Программа познание мира icon

Программа познание мира




Скачать 303.78 Kb.
НазваниеПрограмма познание мира
Дата конвертации30.10.2013
Размер303.78 Kb.
ТипПрограмма
источник
1. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/adeb-EM-ru.doc
2. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/algeb-EM-ru.doc
3. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/angl-EM-ru.doc
4. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/bio-EM-ru.doc
5. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/f-kul-EM-ru.doc
6. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/fiz-EM-ru.doc
7. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/fran-EM-ru.doc
8. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/geo-EM-ru.doc
9. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/geom-EM-ru.doc
10. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/him-EM-ru.doc
11. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/inf-EM-ru.doc
12. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/istKz-EM-ru.doc
13. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/kaz-EM-ru.doc
14. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/lit-EM-ru.doc
15. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/nem-EM-ru.doc
16. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/nvp-EM-ru.doc
17. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/o-znan-EM-ru.doc
18. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/pravo-EM-ru.doc
19. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/relig-Os-ru.doc
20. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/rus-EM-ru.doc
21. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/tehn-EM-ru.doc
22. /Standart/UP-11-let-ru/up-EM-ru/vsem-EM-ru.rtf
23. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/adeb-OG-ru.doc
24. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/algeb-OG-ru.doc
25. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/angl-OG-ru.doc
26. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/bio-OG-ru.doc
27. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/f-kul-OG-ru.doc
28. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/fiz-OG-ru.doc
29. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/geo-OG-ru.doc
30. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/geom-OG-ru.doc
31. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/him-OG-ru.doc
32. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/inf-OG-ru.doc
33. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/istKz-OG-ru.doc
34. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/kaz-OG-ru.doc
35. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/lit-OG-ru.doc
36. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/nem-OG-ru.doc
37. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/nvp-OG-ru.doc
38. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/o-znan-OG-ru.doc
39. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/pravo-OG-ru.doc
40. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/rus-OG-ru.doc
41. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/tehn-OG-ru.doc
42. /Standart/UP-11-let-ru/up-OG-ru/vsem-OG-ru.doc
43. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/angl-N-ru.doc
44. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/f-rul-N-ru.doc
45. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/fran-N-ru.doc
46. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/gram-N-ru.doc
47. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/inf-N-ru.doc
48. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/izo-N-ru.doc
49. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/kaz-N-ru.doc
50. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/lit-N-ru.doc
51. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/mat-N-ru.doc
52. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/muz-N-ru.doc
53. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/nem-N-ru.doc
54. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/poz-N-ru.doc
55. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/rus-N-ru.doc
56. /Standart/UP-11-let-ru/up-nach-ru/trud-N-ru.doc
57. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/adeb-Os-ru.doc
58. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/algeb-Os-ru.doc
59. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/angl-Os-ru.doc
60. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/bio-Os-ru.doc
61. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/est-Os-ru.doc
62. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/f-kul-Os-ru.doc
63. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/fiz-Os-ru.doc
64. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/fran-Os-ru.doc
65. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/geo-Os-ru.doc
66. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/geom-Os-ru.doc
67. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/him-Os-ru.doc
68. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/inf-Os-ru.doc
69. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/istKz-Os-ru.doc
70. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/izo-Os-ru.doc
71. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/kaz-Os-ru.doc
72. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/lit-Os-ru.doc
73. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/mat-Os-ru.doc
74. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/muz-Os-ru.doc
75. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/nem-Os-ru.doc
76. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/o-znan-Os-ru.doc
77. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/rus-Os-ru.doc
78. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/syzu-Os-ru.doc
79. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/tehn-Os-ru.doc
80. /Standart/UP-11-let-ru/up-osn-ru/vsem-Os-ru.doc
81. /Standart/goso-10-ru.doc
82. /Standart/imp-2010-ru.doc
Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі ы. Алтынсарин атындағЫ
Программа алгебра и начала анализа естественно-математическое направление 10-11 классы
Программа «иностранный язык» (английский язык)
Программа биология
Программа физическая культура
Министерство образования и науки республики казахстан
Программа «иностранный язык» (французский язык)
Программа география
Программа геометрия естественно-математическое направление 10-11 классы
Программа химия для 10-11 классов естественно математического направления
Программа по информатике для 10-11 классов (естественно-математическое направление) Алматы 2009 пояснительная записка
Программа история казахстана для 10-11 классов естественно-математического направления
Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі ы. Алтынсарин атындағЫ Ұлттық білім беруакадемиясы оқу бағдарламасы
Программа русская литература
Программа «иностранный язык» (немецкий язык)
Программа начальная военная подготовка
Министерство образования и науки республики казахстан национальная академия образования
Программа основы правоведения для 10-классов средней школы
Программа для 9 класса общеобразовательной средней школы Астана Утверждено Приказом № от
Программа русский язык для 10-11 классов естественно-математического направления
Программа технология
Программа всемирная история для 10 классов средней общеобразовательной школы
Программа алгебра и начала анализа Общественно-гуманитарное направление 10-11 классы
Программа «иностранный язык» (английский язык) для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа биология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа физическая культура для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа физика для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа география для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа геометрия общественно-гуманитарное направление 10-11 классы
Программа химия для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа информатика для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа история казахстана для 10-11 классов средней общеобразовательной профильной школы
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі Ы. Алтынсарин атындағы ұлттық білім беру академиясы Оқу бағдарламасы
Программа по русской литературе для 10-11 классов предназначена для углубленного изучения предмета литературы в школах с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления
Программа иностранный язык (немецкий язык) для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа начальная военная подготовка для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа Основы обществознания для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа основы правоведения для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа русский язык для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа технология для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа всемирная история для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
Программа «иностранный язык» (английский язык)
Программа физическая культура
Программа «иностранный язык» (французский язык)
Программа русская грамота для 1 класса школ с русским языком обучения
Программа по информатике для 1-4 классы Учебная программа «Информатика»
Программа изобразительное искусство для 1-4 классов школ с русским языком обучения
Ы. Алтынсарин атындағы ұлттық білім беру академиясы Қазақ тілі орыс, өзбек,ұйғыр,тәжік тілдерінде
Программа литература
Программа математика
Программа музыка
Программа «иностранный язык» (немецкий язык)
Программа познание мира
Программа русский язык для 2-4 классов школ с русским языком обучения
Программа трудовое обучение
Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі Ы. Алтынсарин атындағы ұлттық білім беру академиясы
Программа алгебра 7-9 классы
Программа «иностранный язык» (английский язык)
Программа биология 6-9 классы школ с русским языком обучения
Программа естествознание
Программа физическая культура
Программа физика 7-9 классы школ с русским языком обучения
Программа «иностранный язык» (французский язык)
Программа география 6-9 классы школ с русским языком обучения
Программа геометрия 7-9 классы
Программа по химии для основного среднего образования определяет обязательный минимум содержания предмета,требования к уровню подготовки учащихся образовательных организаций, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
Программа информатика
Программа история казахстана
Программа по предмету «Изобразительное искусство» уровня основного общего образования опирается на дидактические принципы
5-9 сыныптарға арналған «Қазақ тілі» пәнінің оқу бағдарламасы
Программа русская литература
Программа математика 5-6 классы
Программа музыка 5-6 классы школ с русским языком обучения
Программа «иностранный язык» (немецкий язык)
Программа основы обществознания
Программа русский язык
Программа черчение
Программа технология
Программа всемирная история
Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего,общего среднего образования республики казахстан госо рк 3 01-2010 Астана -2010
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина


Учебная программа

ПОЗНАНИЕ МИРА


1-4 классы школ с русским языком обучения


Аcтана 2009

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Объект учебного предмета. Учебная программа «Познание мира» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом начального образования Республики Казахстан 2002 года. «Познание мира» - интегрированный учебный предмет, формирующихся у обучающихся уровня начального образования система знаний о человеке, природе и обществе, их взаимосвязях и взаимозависимостях.

2. Предмет учебного предмета. Познание окружающего мира предусматривает последовательное овладение учащимися методами и спосо­бами познавательной деятельности, направленной на изуче­ние различных объектов и явлений окружающего мира. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начального уровня образования познанию окружающего мира, их воспитания и развития в ходе обучения.

3. Общие цели учебного предмета «Познание мира» формирование у обучающегося уровня начального образования система знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях.

4. Задачи учебного предмета:

– сформировать у обучающихся элементарные понятие об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;

– дать первоначальные представления о системе ценностей, социально приемлемых нормах поведения и нормах безопасного поведения в социальной среде, об экологической культуре;

– подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках естествоведческих и обществоведческих дисциплин и сформировать у них стремления познавать окружающий мир самостоятельно.

5. Дидактические основания, регулирующие отбор содержания учебного предмета. Отбор содержания образования основана на деятельностном, здоровьесберегающем и личностно орентированном подходе. При отборе содержания учебного предмета «Познание мира» учтены возрастные особенности учащихся 1-4 классов и предусмотрены личностно-ориентированный подход к процессу обучения.

Выбор структуры и содержания учебного предмета «Познание мира» начального уровня образования составлен на основе принципов интеграции, преемственности и целостности. При распределении учебного материала по годам обучения следует использовать концентрическое построение содержания образования. Исходя из структуры учебного предмета «Познание мира» представлены следующие содержательные линии:

1. Человек.

2. Природа.

3.Общество.

Согласно содержательной линии «Человек» учащиеся овладевает элементарными знаниями о физиологическом развитии человека, здоровье и безопасности, о необходимых условиях для жизнедеятельности человека, о здоровом образе жизни. Здесь человек рассматривается в рамках био­логических представлений и в социальном аспекте.

По содержательной линии «Природа» учащиеся знакомятся с элементарными биологическими (о признаках животных и растений, разновидностях растений и животных, их приспособлении к различной среде обитания, их взаимосвязи, значение для жизни человека) и географическими (о методах ориентирования на местности, плане и карте, форме поверхности земли, о полезных ископаемых, круговороте воды в природе, погоде и климате, космическом теле Земли) понятиями.

Содержательная линия «Общество» дают учащимся первичные представления о развитии человека и общества, культурно-историческом наследии народов Казахстана, овладевают элементарными знаниями и умениями о взаимоотношениях и взаимодействиях человека с окружающей его действительностью.

6. Учебная нагрузка по предмету. В соответствии с базисным учебным планом количество часов в неделю учебного предмета «Познание мира» составляет:

с 1-4 классы 8 часов в неделю, в учебном году 272 часов, из них:

в 1 классе - 2 часа в неделю, 68 часа в учебном году;

во 2 классе - 2 часа в неделю, 68 часа в учебном году;

в 3 классе - 2 часа в неделю, 68 часа в учебном году;

в 4 классе - 2 часа в неделю, 68 часа в учебном году.

7. Вариативная часть содержания учебного предмета направлена на разработку и реализацию дополнительных учебных программ, в пределах государственного общеобязательного стандарта начального образования. Вариативная часть содержания образования обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся и разрабатывается с учетом пожелания детей и запросов их родителей. Рекомендуются следующие дополнительные учебные программы: «Познай самого себя», «Природа и люди», «Зеленый дом», «Мир и человек», «В гостях у природы», «Зеленая аптека», «Родная страна», «Природные богатства родной земли» и др.


II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Распределение базового содержания образования по классам с указанием часов

1 класс

Введение (4 часа)

Элементарные представления об окружающем мире. Первичные наблюдение за различным состоянием окружающего мира. Рассказ об увиденном и прочитанном. Познание мира – учебный предмет об окружающем мире. Значе­ния учебного предмета и методы его изучения.

Человек (6 часов)

Я – человек. Части человеческого тела. Что нужен для физиологического роста человека (пища, витамины, здоровый сон). Режим дня.

Демонстрации. Различие вещей по форме, цвету, раз­меру, качеству (большой-маленький, мягкий-твердый, особенности материалов из ткани, дерева, железа и т.д.). Про­слушивание записей различных звуков, определение их принадлежности (речь человека, мычание коровы, лай собаки и т.д.).

Природа (36 часов)

Живая и неживая природа. Изменения в при­роде (4 часа)

Первоначальные представления понятии «воздух», «вода», «почва», «солнце». Воздух и его значени.. Вода и ее значение. Почва и ее значение. Значение Солнца для жизни на Земле.

Времена года. Погода: ясные, об­лачные дни. Виды осадков.

Растения (16 часов)

Первоначальное понятие об растении. Комнатные растения и их рост. Части растений и их значение. Деревья, кустарники, травы.

Условия роста растений. Влияние се­зонных изменений в природе на жизнь растений. Значение растений в природе и в жизни человека. Охрана растений.

Животные (12 часов)

Общие представления об основ­ных группах животных: млекопитающие (звери), птицы, до­машние животные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Животные и их повадки. Домашние и дикие животные. Животные живого уголка. Уход за животными.

Труд человека (4 часа)

Сезонные виды работ людей. Осень: заготовка топлива, убор­ка зерновых культур и овощей, сбор плодов и ягод, посадка деревьев, утепление помещений для домашних животных, заготовка сена и других кормов. Зима: отопление домов, уход за домашними животными, подкармливание диких птиц, зве­рей. Весна: уборка и очистка садов, огородов, рыхление по­чвы, посев, выращивание рассады, выгон скота на пастби­ще. Охрана окружающего мира.

Практические работы. Определение части растений. Краткое описание повадки домашних и диких животных.

Экскурсии. Наблюдения за влиянием сезонных измене­ний в природе на жизнь растений.

Общественно-полезный труд. Уход за комнатными ра­стениями, животными в уголке живой природы.

Общество (22 часа)

Семья (4 часа)

Состав семьи. Взаимная забота членов семьи друг о друге. Роль в семье отца и матери. Сущность понятий «я», «мы», «мой», «наш».

Разделение обязанностей среди членов семьи. Правила поведения дома и в гостях. Этикет. Культура общения с соседями, сверстниками. Правила безопасности с бытовой техникой, приборами (электрическими, газовыми, электронными). Эко­номия электроэнергии, воды.

Школа (4 часа)

Я - школьник. Обязан­ности ученика. Домашний адрес ученика. Режим дня школь­ника. Мой класс. Классный коллектив. Моя школа. Школьный коллектив.

Правила поведения в школе. Школа и ее окрестность. Адрес школы.

Родной город (область/район) (6 часов)

Название города (области/района), глав­ная улица, площадь. Дорога. Пешеходная дорога, шоссе. Пе­рекресток, светофор. Правила перехода дороги, необходимость соблюдения этих правил. Дорога от дома до школы. Виды транс­порта в городе (ауле). Правила поведения в транспорте.

Понятие о государственном учреждений. Понятие о профессии виды профессии.

Родная страна (8 часов)

Моя Родина - Казахстан. Гимн, Герб, Флаг – символы Республики Казахстан. Астана – столица Казахстана.

Национальные праздники республики. Праздник наурыз.

Демонстрации. Фрагменты из кинофильмов о Казах­стане. О столице республики – Астане.

Практичсекие работы. Ролевые игры на правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах.

Общественно полезный труд. Участие в домашней работе. Участие в подготовке к праз­дникам.


2 класс

Человек (8 часов)

Необходимые условия для жизнедеятельности человека (дом, одежда, техника, выращивание растений, разведение животных). Труд – необходимая для жизни человека деятельность.

Органы чувств и их значение. Особая функция языка. Уход за органами чувств. Здоровый образ жизни.

Практические работы. Ролевая игра «Функции частей тела». Тренинг навыков правильной чистки зубов и мытья рук.

Природа (33 часа)

Понятие о взаимосвязи живой и неживой природы. Тела неживой природы и их свойства (12 часов)

Воздух – газообразное вещество. Общее свойства воздуха. Значение воздуха в при­роде и в жизни человека. Сохранение воздуха от загрязнение.

Вода. Свойства воды (цвет, вкус). Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Значение воды в природе и в жизни человека. Экономия воды.

Почва. Представление о составе и плодородности почвы. Значение почвы. Мероприятия по охране почвы.

Солнце – источник света и тепла.

Демонстрации. Опыты: воздух поддерживает горение; сравнение воды с другими жидкостями (по цвету); раство­римые в воде вещества.

Растение (7 часов)

Потребность растении в воде, воздухе, свете, тепле. Рост и размножение. Органы растений и их функции.

Животное (8 часов)

Потребность животных в воздухе, воде, тепле, пище. Рост, передвижение, размноже­ние.

Значение растений и животных в жизни человека (6 часов)

Полеводство. Животноводство. Понятия растениеводства и животноводства и общее представ­ление о предприятиях по переработке растительного и жи­вотного сырья. Ответственность человека за сохранение чи­стоты окружающей среды. Охрана растений и животных.

Демонстрации. Гербарий: органы растений, их структура, семе­на, плоды. Техника высадки комнатных растений в горшки. Диафильм «Различные стадии развития бабочек, лягушек».

Общественно-полезный труд. Размножение комнатных растений. Уход за растениями на при­школьном участке. Кормление домашних животных.

Экскурсии. В городе: ознакомление с растениями и животными в парках, зоопарках. На местности: ознакомление с растениями на при­школьном участке, на своем огороде и ознакомление домашними животными.

Общество (27 часов)

Семья (6 часов)

Подготовка детей в семье к общественно-социальной жизни. Место работы родителей, их профессия. Роль и место в семье дедушки и бабушки. Родственные связи. Взаимоотношения с близкими и даль­ними родственниками. Семейные традиции. Отдых членов семьи, виды совместного отдыха, его значение для членов семьи.

Школа (6 часов)

Порядок работы в школе: расписание уроков, начало и окончание заня­тий, перемены. Правила для учащихся. Взаимоотношения учащихся и учителя. Общественно-полезная и культурно-массовая работа. Ответственность и дисциплина. Участие классного коллектива в общественных мероприятиях. Правила работы в школьной библиотеке и мастерской.

Родной город (область/район) (8 часов)

Город (область/район) – составная часть администрации республики. Первоначальные понятие о хозяйстве. Главные отрасли хозяйства города (области/района). Исторические достопримечательности и культурное наследие. Места отдыха населения. Правила поведения на ули­цах, в общественных местах.

Родная страна (7 часов)

Наша Родина Республика Казахстан – суверенное государство. Авторы государственных сим­волик. Видные государственные деятели Родины.

Общее представление о хозяйственном отрасле страны: сельское хо­зяйство, промышленность, транспорт, строительство, энерге­тика.

Общее представление о культуре, науке, образовании Казахстана. М.Ауэзов - великий писатель; К.Сатпаев - вид­ный ученый-геолог, основатель Академии наук Казахстана.

Общенародные праздники Республики Казахстан: Наурыз - Новый год, День независимости республики.

Демонстрации. Диафильм «Астана – мой любимый город».

Практические работы. Ситуативно-ролевые игры по правилам школьной библиотеки.


3 класс

Человек (8 часов)

Человек – часть природы. Общий обзор строении организма человека. Скелет и мышцы. Движе­ние. Органы дыхания. Легкие и их работа. Органы пищева­рения, их работа. Органы кровообращения. Сердце и его ра­бота. Нервная система. Взаимосвязь функций органов.

Значение физического труда и физкультуры для укрепле­ния мышц. Гигиена питания. Прогулки на свежем воздухе.

Наглядные пособия. Модель скелета, муляж сердца человека. Таблицы. Приборы: секундомер, спидометр.

Демонстрации. Диафильмы «Скелет человека. Соединение костей», «Строение и работа органов дыхания», «Строение и работа сердца», «Нервная система человека» и др.

Практические работы. Подсчет пульса в спокойном состоянии, после бега на месте.

Природа (34 часа)

Методы изучения природы (4 часа)

Наблюдение за живыми и неживыми телами природы. Наблюдение и опыт – основные методы познания природы. Планирование, фиксация проведения опыта, обобщение ре­зультатов, заключение.

Величины, их измерение (время, температура, масса, длина и др.), значение их в изучении объектов и явлений приро­ды.

Наглядные пособия. Перекидной календарь, часы, тер­мометр, весы, рулетка, линейка и др.

Демонстрации. Различные приборы измерения величин. Фиксация исходного состояния в расположении листьев ком­натных растений по отношению к свету; предположение об их способности к движению по направлению к источнику све­та.

Практические работы. Работа с приборами, измере­ние с их помощью различных величин. Работа с календарем, часами по определению количества месяцев в году, недель в месяце, суток в неделе, часов в сутках.

Тело. Вещество. Явление (4 часа)

Первичное пред­ставление о телах. Природные тела и искусственные тела (изготовленные человеком). Вещество. Агрегатное состоя­ние веществ. Явления природы (ветер, молния, ледоход, осад­ки, роса, размножение и развитие живых тел и т.д.).

Наглядные пособия. Предметы, сделанные из различ­ных веществ (дерево, железо); образцы жидких веществ.

Практические работы. Ознакомление с телами при­роды и телами, изготовленными руками человека.

Воздух. Вода. Погода (4 часа)

Воздух: теплый воздух легче холодного. Движение воздуха – ветер. Вода в природе. Понятие «подземные воды», «реки», «озера», «моря», «океаны». Облака, формы облаков. Осадки. Туман. Погода. Сохранение чистоты возду­ха. Значение воздуха и воды (для природы и жизни человека).

Наглядные пособия. Рисунки реки, озер и морей. Спиртовка, стеклянные и резиновые трубочки, химичес­кая колба, вода.

Демонстрации. Передвижение воздуха между смежны­ми комнатами при открытой двери. Переход воды в газооб­разное состояние и пара в воду.

Практические работы. Ознакомление с названиями крупных рек, озер и океанов.

Горные породы и полезные ископаемые (10 часов)

Понятие о горной породе. Виды, многообразие горных пород, их свойства. Твердые горные породы: гранит, мрамор. По­лезные ископаемые. Нефть. Природный газ.

Почва. Образование почвы. Свойства почвы.

Наглядные пособия. Коллекция образцов полезных ис­копаемых. Таблицы "Добыча угля", "Добыча нефти".

Демонстрации. Диафильмы "Гранит", "Известняк", "Каменный уголь".

Практические работы. Ознакомление с образцами гор­ных пород, их сравнение. Ознаком­ление с видами почвы и ее свойствами.

Экскурсии. Ознакомление с с почвами на местности.

Растения (6 часов)

Разнообразие растений на Земле. Влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тене­выносливые растения. Одно-, многолетние растения. Дикие и культурные растения. Среда обитания растений. Использо­вание растений человеком. Влияние человека на раститель­ный мир. «Красная книга» растений Казахстана.

Наглядные пособия. Гербарий. Рисунки с изображени­ем растений, произрастающих в данной местности, в других климатических условиях (жарких, засушливых, повышенной влажности и др.).

Экскурсии. Ознакомление с рас­тениями на местности.

Животные (6 часов)

Разнообразие мира животных и их среды обитания. Животные паразиты (клещи, кишечные червы, клопы и др.). Ядовитые животные: каракурт, змеи и др. Профилактика заражения кишечными червями; меры борьбы с насекомыми – переносчиками бо­лезней. Меры, принимаемые при укусе ядовитых змей. «Красная книга» животных Казахстана.

Наглядные пособия. Таблицы. Влажные препараты. Коллекции насекомых. Чучела птиц и зверей.

Общество (26 часов)

Семья (4 часа)

Изменения в общении между членами семьи по мере взросления детей. Понятие о долге. Лучшие семейные традиции: гостеприимство, празднование знамена­тельных дат и других радостных событий (день рождения, юбилей и т.д). Забота в семье друг о друге. Бюджет семьи, его виды, значение.

Этикет и его роль в общении между людьми (родствен­никами, соседями, сверстниками). Добрата. Вежливость. Товарище­ство и дружба.

Школа (4 часа)

Организация внеурочной работы и уча­стие в ней. Ученические организации, объединения. Общественно полезные, культурные мероприя­тия.

Родной город (область/район) (8 часов)

Различия между аулом и городом: плотность населения (на уровне понятий больше-меньше), устройство быта, условия и специфика труда, транс­порт, строительство и т.д. Культурные связи города и аула.

Профессиональные праздники: «День учителя», «День медицинского работника», «День шахтера», «День металлур­га», «Праздник чабана» и др.

Наша Родина (10 часов)

Независимость Республики Казахстан. «Золотой человек», «Байтерек» – символический облик Казахстана. Конституция – основной закон Республики Казахстан. Органы управления страны: президент, парламент, министерства (образования и науки, здравоохранения, сельс­кого хозяйства и т.д.). Вооруженные Силы Республики Ка­захстан.

Государственный язык. Язык меж­национального общения. Казахский народ. Народы, проживающие в Казахстане: (русские, уйгуры, татары, немцы и др.). Деятели культуры и общественности независимого Казахстана.

Наглядные пособия. Картины, открытки с изображением Астаны и городов республики. Макеты Государ­ственного флага, Государственного герба Республики Казах­стан, портреты деятелей науки, искусства, литературы.

Демонстрации. Диафильм «Независимый Казахстан». Творчество учащихся о Родине.

Практические работы. Познавательная игра: «Современные деятели культуры и общественности».

Экскурсии. «Достопримечательности родного края, города/аула.

4 класс

Человек (6 часов)

Человек – дитя общества. Понятие о религии. Религиозные и научные пред­ставления о происхождении человека. Жизнь первобытных людей, орудия их труда. Роль труда в жизни человека. Мыш­ление и речь - специфические свойства человека. Общие сведения о семи чудесах света.

Воздействие человека (положительное и отрицательное) на окружающую среду. Охрана окружающей среды.

Наглядные пособия. Рисунки «Пещерные люди», «Со­вместная охота», по теме «Семь чудес света».

Демонстрации. Диапозитивы «Происхождение челове­ка», диафильмы о жизни первобытных людей, об орудиях труда первобытных людей.

Природа (38 часов)

Методы ориентирования на местности (3 часа)

Понятие о горизонте. Четыре стороны горизонта. Компас. Понятие о плане и карте. Рисунок и план местности. Наша страна на карте. Понятие о масштабе. Глобус.

Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана. Таб­лица «Ориентирование по природным признакам».

Практические работы. Работа с физической картой Казахстана. Глобус.

Природа родного края. Рельеф (8 часов)

Понятие рельеф. Равнина, кот­ловина, гора, холм. Изображение форм поверхности земли на плане, на карте. Равнины: степи в Северном и Центральном Казахстане, пустыни, полупустыни на юге. Холмы: казахские мелкосопочные складчатые горы в Центральном Казахста­не. Горы: Алтайские, Алатау, Тянь-Шань. Горные породы рав­нин и гор: глина, гранит, песок.

Наглядные пособия. План местности, физическая кар­та Казахстана.

Практические работы. Обучение умению находить и показывать на карте Ка­захстана горы: Алтайские, Алатау, Тянь-Шань; обозначать их на контурной карте.

Экскурсии. Ознакомление с рельефом местности.

Полезные ископаемые (6 часов)

Понятие полезные ископаемые. Виды полезных иско­паемых. Рудники в Казахстане: Соколовско-Сарбайский, Темиртауский, Жезказганский комбинаты. Нерудные полезные ископаемые: горючие (нефть, природный газ, каменный уголь); удобрения (каменная соль, фосфориты); строительные (известняк, мра­мор, гранит, глина, песок). Каспийская нефть и Каспийский газ. Карагандинский, Экибастузский угольные бассейны. Фосфориты Каратау. История открытия Карагандинского бассейна. Апак Байжанов.

Наглядные пособия. Коллекции образцов полезных ис­копаемых, экономическая карта Казахстана.

Практические работы. Определение на карте месторождений полезных ископаемых, обозначение их на контурной карте.

Вода (4 часа)

Круговорот воды в природе. Подземные воды. Колодцы. Родники, реки, озера Казахстана. Минераль­ные воды: курорт Сары-Агаш. Охрана водоемов.

Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана.

Практические работы. Нахождение крупных рек и озер Казах­стана на физической карте и обозначение их на контурной карте.

Воздух и погода (4 часа)

Воздух – щит Земли. Погода. Изменчивость погоды. Прогноз погоды и его значение. При­знаки, характерные для каждого сезона. Первичные представ­ления о климате. Общая характеристика климата Казахстана. Влияние деятельности человека на воздух. Охрана воздуха.

Наглядные пособия. Таблицы «Состав воздуха».

Практические работы. Обучение умению определять направление ветра при помощи флюгера.

Растения и животные родного края (7 часов)

Ес­тественные места обитания растений и животных. Расте­ния и животные лугов, степей, пустынь, водоемов, лесов, гор. Охрана при­родных сообществ живых организмов. Заповедники. Нацио­нальные парки. Ботанический сад. «Красная книга Казах­стана».

Наглядные пособия. Таблица «Природные сообщества живых организмов». Коллекция плодов и семян культурных растений.

Демонстрации. Учебные фильмы «Животные – оби­татели водоемов», «Животные – обитатели суши».

Земля космическое тело (6 часов)

Понятие о космо­се. Изучение космоса человеком. Космические полеты. Пер­вые космонавты: Ю.Гагарин, Т.Аубакиров, Т.Мусабаев. Вид Земли из космоса. Земля – шарообразное тело. Глобус – модель Земли. Источник света и тепла на земле – Солнце. Вра­щение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Полушария. Природа и образ жизни людей в холод­ных и жарких странах.

Наглядные пособия. Глобус, физическая карта мира, теллурий. Картины на темы «Природа весной», «Труд чело­века». Портреты космонавтов.

Демонстрации. Вращение Земли вокруг Солнца (тел­лурий).

Общество (24 часа)

Семья (4 часа)

Семья – составная часть общества. Обществен­ная роль семьи. Гражданские и религиозные обряды созда­ния семьи. Регулирование взаимоотношений членов семьи на основе родственных чувств, обычаев, традиций и правовых норм. Долг детей перед родителями. Обязанности и права детей. Роль родителей в семье. Быт семьи. Планирование доходов семьи. Взаимоотношения в семье, со старши­ми по возрасту, с ровесниками: уважение, помощь. Семейное счастье.

Школа (4 часа)

Творчество учащихся (стихи, рассказы, песни, рисунки, модели, проекты и др.). Ролевые игры: ученик в роли учите­ля, воспитателя, консультанта, организатора, советника и т.д.

Родной город (область/район) (6 часов)

Административно-терри­ториальное управление городом (аулом). Район. Область. Участие семьи и школы в хозяйственной, культурной жизни города (аула). Заслуженные люди города (аула), их жизнь и трудовой путь. Учащиеся – будущее своего города (области/района).

Наша Родина (10 часов)

Борьба за независимость: по­беда над джунгарскими завоевателями и сохранение целост­ности Отечества. Народные герои; исторические сведения об их жизни и подвигах. Краткие исторические сведения об истории становления Казахстана (деятель­ность Тауке хана, Абылай хана).

Место и роль Казахстана в мировом сообществе. Взаимоотношения и связи с зарубежными государ­ствами. Дружба наро­дов Казахстана. Борьба за мир.

Наглядные пособия. Карта области, города (района). «Кон­ституция Республики Казахстан».

Демонстрации. Кинофильм «Аманат».

Экскурсии. Встречи с трудовыми коллективами, заслу­женными людьми города (аула), района, области, республики.


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПО КЛАССАМ


Учащиеся 1 класса должны знать:

- об особенностях человека как живого организма;

- об органах чувств и их значении в познании окружаю­щего мира;

- о месте человека в семье, о взаимоуважении, взаимо­помощи членов семьи;

- о методах познания природы: наблюдение, исследова­ние, опыт;

- о живых и неживых веществах и телах природы;

- о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь жи­вых организмов;

- о влиянии сезонных изменений на жизнь растений;

- о значении растений в жизни человека и животных;

- о животных как о живых организмах;

- об условиях, необходимых для жизни животных;

- о приспособлении животных к среде обитания;

- об охране животных;

- о семье как составной части общества;

- о членах семьи, их взаимоотношениях и взаимопони­мании;

- о школе как центре обучения и воспитания;

- о месте ученика в школьном коллективе;

- о родном городе (область/район);

- о родной стране, столице Родины;

- о великих деятелях науки, искусства и т.д.

Учащиеся дложны уметь:

- сравнивать человека с другими живыми организмами, характеризуя его особенности (прямохождение, речь, мыш­ление, трудовые навыки);

- различать монолог и диалог;

- соблюдать элементарные правила этикета;

- описывать предметы окружающего мира, определять их цвет, форму, величину;

- проводить наблюдения за природой в зависимости от времени года, описывать свои впечатления, результаты на­блюдений;

- участвовать в различных видах труда на пришкольном участке; ухаживать за комнатными растениями, за живот­ными в живом уголке;

- наблюдать за влиянием сезонных изменений на жизнь животных, фиксировать результаты наблюдений в тетради;

- контролировать свое поведение в школе, взаимоотноше­ния с учителями, одноклассниками, проявлять отзывчивость, человечность, честность;

- выполнять посильные виды труда;

- пользоваться нужной информацией.

Учащиеся 2 класса должны знать:

- об условиях, необходимых для жизни человека (путь к созданию этих условий через труд и знания);

- о необходимости бережного отношения к использова­нию природных богатств, общественного и личного иму­щества;

- о значении труда человека в формировании его как лич­ности;

- о горизонте; его основных и промежуточных сторонах;

- об отличии плана от рисунка;

- о воздухе как газообразном веществе;

- о воде как растворителе;

- о потребности растений в воде, воздухе, тепле;

- об органах размножения и условиях роста растений;

- о потребности животных в воздухе, воде, тепле, пище;

- о передвижении, размножении животных;

- об охране растений и животных;

- о семье, членах семьи, их взаимоотношениях и взаи­мопонимании;

- о семейных традициях;

- об основных хозяйственных отраслях страны (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, энер­гетика);

- об общенародных праздниках.

Учащиеся должны уметь:

- составлять рассказы по картинкам, по рисункам учеб­ников, пересказывать тексты;

- объяснять свои чувства, проявлять положительные
эмоции в процессе общения с друзьями, родственниками;
понимать настроение членов семьи, душевное состояние дру­гих людей;

- объяснять значение понятий природа, природные объекты, природные явления;

- различать особенности городской и сельской жизни, наблюдать за хозяйственными связями села и города;

- наблюдать за живыми и неживыми объектами приро­ды, кратко характеризовать результаты наблюдений;

- понимать значение слов хорошо, плохо, трудолюбие, лень, красота и т.д., правильно использовать их в своей речи.

Учащиеся 3 класса должны знать:

- об особенностях человека как живого организма;

- об особенностях строения организма человека (части тела, скелет, функции кровеносных сосудов, мышцы, кожа, органы дыхания и пищеварения, нервная система и ее значе­ние);

- о гигиене;

- об органах чувств и их значении;

- о многообразии природных тел и веществ, об их пере­
ходе из одного состояния в другое;

- о наличии воздуха во всех телах;

- о значении воздуха в природе и хозяйственной деятель­ности человека;

- о причинах происхождения ветра;

- об осадках и их видах;

- об основных свойствах воды; океаны, моря, реки, озе­ра и их отличие друг от друга;

- о значении воды для жизни организмов;

- об основных видах полезных ископаемых и их свой­ствах;

- об охране почвы;

- о группах и видах растений;

- об органах растений;

- о семенах растений и их распространении;

- о растительных сообществах;

- об охране растительного мира;

- о животных как о живых организмах;

- о приспособлении животных к среде обитания;

- о многообразии животных;

- о государственной символике;

- об истории становления Республики Казахстан;

- о роли Казахстана в мировом сообществе;

- о государственном языке и языке межнационального общения.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать личную гигиену, объяснять друзьям прави­ла личной гигиены;

- сравнивать свою деятельность с деятельностью това­рищей, анализировать собственные и чужие ошибки;

- работать с географическими картами;

- наблюдать колебания температуры воздуха;

- наблюдать за изменениями в жизни растений и живот­ных;

- узнавать государственные символы Казахстана;

- характеризовать исторические этапы развития обще­ства.

Учащиеся 4 класса должны знать:

- о происхождении человека;

- о роли труда в жизни человека;

- о влиянии деятельности людей на окружающую среду;

- об охране окружающего мира;

- об изображении форм поверхности земли на карте Ка­захстана, на плане местности;

- о масштабе;

- о видах полезных ископаемых;

- об охране природных сообществ;

- об общей характеристике космоса;

- об общественной роли семьи;

- о планировании доходов семьи;

- об участии семьи и школы в хозяйственной, культурной жизни города (области/района);

- о заслуженных людях города, района, области, республики;

- о борьбе казахского народа за независимость, за со­хранение целостности Отечества;

- о месте и роли нашей страны в мировом сообществе государств;

- о дружбе народов.

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения за деятельностью представи­телей разных профессий (в зависимости от времени года);

- описывать по личным наблюдениям любой объект или явление окружающей жизни, (правильно используя слова и конструкции предложений);

- «путешествовать» по географической карте;

- характеризовать рельеф Казахстана по физической карте;

- выполнять работы с различными таблицами, чертежа­ми, диаграммами;

- понимать условные знаки, пользоваться ими;

- определять почвенный слой по разрезу, различать виды почв на данной местности;

- определять свойства воздуха путем проведения опы­тов;

- проводить наблюдения за водоемами своей местности, объяснять происходящие в них изменения в зависимости от времени года, характеризовать их хозяйственное значение;

- характеризовать виды деятельности и труда в связи с развитием общества;

- ориентироваться в понятиях зарплата, стоимость, экономика, семейный бюджет, деньги;

- различать денежные знаки разных стран: тенге, дол­лар, сом, рубль и т.д.;

- пользоваться знаниями о культурных учреждениях (те­атр, библиотека, музей); учебных заведениях (школа, гимна­зия, институт, колледж, университет, академия и т.д.).


IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ


Содержание учебного предмета «Познание мира» предусматривает последовательное овладение учащимися методами и спосо­бами познавательной деятельности, направленной на изуче­ние различных объектов и явлений окружающей жизни.

Цель обучения являются дать учащимся начального уровня образования осознанные, системстические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании и развитии понятий у учащихся в процессе обучения. Понятия помогают учащимся в познании внешнего мира.

Содержание предмета познание мира подчинено принципам ситематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Учебный материал в программе распологается в определенной системе. Учащиеся сначала изучают элементы физиологического развития человека, биологические признаки животных и растений, развития человека и общества, накапливают базу соответствущих знаний для изучения человека, природы, общества и понимания их взаимосвязи и взаимозависимости. В программе хорошо просматривается преемственность в формировании и развитии понятий. Например, в содержательной линии «Человек», ученик от познания самого себя постепенно переходит к осмыслению места человека в мире.

Все темы и разделы предмета познания мира взаимосвязаны и поэтому в процесс последовательного изучения природоведческие и обществоведческие знания и умения обогащаются новым содержанием, развиваются на основе элементарных сведении полученных учащимся в І-ІІ классах. Например, содержание учебного материала ІІІ класса по содержательной линии «Природа» представлено следующими темами: «Методы изучения природы», «Тело. Вещество. Явление», «Воздух, вода, погода», «Горные породы и полезные ископаемые», «Растения», «Животные». Такое построение программы познаниа мира в ІІІ классе расширяет, систематизирует и обобщает знанаия о неживой и живой природе, сезонном характере ее развития и трудовой деятельности человека, а также способствует формированию знаний о физических свойствах тел неживой и живой природы, о растениях и животных своей местности, их охране.

Содержание учебного материала ІV класса по содержательной линии «Природа» представлено следующими темами, как «Методы ориентирования на местности», «Природа родного края. Рельеф», «Полезные ископаемые», «Вода», «Воздух и погода», «Растения и животные родного края», «Земля – космическое тело».

По теме «Методы ориентирования на местности» в процессе проведения уроков, экскурсий, наблюдений, практических работ формируются понятия о горизонте, компасе, плане, карте, школьники знакомятся с физической картой Казахстана, с Землей как планетой, с размещением нашей Родины на глобусе и карте полушарий. Эти знания подготавливают учащихся к восприятию материала о разнообразии природы нашей страны.

Большое место в процессе обучения познанию мира занимает формирование практических умений и навыков. Это процесс длительный и требует систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять различную температуру воды, фиксировать результаты работы в «Дневнике наблюдений». На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения наблюдать за погодой. Учащиеся «читают» записи из «Дневника наблюдений», это позволяет отрабатывать умения определять температуру «плюс» и «минус», объяснять что значит, например, десять градусов тепла и десять градусов мороза и т.д.

В ІV классе предусмотрены практические занятия, на которых учащиеся проводят опыты и наблюдения. Так, на уроке при изучении темы «почва, ее состав. Виды почв» учащиеся выполняют опыты по определению состава почвы. В процессе проведенных опытов отрабатываются следющие умения: подготовить воду и взболтать в воде почву, вести наблюдение за оседанием ее частиц, обнаружить оседание песка и глины и на основе наблюдений сделать вывод о том, что входит в состав почвы. Кроме того, проанализировать опыты, проведенные учителем, и доказать, что в состав почвы входят воздух, вода и перегной (органические вещества). Учащиеся получают, что для получения высоких урожаев нобходимы знанаия о составе и свойствах почвы. На этом же уроке можно познакомить учащихся с мероприятиями, проводимыми в нашей стране по охране почв.

На основе природоведческих знаний учащиеся овладевают практическими умениями и навыками: проводить фенологичсеские наблюдения и результаты их записывать в «Дневнике наблюдений», делать выводы и обобщения, вести наблюдения за погодой, работать с компасом, пользоваться снегомерной линейкой и др. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные объекты, самостоятельно изготовливать несложные схематические рисунки, гербарии, коллекции.

Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение предмета. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы. Экскурсии по познанию мира имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, угллубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Наблюдения объектов иявлений природы на экскурсиях создает прочную научную основу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у школьников начального уровня образования.

Экскурсия в природу начинается с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику местности или проводит беседу с учащимися на основании их непосредственного наблюдения. Учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучамый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлении, выявление их признаков сходства и разлиячия. После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.


Авторы программы:


Карбаева Шолпан Шайкеновна

внс НАО им. Ы. Алтынсарина, к.п.н.

Аймагамбетова Казына Аймагамбетовна

преподаватель КазГОСЖенПУ, д.п.н., профессор

Жунусова Кулжан Жунусовна

к.б.н., доцент

Бирмагамбетов Алим Бирмагамбетович

профессор КазГОСЖенПУ, к.г.н.

Мамирова Куляш Нурбергеновна

преподаватель КазГосЖенПУ, к.п.н.

Жаксыбекова Динара Кабировна

ст. преподаватель КазГосЖенПУ



Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Программа познание мира iconПрограмма для 1-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено
«Познание мира» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан 2010 года....

Программа познание мира iconДокументи
1. /Познание мира через языки/Познание мира через языки.docx

Программа познание мира iconУрок. Понятия как форма мышления Цель : сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления
Что такое чувственное познание окружающего мира? (познание с помощью органов чувств)

Программа познание мира iconУрок изо 1 класс по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях». Учитель изо Шарова Т. В. Цель : Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла
Цель: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла

Программа познание мира iconУрок 14. Познание окружающего мира Цель : обобщить представления о чувственном познании окружающего мира Ход урока Организационный момент
А как вы узнали, что у вас сегодня дома на завтрак? (Увидели, по запаху, услышали — сказала мама и т д.)

Программа познание мира iconПротокол № от 2012 г Образовательная программа творческого объединения «Юный турист»
А. А. Остапца-Свешникова, с целью оздоровления, развития познавательных интересов учащихся и формирования всесторонне развитой личности...

Программа познание мира iconПознание подходы к решению проблемы познаваемости мира

Программа познание мира iconКалендарно-тематическое планирование по познанию мира. 1класс. Всего: 66 часов, 2 часа в неделю. Цели
Цели учебного предмета «Познание мира» – формирование у обучающихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений...

Программа познание мира iconКалендарно-тематическое планирование по познанию мира. 2класс Всего 68 часов, по 2 часа в неделю. Общие цели
Общие цели учебного предмета «Познание мира» – формирование у обучающихся системы знаний о природном и социальном окружении человека,...

Программа познание мира icon3 «Незабудки» с 4 до 6 лет (первое полугодие 2012 – 2013 учебный год)
Познание. Здоровье, Безопасность (Формирование целостной картины мира. Здоровейка)

Программа познание мира iconСознание и познание проблема познаваемости мира
Философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и«понятие», «учение»)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы