Рабочая программа по курсу «Я исследователь» icon

Рабочая программа по курсу «Я исследователь»



НазваниеРабочая программа по курсу «Я исследователь»
Дата конвертации02.10.2012
Размер179.35 Kb.
ТипРабочая программа
источник


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. – 208 с.)

Цель программы

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследо­вательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.

  • Развитие познавательных способностей младших школьников.

  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста

умений и навыков исследовательского поиска.

■ Формирование у младших школьников и педагогов представле­ний об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

^ Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы нахо­дит все большее применение. Современный учитель все чаще стре­мится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения само­стоятельных исследований и создания детьми собственных творчес­ких проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с базисным образовательным планом.

^ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Изучение практики использования в образовательных целях мето­дов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает неко­торой односторонностью. Большинство современных образова­тельных технологий исследовательского обучения учащихся предпо­лагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы под­держки и контроля качества. Она предполагает разработку содержа­ния, форм организации и методов оценки результатов.

Программа учебно-исследовательской деятельнос­ти учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

^ Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобрете­нию учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение уча­щимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

^ Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация меро­приятий, необходимых для управления процессом решения задач ис­следовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты ис­следовательских работ и творческих проектов и др.).


^ Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками ис­следовательского поиска:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в от­носительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвер­тях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоя­тельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта под­программа выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоя­тельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суж­дения.


^ ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Первый класс (33 часа)

Основные особенности программы первого класса

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой до­лей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы первокласс­ники представляют только на мини-конференциях и семинарах, про­водимых после различных экспресс - исследований. Выделино (и это отмечено в таблице) специальное время для участия пер­воклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследова­тельских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

^ Распределение часов



Вид учебной работы

Всего часов

^ Сроки проведения

Тренинг

1

Общая трудоемкость

12

В течение 2-й и 3-й четвертей учебного года

2

Занятия со всей группой (классом) учащихся

12

Еженедельно

3

Индивидуальная работа







4

Самостоятельная работа







^ Исследовательская практика

5

Общая трудоемкость

8

В течение учебного года, начиная со 2-й четверти

6

Занятия со всей группой (классом) учащихся

2

В начале 2-й четверти

7

Индивидуальная работа

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года

8

Самостоятельная работа







Мониторинг

9

Общая трудоемкость

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года

10

Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции)

4

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

11

Индивидуальная работа







12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых-четвертых классов)

2

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года



Содержание занятий в первом классе

Подпрограмма «Тренинг» (19ч.)

Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де­лать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Зна­комство с основными доступными нам методами исследования (поду­мать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про­вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнеч­ный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

^ Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

^ Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведе­ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

^ Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провока­ционная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические зада­ния на продуцирование гипотез.

^ Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправиль­ные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения поня­тий. Практические задания с использованием приемов, сходных с оп­ределением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вы­вод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

^ Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при форму­лировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

^ Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

^ Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, форму­ла и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практи­ческое задание — пиктограммы.

^ Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структури­рованию текстов.

^ Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая ра­бота - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

^ Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Прак­тическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

^ Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего до­клада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практичес­кие задания на сравнения и метафоры.

^ Подпрограмма «Исследовательская практика» (8ч.)

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самосто­ятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представ­лена в методических рекомендациях к программе.

^ Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения само­стоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для перво­классников подробно описана в методических рекомендациях. Каж­дый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

^ Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экс­курсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По ито­гам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только же­лающие.

^ Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскур­сии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

^ Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

^ Тема «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет воз­можность сообщить о своих результатах.

^ Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллек­ции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

^ Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)

2 часа отводятся на мини-конфе­ренции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конферен­ции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защи­те работ учащихся вторых-четвертых классов.

^ Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собствен­ных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мне­ния об услышанном.

^ Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследова­ний»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис­следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и выска­зывают собственные мнения об услышанном.

^ Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творчес­ких проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про­веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обыч­ные.


^ Учебно – тематический план





Тема

Количество часов




Тренинг.

19

1-2

Что такое исследование.

2

3-4

Наблюдение и наблюдательность.

2

5-6

Что такое эксперимент.

2

7-8

Учимся вырабатывать гипотезы.

2

9-10

Знакомство с логикой.

2

11-12

Как задавать вопросы.

2

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

14

Как делать схемы.

1

15

Как работать с книгой.

1

16

Что такое парадоксы.

1

17-18

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2

19

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1




^ Исследовательская практика.

8

20

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

1

21

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.

1

22

Экспресс- исследование.

1

23

Семинар по итогам экскурсии.

1

24

Коллективная игра – исследование.

1

25

Коллекционирование.

1

26

Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди».

1

27

Сообщения о своих коллекциях.

1




Мониторинг.

6

28-29

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

2

30-31

Мини – конференция по итогам собственных исследований.

2

32-33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

2



Учебно – методическая литература для учителя




^ Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010г.

«Методика исследовательского обучения младших школьников»

Методическое пособие.


^ Учебная литература для учащихся




Автор, год издания

Название пособия

^ Вид пособия

1.

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г.

«Я – исследователь»

Рабочая тетрадь для младших школьников.



^ Защита проектов


Дата

ФИ

Тема проекта

НОУ

Гаврюшова Даша


«Почему вода в море солёная»

Гриненко Валерия

Послов Кирилл

Просвиряков Юра

НОУ

Любимова Юлия

Криволапова Кристина

Просвиряков Никита

Бескровный Евгений

11 мая

Айтмухамбетов Мирлан


«Кто придумал шахматы»

Демченко Михаил

Бекешева Равиля

Морозова Полина

12 мая

Райденко Роман


«Памятники сказочным героям»

Рогожин Илья

Мустафин Родион

Рубцова Татьяна

13 мая

Есаян Ани



«Мёртвое море»

Кадырова Нурия

Лобачев Владимир

Хрипунова Виктория

14 мая

Бадалян Эмма

«Кто построил пирамиды»

Бадалян Арсен

Лихачева Есения

Нурмашева Екатерина




Похожие:

Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по внеурочной деятельности учителя начальных классов муниципального образовательного учреждения «Шеморданский лицей Сабинского района рт»
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А. И....
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по учебному курсу «Математика» 5-6 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconПояснительная записка Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Я – исследователь»
«Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей...
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» 7-9 класс Базовый уровень Программа Громова С. В. Родиной Н. А
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconДокументи
1. /Рабочая программа по факультативу Я - исследовватель/Примерное тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по курсу «биология» раздел: растения. Бактерии. Грибы. Лишайники пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по геометрии (для общеобразовательных школ) 7 11 класс Номинация : Рабочая программа по предмету, курсу Разработала: богданова ольга николаевна
Региональная образовательная выставка «Образовательная программа оу как механизм обеспечения современного качества образования»
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по курсу математика для 2 класса мбоу «Гимназия» п г. т. Богатые Сабы Шафигуллина Расима Мухаррямовна
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» iconРабочая программа по учебному курсу «Геометрия» 7-9 класс Базовый уровень Пояснительная записка
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы