Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) icon

Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение)



НазваниеПравила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение)
Дата конвертации01.10.2012
Размер33.43 Kb.
ТипПравила
источник

Правила работы над изложением

Помните, что существуют разные способы сжатия текста:

  • смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение);

  • языковое сжатие текста (замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение повторов, синонимов, синтаксических конструкций и др.; слияние нескольких предложений в одно).

Во время первого чтения, которое ведётся в обычном темпе, учащимся необходимо воспринять текст в целом. Важно не просто слушать, а слышать текст, по­нять тему (о чём он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи, зафиксировать в памяти самое важное в тексте — ключевые слова (см. текстоведческий анализ текста). Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами.

Для каждого типа речи текста существую определённые способы запоминания содержания текста.

Если это описание, нужно постараться вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, «фотографию», о которой идёт речь. Если текст повествует о чём-либо, необходимо зафиксировать во время чтения последо­вательность действий, событий, как бы записать их на «киноплёнку» памяти. В случае рассуждения - постараться уловить его логику, последовательность, опре­делить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе. В то же время при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в инфор­мации о тексте.

Главное, что школьники должны хорошо запомнить - во время первого прочтения не надо судорожно пытаться за­писать что-то за учителем. Скорее всего получатся невразумительные обрывки, пытаясь разобраться в которых ученик растеряется и потеряет нить повествования.

После первого прочтения необходимо набросать на черновике план, записать к нему запомнившиеся ключевые слова. План может состоять из ключе­вых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголов­ков. Надо учесть, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением, для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного членения текста на абзацы (см. памятку).

Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать коли­честву микротем исходного текста. Обычно в исходном экзаменационном тексте 4—5 абзацев (микротем). Микротема — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Каждая микротема выражает законченную мысль, суждение, имеет некий центр, который выражается ключевыми словами. Если внимательно слушать, можно уловить и интонационное деление на микротемы (абзацы): между ними паузы более длительные, чем между предложениями.

Пока школьники работают над планом, количество пунктов которого как раз соответствует количеству микротем, учитель записывает на доске факты, имена и фамилии, слова, которые могут вызвать затруднения. Перед вторым чтением учащиеся вносят эти слова в план. Не стоит экономить место в черновике. План должен быть «воздушным», необходимо оставить свободные строки, чтобы вносить туда дополнения, поправки при втором чтении текста.

Когда учитель будет читать текст во второй раз (уже в более медленном темпе), нужно работать с планом: вносить уточнения, добавлять пропущенные детали, записывать даты, имена собственные и т. п., кроме тех, которые уже написаны на доске; отмечать особенности авторского стиля, характерные слова и выражения, которые использует автор. Полезно записать первое и последнее предложения текста. После второго прослушивания учащиеся приступают непосредственно к изложению (на черновике). Главное в этой работе – помнить о том, что лучше всего запоминается начало текста, поэтому стоит обратить особое внимание на вторую часть текста.

По ходу работы с черновиком экзаменуемые подчёркивают слова, в написании которых сомневаются. После окончания черновой работы стоит перечитать, что у получилось, отредактировать, обосновать выбор знаков препинания, уточнить, какие слова вызывают затруднения. После этого взять словарь и проверить себя. Не следует хвататься за словарь сразу: это отвлечёт от работы. Лучше выделить для проверки минут 10—15, когда работа уже написана на черновике.

Учите детей правильному сокращению. В черновике некоторые слова, особенно повторяющиеся, достаточно обозначать первыми буквами: писатель Фёдор Достоевский — «Ф. Д.», город Москва — «М», а также и другими сокращениями: «!» — об­ратить внимание, «?» — уточнить и т. п.

Если не понято какое-нибудь слово или выражение, можно обойтись без него, передать смысл другими словами. Если есть сомнения в пунктуации, следует перестроить предложение.

Работа по подготовке выпускников к этому виду работы требует системы и кропотливого труда.

Желаю удачи!




Похожие:

Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconСреди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются
Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение...
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconИзложение первая часть экзаменационной работы в 9 классе это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Этот вид работы предполагает сокращение второстепенной информации
А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconОсновные понятия
В результате работы над проектом мы узнали, что такое система счисления и какие существуют системы счисления. Как считаем мы и как...
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconПриёмы компрессии текста) к приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconВсестороннее сжатие предметов
Всесторонние сжатие – это вид деформации, когда на тело со всех сторон действует одинаковое давление, и оно деформируется. Иначе...
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconПриёмы компрессии текста Цель урока
Дайте лексическое значение слова – Сжатие газа в цилиндре двигателя, воздуха в компрессоре
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconМоу «Кисловская сош» Задачи разные нужны, задачи разные важны. (Исследовательская работа)
Многие важные вопросы изучения курса химии по ряду причин исключены из школьной программы. Среди них закон эквивалентов, титрование,...
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconСоветы психолога: «Шпаргалка для родителей. Правила работы с медлительными детьми»
...
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconСамостоятельная работа по теме: «Конституция Российской Федерации»
Напишите, какие способы принятия конституции существуют. Соотнесите страну и способы принятия конституции в ней. Сша, Италия, Испания,...
Правила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение) iconУрок 4 три способа сказать: «я люблю тебя», одному из которых невозможно противостоять!
Разные люди по-разному выражают свою любовь и свое желание быть любимым. Как определить способ, которым выражает любовь мой супруг...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы