Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» icon

Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская»



НазваниеПояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская»
Дата конвертации02.10.2012
Размер161.27 Kb.
ТипПояснительная записка
источник



МОУ «Средняя общеобразовательная школа

С. Теликовка Духовницкого района Саратовской области».











2012 год.


Пояснительная записка.

«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Внеклассные мероприятия на экологическую тематику способствуют воспитанию всесторонне развитого, в том числе экологически грамотного, неравнодушного к проблемам окружающей среды и собственного здоровья человека.

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

  • Воспитывать экологически грамотных, умеющих вести себя в окружающей нас среде, желающих заботиться о своем родном крае;

  • Расширять знания обучающихся о животном и растительном мире;

  • Прививать любовь, бережное и гуманное отношение к природе;

  • Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Целевая аудитория мероприятия: обучающиеся 6 - 11 классов.

Этапы подготовки к внеклассному мероприятию:


1. Для всех участников объявляется конкурс рисунков и фотографий на тему «Мой край родной».

2. Организуются две команды по 8 человек. Каждая команда готовит девиз, название, приветствие.

3. Командам дается домашнее задание: подготовить выступление экологической агитбригады или разработать экологический проект (оформить его в виде презентации).

4. Выбирается жюри из учителей и старшеклассников.

5. Подбираются конкурсы для КВНа. В каждом конкурсе должна прозвучать основная тема – экология.


Ход мероприятия.


1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на экологическом КВНе - «Мы – защитники природы».

- Что такое «Экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле.

Земля – пока единственный дом человечества в безбрежных просторах Вселенной. Не может быть выбора: сохранить или разрушить свой дом, очищать или загрязнять его. От нас зависит, хватит ли пищи, воды, воздуха нашим потомкам. И мы должны точно знать, что надо делать сегодня, чтобы сохранить природу на века. А чтобы ее защитить, мы должны как можно больше знать о жизни окружающей среды. Наша игра поможет вам расширить свой кругозор о мире природы.

Хотелось бы, чтобы девизом нашего сегодняшнего КВНа стали слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек» :

Ты, человек, любя природу

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

В состязании примут участие две команды “Экологи” и “Хозяева планеты” (приветствуем команды).

Правила проведения КВНа.

1.   Наш КВН состоит из 12 различных конкурсов.

2.   Члены жюри ознакомлены с оценочной системой. Перед каждым конкурсом я буду говорить о баллах за предстоящий конкурс.

3.   Ответ на вопрос дает либо сам капитан, либо тот, кого выбрал капитан.

4.   Не лишним будет напомнить о дисциплине во время КВНа. Обсуждаем вместе, не выкрикиваем. За нарушение дисциплины, за выкрики – с команды снимаются очки.

Анализировать ваши ответы, подводить окончательные итоги игры будет компетентное жюри (оглашение состава жюри).

Итак, наш КВН начинается!

2. Проведение конкурсов.

 Представление команд.

Ведущий: Пусть команды представятся (название команды, девиз, приветствие).

Выступление команды «Экологи»

Девиз:

Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет.


Приветствие команды:

Будем бить тревогу вместе,
Потому что все в ответе,
Как нам в новом веке жить,
Как природу сохранить!

Приветствие жюри:

Мы справедливых ждем решений,
Единства взглядов, мыслей, мнений,
Вглядитесь зорче в лица наши,
Мы – всех милей, умней и краше

Выступление команды «Хозяева планеты»

Девиз:

Мы не хотим стоять в стороне.
Мы – за порядок на нашей земле!


Приветствие команды:

Есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Так давайте сбережем
Наш большой природы дом

Приветствие жюри

Знаем мы, что КВН– игра,
И играть настала нам пора.
Будем ей все силы отдавать,
И пятерки в баллах получать!

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, команды, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

1 конкурс. Разминочный.

Командам будут заданы по 7 разминочных вопросов.

За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

Команде «Экологи»

1. Какое дерево считается национальным деревом России? И почему?

(Лиственница. Так как занимает почти половину лесов нашей страны, даёт прочную древесину, быстро растёт и не боится морозов. Это решено на 5 Всемирном лесном конгрессе)

2. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).

3. Листопаднички – кто они? (Зайчата, родившиеся осенью).

4. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)

5. Самый быстрый зверь? ( Гепард).

6. У кого рот на брюхе? (У акулы).

7. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).

Команде «Хозяева планеты»:

1. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?

(В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных насекомых. Молодой лес погибает от вредных насекомых.)

2. Из какого дерева делают спички? (Из осины).

3. Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)

4. Что делает зимой ёж? (Спит).

5. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)

6. Какая рыба без чешуи? (Сом).

7. Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает голосам других птиц, животных, человека)


2. Конкурс «В лес по загадки».

За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

Ведущий: Все мы любим лес. Да разве можно его не любить. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В них мы находим отдых и тишину от городского шума, прохладу от летнего зноя. Хор птичьих голосов радует наш слух, а глаз – разнообразные краски и оттенки. Здесь мы укрепляем свое здоровье, лес нам дарит ягоды, грибы, лекарственные растения.

Проведем конкурс – «В лес по загадки». За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.

1. Какое самое красивое дерево в нашей стране? (Береза)

2. Назовите самого страшного врага леса? (Лесной пожар).

3. Какие животные остаются самыми опасными и самыми многочисленными врагами леса? (Насекомые)

4. Назовите самый любимый корм лося? (Ветви осины)

5. Какое самое распространенное дерево в российских лесах? (Лиственница)

6. Какой необычный гриб растет на березе. Он черного цвета, очень крепкий, и его трудно оторвать от ствола. Этот гриб применяли при заболеваниях, как лекарство. Что это за гриб? (Чага – древесный гриб)

7. Кого по праву в народе называют «лесным доктором». (Дятла)

8. «Инженер – строитель» дома на реке. (Бобр.)

9. Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни – 120 лет и более.)

10. Полезен ли рыжий лесной муравей и чем? (Очень полезен. Является истребителем вредных для леса насекомых)


3. Конкурс «Растения - символы».

За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

Ведущий: Еще с древности многие растения человек стал считать символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь, благородство

Проведем конкурс - «Растения – символы»

По описанию определите, что это за растение.

1. Это дерево быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди перенесли на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы , а после принятия на Руси христианства – Троицы. Дерево это украшали лентами, вокруг него водили хороводы, плели из его ветвей венки. Как называется это дерево? (Береза)

2. Это высокое и могучее дерево идет в дело целиком, без остатка от корня до вершины – как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду. Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева. Они верили, что это отгонит злые силы от дома и сбережет мир и благополучие его обитателей. Что это за дерево? (Сосна)

3. Часто это дерево называют проклятым. По преданию на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, а колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру. Листья, кора и сок используются в народной медицине. Назовите это дерево? (Осина)

4. Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева. Что это за дерево? (Дуб)

4 конкурс. «Отгадай по описанию ».

Каждой команде предлагается по 2 текста – описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь.

Ведущий: В лесу постоянно чувствуешь присутствие множества невидимых глазу существ. Шуршит все кругом, потрескивает, пощелкивает да посвистывает. Вот перелетела птичка с красивой красной грудкой, а там раздался стук дятла, долбящее гнилое дерево, вспорхнула красивая бабочка, а в кустах прошмыгнул гибкий зверек с бурой шкуркой.

Каждой команде я дам по 2 текста – описание животного и растения, вы должны определить о ком идет речь.

^ Команде «Экологи»

        Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с «жиров». Там, тревожно прислушиваясь, облизывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова петлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза (Заяц).

        Это высокое, раскидистое дерево, поистине богатырского телосложения, поэтому в его ветвях вьют гнезда птицы. Корни его уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны никакие бури. В лесах далекого севера вы его не увидите. Растет медленно. Те, кто хочет вырасти его, должны запастись терпением. Люди связывают с ним силу, могущество и долголетие. О нем сложено много сказок, песен, поговорок. (Дуб).

^ Команде «Хозяева планеты» .

        Питается этот зверек семенами, фруктами, ягодами, орехами, грибами. Это древесное животное хорошо лазает по деревьям и перепрыгивает с дерева на дерево. Гнездо в дуплах или ветвях деревьев выслано мелкими растениями. (Белка).

        Белый ствол этого дерева покрыт тонкой берестой. Как только сходит в лесу снег, у него набухают смолистые душистые почки. Листья и почки этого дерева человек настаивает и применяет при разных болезнях. Вкусен и приятен сок этого дерева. Из её древесины делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. Из веток этого дерева делают самый популярный веник. (Береза).


5. Конкурс «Лес и эстетика»

(Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ игроки получают 1 балла)

Ведущий: Красочность, величие и богатства наших лесов пробуждают в нас эстетические чувства. «Леса учат человека понимать прекрасное», - эти замечательные слова принадлежат А. П. Чехову. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения.

Вопросы:

1. В творчестве каких писателей тема леса, родной природы занимает большое место? (И. Тургенева, И. Аксакова, Ф. Тютчева, К. Паустовского, Л. Леонова, М. Пришвина.)

2. В творчестве каких композиторов лес как художественный образ нашел отражение? (М. Глинки, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Рубинштейна, С. Танеева, Д. Шостаковича, С. Туликова)

3. На полотнах каких художников изображены сумрачные, дремучие сосновые и еловые леса Абрамцева? (М. Нестерова, И. Репина, В Васнецова, В Поленова, В. Сурикова, В. Серова)

4. Какой композитор создал свои лучшие произведения в тени лесов Подмосковья? (П. Чайковский)

5. Назовите художника, который написал следующие картины: «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу»? (И. Шишкин)

Задание: Командам, предлагается определить каким авторам принадлежат цитаты, записанные на карточках. Время на подготовку -5 минуты. За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

^ 1. Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса - …

 Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса… (А.С. Пушкин)

^ 2. Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом, точно серебром…

 На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой» (А.С. Есенин)

3. «Люблю отчизну я…

Люблю ее лесов безбрежных колыханье…» (М.Ю. Лермонтов)

4. «Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой!» (И.С. Никитин)

5. «Смотрю, как роща зеленеет

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа». (Ф.И. Тютчев)


6. «Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,…

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной… (И. Бунин)


6. Конкурс «Зеленая аптека».

За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

Ведущий: Давным – давно, когда не было ни аптек, ни поликлиник, заболевшие люди обращались к знахарям и шаманам. Чем же лечились в те давние времена? Лекарства тогда делали из минералов, трав и животных.

Проверим, как вы знаете лекарственные свойства трав.

1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни.)

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия. (Липа, календула, ромашка, пижма)

3. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по – русски называется это растение. (Василек)

4. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, калина, малина, смородина, облепиха)

5. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы)

6. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой. (Земляника лесная)

7. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел)

8. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник)

9. Листья, какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник)

10. Назовите растение от 90 болезней. (Зверобой)


Вам известны лекарственные растения, а есть ли лекарственные животные?

Современная медицина использует животных для профилактики и лечения заболеваний, а также для изготовления лекарств.

1. Какими лекарствами делится с человеком пчела?

(Мед излечивает простудные и кожные заболевания, пчелиный яд – обезболивающее средство, прополис снимает воспаление)

2. От чего может вылечить кошка? (Реже бывают сердечно – сосудистые заболевания в тех семьях, где живет кошка.)

3. Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар?

(Медицинскую пиявку. Высасывая кровь, – способствуют снижению кровяного давления.)

4. Зачем детям прописывают невкусный рыбий жир?

(Рыбий жир содержит витамин Д, который необходим для правильного формирования скелета)

5. Каких ядовитых змей и для чего выращивает человек?

(Яд кобры - как болеутоляющее средство, яд гремучей змеи – для лечения эпилепсии, яд гадюки – обладает кровоостанавливающим средством).


7. Конкурс «Пернатые друзья».

За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

Ведущий: Кто является защитниками лесов и полей, садов и огородов?

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок.

Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки.

Посмотрим, как вы знаете наших пернатых друзей.

Вопросы викторины.

1. Какая птица выше всех летает? (Орел)

2. Какая птица самая большая в мире? (Страус)

3. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки)

4. Какая птица может летать вперед хвостом? (Колибри)

5. Почему летчики боятся птиц? (Птица размером с утку способна пробить пуленепробиваемое ветровое стекло кабины толщиной в 3 см.)

6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

7. Какие птицы помогают пасти стада? (Страусы)

8. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин)

9. Для чего птицы купаются в муравейнике? (Это средство борьбы с паразитами)

10. Какая птица нашей страны самая тяжелая? ( Дрофа)

11. Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни – 120 лет и более.)

12. Почему у пингвина язык покрыт шипиками? (Для удерживания рыбы)

13. Какая птица образует пары на всю жизнь? (Лебеди, гуси, галки)

14. Почему глухарь – глухарь? (т.к во время токования птица ничего не слышит)


8. Конкурс «Следопыт»

(За конкурс 5 баллов)

А. «Чья голова»

Участники конкурса должны по рисунку головы птицы - узнать птицу и чем она питается.



Ответ: 1) Цапля – рыба, лягушата; 2) утка – ряска, мелкие рачки, личинки насекомых; 3) пеликан - рыба


Б. «Чей след»

Определите, кому принадлежат эти следы.

Рис 2.


9. Конкурс «Ангельский голосок…»

(За конкурс 3 балла)

Ведущий: Кому из вас не приходилось наслаждаться трелью соловья, протяжным мяуканьем домашнего кота или лаем верной собаки! Но сегодня мы услышим с вами другие звуки и посмотрим, насколько точно вы умеете подражать голосам различных животных. А животные такие: ворона, лягушка.

Задание. Голосом данного животного вы должны спеть песню «В лесу родилась елочка..»


10. Конкурс «Береги зеленый океан»

За каждый правильный ответ игроки получают 2 балла.


Ведущий: Сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны вы ребята с точки зрения экологии.

1. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух)

2. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, радио, разжигать костры? ( Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места)

3. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если она на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)

4. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния)

5. Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбрелись по всему лесу и топтали всю территорию. Гораздо лучше , когда для отдыха отведены определенные участки)

6. Как следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли? (Надо чередовать места сбора, т.е. собирать в разные годы на разных участках. И делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели.)

7. Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрывать мхом. Не собирать не знакомых и старых грибов, не трогать ядовитых – ими лечатся животные)

8. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)


11. Конкурс «Нарисуй карикатуру»

(5 баллов)

Ведущий: Во время походов мы видим свалки мусора, следы пожаров. Слышим об исчезновении животных, растений по вине человека.

Задание: нарисовать карикатуры на людей, которые наносят вред природе.


12. Конкурс «Поющая природа»

Команды по очереди поют песни о лесе, животных, растениях. Побеждает та команда, которая знает больше песен.


3. Подведение итогов КВНа. Награждение команд.


4. Заключительное слово учителя.

Учитель: Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологией. Несмотря на то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое–что новое вы всё-таки узнали.

Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш общий Природный дом. И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

Ребята! Охрана природы - святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, каждую веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу.


Литература.


1. Г.А. Фадеева «Неделя экологии в школе» - Издательство «Учитель».

Волгоград 2006.

2. Г.А. Фадеева. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы

Издательство «Учитель». Волгоград 2005.

3. И.Г. Норенко. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007

4. Журнал-сборник сценариев для библиотек «Читаем, учимся, играем» №1, №5, №6 - 2004г Издательство «Либерея- Библиопринт




Похожие:

Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа разработана на основе программы З. А. Клепининой «Природа и люди» (2004), рекомендованной Министерством образования...
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconРазграничение понятий «основной храм» и «приписной храм (часовня)»
«основной храм» и «приписной храм (часовня)», принятое для целей учёта в Московской епархии
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconОпределения понятий «крестильный храм»
...
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» icon1. Пояснительная записка. Учебные планы: 1
Пояснительная записка к учебному плану по традиционной общеобразовательной программе
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconПояснительная записка по йодированию детского питания по таблице
Пояснительная записка по питанию школьников (поставщики какие, меню, сырье, полуфабрикаты, персонал пищеблоков)
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconСодержание пояснительная записка Тематический план Содержание Контрольные задания Литература пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету «Информатика»
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconПояснительная записка. Профильная смена «Экологическая тропа» Основное содержание программы экологической (третьей) смены летнего пришкольного лагеря
Природа и человек. Они неотделимы друг от друга. Человечество черпает у природы все блага для цивилизованного существования для своего...
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconПояснительная записка пояснительная записка к ооп ноо раскрывает
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Хорошенской средней общеобразовательной...
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconПояснительная записка 7 > Учебный план 8
Пояснительная записка 4
Пояснительная записка. «Природа не храм, а мастерская» iconЭкскурсия в Нучинский храм у входа в храм

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы