Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны icon

Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны



НазваниеВведение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны
ученица
Дата конвертации14.10.2012
Размер129.29 Kb.
ТипДокументы
источник


Интеллект – фестиваль школьников «Политика вокруг нас»


Божья помощь в годы Великой Отечественной войны

нашему героическому народу


Работу выполнила ученица:

МОУ « СОШ №2 р.п. Дергачи»:

Хазова Анна

16 лет

5.05. 93.

Домашний адрес: 413440, ул. Ленина, 45

телефон 8 845 63 21058

Руководитель: Кириченко Вера Викторовна

(учитель русского языка и литературы,

руководитель кружка «Основы православия»)


2010 год



  1. Введение

  2. Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны

  3. История Дергачевского храма во имя святого Архистратига Божия Михаила

  4. Положение и патриотическая деятельность РПЦ во время ВОВ



  5. Великая заступница Руси

  6. Заключение



9 мая 2010 года наша страна будет праздновать 65 годовщину победы в Великой Отечественной войне.

Я родилась намного позже Дня Победы, но знаю из истории, из рассказов ветеранов, какое огромное значение имела эта победа над фашизмом для нашего народа. В каждой семье были те, кто воевал или работал в тылу на заводах, в колхозах, молясь о победе. Мой прадедушка воевал, а прабабушка тайно просила знакомую верующую старушку о поминании раба Божия Петра, т.к. до 1946 года Дергачевский храм Архангела Михаила был закрыт. Меня заинтересовал вопрос: как же так, люди молились за близких, прося у Бога спасения их жизней по углам, хотя в Дергачах был большой храм. Я решила ответить на этот вопрос, выбрав тему: «Божья помощъ в годы Великой Отечественной войны нашему героическому народу».

На кружке мы изучали историю израильского народа, который подвергся тяжким испытаниям за отступление от веры в Бога, идолопоклонство, безнравственность и греховность.

А что было в истории нашей страны? Русское государство не мыслилось вне православной веры, и судьба нашего Отечества всегда зависела от нравственного состояния народа. События нашей истории подчинялись библейскому принципу: за преступление против Закона Божия грядёт наказание (татарское иго, нашествие Наполеона и другие), за покаяние и молитвы – помилование, новый расцвет.

Я узнала, что непосредственно перед началом Великой Отечественной войны, ставшей переломным этапом во взаимоотношениях между государством и большинством религиозных объединений в СССР, государство продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религиозных общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий – РПЦ. Наиболее масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937–1941 гг. Так, в 1937 г. были арестованы 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляны 85 300; в 1938 г. арестованы 28 300 клириков, расстреляны – 21 500; в 1939 г. арестованы 1500 представителей православного духовенства, расстреляны – 900; в 1940 г. арестованы 5100 клириков, расстреляны – 1100; в 1941 г. арестованы 4 тыс. священно- и церковнослужителей, расстреляны 1900 (Яковлев. С. 94–95). Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. православных храмов, ликвидировано 70 епархий и викарств, расстреляны ок. 60 архиереев (Шкаровский. РПЦ при Сталине и Хрущёве. С. 92; см. также в ст.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // ПЭ. РПЦ. С. 186–187). В РСФСР к 1940 г. было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали около 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах.




Что происходило в нашем поселке? В 1930 г встал вопрос о закрытии Дергачёвской церкви. Но жители села поднялись на защиту святыни: «Церковь закрыть не дадим, умрём за православную церковь!» И власти отступили. До 1936г церковный совет существовал, и церковь функционировала. Секретарю райисполкома И.П. Галкину пришло распоряжение собрать подписи дергачёвцев за то, чтобы сбросить колокола и разломать церковь. Желающих подписывать бумагу было мало, тогда по домам стали ходить вооружённые милиционеры и под угрозой расправы люди ставили свои подписи. В 1936году служба в Михайло – Архангельской церкви прекратилась, священников арестовали. Культовые сооружения в наших краях власти часто использовали под клубы. Была попытка устроить клуб и в Дергачёвской церкви. Но когда заиграли гармошки, по зданию пошел страшный гул, и молодежь, собравшаяся на танцы, разбежалась.

В 1940 году была попытка разобрать церковь на кирпичи, чтобы построить из них на этом же месте общественную баню. Взрывом сорвали одну маленькую главку, она упала на землю целиком. Отделить кирпичи один от другого не получалось. Проходивший мимо старичок пожалел рабочих и посоветовал не мучаться: «Всё равно не получиться, раствор был замешан на яйцах. Легче кирпичи разбить, чем раствор». Так и оставили церковь стоять. Крышу кое-как залатали, а помещение стали использовать под склад. В большие церковные двери по паперти, заезжали на подводах, машинах, тракторах.

Однако в июне 1941 года началась страшная война с Германией. Враг хотел уничтожить Россию, православную Русь. 22 июня 1941 г., в первый же день войны, совпавший с празднованием памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриарший Местоблюститель митр. Сергий составил «Послание пастырям и пасомым Христовой православной Церкви», в котором раскрыл антихристскую сущность фашизма и призвал верующих на защиту Отечества от «жалких потомков врагов православного христианства». «Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, по-видимому, напрягает все свои силы», - начинается это послание. Заканчивается оно, как и другие обращения митрополита Сергия, словами веры и надежды: «С Божией помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина. Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будет бодро стоять, содействуя обороне Отечества нашего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой Православной Веры». Послание рассылалось по епархиям и приходам. 26 июня митр. Сергий совершил в Богоявления Господня соборе Москвы молебен о победе русского воинства, зачитав молитву, составленную в Отечественную войну 1812 г. В своих письмах в Патриархию верующие сообщали о повсеместно начавшихся добровольных сборах пожертвований (денег, драгоценных предметов, облигаций государственных займов, вещей, обуви) на нужды фронта и обороны страны.

В Ульяновске, куда митр. Сергий был эвакуирован в октябре 1941 г., власти предоставили ему здание бывшего костела (ул. Водников, 15), в котором был устроен кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери и размещена канцелярия Московской Патриархии. В Ульяновске Местоблюститель Патриаршего Престола совершал хиротонии и назначения архиереев, проводил совещания духовенства по вопросам возрождения религиозной жизни во вновь открываемых приходах, решал проблемы возможных форм патриотической деятельности Церкви. Из Ульяновска по всем епархиям и приходам, в т. ч. и на оккупированной территории, рассылались патриотические послания Первоиерарха РПЦ. В совместном послании митр. Сергия и др. архиереев 24 ноября говорилось о лживости нем. пропаганды, часто представлявшей войну с СССР как деяние в защиту религии и веры от большевизма. В январе 1942 г. митр. Сергий направил специальное послание духовенству и верующим на оккупированной территории СССР, в котором содержался призыв к поддержке партизанского движения и осуждение сотрудничества с немецкими захватчиками. В пасхальном послании от 2 апреля 1942 г. Патриарший Местоблюститель особо подчеркивал чуждость нацистской идеологии христианского учению. Начиная с ноября 1942 г. митр. Сергий вместе с митр. Николаем (Ярушевичем) неоднократно обращались с посланиями к православным Румынии, Чехословакии, Югославии, Греции, к христианам других оккупированных Германией стран с призывом перейти на сторону антифашистской коалиции. Всего за годы войны митр. Сергий составил 24 послания, касавшиеся всех основных событий военной жизни Отечества. В период эвакуации по поручению Патриаршего Местоблюстителя в Москве оставался митр. Николай. Во время битвы за Москву он часто выезжал на передовую, совершал богослужения в московских и подмосковных храмах, произносил проповеди, призывая москвичей не поддаваться панике, стойко защищать столицу. В ноябре. 1942 г. митр. Николай был введен в состав Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В составе делегаций комиссии митр. Николай часто выезжал в прифронтовую полосу, посещал освобожденные от оккупации районы, собирал свидетельства не только о громадном материальном ущербе, нанесенном сражениями и войсками вермахта многочисленным храмам, но и о мученическом подвиге православных священнослужителей, монахов и монахинь, принявших смерть от фашистов.

Уже зимой 1941 года немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани гибели. Трудно было представить возможность победы. В 1941–1944 гг. во мн. республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 декабря 1942 г. митр. Сергий

призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, которые митр. Николай 7 марта 1944 г. от Московской Патриархии передал Красной Армии. Танки из колонны им. Димитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Помимо этого православные верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения их областей, напр., духовенство и верующие Новосибирска пожертвовали 110 тыс. р. на строительство сибирской эскадрильи «За Родину» Архиерейский собор РПЦ 8 сент. 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно которому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана» (ЖМП. 1943. № 1. С. 16; Смирнов А., прот. Противники Креста Господня // ЖМП. 1943. № 3. С. 25–29).

Начиная с осени 1943 г. к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 г. медалями «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков представителей духовенства награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий, например. Тысячи дней и ночей, когда терзали страну враги, стоял он на молитве о спасении страны и народа России. Первое: Он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Кре­стителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставлял России. Спаситель отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию». Второе: Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стояли пред престолом Спасителя и молили Его о спасении России.

Спаситель снова ответил: «Я не оставлю  Россию».

Третье: Матерь Божия одна стояла пред Сыном Своим" и со слезами молила Его о спасении России.

«Вспомни, Сын Мой,— говорила Она,— как Я стояла у Твоего Креста»,— и хотела встать на колени.

«Не надо,— сказал Спаситель,— Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

Промыслом Божьим для изъявления воли Его и определения судьбы России был избран молитвенник за неё – митрополит гор Ливанских Илия. В тяжелейшее для России время митрополит Илия несколько суток провёл в каменном подземелье без пищи и сна, и коленопреклонённо молился перед иконой Божией Матери. Божия Матерь в огненном столпе явилась молитвеннику и передала определение Божие для России и её народа, которое должно быть выполнено

Владыка Илия связался с представителями Русской церкви, правительством и всё им передал. И стали открываться храмы и монастыри, духовные академии и семинарии. Священники возвращались с фронтов и из тюрем, и начинали служить. По повелению Свыше умирающий обессиленный блокадный Ленинград обнесли крестным ходом чудотворною иконою Казанской Божьей Матери. Казанская икона Божией Матери являлась спутницей и защитницей русского народа во все тяжелые периоды истории: в Смутное время начала ХVII века и в войнах со шведами Петра I, в Отечественную войну 1812 года и в Великую Отечественную. Она стала поистине всенародной святыней, знамением особого участия Пречистой Владычицы нашей в судьбах России.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблемо соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и напрасныя смерта; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вей благодарно воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божьей Матери, была спасена и Москва. Немцы в панике бежали. По дорогам валялась брошенная техника, и никто из наших генералов не мог понять, что произошло, ведь ничто не мешало немцам войти в Москву по Волоколамскому шоссе. После Москвы Казанскую икону Божьей Матери перевезли на правый берег Волги, где пред ней непрестанно служили молебны и панихиды. Икона находилась среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, ибо им помогала чудотворная икона. Великие трудности встали на пути наших воинов при ос­вобождении старой немецкой твердыни - Кенигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город: "Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были еще сильны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, офицеры, с ними - священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут". Но командующий быстро прекратил шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслу­жили молебен и пошли - с иконой - к передовой. Мы с недоу­мением смотрели: куда они идут? Их же всех перебьют! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба прекратилась с немецкой стороны одно­временно по всему фронту. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали штурм города-крепости с суши и с моря. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Увидев явление Божьей Матери, немцы падали на колени; многие из них поняли, Кто помогает русским". Киев - матерь русских городов - был освобожден в день празднования Казанской иконы Божьей Матери. В то время открыли 22 тысячи храмов: вся Россия молилась. Многие офицеры, да и сам маршал Жуков говорили перед боем: "С Богом!" Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Мо­сковского и всея Руси,, в Московский Богоявленский Собор, где всю войну стояла та самая чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которая была с ополчением 1612 года. Молился даже Иосиф Сталин. Молился православный русский народ. 20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время! За время Великой Отечественной войны отношение советской власти к православной церкви несколько изменилось и в уцелевших церквях разрешили возобновить богослужения. Наступало возрождение веры на Руси. Пришла Победа!

Все пророчества митрополита Илии сбылись. В 1947 г. он посетил Россию, где ему была подарена икона Казанской Божьей Матери, крест с драгоценностями и панагия, украшенная драгоценностями, от денежных наград Владыко отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. На следующий день во Владимирском соборе митрополит Илия, митрополит Григорий со священством отслужили малую вечерню, после чего на Казанскую икону Божией Матери был возложен драгоценный венец - дар митрополита Илии. "Я молился за ваш город, - говорил в проповеди своей Владыко, - и благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами. Я увидел веру, увидел, что Божия Матерь не оставила Своих чад". Говорил он через переводчика, но почти все в храме плакали. Был такой "духовный подъем, такая могучая молитва: сердца горели, все чувствовали себя братьями и сестрами, самыми дорогими друг другу людьми", - вспоминает один из очевидцев.

"Заступнице усердная". запели все, и казалось, что пел весь храм и весь народ поднялся в воздух. Когда вышли из храма, тропарь Казанской иконе Божьей Матери запели десятки, сотни тысяч петербуржцев, стоящих на улицах, и на площади, и у стадиона. Тут уже заплакали все, молитвенно обращаясь к истинной Заступнице и Спасительнице России. Ныне чудотворная икона Казанской Божьей Матери стоит во Владимирском соборе Санкт-Петербурга, с венчиком митрополита гор ливанских Илии в благодарность о спасении России в 1941-1945 годах. И также охраняет Божья Матерь Свой город.

А в Богоявленском соборе Москвы находится Казанская икона Божьей Матери с венчиком князя Пожарского в благодарность за спасение России в 1612 году. И, как и прежде, ограждают русскую землю чудотворные иконы Божьей Матери:

Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы;

Иверская икона - южные;

Почаевская и Смоленская ограждают землю русскую с запада.

На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждает российские земли Казанская икона Божьей Матери. А в центре России сияет образ Божьей Матери Владимирской, написанный евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое Семейство.  

Дергачёвская Михайло – Архангельская церковь была вновь открыта в 1946 году.

Прошло 65 лет. Наступил ли мир? Одержана ли победа над супостатом? Я прожила всего 17 лет, но уже знаю о войнах в Ираке, Чечне; террористах, заложниках, жертвах. И ещё я вижу, что немного моих сверстников ходят в храм, причащаются Святых Христовых Таин. Над другими пока одерживает победу невидимый лукавый враг: игровые автоматы, рок- музыка, дискотеки, компьютерные игры, сигареты, скверные слова, преступность…

Что должно произойти, чтобы русский народ прозрел и об очищении и спасении единым порывом умолил Заступницу нашу: «Пресвятая Богородице, спаси нас и в годину испытаний и в мирное время!»


Литература

Кашеваров А. Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений Сов. власти и РПЦ: 1917–1945 гг. СПб., 1995;

Кондакова Н. И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941–1945 гг. М.; Рязань, 1995

Якунин В. Н. За веру и Отечество. Самара, 1995

Иннокентий (Павлов), игум. Церковная жизнь Ленинграда во время блокады 1941–1944 гг.

Смирнов А., прот. Противники Креста Господня // ЖМП. 1943. № 3. С. 25–29).





Похожие:

Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconПлан мероприятий, посвященных 68-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Организация шефства по оказанию помощи инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам участников Великой отечественной...
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconКоренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войны и его истоки; значение и значимость коренного перелома в ходе войны; познакомить старшеклассников со...
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconПроект «Дети – герои Великой Отечественной войны» Разработчик проекта Булатова Альбина Александровна, заместитель директора по вр
Формирование целостного представления учащихся о детях-героях Великой отечественной войны
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconОсновная часть Дергачи в годы Великой Отечественной войны
Этот поисковый материал я также использовала в своей работе. Сведения о ныне живущих ветеранах и инвалидах Великой Отечественной...
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconУрока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны»
Цели и задачи: Показать, как Муромская земля помогала ковать победу над врагом. Организовать встречу с ветеранами Великой Отечественной...
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconГоды военного лихолетья «Жизнь «Детей войны» во время Великой Отечественной войны»
Жизнь «Детей войны» Жигаловского района и их матерей в тылу во время Великой Отечественной войны
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconСведения об углубленном диспансерном обследовании инвалидов и ветеранов великой отечественной войны, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников великой отечественной войны и лиц, награжденных знаком "жителю блокадного ленинграда"*

Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconТема Великой Отечественной войны и Победы в произведениях современных авторов. Тема Великой Отечественный войны в произведениях поэтов Саратовского края. Стихи собственного сочинения. Сроки проведения конкурс
На конкурс предлагаются к исполнению тексты произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, в том числе
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconИсследовательская работа по воссозданию событий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг в Амурском районе Хабаровского края
Развитие познавательной деятельности и интереса к жизни людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Введение Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны iconТокарева Алена, ученица 9 класса
Мбоу оош с. Топлое Малосердобинского района приняли активное участие в межрайонной историко-патриотической конференции областного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы