Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению icon

Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению



НазваниеПрограмма организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению
Дата конвертации03.10.2012
Размер127.94 Kb.
ТипПрограмма
источник

Рассмотрена Принята Утверждаю

на заседании Управляющего на заседании педагогического Директор МОУ «СОШ № 2

Совета совета г. Ершова Сарат. обл.»

Пр. № _____ от ___________ Пр.№ ___ от ______________ Приказ № ___ от ___________


ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

МОУ «СОШ № 2 Г. ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


ВВЕДЕНИЕ


Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.


Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.


Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.


Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:


• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;


• установление контакта с учащимися, с учителем;


• формирование адекватного поведения;


• овладение навыками учебной деятельности.


Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.


При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.


Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:


I. Организация режима школьной жизни первоклассников.


II. Создание предметно-пространственной среды.


III. Организация оздоровительно-профилактической работы.

IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.


V. Организация внеучебной жизни первоклассников.


VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.


VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.


Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников.


^ I.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.


1. В 1-х классах используется «ступенчатый режим» обучения в первом полугодии: сентябрь-октябрь - 3 урока по 35 минут, ноябрь-декабрь - 4 урока по 35 минут; январь-май - 4 урока по 45 минут. В связи с изменением БУП и введением третьего часа физической культуры один день в неделю пятый урок проводится в отличной от классно-урочной форме: в первом полугодии 35 минут, во втором полугодии 45 минут. Форма проведения четвертого урока отражается в классных журналах.


2. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.


3. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному

объему учебной нагрузки.


4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык,) проводятся вторыми - третьими уроками.

5 Предусмотрена динамическая пауза перед занятиями внеурочной деятельности.


6. При планировании уроков учитывать следующее:


- увеличивать объем работы постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;


- менять виды деятельности в течение урока каждые 10 – 12 минут;


- проводить не менее двух физкультминуток в течение одного урока;


- организовать обучение без домашних заданий;


- исключить систему балльного (отметочного) оценивания, не допускать использование любой знаковой символики,

- организация системы формирования самооценки обучающегося на каждом уроке,

- формирование портфеля достижений обучающегося 1-го класса.


^ II. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.


Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.


Парты в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По желанию родителей и обучающихся учебники и дидактические пособия для первоклассников могут храниться в школе.


^ III.ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:


• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом) по результатам которого предоставляется справка о возможности посещения школы, которая хранится в личном деле обучающегося;


• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;


• диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).


2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:


• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы(вт.ч. вакцинация против гриппа,) по согласованию с родителями (законными представителями);


• витаминизация;

• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;


• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;


3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:


• введение третьего часа физической культуры;


• согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;


• подвижные игры на переменах;


• внеклассные спортивные мероприятия;


• школьные спортивные кружки


4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:


• организация горячего питания в школе,


• выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;


• соблюдение основных принципов рационального питания:


соответствие энергетической ценности рациона возрастным фи­зиологическим потребностям детей ; сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;


восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.


создание благоприятных условий для приема пищи ( в наличии необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;


• практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;


• двухразовое питание для первоклассников, посещающих занятия внеурочной деятельности.


• совместные проверки пищеблока.

5. Организация психологической помощи первоклассникам.


6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.


Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.


^ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.


Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Этому способствует использование системы учебников «Начальная школа 21 века»,.


Организация уроков математики.

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.


В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты.Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).


Один урок математики каждую неделю в адаптационный период рекомендуется проводить на воздухе.


Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире.Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.


Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.


Учителем используются следующие образно-игровые приемы:


• пластическое интонирование;


• музыкально-ритмические движения;


• свободное дирижирование;


• игра на элементарных музыкальных инструментах;


• разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.


Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.


Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.


Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.


Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школьного музея - народного декоративно-прикладного искусства); игры.


Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.


Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.


Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.


3. Особенности организации урока в 1-м классе.


Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.


Уроки структурируются согласно требованиям ФГОС НОО и в соответствии с СанПиН.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об органи­зации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)


4. Контроль и оценка результатов обучения.


Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Формируется самооценка обучающихся.


В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.


Итоговая комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года не позднее 25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются, за исключением обучающихся имеющих рекомендации областной ПМПК.


5. Индивидуальная работа с первоклассниками.


В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:


многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:


• задания разной степени трудности;


• специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;


• предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.


Запрещается оставлять на дополнительные занятия тех, кто не испытывает затруднения в обучении.


^ V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.


1. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

2. Организация внеурочной деятельности регламентируется Положением о внеурочной деятельности.


^ VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА


Работа методических объединений периода детства по обеспечению преемственности в развитии детей.


1. Консилиум педагогов, работающих в 1-х классах совместно с воспитателями МДОУ.


2. Взаимодействие с родителями первоклассников:


• изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;

-

*анкетирование с целью определений направлений внеурочной деятельности;


• ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы; коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;


• совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.


• размещение на страницах школьного сайта информации для родителей первоклассников


^ VII. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ


На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:


• адекватную самооценку своего положения ребенком;


• правильные методы воспитания в семье;


• отсутствие в семье конфликтных ситуаций;


• благоприятный статус в группе сверстников и т.д.


К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:


• неправильные методы воспитания в семье;


• функциональную неготовность к обучению в школе;


• неудовлетворенность в общении со взрослыми;


• неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

На основании вышесказанного , считаем, что для более гладкого течения процесса адаптации необходимо проводить психолого-логопедическую диагностику будущих первоклассников.


Диагностика готовности к обучению в школе:

Обследования психологом и логопедом школы проводятся в июне.

Входящая диагностика проводится не позднее 10 сентября.


Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения в первом классе..




Похожие:

Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconАналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году
«О проведении мониторинга готовности обучающихся 1-х классов к обучению в школе» с 21 по 24 сентября 2010 года в общеобразовательных...
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconИзменения в «Положение о классном руководителе» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области»
...
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconИзменения в «Положение о внутришкольном контроле» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области»
...
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconПриказ № г. Липецк
Цель классно-обобщающего контроля определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconПрезентация проекта «Мы школьниками стали» Цель: Поддержка в успешной адаптации первоклассников к своему новому качеству ученика. Формирование положительной мотивации к школьному обучению
Цель: Поддержка в успешной адаптации первоклассников к своему новому качеству ученика
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconРабочая программа «Школа будущего первоклассника»
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconДополнительная образовательная программа «Школа будущего ученика»
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconГ о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconПрограмма по созданию условий для адаптации первоклассников
Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого...
Программа организации процесса адаптации первоклассников моу «сош №2 Г. Ершова саратовской области» к школьному обучению iconИнформационная карта экспериментальной площадки моу «сош №2 г. Ершова Саратовской области»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы