Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) icon

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю)



НазваниеРабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю)
страница1/4
Дата конвертации02.10.2012
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО


_____________/____________

ФИО

Протокол №____ от

« » ___________200__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

_____________/____________

ФИО


« » ___________200__г.


«Утверждено»

Директор школы МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

_____________/__________

ФИО

Приказ №____ от

« » ___________200__г.




Рабочая программа педагога

Кириченко Анастасии Олеговны

1 категория


по биологии

9 класс


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ______от

«___» ________ 200__г.


2009- 2010 учебный год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов В. Б. Захарова, Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены на странице «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Программа ориентирована на реализацию компетентностного подхода. Содержание компетенций представлено в приложении.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные, главным образом, на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией.

^ Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование.

^ Система оценивания результатов обучения по биологии

Оценивание по биологии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету, оценивание происходит на основе: устных ответов; письменных работ; практических и лабораторных работ.

Оцениваются следующие элементы:

• знания по предмету, указанные в программе;

• умение пользоваться биологическими терминами;

• умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их, поиск, обработка информации и её оценка;

• умение делать из пройденного материала выводы;

• умение использовать полученные знания в новой ситуации (в повседневной жизни);

• умение самостоятельно работать с учебными материалами;

• отчёты по исследовательским проектам и групповым заданиям;

• сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам;

• умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов и эссе;

• применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его;

• умение составлять опорные конспекты тем и отдельных уроков;

• умение самостоятельно подготавливать отдельные темы.

Оценивание итогов обучения делится на:

а) текущее оценивание: текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания, за работу в группе, за практическую работу, доклад или реферат, за составление конспекта, за контрольную работу, за компьютерную презентацию.

б) итоговое оценивание: контрольная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании контрольной работы берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по биологии. Контрольная работа может быть проведена в форме теста. Сроки и форму проведения контрольных работ учитель сообщает ученикам в начале учебной четверти.

Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за контрольную работу в индивидуальном порядке в соответствии с графиком консультаций в течение 10 учебных дней после её получения.

Итоговыми являются четвертные, полугодовые, годовые оценки. Четвертная и полугодовая оценка ставится на основании не менее трёх оценок. Годовая оценка ставится на основании полугодовых (четвертных) оценок. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.

В конце 9, 11 классов ученик может выбрать биологию в качестве предмета, по которому сдаёт переводной экзамен.

^ Нормы оценивания знаний и умений учащихся по биологии

Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.

• Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника.

Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:

• ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;

• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;

• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;

• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;

• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;

• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;

• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведенной работы.

Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная

работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.

Учащийся:

• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;

• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;

• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.

При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 – 10 правильных ответов – «5»

7 – 8 правильных ответов – «4»

5 – 6 правильных ответов – «3»

3 –0 правильных ответов – «2»

• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.

• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.

• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

При оценивании контрольной (письменной) работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы – оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы – оценка «3»

0– 39% правильно выполненной работы – оценка «2»


^ Учебно-тематическое планирование

по биологии


Классы 9А, 9Б

Учитель: Кириченко Анастасия Олеговна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 4, зачетов -, тестов - 18;

Административных контрольных работ ___________ч;


^ Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса авторов Плешакова А. А., Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.


^ Учебник (название, автор, издательство, год издания)

Н. И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009


^ Дополнительная литература (название, автор, издательство, год издания)

Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – (Образовательный стандарт)

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Материал по курсу «Биология. Общие закономерности» распределен следующим образом:




Раздел

Количество часов

Практические

занятия

К. Р.

(тесты)

П.Р.

1

Введение

1







2

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

19

1

1

3

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

14

1

2

4

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5







5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

13

1

2

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды

11




3

7

Обобщение

5

1




ИТОГО

68

4

8



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)


Введение (1 час)

Биология как наука. Семья биологических наук: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Становление биологии как науки, интеграция и дифференциация

^ Раздел 1.Эволюция живого мира на Земле (19 часов)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма

^ Раздел 2. Структурная организация живых организмов (15 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

^ Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

^ Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

^ Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды (11 часов)

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.


  1   2   3   4




Похожие:

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 34 часов (1 часа в неделю)
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса авторов Плешакова А. А., Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю)
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса авторов Плешакова А. А., Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю)
Программы основного общего образования по биологии для 8 класса авторов Плешакова А. А., Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю
Программа предназначена для изучения предмета Биология в классах общеобразовательного уровня в общеобразовательных учреждениях в...
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа для 10 11классов предусматривает обучение биологии в объеме 136ч (2 часа в неделю)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа для 5 кл предусматривает обучение природоведению в объёме 2 часов в неделю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана для 10-11 социально-гумманитарного класса на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по праву.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных...
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по биологии 6 класс (2 часа в неделю, 70 часов за год)
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Краснознаменская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю) iconПояснительная записка 9 класс Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на основе авторской программы
Рабочая программа предназначена для реализации процесса обучения школьников в условиях общеобразовательного учреждения из расчета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы