Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» icon

Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования»



НазваниеАналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования»
Дата конвертации02.10.2012
Размер218.77 Kb.
ТипДокументы
источник

Аналитическая справка

«Итоги, проблемы первого года внедрения ФГОС начального общего образования»


Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования задают новые ориентиры развития системы образования.

На сегодняшний день начальная школа оснащена техническими средствами обучения: 1 компьютер,1ноутбук, которые, к сожалению, не имеют доступ в Интернет,1 интерактивная доска, 2 мультимедийных проектора, видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы.

Разработана образовательная программа НОО на 2012 – 2015 гг, определяющая максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направления внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам начального общего образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Три первых класса обучаются по образовательной системе «Начальная школа XXI века» Виноградовой. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием во внеурочной деятельности позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

В течение всего учебного года педагоги нашей школы отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования. С первых дней ими ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования. (Слово педагогу – психологу школы Козловой О.И.)


В начале учебного года анализировался уровень развития устной речи учащихся. (Клосс О.А.)

Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 25 % учащихся имеют высокий уровень, 19%- средний уровень и 56 % -низкий уровень развития. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе. (Меньщикова Е.В.)

Достижения младших школьников в освоении приобретённых умений и навыков по основным предметам, фиксировались учителем в технологических картах индивидуальных достижений.

Учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном. Навыкам самостоятельно принятого решения в организации дифференцированного контроля результатов обучения, способствовали контрольные работы разноуровнего характера. Эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.

Включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД показало интерес учащихся к обучению, а также их творческую самостоятельность; создает благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов; помогло

оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.(Никишина О.П.)


В конце учебного года была проведена интегрированная комплексная проверочная работа за 1 класс по контрольно-измерительным материалам ФГОС.

Работу выполняли 56 учащихся. Ими были выполнены 6 заданий основной работы.


Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Они строятся на основе несплошного текста (в настоящих примерах – естественнонаучного характера, но это условие не обязательное, возможны работы такого рода и любой направленности), к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

Анализ и интерпретация результатов выполнения

итоговой комплексной проверочной работы в 1-х классах


Задание 3.1.(Читательская компетенция)

Оценивается скорость чтения « про себя».

Если ребенок прочитывает свыше 31 слова в минуту – это высокий уровень подготовки, 21 – 30 – повышенный, 15 – 20 слова в минуту – базовый, менее 15 слов – ученик не достиг базового уровня подготовки.


Класс

Задание 3.1. Скорость чтения

Число слов в минуту

Уровни

В

П

Б

0

min

max

1 «А»

25 чел.

18 чел.

72 %

1 чел.

4 %

6 чел.

24 %

-

16

75

1 «Б»

15 чел.

9 чел.

60 %

5 чел.

33 %

1 чел.

7 %

-

24

52

1 «В»

16 чел.

10 чел.

63 %

2 чел.

13 %

-


4 чел.

24 %

0

57

Всего

56 чел.

37 чел.

66 %

8 чел.

14 %

7 чел.

13 %

4 чел.

7 %








Задание 3.2.

Оценивается умение проследить «в уме» и схематически восстановить логику сказки.

Задание 3.3.

Оценивается умение проследить «в уме» и схематически изобразить представленную в сказке информациюо о взаимосвязях в природных объектах.



Класс

Задание 3.2.

Понимание прочитанного

Задание 3.3

Работа с текстом

Уровни

В П

Б

0

БП 2

Б 2

Б чтение

0

1 «А»

25 чел.

16 чел.

64 %

6 чел.

24 %

3 чел.

12 %

17 чел.

68 %

4 чел.

16 %

1чел.

4 %

3 чел.

12 %

1 «Б»

15 чел.

2чел.

13 %

9 чел.

60 %

4 чел.

27 %

4 чел.

27 %

-

3 чел.

20 %

8 чел.

53 %

1 «В»

16 чел.

1 чел.

6 %

13 чел.

81 %

2 чел.

13 %

9 чел.

56 %

-


4 чел.

25 %

3 чел.

19 %

Всего

56 чел.

19 чел.

34 %

28 чел.

50 %

9 чел.

16 %

30 чел.

54 %

4 чел.

7 %

8 чел.

14 %

14 чел.

25 %


Задание 4.1.

Оценивается умение формализовать условие, представленное в текстовой форме, и выполнять действие умножения.

Задание 4.2.

Оценивается знание детьми характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека.

Задание 4.3.

Оценивается знание детьми сравнительных особенностей строения человека и некоторых знакомых зверей (мыши).


Класс

Задание 4.1.

Математика

Арифметические действия

Задание 4.2.

Окружающий мир

Объекты природы

Задание 4.3

Математика

Отношения величин

Окружающий мир

Уровни

Б

0

БП

Б

0

Б

0

Б

0

1 «А»

25 чел.

15 чел.

60 %

10 чел.

40 %

7 чел.

28 %

12 чел.

48 %

6 чел.

24 %

24 чел.

96 %

1 чел.

4 %

11чел.

44 %

14 чел

56 %

1 «Б»

15 чел.

12 чел.

80 %

3 чел.

20 %

2 чел.

13 %

11 чел.

74 %

2 чел.

13 %

15 чел.

100 %

-

-

3 чел.

20 %

12 чел.

80 %

1 «В»

16 чел.

13 чел.

81 %

3 чел.

19 %

13чел.

81 %

-


3 чел.

19 %

10 чел.

63 %

6 чел.

37 %

11 чел.

69 %

5 чел.

31 %

Всего

56 чел.

40 чел.

71 %

16 чел.

29 %

22чел.

39 %

23 чел.

41 %

11чел.

20 %

49 чел.

88 %

7 чел.

12 %

25 чел.

45 %

31чел.

55 %


Задание 5.

Оценивается умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списать текст.

Задание 6.1.

Оценивается умение найти в тексте выделенные слова, списать их правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв.



Класс

Задание 5.

Русский язык

Правописание. Техника письма

Задание 6.1.

Русский язык

Правописание. Техника письма

Уровни

БП

Б

0

Б

0

1 «А»

25 чел.

-

9 чел.

36 %

16 чел.

64 %

24 чел.

96 %

1чел.

4 %

1 «Б»

15 чел.

-

9 чел.

60 %

6 чел.

40 %

7 чел.

46 %

8 чел.

54 %

1 «В»

16 чел.

6 чел.

38 %

5 чел.

31%

5 чел.

31 %

15 чел.

94 %

1 чел.

6 %

Всего

56 чел.

6 чел.

11 %

23 чел.

41 %

27 чел.

48 %

46 чел.

82 %

10 чел.

18 %


Низкие результаты задания 5 объясняются тем, что обучающиеся невнимательно прочитали задание и работали не с последними тремя предложениями, а списали другие предложения, в результате получили за данное задание 0 баллов.


Задание 6.2.

Оценивается знание способов обозначения мягкости согласных при письме (фонематический слух).

Задание 6.3.

Оценивается умение делить слова на слоги.

Задание 6.4.

Оценивается умение устанавливать звукобуквенные связи, соотносить количество букв и звуков в слове (звукобуквенные связи).


Класс

Задание 6.2.

Фонематический слух

Задание 6.3.

Слоги

Задание 6.4.

Звукобуквенные связи

Уровни

Б

0

Б

0

Б

0

1 «А»

25 чел.

11 чел.

44 %

14 чел.

56 %

14 чел.

56 %

11 чел.

44 %

7 чел.

28 %

18 чел.

72 %

1 «Б»

15 чел.

7 чел.

46 %

8 чел.

54 %

4 чел.

27 %

11 чел.

73 %

8 чел.

54 %

7 чел.

46 %

1 «В»

16 чел.

6 чел.

37 %

10 чел.

63 %

6 чел.

37 %

10 чел.

63 %

5 чел.

31 %

11 чел.

69 %

Всего

56 чел.

24 чел.

43 %

32 чел.

57 %

24 чел.

43 %

32 чел.

57 %

20 чел.

36 %

36 чел.

64 %



По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.

Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной контрольной работы составляют:

  • Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 10 баллов из 41 возможного.

  • Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от 11-12 баллов до 20-21 балла (из 41 возможного).

  • Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более 22-24 баллов (из 41 возможного).


По результатам проверочной работы учащиеся были распределены на 3 группы:

Группа детей, достигших высокого уровня – 4%

Группа детей, достигших базового уровня – 79%

Группа риска составила – 17%


Класс

Высокий уровень

Базовый уровень

Группа риска

1 «А»

25 чел.

2 чел. – 8%

20 чел. – 80 %

3 чел. – 12 %

1 «Б»

16 чел.

0 – 0 %

11 чел. – 74 %

4 чел. – 27 %

1 «В»

15 чел.

0 чел – 0 %

13 чел. – 81 %

3 чел. – 19 %

Всего

56 чел.

2 чел. – 4 %

44 чел. – 79 %

10 чел. – 17 %



Общее затруднение вызвали задания, связанные с умением правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списать текст, делить слова на слоги и устанавливать звукобуквенные связи, знанием способов обозначения мягкости согласных при письме

Материалы, процедура, итоги контрольной комплексной итоговой работы были проанализированы и доведены до сведения родителей.

Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Всеми учителями первых классов заведены «Портфолио». Его составляющими компонентами являются:

-лучшие творческие работы ученика,

-листы индивидуальных достижений.

-технологические карты индивидуальных достижений,

-стартовая диагностика,

-итоговые контрольные,

-грамоты, благодарственные письма, дипломы,

-фотографии и др.


Учебный процесс в школе ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий

На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают. В учебных кабинетах организованы игровые уголки, созданы условия для снятия усталости и развития детей: уютный интерьер, игры, видеотехника. После уроков обучающиеся отдыхают не только в этом уголке, но и посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе, в парке. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока. Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Важный аспект внедрения ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. В прошлом году было проведено общешкольное родительское собрание, посвященное знакомству с содержанием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Имеются методические рекомендации для проведения родительского лектория по вопросам внедрения нового стандарта. Однако в текущем учебном году систематическая работа по информированию родителей на школьном уровне не проводилась.


Во всей системе Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ начального общего образования стержневыми являются Требования к кадровым условиям. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Свое педагогическое мастерство учителя регулярно повышают через работу ШМО, самообразование, курсы повышения квалификации, муниципальне семинары, межмуниципальные конференции, вебинары, проводимые на базе Сар.ИПКиПРО и другие формы. 9 педагогов школы дали открытые уроки, на которых применили системно-деятельностный подход в обучении, являющийся методологической основой ФГОС,: Меньщикова Е.В., Клосс О.А., Руникина Л.В., Подгорнова Т.Н., Шилина Т.А., Петрушина М.В., Старостина Н.В., Рыжкина Л.С., Медведева И.В.

Результаты психолого-педагогического мониторинга, проводимого в 2011-12 учебном году в 1 классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД показало интерес учащихся к обучению, а также их творческую самостоятельность; создает благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов; помогло

оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

Первый год внедрения ФГОС выявил ряд проблем:

- отсутствие свободных помещений для занятий внеучебной деятельностью;

- необходимость привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеучебной деятельностью;

- недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;

- отсутствие выхода в Интернет в начальной школе;

- отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых;

- необходимость создания системы просвещения родительской общественности о проблемах внедрения ФГОС в начальной школе;

- длительное отсутствие психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС.


Заместитель директора по УВР В.Н.Сафронова


25.04.2012 год


Повестка дня педагогического совета:


  1. Результаты, проблемы первого года внедрения ФГОС начального общего образования

Сафронова В.Н., заместитель директора по УВР

  1. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС НОО

Козлова О.И., педагог-психолог

  1. Итоги мониторинговых исследований развития речи учащихся 1-х классов

Клосс О.А., учитель 1 «В» класса

  1. Формирование УУД. Мониторинг сформированности предметных компетенций учащихся

Никишина О.П., учитель 1 «Б» класса

  1. Итоги педагогической диагностики успешности обучения в 1-х классах

Меньщикова Е.В., учитель1 «А» класса


  1. Проведение промежуточной аттестации в переводных 2 – 8 и 10 -11 классах: предметы, формы, сроки.

Сафронова В.Н., заместитель директора по УВР


  1. Формирование учебного план на 2012 –2013 учебный год

Сафронова В.Н., заместитель директора по УВР


  1. Расстановка кадров на 2012 – 2013 учебный год

Рыдаева Г.А., директор школы


  1. Направление на психолого-медико-педагогическую комиссию обучающихся начальной школы

Никитина Н.С., учитель 3 «Б» класса,

Клосс О.А., учитель 1 «В» класса




Похожие:

Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconПлан методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения фгос начального общего образования (2010-2011 уч г.)
Теоретический семинар «Апробация новых фгос. Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального...
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconПлан методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения фгос начального общего образования (2011-2012 уч г.) в Моу «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Теоретический семинар «Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального общего образования»
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconМетодические рекомендации по порядку разработки основной образовательной программы начального общего образования до 20. 04. 2011 года
Разработать план-график внедрения фгос начального общего образования в Матвеевской школе
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconПлан методического сопровождения введения фгос начального общего образования
Теоретический семинар «Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального общего образования»
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconАналитическая справка по итогам проведения контрольных работ по русскому языку и по математике в четвертых классах
Стандартом начального общего образования основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования,...
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconПлан методической работы по сопровождению введения фгос начального общего образования в моу «Чернухинская сош» на 2010 2011 учебный год
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение внедрения фгос начального общего образования
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconОсобенности фгос основного общего образования. Проблемы и перспективы внедрения
С 2013-2014 учебного года маоу сош №17 является пилотной площадкой по введению фгос ООО. С сентября 2013 года обучающиеся 5 классов...
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconИнформационно – аналитическая справка об итогах введения фгос ноо в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска» Разработана и утверждена Основная образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №7 г.
Информационно – аналитическая справка об итогах введения фгос ноо в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconПлан методической работы по сопровождению введения фгос начального общего образования в образовательных учреждениях Арзамасского муниципального района на 2010-2011 учебный год
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение внедрения фгос начального общего образования
Аналитическая справка «Итоги, проблемы первого года внедрения фгос начального общего образования» iconПоложение о Рабочей группе по введению новых фгос начального общего образования
Фгос начального общего образования создана в соответствии с решением Педагогического совета моу оош п. Медведка № от 2011 года на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы