Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования icon

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования



НазваниеПоложение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования
Дата конвертации03.10.2012
Размер166.98 Kb.
ТипПротокол
источник

«Согласовано» Принято педагогическим советом « Утверждаю»

Председатель Управляющего Протокол № __ от ________. Директор МОУ «СОШ № 2

Совета школы г. Ершова Саратовской области»

_________ /М.А. Ларина/ __________/Ю.А. Тихова/

Протокол № от ______________г. Приказ № _______________г.


ПОЛОЖЕНИЕ

О СТРУКТУРЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ершова Саратовской области»


^ I. Общие положения


1.1 Настоящее положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

1.2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 2 г. Ершова Саратовской области».

1.3. Положение является основой для разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования в МОУ «СОШ № 2 г. Ершова Саратовской области».

Положение, разработанное в образовательном учреждении, является локальным актом, регулирующим организацию образовательного процесса, приобретает силу локального акта и прекращает свое действие в общем порядке, предусмотренном Уставом учреждения.

1.4. Под основной образовательной программой начального общего образования понимается система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающих достижение обучающимися спланированных результатов на ступени начального общего образования.

1.5. Основная образовательная начального общего образования программа является обязательным нормативным документом, регламентирующим особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

1.6. Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1.7. Основная образовательная программа начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

1.8. Основная образовательная программа начального общего образования учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей).

1.9. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования определяется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и составляет 4 года.


^ II. Структура и содержание основной образовательной программы

начального общего образования

2.1. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования

2.2. Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

  1. пояснительная записка;

  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. учебный план начального общего образования;

  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. программу коррекционной работы;

  9. программу внеурочной деятельности;

  10. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Приложением к основной образовательной программе начального общего образования являются рабочие программы учебных курсов, предметов, программы внеурочной деятельности, форма договора о предоставлении общего образования образовательным учреждением.

2.3. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования:

2.3.1. Пояснительная записка.

Цель пояснительной записки - представить и описать концептуальные основы и особенности образовательной программы конкретного образовательного учреждения.

2.3.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Раздел содержит:

1) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и конкретизированные образовательным учреждением с позиции реализуемой миссии и с позиции оценки этих результатов, принятых в учреждении;

2) портрет выпускника начальной школы.

Содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отражает специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствует возрастным возможностям обучающихся.

Предложенные в разделе личностные, метапредметные и предметные результаты являются основой для выстраивания в образовательном учреждении системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Раздел «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и курсов.

2.3.3. Учебный план начального общего образования (далее – учебный план).

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Учебный план разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы начального общего образования, действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Раздел содержит Перспективный учебный план и Учебный план на текущий учебный год, которые состоят из: пояснительной записки, плана–сетки распределения часов с указанием недельной нагрузки обучающихся, учебно-методического обеспечения.

Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса самостоятельно.

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов по соответствующим предметным областям, учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

К обязательным предметным областям учебного плана относятся: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса самостоятельно и обеспечивающая удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, определяется учебным временем, которое предусматривает учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Количество учебных занятий в учебном плане не может составлять на 4 учебных года менее 2904 часов и более 3210 часов.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное.

Учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а так же имеющихся материально-технических и других условий, определяет время, отводимое на внеурочную деятельность (общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения для ступени начального общего образования.

Внеурочная деятельность в учреждении организуется по следующим направлениям развития личности: физкультурно-спортивное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

В зависимости от реализуемой модели, часы внеурочной, могут быть включены в учебный план учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса) и (или) реализовываться за рамками учебного плана. Во втором случае, время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимальной учебной недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направленных на реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
^

2.3.4 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Раздел содержит:


1) пояснительную записку с указанием предназначения программы;

  1. описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

  2. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  3. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
^

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.

^

2.3.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

Программы отдельных учебных предметов, курсов являются рабочими программами по учебным предметам и курсам, реализующими содержание федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


В этом разделе отражается перечень и характеристика учебно-методических комплектов, учебников, программ, планируемых к использованию при реализации учебного плана и внеурочной деятельности. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов могут являться приложением к основной образовательной программе начального общего образования.

Разработка рабочих программ регламентируется положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), разработанным и утверждённым в образовательном учреждении на основе Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями, реализующими программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
^

2.3.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее по разделу – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.


Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Программа обеспечивает:

- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

- формирование у обучающегося активной конструктивной деятельностной позиции.

Программа содержит:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируется предназначение программы для достижения обучающимися соответствующих личностных результатов и создания демократического уклада школьной жизни на ступени начального общего образования;

2) ключевые воспитательные задачи и базовые национальные ценности российского общества;

3) перечень планируемых результатов воспитания – формируемые ценностные ориентации, социальные компетенции, желаемые модели поведения младших школьников;

4) систему воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать на практике использовать полученные знания;

2.3.7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее по разделу – Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа обеспечивает:

-пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

- формирование установки на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- применение рекомендуемого врачами режима дня;

- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Программа содержит:

1) пояснительную записку с описанием здоровьесберегающей инфраструктуры данного образовательного учреждения, в которой конкретизируется предназначение программы для обретения обучающимся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования;

2) перечень планируемых результатов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, просветительской работы с их родителями (законными представителями);

3) рекомендации по организации текущего педагогического контроля результатов урочной и внеурочной деятельности, направленных на достижение планируемых результатов (соблюдение гигиенических норм и требований к составлению расписания учебной и внеучебной нагрузки; контроль за соблюдением СанПиН по организации самостоятельной домашней работы; соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; составление индивидуального маршрута для часто болеющих детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования и др.);

4) план физкультурно-оздоровительной и просветительской работы с обучающимися и семьями обучающихся;

2.3.8. Программа коррекционной работы.

В программе прописываются цели и задачи коррекционной работы по созданию оптимального образовательного пространства для детей имеющих не только ограниченные возможности здоровья, но и для детей имеющих трудности в обучении, а также по созданию условий для полного раскрытия возможностей обучающихся, имеющих отличные успехи в учебе. Описываются направления работы, сроки и этапы реализации программы, прописываются условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы, логопедическая и психологическая работа в школе, а также формы работы с вышеназванными категориями детей со стороны учителей начальных классов, которые обозначаются в Программах индивидуальной траектории преодоления трудности по русскому языку и математике для отдельных учеников.


2.3.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Данный раздел:

1) отражает основные направления и цели оценочной деятельности в учреждении, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в учреждении, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности учреждения;

5) позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

При оценке достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Раздел основной образовательной программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» содержит:

1) пояснительную записку, определяющую позицию Учреждения при создании системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования;

2) описание системы оценивания результатов освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и ее элементов.

К элементам системы оценивания результатов освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования относятся:

- основные направления и цели оценочной деятельности в учреждении,

- описание объекта и содержание оценки, условия и границы применения системы оценки,

- критерии, показатели и индикаторы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов, принятые в учреждении,

- итоговая оценка выпускников начальной школы,

- инструментарий оценивания, технологии оценивания.


^ III. Порядок разработки основной образовательной программы

начального общего образования


3.1. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается, утверждается и реализуется учреждением самостоятельно.

3.2. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается в учреждении на ступень начального общего образования. Максимальный срок действия программы – пять лет. При необходимости в программу вносятся изменения, которые оформляются приказом по школе.

3.3. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, положения о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.

3.4. Администрация образовательного учреждения:

- организует изучение запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг на ступени начального общего образования, социологических и статистических исследований социокультурных особенностей;

- формирует и утверждает приказом рабочую группу по разработке основной образовательной программы начального общего образования;

- обеспечивает участие в процессе разработки основной образовательной программы начального общего образования родительской общественности, педагогов других ступеней школьного образования, администрации образовательного учреждения, исходя из целей и задач образовательного учреждения.

3.5. При оформлении основной образовательной программы начального общего образования учитываются следующие требования:

3.5.1. В титульном листе основной образовательной программы начального общего образования указывается: полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена основная образовательная программа (с реквизитами утверждающего нормативного акта); указания на принадлежность уровню общего образования; срок реализации данной программы; разработчик(и); год разработки.

3.5.2. Основная образовательная программа начального общего образования не имеет сквозной постраничной нумерации. Документы, представляющие ее разделы, имеет внутреннюю постраничную нумерацию.

3.5.3. Наименование разделов основной образовательной программы начального общего образования представлено в ее содержании без указания постраничной нумерации.

3.5.4. Кроме первого раздела, все остальные разделы основной образовательной программы имеют титульную страницу.


^ IV. Порядок утверждения основной образовательной программы

начального общего образования


4.1. Основная образовательная программа начального общего образования и изменения к ней утверждаются не позднее 15 сентября.

4.5. Утверждение основной образовательной программы начального общего образования учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения и прописывается в положении образовательного учреждения о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении

4.6. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения (оформленные в приложениях) в основную образовательную программу начального общего образования, направленные на совершенствование результатов, утвердив их в соответствии с порядком утверждения основной образовательной программы начального общего образования.


^ V. Оценка эффективности реализации основной образовательной программы начального общего образования


5.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

5.2. Результаты и эффективность образовательной программы обсуждаются на педагогических советах, заседаниях органа самоуправления образовательного учреждения, школьных методических объединений, в анализе работы за учебный год.




Похожие:

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПоложение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования моу оош п. Семенной
Настоящее положение составлено в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПоложение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПротокол № положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПоложение о разработке и утверждении основной образовательной программы начального общего образования, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373 (далее – Положение) создано с целью определения...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПоложение о структуре, порядке разработки и утверждения
Настоящее положение составлено в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПоложение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования принято
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа д. Два Ключа муниципального...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПоложение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов и дисциплин
Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconПриказ №50/29 Об утверждении Положений. В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с фгос ноо
О структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы ноо
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconНовые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
С 1 января 2011 г в действие вступает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Предлагаем...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования iconМетодические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования Разделы основной образовательной программы начального общего образования: пояснительная записка
С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы