Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» icon

Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13»



НазваниеОсобенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13»
Дата конвертации01.10.2012
Размер64.85 Kb.
ТипДокументы
источник

Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция

Ольга Сергеевна Просвирнина

МОУ «Средняя школа №13», Балаково

е-mail:prosvirninaos@yandex.ru


В статье рассматривается актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации и патологического использования интернета. Представленное исследование, выявляющее повышенный уровень агрессии и тревожности у детей играющих в компьютерные игры, наглядно доказывает, что Интернет-зависимость становится реальным фактором развития психических отклонений у подростков.

^ Ключевые слова: виртуальный мир, аддиктивное поведение, Интернет-зависимость, агрессия, тревожность.


XXI век называют веком информационных технологий и систем телекоммуникаций, а это означает не только улучшение качества жизни людей, но и порождение новых проблем. Информационная среда меняет представление людей о пространстве и времени, воздействует на личность человека, на систему его отношений с внешним миром, вызывая целый ряд психологических новообразований[6].

Компьютеризация нашего общества приобрела лавинообразный характер. Уже невозможно представить себе современное учебное заведение или организацию без компьютерных сетей, которые оказываются все более задействованными в жизни человека и всего общества в целом.

Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации, патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе И. Голдберг и К. Янг еще в конце 80-х как «интернет-зависимости».

«Интернет-зависимость» (интернет-аддикция – Internet Addiction Disorder или IAD, виртуальная аддикция, Netaholic) определяется как «навязчивое желании войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line» [1, 3]. Термин аддикция предложен в 1995 г. И. Голдбергом.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

1.Навязчивое желание проверить e-mail;

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

3Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4.Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет[8].

Распространение компьютерных игр, использование компьютера как средства обучения в рамках образовательного процесса - всё это оказывает определённое влияние на психику и личностные особенности человека. В настоящее время самой распространенной среди подростков формой интернет-зависимости является геймерство. Это связано с увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями [7].

Люди, страдающие компьютерной зависимостью, замкнуты, отчужденны. Они отличаются большей тревожностью, жесткими неизменными мнениями и установками; болезненно реагируют на малейшие неудачи, более враждебно относятся к другим людям, чаще проявляют открытую или завуалированную жестокость, часто выражают недовольство окружающими[2].

По мнению Ю. Шевченко, игра дает ребенку те эмоции, которые не всегда дает жизнь. Это широчайший спектр эмоций, ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка становится аналогом волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ребенок становится властелином мира. Это особенно привлекает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления»[2].

По мнению С. Блинова, компьютерные игры воспитывают в человеке агрессивность. В последнее время появились жестокие игры, в которых присутствует немотивированная агрессия, уничтожение всего живого в виртуальном мире[4].

В ходе исследования, проведенного в 2010 году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Балаково Саратовской области, были изучены особенностей социального поведения в виртуальной среде школьников, выявлены различия в уровнях агрессии и тревожности у детей играющих и неиграющих в компьютерные игры.

Респонденты: 20 человек - учащиеся 8 класса, из них 9 девочек; 11мальчиков. Дома компьютер у 10 мальчиков и 8 девочек. Интернет подключен у 9 мальчиков и 7 девочек.

Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе респондентам была предложена анкета для определения привязанности, степени увлеченности детей и предпочтений в компьютерных играх. Среди них по результатам методики были выявлены две группы: 1-ая — аддикты (Интернет - зависимые) — 11 человек, и 2-ая — неаддикты — 9 человек.

Анализ анкеты показал, что 65 % играют в компьютерные игры три и более часов в день, 35 % играют менее трех часов в день.

На втором этапе респонденты выполняли тесты «Несуществующее животное», Тест руки Вагнера, «Дом Дерево Человек».

Суммарный анализ экспериментальных данных, полученных на основе методик «Несуществующее животное» и «Hand-тест», позволил нам определить, что 45 % испытуемых склонны к проявлению агрессии. Причины агрессии испытуемых могут быть различными: от агрессии как результата фрустрации, агрессии как способа достижения желаемого результата до агрессии как результата влияния средств массовой информации и компьютерных игр.

Анализ данных полученных на основе методики «Дом. Дерево. Человек.» позволил установить, что лишь 35 % испытуемых имеют низкий уровень тревожности. Остальные испытуемые имеют более высокие показатели, что указывает на наличие проблем в определенной сфере их жизни.

Для определения взаимосвязи показателей между уровнями агрессии, тревожности и степенью увлеченности детьми компьютерными играми детей разделили на две группы (аддикты и неаддикты). Затем распределили детей по уровням агрессии и тревожности, данные представлены в процентах:

Таблица №1

респонденты

Уровни агрессии

Уровни тревожности




Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

аддикты

15

30

20

10

35

15

неаддикты

0

5

30

10

10

20

Следует отметить, что дети, имеющие высокие показатели по шкалам агрессии и тревожности, предпочитают играть в агрессивные компьютерные игры (кровавые шутеры, стрелялки). Испытуемые, имеющие низкие показатели по шкалам агрессии и тревожности, а также испытуемые, имеющие низкие показатели по шкале агрессии и повышенный уровень тревожности - кровавым шутерам предпочитают пасьянсы, гоночные симуляторы.

В результате проведенного исследования, выявлены различия в уровнях агрессии и тревожности: высокие показатели уровней свойственны аддиктам в значительно большей степени, по сравнению с неаддиктами.

Увлечение компьютерными играми может быть чревато негативными последствиями для ребенка: падением академической успеваемости, социальной дезадаптацией, возникновением компьютерной аддикции, серьезными отклонениями от нормы в поведении (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайними проявлениями), проблемами со здоровьем (головные боли, ухудшение зрения, проблемы с желудком), риском возникновения компьютерной тревожности.

Большинство современных детей не представляют себе без компьютера ни учебу, ни досуг, проводя все свободное время возле монитора. Но, несмотря на эпоху бурного развития информационных технологий, компьютер не должен воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Родителям нужно знать о том, что для каждой игры существует свое время и возрастной критерий. Во избежание серьезных нарушений в развитии ребенка, нужно облечь интерес к компьютерным играм в социально приемлемую форму.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.

Библиографический список

1.Асмолов А. Г. Психологическая модель Интернет-зависимости // Мир психологии. – 2004. – № 1.

2.Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. Речь, 2002.

3.Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004.

4.Блинов С. Агрессивность и компьютерные игры // Граждановедение. 2006, №10 с. 7.

5.Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. – 2004. – № 1. – С.90-100.

6. Минаков А.В., Гудошникова Ю.Ю. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет-зависимости // http://vspu.ac.ru/vip/publ5m.htm

7.Решетникова О. Зависимость от компьютера // Школьный психолог. 2006, №19.

8.Янг К.С. Диагноз –Интернет-зависимость // Мир Интернет / 2000, №2.




Похожие:

Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconПлан работы социального педагога маоу «Средняя общеобразовательная школа №5 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» на 2012 2013 учебный год
Создание условий для самоутверждения каждого ребёнка в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым социального статуса...
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconИспользование элементов технологии проблемного обучения на уроках музыки в развитии творческого мышления младших школьников Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки моу «сош №13»
В процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая...
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconБогатые и бедные антонина Сергеевна Матвиенко
Выяснить сущность социального неравенства в обществе; видеть особенности положения в обществе богатых и бедных людей
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconРегламент работа педагогических работников и учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Интернет в муниципальном образовательном учреждении «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1» (далее моу «бсош №1»)....
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconЮлия Сергеевна Ахмедова, руководитель профцентра моу «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пурпе»
Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества муниципального образовательного учреждения...
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconУрок немецкого языка в 8 классе. Учитель: Черепенина Елена Сергеевна. Моу «Каликинская средняя общеобразовательная школа»

Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconНазвание работы
Мешкова Ольга Сергеевна, учитель биологии 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской...
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconПрограмма «Воспитательная система моу «Средняя общеобразовательная школа №14» 2006-2011г г
Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объек­тивно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрес­сию,...
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconКалининская средняя общеобразовательная школа
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного...
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция Ольга Сергеевна Просвирнина моу «Средняя школа №13» iconОсобенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности
Интернет-ориентация), классификация Интернет-ресурсов учебно-методических назначения по истории А. Б. Драхлера ("Вопросы Интернет-образования",...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы