Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» icon

Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал»



НазваниеМастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал»
Дата конвертации01.10.2012
Размер92.79 Kb.
ТипСеминар
источник



Мастер-класс по географии для педагогов школы.

«Жемчужина Сибири - Байкал »

(дата проведения 15.03.2011г.)


Форма мастер-класса: семинар-практикум

Тема мастер-класса: «Индивидуальные и групповые формы работы в технологии ключевые термины на уроках географии. Системная стратегия «Зигзаг»».

Время проведения: 20 минут

Цели семинара-практикума:

  • повышение интереса к использованию в своей деятельности методических приёмов технологии - ключевые термины на уроках географии.

  • освоение педагогами методического приёма «Системная стратегия «Зигзаг»

^ Ход семинара-практикума


Первый этап – теоретический

Добрый день уважаемые педагоги!

Я рада приветствовать вас на мастер – классе « Технология ключевых терминов на уроках географии».

В жизни человек часто сталкивается с необходимостью работы в коллективе, где приходится отвечать не только за свой участок работы, но и за то, чтобы сотрудники также усвоили определенную информацию, определенные сведения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения темы нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; выражать свои чувства и мысли в понятной для других форме.

^ I. Дайте общую трактовку этих терминов, и как они будут применяться в конкретном тексте данной темы?



№ п/п

БАЙКАЛ

ЖЕМЧУЖИНА

ЭНДЕМИКИ

САРМА


1
















2















3















4















5















6













Когда все приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, прошу обратить внимание на эти слова при чтении текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.

Ответив на трактовку этих терминов, укажите, где оказалось маловато информации. Если в чем-то не уверены, рядом с цифрой ставится большой вопросительный знак. Затем обратите особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем вы были не правы; какие неясности прояснились; о чем вы раньше не подумали вовсе.

Разделим доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Предлагаю воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.

№ п/п

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

1













2











3












4












5










III. Затем называю тему «Жемчужина Сибири - Байкал» и спрашиваю, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых вы не сомневаетесь. Их мы заносим в колонку «Знаем»

Просим учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предлагаем учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи.

На этом этапе учащиеся наверняка в чем-то усомнятся. Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим знать». Просим учащихся дополнить этот список: что они еще хотят узнать по данной теме. Все возникшие соображения записываются на доску и в тетради. Если снова поработать с отдельными категориями, список вопросов наверняка


расширится. Теперь, если учащимся предстоит читать текст или слушать лекцию, следует еще раз обсудить вопросы, которые они сами поставили, и нацелить их, таким образом, на чтение текста или слушание лекции. Когда чтение закончено, мы переходим к третьей колонке: «Узнали» и просим учащихся записать, что они почерпнули из текста, причем расположить ответы надо параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию (спросить о которой им раньше просто не приходило в голову) надо расположить ниже. Поработав индивидуально, вы обмениваетесь своими соображениями по колонке «Узнали». Итоги заносятся в третью колонку на доску. Затем сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. Они также сравнивают возникшие ранее вопросы с полученными из текста ответами и решают, как поступить с вопросами, которые остались без ответа.

стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

Когда учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например:

а) Система маркировки текста

Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

- галочкой ( ) помечается то, что им уже известно;

– - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;

+ - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.

? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

б) Взаимоопрос

Этот методический прием применяется так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

стадия РАЗМЫШЛЕНИЕ


Приемы, которыми пользуются на стадии «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.

Например:

Учащиеся, готовясь к чтению текста, могут теперь вернутся к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста.

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг»

Шаг 1. Обучать школьников извлекать информацию не только из текста учебника, но из его рисунков, таблиц, карт, графиков.

Шаг 2. Развивать логическое мышление школьников, давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, выводы по аналогам.

Шаг 3. Самостоятельно читать текст и выписывать наиболее значимые ключевые термины, мысли, факты.

Шаг 4. Обсуждать с учащимися наиболее спорные и неоднозначные моменты изучаемого материала

Шаг 5. Предлагать задания, связанные с дальнейшим самостоятельным поиском углубленного, занимательного изучаемого материала.

Именно для достижения всех этих целей и предназначена стратегия «Зигзаг».

Подлежащий изучению учебный материал располагается в строгой логической последовательности и делится на небольшие порции и шаги. Особенностью каждого такого шага, отличающей его от параграфа и абзаца учебника, является то, что он кроме информации (т. е. знаний) содержит, и задание для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, при этом каждый ученик может работать в доступном для него темпе. Такая организация работы позволяет учащемуся, если он быстро усваивает материал, закончить его изучение с меньшей затратой времени по сравнению со временем, отводимым на изучения обычными методами. Оставшееся время может быть уделено более глубокому изучению материала, чтению дополнительной литературы. Ученик, медленно усваивающий материал, не будучи связан с общим темпом работы, имеет возможность работать в спокойной обстановке, не торопясь.


^ Текст «Геология и геоморфология Байкала»

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера 15-20 миллионов лет (другие озёра обычно имеют возраст 5-15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое строение. Очертания озера – продолговатые. Длина озера 620 км, а ширина – от 24 до 79 км. Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620 м, средняя – уровня Мирового океана, а уровень зеркала воды на 453 м выше. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон (73 км в длину и 11 ум в ширину).

^ Текст «Климат Байкала»

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января - 24ºС. Лето на берегах озера прохладное, средняя температура июля +15ºС. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры:

- сарма – ураганный ветер, поднимающий штормовые волны на Байкале, - верховик – спокойный ветер, без резких порывов. У берега волнений почти нет, но в открытой части озера вода быстро темнеет и покрывается белой пеной, -------------------------------------------------------------------------------------------- баргузин - могучий ветер, дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью, -------------------------------------------- култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль озера. Култук несет с собой жестокие штормы и дождливую погоду. Чаще и сильнее култук бывает осенью.

^ Текст «Органический мир Байкала»

Уникален органический мир Байкала. В озере встречаются около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли. 70% обитателей озера – эндемики, т.е организмы, не встречающиеся нигде более, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Она розовато-белая, полупрозрачная, состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мёртвая она не тонет, т.к жир легче воды) и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения или в лечебных целях. ----------------------------------------------------------------------------------- Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы. Ловят его и летом и зимой из-подо льда. Сети из прочной капроновой нити в длину 1,5 – 2 км, а в высоту 4-5 метров. Омуль невелик по размерам: длина рыбы – 30-40 см, а вес – 2-4 кг. ---- Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Она в точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – загадка для зоологов.

^ Текст «Гидрология Байкала»

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т.е солёность воды равна 0,1%0. и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала. ------------------------------------------------------------------- В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал. ----------------------Вода в озере круглый год холодная (температура – 10-12ºС). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. -------------------------------------Байкал уникален и огромным объёмом воды, который можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.

^ Текст «Экология Байкала»

Озеро является рекреационным объектом Сибири (местом отдыха). Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, сосны, лиственницы. ----------------------------- В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро, что привело к подъёму уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона. Необходимые природоохранные мероприятия: построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озёр и рек, впадающих в Байкал, запретить сплав древесины по рекам, регулировать рубку леса в бассейнах рек, поднять экологическую культуру населения.









Похожие:

Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconТема урока: Озеро Байкал жемчужина Сибири
Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть...
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconДоклад «Озеро Байкал» (в рамках работы XI школьной научно-практической конференции «Великие реликвии России») ученица 2 «А» класса Аникина Мария
Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца Байкал вытянулся с юго запада на северо-восток (cлайд...
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconМастер класс как форма профессионального обучения педагогов. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс»
«мастер-класс» занимает особое место. Определимся сначала с понятием мастер-класса. Формат мастер-класса предполагает информационное...
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconПрезентация «Байкал-жемчужина России» 7,8 23 Альманах «Ангара-главная водная артерия области»
В ноябре – декабре 2010 образовательные учреждения района приняли участие во Всероссийской акции «Чистая вода»
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconНе переворачивайте страницу без разрешения учителя! Чем знаменит Байкал?
Азии между широтами Москвы и Воронежа, Лондона и Эдинбурга, Байкал это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость...
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconУрок по этой технологии. Март, 2007 года. Мастер-класс для молодых учителей района «Развитие творческих способностей обучающихся». 15 ноября 2007 года
Мастер-класс. 2009 год. Выступление на публичном отчете школы перед родителями. «Интерактивная доска на уроке»
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» icon«Мастер-класс» как форма обучения учителей
Мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения учителей и представляют собой профессиональные объединения педагогов...
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconТема: «байкал бесценный дар природы»
Темой нашего урока стали слова А. Твардовского: «Байкал – бесценный дар природы». Байкал – слово тюрское и происходит оно от слова...
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconКалендарно-тематическое планирование по географии для 8 класс
Примерной программы по географии и учебника А. И. Алексеева и др. "География России. Природа и население. 8 класс"
Мастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал» iconМастер-класс, как одна из форм распространения опыта профессиональной деятельности педагога конкурсанта
Методические рекомендации предназначены для педагогов, решивших принять участие в конкурсном движении
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы