Изобразительно – выразительные приёмы
Изобразительно – выразительные приёмы icon

Изобразительно – выразительные приёмы



НазваниеИзобразительно – выразительные приёмы
Дата конвертации01.10.2012
Размер60.37 Kb.
ТипДокументы
источник

Изобразительно – выразительные приёмы

Стилистические фигуры


Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определённой художественной выразительности. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.


К стилистическим фигурам относятся следующие понятия:


● риторическое обращение – придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п., пр., О вы, надменные потомки (М. Л. Лермонтов);

  • риторический вопрос – такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, пр., И над отечеством свободы просвещённой войдёт ли наконец прекрасная заря ? (А. С. Пушкин);

анафора – повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием, пр., Словно клянёте вы дни без просвета, /

Словно пугают вас ноченьки хмурые ( А. Акухтин);

эпифора – повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы, пр., Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня, / Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А. Блок);

  • подхват – повтор, когда новый фрагмент текста начинается с того же, чем оканчивается предыдущий, пр., Придет оно, большое, как глоток, / Глоток воды во время зноя летнего (Р. Рождественский);

антитеза – стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление, пр., И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет…(М. Цвераева);

градация – группировка однородных членов предложения в определённом порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально – смысловой значимости, пр., Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин);

эллипсис – пропуск в речи какого – нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого, пр., Богаты мы, едва ли с колыбели (М. Лермонтов). Пропущен глагол вышли.

умолчание – намеренное прерывание речи в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу, пр., Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена (А. Пушкин);

● инверсия – переворачивание, перестановка, фигура слова: нарушение «естественного» порядка слов, пр., И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости (А. Пушкин), (гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью);

  • параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ, пр., Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, кабы на меня не кручина,

Ни о чем-то бы я не тужила;

  • бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов; фигура, придающая речи динамичность, насыщенность, пр.,

^ Швед, русский колет, рубит, режет.

Бой барабанов, клики, скрежет;

  • многосоюзие (полисендетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры, пр., И блеск, и шум, и говор волн (А.С. Пушкин);

  • хиазм – фигура, получившая название по сходству с начертанием греческой буквы X (хи); обращенный параллелизм, образуется «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста, пр., Все во мне, и я во всем (Ф. Тютчев); О весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок); Листопадом шуршала осень, зима наливалась морозами (А. Шолохов);

  • парцелляция – художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения; такое расчленение графически отображается с помощью точек; парцелляция имитирует разговорную речь, пр., Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко);

  • период – длинное, многочленное сложное предложение или распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части; в первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается, т.о. образуется своего рода круг, пр., Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, / Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, / Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин).
^

Изобразительно-выразительные приемы

Выразительность речи – это такое качество, которое позволяет пишущему или говорящему передавать оттенки чувств и мыслей. Выразительность речи создается благодаря выбору слов, построению предложений, в устной речи – с помощью интонации, мимики и жестов. Огромную роль в создании выразительности играют специальные изобразительно-выразительные средства – тропы и стилистические фигуры.


Тропы – это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком – либо отношении:

  • эпитет слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее какие- -либо его свойства, качества, признаки; обычно эпитетом называют красочное определение пр., Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.С. Пушкин);

  • метафоратроп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения, пр., И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Лермонтов);

  • метонимия троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи, пр., Шипенье пенистых бокалов и пунш пламень голубой.

(А.С. Пушкин).

  • сравнение – троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим; обычно при этом используются сравнительные союзы, пр., Ангар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной (А. С. Пушкин);

  • синекдоха – одно из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения, пр., И слышно было до рассвета, как ликовал француз (имеется в виду вся французская армия ) (М. Лермонтов);

  • гипербола – троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, пр., По недели ни слова, ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова);

  • литота – троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение, пр., Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более напёрстка. (А. Грибоедов);

  • ирония – приём осмеяния, содержащий в себе оценку, что осмеивается; в иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое, пр., Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бесстрашными стихами несчастья невских берегов (А. Пушкин);

  • олицетворение - троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, пр., Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин).

  • аллегория – троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности, например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трёх зверей – патеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности;

  • перифраз(а) – троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления, пр., Царь зверей (вместо лев);

  • оксюморон – художественный прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия, пр., Но красоты их безобразной…(М. Лермонтов);

  • каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта, пр., Чуть пробуждается народ, / Сейчас дают ему уставы, / Кричат: «Закройте-ка уста вы!» / И в миг кладут печать на рот (К.Фофанов);

  • сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии, пр., Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением) (А. Некрасов).



^ Выразительные средства фонетики

Широко используются в художественном тексте, особенно в тексте поэтическом:

  • ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которые служат для создания звукового образа, пр., Быстро лечу я по рельсам чугунным. / Думаю думу свою (А. Некрасов);

  • аллитерация - повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ, пр., Довольный праздничным обедом, сосед стоит перед соседом (А. Пушкин);

  • звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуков, издаваемых животными, пр., Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Бальмонт).




Похожие:

Изобразительно – выразительные приёмы iconТаблица: «Изобразительно-выразительные средства»

Изобразительно – выразительные приёмы iconИзобразительно-выразительные средства в художественном тексте и их функции тропы
На гиперболах строится образность сатирических произведений, гиперболизация является источником юмора, средством насмешки
Изобразительно – выразительные приёмы iconВопросы к экзамену по стилистике
Выразительные и изобразительные средства языка. Средства коллективной и индивидуальной экспрессии. Общая характеристика изобразительно-выразительных...
Изобразительно – выразительные приёмы iconКнига в жизни писателей
«Вольга и Микула Селянинович». Былинный богатырь как представление народа о национальном герое. Композиция былины. Изобразительно-выразительные...
Изобразительно – выразительные приёмы iconЛитература Дата проведения: 03. 12. 2010 Класс: 11 Учитель: Троицкая О. Н
Работа написана неплохо, хотя и не все учащиеся поработали в полную силу. Но следует уделить особое внимание повторению темы «Изобразительно-выразительные...
Изобразительно – выразительные приёмы iconИзобразительно-выразительные средства языка тропы употребление слова или выражения в переносном значении. Гипербола
...
Изобразительно – выразительные приёмы iconИзобразительно-выразительные средства языка
Тропы – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением...
Изобразительно – выразительные приёмы iconУрок развития речи по теме: «Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте»
«Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» ( фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Изобразительно – выразительные приёмы iconПравила и приёмы решения физических задач (2 ч)
Выполнения плана решения задачи. Числовой расчёт. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении...
Изобразительно – выразительные приёмы iconПриемы повышения интереса к уроку
Опираясь на сведения о состоянии интереса учащихся, можно использовать следующие приемы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы