Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы icon

Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы



НазваниеПостановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы
Дата конвертации01.10.2012
Размер278.55 Kb.
ТипПостановление
источник

АДМИНИСТРАЦИЯ

БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


От 27 июня 2011 № 2236

г.Балаково


О Концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы


С целью определения путей и способов реализации в среднесрочной перспективе приоритетов развития дошкольного, общего и дополнительного образования, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами, администрация Балаковского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Концепцию развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы согласно приложению.

2. Отделу информации и общественных отношений администрации Балаковского муниципального района (Моисеева И.Н.) проинформировать средства массовой информации о принятом постановлении.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Балаковского муниципального района по социальным вопросам В.П.Гусакова.


^ И.о. главы администрации Балаковского

муниципального района А.Р.Сайфудинов


Приложение к постановлению

администрации Балаковского

муниципального района

от ___27 июня________ №__2236____


ВВЕДЕНИЕ


Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на систему образования, ее место и роль в решении социально значимых проблем в образовании граждан Балаковского муниципального района Саратовской области.

Настоящая Концепция направлена на создание единого образовательного пространства, оптимизацию использования финансовых ресурсов, реализацию государственной политики в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей и молодежи.

^ Концепция основывается на следующих принципах:

- образование - важнейший социальный институт, обеспечивающий всем гражданам, проживающим в Балаковском муниципальном районе, равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;

- образование - стратегический ресурс устойчивого развития Балаковского муниципального района ,обеспечивающий сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем образования;

- основой, обеспечивающей развитие системы образования, являются всеобщность и вариативность образования, создающие условия для самореализации каждой личности, ее положительную мотивацию к получению образования, подготовленность к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества.

Концепция   развития   дошкольного, общего и дополнительного образования  Балковского муниципального района (далее -  Концепция ) разработана в соответствии с целевыми ориентирами, заданными
в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе в:

- Конституции Российской Федерации;

- Законах Российской Федерации, Саратовской области «Об образовании»;

- Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.
№ 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел 3 «Образование» (одобрена Правительством РФ от 01.19.2008г., протокол № 36);

- Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2010 год);

- Плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации
от 7 сентября 2010г. № 1507-р;

- Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утв. Распоряжением Правительства РФ 17.11.2008г. № 1663 –р);

- Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2011-2013г.г.;

Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015г.г.

Ключевая задача образовательной политики в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, – достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Цель разработки  Концепции  – определение путей и способов реализации в среднесрочной перспективе (2011–2013 годы) приоритетов  развития   дошкольного, общего и дополнительного образования, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами.  Концепция  определяет ведущую роль системы  образования  в качестве основы динамичного экономического роста и социального  развития Балаковского муниципального района.

Предлагаемая Концепция закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Балаковского муниципального района на среднесрочную перспективу.

Реализация основных положений Концепции позволит:

- создать инновационный механизм развития образования;

- получить на основе мониторинга и статистики объективную информацию о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

- определить эффективность управления качеством образования на различных уровнях;

- совершенствовать и оперативно принимать управленческие решения, обеспечивающие развитие дошкольного, общего и дополнительного образования.

 Концепция    служит основой для разработки муниципальной целевой программы «Развитие образования на 2012-2015г.г.», перспективных и краткосрочных прогнозов  развития  системы  образования  Балаковского муниципального района и соответствующих законодательных инициатив.




^ РАЗДЕЛ I.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ,

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


^ Система дошкольного образования

1.1.Обеспечение доступности дошкольных образовательных услуг


Важнейшим приоритетом образовательной политики Балаковского муниципального района в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения и повышение качества предоставляемых услуг.

На территории Балаковского муниципального района функционирует 46 ДОУ, из которых 30 – расположены на территории города Балаково. Их посещает 7464 детей. Расходы на содержание одного ребенка из средств местного бюджета в 2010 году составляют 58 тыс. руб. Охват услугами ДОУ составляет 8941 человек (80%), (в РФ 59% детей посещает детские сады).

На территории района за последние четыре года за счет введения в строй 4-х детских садов, создания групп предшкольного образования и других мероприятий, введено дополнительно 1233 места, однако, это кардинально не изменило ситуацию. Администрацией района принята и реализуется муниципальная целевая программа «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений на 2011-2015г.г.», которая предполагает к 01.09.2011г. ввести дополнительно 240 мест, прежде всего, за счет организации групп дошкольного образования на базе 6-ти общеобразовательных школ города.

Для обеспечения гарантий доступности услуг дошкольного образования предпринимаются следующие меры: осуществляется процесс возврата зданий бывших детских садов, перепрофилирование, переоборудование помещений, реконструкция существующих дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений Развиваются вариативные формы дошкольного образования: открываются группы кратковременного пребывания детей( ДОУ № 1,15,3), на базе общеобразовательных учреждений создаются структурные подразделения дошкольного образования.

В 2010г. одной из основных задач в работе комитета образования являлась работа, направленная на совершенствование воспитания и образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Большое внимание по-прежнему уделяется изучению и внедрению в образовательный процесс ДОУ развивающих программ и технологий.

Мониторинг внедрения развивающих программ в образовательный процесс дошкольных учреждений Балаковского муниципального района показал, что большинство ДОУ города и все ДОУ села реализуют «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой, В.Гербовой, Т.Комаровой. Развивающий компонент в образовательном процессе составил 36 %.

С начала 2010-2011 учебного года начался процесс постепенного перехода на внедрение развивающих программ. По программе развития и воспитания в детском саду «Детство» работают 10 ДОУ, по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Виноградовой продолжают работать предшкольные группы в шести общеобразовательных учреждениях (ООШ № 8, СОШ № 11, 18, 21, 27, структурном подразделении ООШ с.Еланка ) и ДОУ № 38, 57. В 14-ти дошкольных учреждениях в рамках муниципального эксперимента реализуется УМК «Предшкола нового поколения».

Осуществление работы по данным программам позволяет реально решать проблему преемственности дошкольного и начального образования, так программы начальной школы («Школа ХХI века» и «Перспективная начальная школа») разработаны с учетом программ для детей дошкольного возраста.


^ Основные проблемы развития дошкольного образования

Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полном объеме потребности населения в услугах по предоставлению дошкольного образования, очередь на получение мест составляет ежегодно более 2 тыс.человек.

Актуальной остается проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Слабо развиты интеграционные формы организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития, особенно в сельской местности.

Качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Необходимо развивать и систему дополнительных услуг, предоставляемых на платной основе.

Требует дальнейшего развития преемственность связей между дошкольным и начальным звеньями образования и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, технологий и др.) в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Требуют решения вопросы внедрения новых форм предоставления дошкольного образования с учетом потребностей населения, повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.


^ 1.2. Система общего образования


Важнейшим показателем состояния системы образования Балаковского муниципального района является гарантированное право на получение общедоступного и бесплатного качественного общего образования.

Сеть образовательных учреждений Балаковского муниципального района позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан. На территории Балаковского муниципального района функционирует 50 общеобразовательных учреждений: 27 средних общеобразовательных учреждений, 19 основных, гимназии-2,лицей-1, школа с углубленным изучением предметов – 1. Все учреждения имеют статус юридического лица.

Численность учащихся по состоянию на 01.04.2011г. составляет 17570 человек.

Одним из приоритетов реализации новой государственной программы «Доступная среда» является создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов, в том числе с применением современных дистанционных технологий.

В г.Балаково с 1 сентября 2010г. обучаются на базе гимназии № 1 в дистанционной форме 19 детей-инвалидов 5-8 классов, не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером. В 2011-2-12 году приступят к обучению в дистанционной форме еще 7 детей. Прорабатывается вопрос о создании на базе МОУ «Гимназия № 1» центра инклюзивного образования.

Совершенствуется содержание общего образования.

Все общеобразовательные учреждения работают по Базисному учебному плану 2004 года .Иностранный язык во всех школах изучается со 2 класса.

Предпрофильная подготовка введена во всех общеобразовательных учреждениях Балаковского муниципального района. Профильное обучение ведется в 18 общеобразовательных учреждениях (всего 47 классов (профильных групп), 923 обучающихся 10-11 классов( 57,8%).

С 2010 года осуществляется работа по введению федеральных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального образования

На базе трех общеобразовательных учреждений (гимназия № 1, № 2, СОШ № 27) отрабатываются содержательные линии внедрения ФГОС по начальному общему образованию и по реализации часов внеурочной занятости обучающихся. Результаты внедрения ФГОС в данных учреждениях станут основой для практического использования всеми школами района с 1 сентября 2011г.

В Балаковском муниципальном районе функционируют 7 ресурсных центров и 2 базовых школы, которые оснащены необходимой учебно-материальной базой, современным компьютерным оборудованием, укомплектованы высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Ресурсные центры и базовые школы активно ретранслируют инновационный опыт реализации приоритетных направлений модернизации образования (опыт введения профильного обучения, реализации компетентностного подхода, опыт применения здоровьесберегающих технологий).

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 (12) классов проводилась в 2010 году в форме единого государственного экзамена. На территории Балаковского муниципального района в 2010 году более 99% выпускников 11-х классов успешно сдали ЕГЭ и получили аттестат о среднем (полном) общем образовании.

За 7 лет проведения ЕГЭ по русскому языку процент неудовлетворительных оценок (отметка «2») сократился на 11,5%, по сравнению с прошлым годом уменьшился более, чем в 5 раз.

Выше областных показатели ЕГЭ по русскому языку, математике, химии, информатике, географии, литературе. Ниже среднеобластных показателей результаты ЕГЭ по немецкому языку, истории, физике, биологии.

Все обучающиеся, освоившие программы основного общего образования, проходили государственную итоговую аттестацию в независимой форме . Независимая форма ГИА позволила родителям и учащимся более вдумчиво относиться к поступлению в 10 класс и более реально оценивать свои возможности для продолжения обучения на старшей ступени.

В 2010 году 4% (79 человек) Балаковских школьников (9 класс) не сдали ГИА. Из них оставлено на повторный год обучения 15 выпускников 9 классов, 64 выпускника окончили 9 классов со справкой об обучении установленного образца.

Приоритетный национальный проект «Образование» на территории Балаковского муниципального района способствовал росту информационной культуры участников образовательного процесса, решил проблемы доступа общеобразовательных учреждений к электронным информационным и образовательным ресурсам.

Всего в школах Балаковского муниципального района 1214 компьютеров, 292 мультимедийных проектора и 96 интерактивных досок. Количество учащихся на 1 персональный компьютер составляет 15 человек.

В настоящее время все школы города подключены к Интернет со скоростью доступа 2 Мбит/сек., сельские – 512 кбит/сек. (кроме п.Головановский, с.Новополеводино, с.Никольское Казаково, где скорость доступа 256 Кбит/сек.).

Во всех общеобразовательных учреждениях Балаковского муниципального района созданы собственные сайты, на которых размещается информация о работе учреждения образования: публичный отчет директора и школы, консультационные материалы по итоговой аттестации, имеется новостная лента и др.

В соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации и письма министерства образования Саратовской области от 06.09.2010г. № 7848 в школах Балаковского района осуществляется переход на использование пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) не менее чем на 50% имеющихся в образовательном учреждении персональных компьютеров. В 2010 году такой переход осуществлён в 18 школах, что составляет 36%.

Информационно-коммуникационные технологии стимулируют познавательный интерес к учебным предметам, придают учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствуют обновлению содержательной стороны учебных предметов, индивидуализируют процесс обучения и развивают самостоятельную деятельность школьников.

Сокращается число общеобразовательных учреждений, в которых учебный процесс организован в две смены. В одну смену работают 21 школа города и все сельские школы.

В целях выявления, поддержки одаренных детей сформирована система мероприятий по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей. Для одаренных и талантливых детей проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней. В результате проводимой работы ежегодно растет число участников олимпиад на школьном уровнях. В 2010-2011 учебном году в предметных региональных олимпиадах приняли участие 93 обучающихся общеобразовательных учреждений Балаковского муниципального района, 5 школьников стали победителями, 25 призерами областных олимпиад, 4 представляют Саратовскую область на Всероссийских олимпиадах по биологии, экологии, химии , русскому языку, литературе. В 2011 году третий раз будет проведен муниципальный конкурс «Ученик года».

С целью решения задачи сохранения и укрепления здоровья школьников на территории Балаковского муниципального района реализуется муниципальная целевая программа «Маугли», которой охвачено 750 детей 8 детских садов г.Балаково. Только за год реализации программы количество детей, имеющих высокий уровень физического состояния, увеличилось с 5 до 49%. С целью внедрения здоровьесберегающих технологий, развития и популяризации физической культуры при финансовой поддержке компании ЗАО «Фосагро» и ООО «БМУ» под эгидой АНО «Дрозд-Балаково» занимаются около полутора тысяч детей. Внедрение такого рода технологий позволяет воспитанникам достигать высоких спортивных достижений.

Здоровьесберегающие технологии внедряются в практику всех образовательных учреждений. Так, педагоги МОУ «СОШ № 20» и МОУ «ООШ с.Малое Перекопное» используют элементы методики доктора медицинских наук профессора Базарного, основанной на смене динамических поз с использованием конторок. В начальных классах СОШ № 26 совместно с медицинскими работниками и воспитателями МДОУ – детского сада № 3 для детей с нарушением зрения реализуются технологии укрепления зрения детей младшего школьного возраста.

Одним из приоритетов в решении проблем охраны здоровья является организация школьного питания.

Для организации питания имеется 49 столовых и 1 буфет-раздача (ООШ № 14). Кроме того, в 24 общеобразовательных школах оборудованы буфеты, где реализуются кондитерские изделия, фрукты, соки, выпечка и т.п.

Ежегодно проводится работа по улучшению условий для питания школьников в соответствии с выделенными в бюджете средствами.

За счет средств муниципального и областного бюджета питается 3389 учащихся (19,4% от общего количества и 100% от потребности) из социально-незащищенных семей (малоимущие, многодетные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении, сироты и опекаемые, дети-инвалиды). В 2009 году таких учащихся было 3668. Общая сумма выделенных средств из областного бюджета - 6755,7 тыс.руб., из местного бюджета - 2245,4 тыс.руб.

Остальные учащиеся имеют возможность получать питание за счет родительских средств.

Охват питанием обучающихся общеобразовательных учреждений в 2010\2011 учебном году составил 91% от общего количества обучающихся

В соответствии с областной целевой программой «Развитие образования» на 2009-2011г.г. и Законом Саратовской области от 30.09.2009г. № 138-3СО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об образовании» с 11.01.2010г. на территории Балаковского муниципального района реализуется программа «Школьное молоко». Все учащиеся начальных классов и групп предшкольного образования общеобразовательных учреждений в количестве 7449 чел. с 1 сентября 2010г. получают молоко.

Из областного и местного бюджета предусмотрены денежные средства в общем объеме 14,5 млн.руб. (областной бюджет - 9 млн.руб., местный 5,5 млн.руб.)

Социально значимой деятельностью является совершенствование системы оздоровления, отдыха и занятости детей. В 2010 году комитет образования был определен уполномоченным органом по организации летней оздоровительной работы. На территории района в результате проведения всех организационных мероприятий удалось удовлетворить все заявки родителей на приобретение путевок (2600 детей отдохнули в лагерях с дневным пребыванием, 2660 детей – на базе 4-х загородных лагерей). Идет подготовка к лету 2011г. Проведен мониторинг потребности в муниципальной услуге по организации летнего отдыха и оздоровления, в местном бюджете заложено 52 836,6 тыс.руб. на организацию данной работы. В 2010 году функционировали 6 профильных отрядов художественно-эстетического, спортивного , духовно-нравственного профиля. В 2011 году планируе5тся профильная смена для учащихся – победителей муниципальных олимпиад.

Важным показателем модернизации российского образования является расширение общественного участия в управлении образованием.

В Балаковском муниципальном районе управляющие советы созданы и действуют во всех общеобразовательных учреждениях

Муниципальный общественный Совет по вопросам общего образования на территории Балаковского муниципального района создан в мае 2008г. В 2010 году на заседаниях муниципального общественного Совета обсуждались вопросы о введении делового стиля одежды, организации межведомственного взаимодействия по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних, снижению преступлений и правонарушений, организации летнего отдыха, проведению ГИА, введению ФГОС в общеобразовательных учреждениях Балаковского муниципального района.

Во всех образовательных учреждениях созданы и работают Советы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

В общеобразовательных учреждениях продолжает совершенствоваться система воспитательной работы: внедряются современные воспитательные технологии, разрабатываются концепции воспитания и программы воспитательной деятельности.

Образовательные учреждения продолжают внедрять в организацию воспитательной деятельности диагностические методики оценки развития личности ребенка, методики оценки воспитательной деятельности школы, класса.

Ведется работа по укреплению и развитию воспитательных функций через творческие объединения, кружки, студии и секции, созданные в общеобразовательных учреждениях. В школьных кружках и секциях занято 14756 учащихся (84,4%)

Приоритетными направлениями в организации воспитания являются патриотическое воспитание, формирование мотивации к безопасному и здоровому образу жизни, профилактика неблагополучия в детской и подростковой среде, сохранение духовно-нравственных традиций в воспитании.

^ Основные проблемы развития школьного образования


Несмотря на большую работу по обеспечению доступности качественного школьного образования, существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшей перспективе.

В связи с введением ФГОС общего образования наиболее острой является проблема соответствия материально- технических условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Материально- техническое, учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса требует существенного обновления.

Требует улучшения качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы базового уровня. Ниже среднеобластных показателей результаты ЕГЭ по немецкому языку, истории, физике, биологии. По итогам 2010 года 10 выпускников из 1144 не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Введение профильного обучения является одним из приоритетных направлений развития системы общего образования района, обеспечивающим доступность качественного общего образования, выравнивание стартовых возможностей его получения, позволяющим снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи. Вместе с тем, профильным обучением охвачено в 2010г. лишь 57,8 % обучающихся 10-11 классов. В 2011г. поставлена задача довести охват профильным обучением до 80%.При реализации профильного обучения недостаточно используются ресурсы учреждений профессионального образования, дополнительного образования. Недостаточно задействованы резервы социального партнерства.

Не создана целостная система консультационного и информационного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительная часть детей данной категории, особенно проживающих в сельской местности, остается пока не охваченной интегративными формами включения в образовательную деятельность.

Недостаточно внедряются индивидуальные учебные планы, а также инновационные индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения каждого школьника, особенно по развитию одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация новых задач воспитания в соответствии с ФГОС общего образования потребует формирования корпуса педагогов-воспитателей, специалистов по внеклассной работе, педагогов дополнительного образования и др. для ведения данной работы.

Не отработан диагностический инструментарий мониторинга состояния воспитания (на основе показателей результативности воспитания).


^ 1.3. Система дополнительного образования детей


Дополнительное образование детей решает ряд социально значимых проблем, таких как: социальная адаптация детей и подростков, формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений несовершеннолетних и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.

В 2010-2011 учебном году функционирует 5 муниципальных учреждений дополнительного образования детей ( «ДЮСШ № 1», «ДЮСШ № 2», «Центр дополнительного образования детей» и два оздоровительных центра с сезонным функционированием). В учреждениях дополнительного образования детей занимается текущем учебном году в 317 группах, кружках, секциях 4365 воспитанников. Услугами дополнительного образования на территории Балаковского муниципального района охвачено 84% детей.

Наиболее стабильными и популярными являются объединения художественно-эстетической ,физкультурно-спортивной направленности.

Положительные результаты многолетней работы системы дополнительного образования детей Балаковского муниципального района находят своё подтверждение в итогах всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей, спортивных состязаний.

В 2010 году 1356 воспитанников МОУДОД «ЦДОД» приняли участие в муниципальных, региональных, областных, всероссийских и международных конкурсах и слетах. Более 57% участников стали призерами и лауреатами конкурсов и фестивалей.

В образовательных учреждениях Балаковского муниципального района работают:

- 66 центров патриотического воспитания, в активах которых занято 330 обучающихся;

- 49 детских общественных организаций с охватом 13485 учащихся (77,1%);

- 34 кружка правовой направленности, в которых занято 540 обучающихся;

- 8 волонтерских отрядов «Добрые сердца» по оказанию шефской помощи ветеранам;

- 94 кружка туристско-краеведческой и экологической направленности, в которых занято 1202 обучающихся.


^ Основные проблемы дополнительного образования детей


1. Недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий.

2. Недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

3. Недостаточное использование потенциала учреждений дополнительного образования детей при организации внешкольной и внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений.

4. Дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.


^ 1.4. Система оценки качества образования


Оценка качества образования осуществляется через систему регионального, муниципального мониторинга качества образования.

Региональная и муниципальная программы мониторинговых исследований качества образования представляют собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих основанную на единой концептуально – методологической базе оценку образовательного процесса и образовательных результатов в совокупности с инвестициями, вложенными в образовательный процесс.

В оценке результатов измерению подлежат достижения, зафиксированные на «выходе» из трёх основных ступеней школы – начальной, основной, средней, то есть изучается уровень образовательных достижений обучающихся 4-х классов за курс начального общего образования по учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и уровень образовательных достижений обучающихся 9-х, 11-х классов по результатам государственной (итоговой) аттестации.

В соответствии с региональной и муниципальной программами мониторинговых исследований качества образования ежегодно изучается деятельность общеобразовательных учреждений и системы образования Балаковского муниципального района. При этом используются уже апробированные диапазоны кластерной модели.

По результатам мониторинговых исследований качества образования в 2010 году система образования Балаковского муниципального района занимает 7 кластер, то есть достижения обучающихся выше при низком уровне организации образовательного процесса.


^ Основные проблемы системы оценки качества образования


- требуют частичной доработки показатели оценки качества образования;

- недостаточное количество специально подготовленных кадров, способных провести экспертную оценку деятельности общеобразовательного учреждения.


^ 1.5. Кадровое обеспечение системы образования


Задача обеспечения современного качества образования обусловливает новые подходы в области кадровой политики.

В 2010 году в образовательных учреждениях Балаковского муниципального района работает 2165 педагогических работника, в т.ч. учителей – 1604. 1320 учителей (82,3%) имеют высшее педагогическое образование. По-прежнему острой остается проблема привлечения молодых специалистов, в данный момент работают 216 педагогов (13,5%) пенсионного возраста. В 2010 году в школы пришли только 8 молодых специалистов.

С целью увеличения количества молодых специалистов и создания условий для их работы принята муниципальная целевая программа «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы Балаковского муниципального района на 2011-2015г.г.», в рамках которой предусмотрены за счет средств местного бюджета единовременные выплаты молодым специалистам в размере 20 тыс.руб. за первый год работы и по 10 тыс.руб. за второй и третий год работы, а также ежемесячная надбавка наставникам молодых специалистов в размере 10% от должностного оклада.

Повышению значимости роли педагога в обществе способствовало проведение различных мероприятий в рамках Года учителя на территории Балаковского муниципального района и Сараторвской области, конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года».

Несомненно, обязательным условием успешности в повышении качества образования является работа с педагогическими кадрами. На базе Балаковской ММС создан общественный Региональный ресурсный центр непрерывного образования, в 2010 году с МОУ «Учебно-методический центр» сотрудничало 18 муниципальных районов Саратовской области. Увеличивается количество проводимых сетевых мероприятий, сетевых интернет-сообществ педагогических работников, созданы и поддерживаются сайты образовательных учреждений, в 2010 году созданы сайты 22-х ДОУ, положено начало учительских и воспитательных блогов. Благодаря помощи Саратовской ГЭС в 2010 году заменено оборудование компьютерного класса учебно-методического центра. Наши педагоги- активные участники в т.ч. общероссийских мероприятий Впервые в 2010 году в Москве состоялся Всероссийский конкурс « Воспитатель года», Саратовскую область на этом конкурсе представляла Куликова Алина Сергеевна ( воспитатель детского № 41 г.Балаково),которая стала призером в номинации «Методическая грамотность».

^ Основные проблемы кадровой политики


1. Дефицит профессионально компетентных специалистов системы образования, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.

2. Старение кадрового состава педагогических и руководящих работников отрасли образования приводит к тому, что педагогические кадры не в полной мере обеспечивают современное содержание образовательного процесса. На 01.10.2010г. количество педагогических работников пенсионного возраста (свыше 55 лет) - 13% , более 50% руководителей образовательных учреждений - пенсионного возраста.


^ 1.6. Финансирование образования


Основными компонентами нового организационно-экономического механизма, созданного в сфере образования за последние годы, стали:

- введение нормативного подушевого финансирования;

- перевод образовательных учреждений на финансовую самостоятельность;

- новая система оплаты труда;

- переход на программно-целевое финансирование;

- оптимизация расходов на содержание учреждений.

^ Основные проблемы системы финансирования


1. Сложившееся положение в развитии сети образовательных учреждений (низкая наполняемость классов, большое количество малокомплектных школ, снижающееся количество воспитанников и обучающихся на 1 работника) серьезно влияет на стоимость обучения, воспитания одного ребенка в образовательных учреждениях.

2. Низкая среднемесячная начисленная заработная плата работников дошкольного образования.

3. Недостаток финансовых средств на развитие материально- технической базы образовательных учреждений.


^ РАЗДЕЛ II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Основная стратегическая цель развития образования Балаковского муниципального района - обеспечение доступности качественного  образования , соответствующего требованиям инновационного  развития  экономики, современным потребностям общества и каждого жителя района. Для достижения стратегической цели определены следующие приоритетные задачи и ключевые направления их реализации.

1. Создание гибкой, многовариантной системы дошкольного образования, отвечающей разным социальным запросам населения.

2. Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования.

3. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования.

4. Обеспечение доступности качественного общего образования.

5. Развитие системы оценки качества образования.

6. Обеспечение доступности и равных возможностей получения учащимися качественного дополнительного образования в условиях развития вариативности видов образовательных программ и учреждений дополнительного образования.

7. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни

8. Обеспечение доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, широкое внедрение дистанционных образовательных технологий обучения, электронных образовательных ресурсов.

9. Стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, поддержка лучших образовательных учреждений и лучших педагогов.

10. Развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности.

11. Развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей.

12. Совершенствование инфраструктуры образования, обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями

13. Развитие организационно-экономических механизмов, повышающих эффективность использования финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию приоритетов развития образования Балаковского муниципального района на среднесрочную перспективу.


^ РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Организационно-правовыми мероприятиями, обеспечивающими реализацию Концепции являются:

- разработка и реализация муниципальных целевых программ развития дошкольного, общего и дополнительного образования;

- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития системы образования;

- внедрение эффективных методов государственного управления;

- разработка механизмов формирования приоритетных направлений развития системы образования.

Экономически реализация Концепции обеспечивается за счет внедрения модели многоканального финансирования образовательных учреждений, развития их экономической самостоятельности.

Основными источниками финансирования выполнения мероприятий Концепции являются средства областного, и муниципального бюджетов.

^ РАЗДЕЛ 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Эффективность решения задач, определенных Концепцией в соответствии с указанными приоритетами, позволит создать условия для достижения современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, равного доступа к нему всех граждан республики.

В сфере дошкольного, общего и дополнительного образования Балаковского муниципального района произойдет обновление организационно-экономических механизмов:

- перевод образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, в новые организационно-правовые формы;

- финансирование всех видов образовательных учреждений на основе подушевого принципа, либо в рамках муниципального задания;

- разработка регламентов предоставления образовательных услуг;

- реализация и совершенствование новой системы оплаты труда педагогических работников;

- внедрение, использование новых технологий при планировании, исполнении бюджетных обязательств;

- переход на программно-целевой метод финансового обеспечения отрасли образования исходя из принципа бюджетирования, ориентированного на результат;

- развитие конкуренции среди образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Изменятся  подходы к управлению в системе образования:

- расширение участия общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и республиканском уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы) за счет повышения открытости и прозрачности системы образования;

- регулярное обеспечение учебными заведениями потребителей и общественности информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте;

- повышение роли  профессионального сообщества преподавателей (ассоциаций, союзов) в управлении образованием на уровне педагогических коллективов.

Модернизация системы дошкольного образования, в ходе которой будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе. Будут реализовываться гибкие и разнообразные формы предоставления услуг дошкольного образования. Дальнейшее развитие получит система организации предшкольного образования детей. Повысится уровень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Увеличится возможность выбора образовательных ресурсов, будет обеспечена широкая вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования.

Создание комплекса информационно-методического, нормативного обеспечения введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на территории БМР обеспечит переход на ФГОС общего образования, что позволит обеспечить новое качество общего образования.

Будет продолжена модернизация содержания и методов обучения на основе эффективного использования возможностей современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. В системе общего образования будут созданы условия для распространения дистанционных технологий обучения, за счёт чего повысится доступность образовательных услуг на территории района. в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, созданию безбарьерной образовательной среды.

Процесс модернизации системы дополнительного образования будет способствовать становлению учреждения дополнительного образования детей как субъекта рынка образовательных услуг. Получит дальнейшее развитие вариативность образовательных услуг в системе дополнительного образования района..

Более высокий качественный уровень получит система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Будет обеспечено развитие профессиональной квалификации, обеспечивающей деятельность педагогов в условиях новых стандартов. Повысится конкурентоспособность квалифицированных педагогических кадров на рынке труда. В результате, в систему образования придут новые высококвалифицированные и профессиональные работники.

Предоставление части услуг в области образования будет осуществляться в электронном виде. Произойдет внедрение энергоэффективных технологий эксплуатации и обслуживания школьных зданий и оборудования.


Начальник управления комитета

образования администрации Балаковского

муниципального района И.В.Расторгуева




Похожие:

Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПостановление От 14 июня 2011 №2075 г. Балаково
Об утверждении положений к муниципальной целевой программе «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы Балаковского...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconКомплексный план основных мероприятий Комитета образования администрации Балаковского муниципального района на 2011 год Оглавление
Публичный доклад председателя Комитета образования администрации Балаковского муниципального района «Об итогах развития системы образования...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПриказ №124 г. Балаково «О подготовке к апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Балаковского муниципального района в 2012-2013 учебном году»
Саратовской области, планом-графиком мероприятий по обеспечению введения фгос, на основании служебных писем от руководителей общеобразовательных...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПостановление От 13 марта 2012 №1212 г. Балаково
Балаковского муниципального района, оплаты стоимости услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей, организованных...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconКомплексный план основных мероприятий Комитета образования администрации Балаковского муниципального района на 2012 год Оглавление
Публичный доклад председателя Комитета образования администрации Балаковского муниципального района «Об итогах развития системы образования...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПриказ №448 г. Балаково «Об утверждении форм заявлений об участии в едином государственном экзамене и независимой форме гиа в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся на территории Балаковского муниципального района в 2011 году»
Егэ в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПриказ №448 г. Балаково «Об утверждении форм заявлений об участии в едином государственном экзамене и независимой форме гиа в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся на территории Балаковского муниципального района в 2011 году»
Егэ в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПриказ №26 г. Балаково
Об участии учреждений образования Балаковского муниципального района в смотре-конкурсе экологических театров и агитбригад в 2011/2012...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПротокол №5 от 15 июня 2011 г. В. А. Додонов 15 июня 2011 г
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Председателем Правительством Российской...
Постановление От 27 июня 2011 №2236 г. Балаково о концепции развития образования Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы iconПостановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 "о федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы"
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития образования на 2011 2015 годы (далее Программа)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы