудование: основа под композиции, пенопласт, мишура, блески, лента, клей момент.

Ход занятия

^ I.Вводная часть

1.Организационный момент

2. Инструктаж по технике безопасности

II. Теоретическая часть.

Вступительная часть. Новый год – это праздник, который начинается задолго до 31 декабря и продолжался еще после 1 января. Нам всегда хочется удержать в комнате то «хвойное», радостное настроение счастья, надежд, которое несет с собой этот всеми любимый праздник.

Откуда же пришел к нам обычай празднования Нового года? С X века Новый год на Руси отмечался 1 марта, когда начинались сельскохозяйственные работы, а спустя 5 веков он был перенесен на 1 сентября, к моменту окончания уборки. И лишь в 1700 году указом Петра I праздник был назначен на 1 января, и в специальном указе говорилось, что встречать его надо торжествами, жечь на улицах костры, украшать дома. Первая елка также была привезена в Россию Петром I из Голландии.

И теперь встреча Нового года превратилась в нашей стране в веселый и всеми любимый праздник. А как же отмечают этот праздник и в других странах мира? Кто – нибудь знает о традициях, обычаях, которыми знаменуют наступление Нового года в других странах? ( Рассказы детей)

Сейчас мы совершим с вами маленькое « путешествие» по новогодней планете. Первая наша «остановка» - Польша. Столица Варшава в Новогодние праздники превращается в настоящий балаган, день и ночь проходят карнавальные шествия. В 12 часов ночи, когда бьют куранты, жители Варшавы прокалывают воздушные шары, те лопаются, и получается такой своеобразный праздничный салют.

Другая «остановка» - Италия. В Италии в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старую посуду, мебель, предметы быта. Существует такая примета, чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесет Новый год.

Еще одна «остановка» - Германия. Здесь люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь , взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостным приветствием « впрыгивают» В Новый год.

А вот мы и в Африке, на земле абиджи. Местные жители деревень собираются на ритуальные пляски и гонки на четвереньках с яйцом во рту. Победители в гонках считается тот, кто первым добрался до финиша и не разбил скорлупу – символ хрупкости человеческого бытия. Ведь яйцо у абиджи – символ жизни.

Наше «путешествие» подошло к концу. По разному и даже в разное время отмечается этот чудесный праздник – Новый год , но есть во всех странах, на всех континентах одно общее: везде люди живут в ожидании чуда, новых надежд и , конечно, все ждут новых подарков. А мы с вами будем изготавливать своими руками много интересных сувениров и подарков, которые вы сможете с радостью затем преподнести своим родным и близким, друзьям.

Конечно можно пройтись по магазинам и прикупить подарки. Но куда интереснее сделать своими руками!

Для работы нам потребуются самые простые материалы, которые найдутся в каждом доме.

С чего начнем?

III.Практическая работа

^ 1. Новогодняя поделка

А начнем мы новогоднюю поделку с подготовки материала. Для изготовления нам понадобится: небольшая коробка, свеча, лента, мишура, блески, проволока, клей ПВА.

Обклеить коробочку самоклеющейся бумагой. В угол прикрепить свечу. Коробочку оформить ленточкой и мишурой. Из пенопласта сделать снежок, прикрепить его на мишуру клеем момент. Обвернуть проволоку самоклеющейся бумагой и сделать завитки с помощью карандаша. Завитки прикрепить к коробочке возле свечи. Поделка готова.

Дополнить поделку можно фигуркой – символ года.

^ 2. Фигурка символ года.

Фигурку изготовим из соленого теста.

Основа любой такой фигурки – пирамида из теста, на которую насаживается голова, лапки и остальные элементы, соответствующие данному животному.

Предлагаю и вам слепить такую фигурку – символ года.

Фигурку раскрасить и посадить в новогоднюю поделку. Можно дарить и одну фигурку, как символ года.


^ IV. Итоговая часть

- Вот какую интересную поделку мы приготовили своими руками для своих друзей или близких. Я думаю они будут очень довольны, получив такой замечательный подарок, в который вы вложили не только свое мастерство, но и, конечно, частичку души.


^ Тема занятия: ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА

Цели и задачи: обобщить знания учащихся в области цветового спектра, научить подбирать цвета для работы; воспитывать эстетический вкус, внимательность , прививать навыки культуры труда и аккуратности, развивать координацию движения рук.

Оборудование: поделки из теста, краски, гуашь, кисти, баночки для воды.

Ход урока

^ I.Вводная часть

Организационный момент

Объяснить обучающимся, чем сегодня будем заниматься на занятии, но для этого мы, прежде всего должны поговорить о цветовом спектре.(выслушать детей, что они знают о цвете)

^ II.Теоретическая часть

Цвет- это один из признаков видимых нами предметов осознанное зрительное ощущение. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира и мы видим его только серо – белым. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Цвет помогает нам узнать поспели ли ягоды или о том , что уже наступила осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели.

Все многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков которые мы наблюдаем можно поделить на две группы: хроматические( цветные) и ахроматические ( бесцветные). Кратко рассказать о получении и смешивании цветов.

III. Практическая работа

Изученный материал закрепляют в практической работе. С каждым составить план работы и обсудить ход работы.

^ IV. Итоговая часть

Показать лучшие работы, отметить типичные ошибки, оценивать работу по следующим критериям:

- интересный и оригинальный выбор поделки

- уровень сложности

- гармоничное сочетание цветов

- аккуратность исполнения.

Приложение

Работы детей



«За чаем» Майерова Люда 8в класс




«Посиделки» Зоркова Таня 6В класс




«Мои друзья» Зоркова Таня 6В класс




Б. Юлиана 5В класс «Семейка» Пекер Алена 5В кл.




«СОШ №13»









К. Диана 9А класс




Похожие:

Г. балаково художественная обработка материалов iconПоложение об областной выставке конкурсе «Художественная обработка дерева»
Настоящее положение определяет цель и задачи областной выставки-конкурса «Художественная обработка дерева» (роспись и резьба по дереву)...
Г. балаково художественная обработка материалов iconПрограмма дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности
Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направления составлена на основе авторской программы «Художественная...
Г. балаково художественная обработка материалов iconГ. Балаково Саратовской области Общие положения
Балаково Саратовской области (далее – мдоу), определяет статус, основные понятия, принципы построения и структуру информационных...
Г. балаково художественная обработка материалов iconХудожественная обработка изделия из древесины. Резьба по дереву. Профессии. Цели
...
Г. балаково художественная обработка материалов iconРабочая программа (дополнительное образование) кружок «Сделай сам»
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также...
Г. балаково художественная обработка материалов iconПлан работы мбдоу «Берёзовский детский сад №3»
Разработка страниц Виртуальной книги «Система образования Березовского района», сбор и обработка материалов
Г. балаково художественная обработка материалов iconПриказ №489 г. Балаково
Об итогах муниципального этапа заочного областного смотра-конкурса материалов центров патриотического воспитания учреждениий образования...
Г. балаково художественная обработка материалов iconНепосредственно образовательная деятельность
Балаково Саратовской области в 2012 году, посвященных празднованию 250-летия г. Балаково
Г. балаково художественная обработка материалов iconГ. Балаково Содержание Общие положения
Общим собранием работников муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №8» г. Балаково Саратовской...
Г. балаково художественная обработка материалов iconРабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе
Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы