Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) icon

Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов)



НазваниеОбразовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов)
Дата конвертации11.02.2013
Размер236.69 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник



Администрация Ершовского муниципального района Саратовской области.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Учебный

Ершовского района Саратовской области»


Рассмотрено Утверждаю

на Педагогическом совете Директор школы _________/ Н.В. Васильчева

Протокол № ___от «____»_____2012 г Приказ № _____ от «____»______2012 г


Дополнительная образовательная программа

детского объединения


«Дорожная Азбука»

(для учащихся 1-4 классов)


Возрастная категория обучающихся 1-4 классы

Срок реализации данной программы 1 год.

Тип программы - адаптированная.

Программа разработана Лариной Е.З.,

учителем 1 квалификационной категории,

педагогом дополнительного образования

МОУ «СОШ п.Учебный»


Учебный 2012 г.


^ Пояснительная записка.


Создание безопасного образовательного пространства является одной из главных задач общеобразовательных учреждений, одним из направлений которого является обучение детей правилам дорожного движения, так как известно, что детям намного легче привить мотивы правильного поведения на дороге, в транспорте, общественных местах и т. д. Обучение правилам безопасности дорожного движения, должно начинаться еще в детском саду и продолжаться соблюдая преемственность на всех ступенях школы.

Усвоение этих правил должны представлять собой отдельную дисциплину, так как требует определенных теоретических и практических знаний. Эти знания и умения приобретаются в процессе анализа и усвоения информации, выполнения упражнений, которые отражают реальные жизненные ситуации. Таким образом, изучение правил безопасного дорожного движения вовлекает ученика в образовательный процесс, позволяя планировать, действовать и корректировать свое поведение в повседневной жизни. В тесном взаимодействии с другими дисциплинами, изучение ПБДД способствует формированию дополнительных знаний. Интеграция изучения правил безопасности с такими дисциплинами, как история, география, биология, физическое воспитание, дает возможность ученикам получать междисциплинарные знания. Более того, это позволяет создавать ситуации для мотивированного обучения, в которых сочетаются теория и практика. У ребенка, а затем у подростка действующего в качестве пешехода или велосипедиста, пассажира автомобиля или общественного транспорта формируются навыки соответственно правильного поведения, умение разбирать конкретные ситуации и делать правильный выбор, не подвергая себя и окружающих риску и опасности.

Следовательно, основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма и среди детей младшего школьного и среднего школьного возраста посредством повышения уровня знаний ими ПДД;

- формирование культуры общественного поведения;

- воспитание дисциплины и осознанного поведения на улицах города;

- развитие самоконтроля за выполнение изученного материала по ПБДД;

Задачами изучения правил дорожного движения и поведения детей на улице выступают:

- формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться и общаться в условиях дорожного движения;

- повышению уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих ему безопасность на улице;

- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

- привлечение родителей к содействию и помощи в изучении детьми ПБДД.

Преподаватель должен быть свободен в выборе начального этапа обучения: он может начать как с рассмотрения совместно с учениками конкретных случаев, так и с представления основополагающих правил для успешного формирования:

- ответственного поведения в качестве пешехода или велосипедиста;

- поведения в качестве пассажира автомобиля или общественного транспорта.

В любой момент занятий учитель занятий учитель может вводить элементы этого обучения. Обучая правилам жизни в обществе и пониманию их необходимости, содействовать подготовке сознательных граждан, ответственно относящихся к себе и окружающим.

Ученик должен осознавать и использовать как в школе, так и за его пределами жизненные правила, которые обогатят его познания в области окружающего мира, здоровья и безопасности.

Реализация вышеперечисленных целей и задач в школе возможна только в том случае, если учебный процесс будет обеспечен всеми необходимыми для этого учебно-методическими, дидактическими и материально-техническими условиями.

Все вышесказанное определяет цели и задачи школы в плане создания безопасного образовательного пространства, обеспечения детей информацией о правилах безопасного поведения на дорогах города и за его пределами, создание условий для успешного усвоения важной информации, обработка её в ситуациях приближенных к реальным.

Однако обучение правилам безопасности дорожного движения не должно являться лишь делом школы. Оно должно проводиться также в семье и за её пределами с участием многих лиц. Специалисты и не специалисты, профессионалы по правилам безопасности дорожного движения и родители оказывают непрерывное влияние на формирование определенного отношения к правилам безопасного поведения у детей и подростков. Они обогащают и конкретизируют полученные в школе знания. Для получения лучших результатов преподаватель ПБДД заинтересован в участии партнеров в данном воспитательном процессе, как в школе так и за её пределами.


^ Принципы обучения

Научно основанный и систематизированный подход к определению принципов обеспечивает необходимую эффективность и объективность, целенаправленный объем изучаемого материала необходимого и достаточного для безопасного общения ребенка с улицей и дорогой. Содержание обучения должно обеспечивать целостный, законченный на определенном уровне усвоения характер проблемных знаний, умений и навыков. Здесь действуют принципы:

- принцип стандартизации учебных средств и содержания формируемых у учащихся знаний, умений и навыков путем системного структурирования учебного материала по годам обучения;

- принцип целостности в процессе построения содержания обучения. Целостность формируемых знаний, умений и навыков может обеспечена посредством системного структурирования учебного материала, систематизирующим фактором которого выступает уровень овладения содержанием;

- принцип преемственности обучения ПДД в дошкольном заведении и в школе. Этот принцип может быть реализован в виде взаимосвязанных структуры и содержания обучения ПДД в начальной школе, средней и старшей ступенях общеобразовательной школы;

- принцип связи содержания с практикой заключается в том, что включает в себя различные формы актуализации теоретического материала на жизненных примерах (рассказы, тихи, игры, разбор дорожных ситуаций т. д.)

- принцип дифференциации содержания ПДД включает в себя идею последовательного ступенчатого изучения правил дорожного движения в зависимости от необходимого уровня его усвоения, в соответствии с этим решается вопрос необходимости единого и непрерывного процесса обучения ПДД. Важное значение в построении содержания и повышении уровня преподавания ПДД, кроме приведенных выше имеют следующие принципы:

- многоуровневости развивающего процесса обучения, преподавания и учения, планирования занятий по ПДД;

- преемственности в преподавании ПДД для школьников и младших школьников (1-4 классы).

- наглядности в подаче материала, используя плакаты, видеоролики, макеты дорожных знаков, компьютерные игры и т. д.;

- доступности в подаче изучаемого материала, достигаемого правильным построением теоретических уроков и практических занятий;

- целостности структуры и состава учебного плана и программы.


^ Основные требования к содержанию обучения детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения.


Важным аспектом в обучении правилам безопасности дорожного движения являются требования, предъявляемые к содержанию обучения в данном направлении к содержанию обучения в данном направлении и определяется их значимость и важность в этом процессе.

  1. Логическая последовательность повышения уровня сложности изучаемых основных терминов и понятий, необходимых для усвоения учащимися и определенная завершенность;

  2. Организация учебного процесса, исходя из уровня подготовленности учащихся;

  3. Формирование и развитие психолого – физиологических особенностей детей, проявляющихся в условиях дорожного движения;

  4. Формирование условий для непрерывного дальнейшего совершенствования поведения ребенка в процессе самостоятельного общения с дорогой;

  5. Отражение реальных ситуаций дорожного движения, которые характерны в процессе передвижения детей по улице и дороге в качестве самостоятельных участников дорожного движения;

  6. Учет особенностей расположения школы с целью безопасного прохождения учащимися маршрута следования « школа- дом» и обратно и других характерных для ребенка маршрутов;

  7. Овладение учащимися основными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность в условиях дорожного движения и общения с дорогой.



^ Формы организации обучения школьников правилам безопасности дорожного

Основной и наиболее приемлемой формой организации обучения в младшем и среднем школьном возрасте является –урок. Это гибкая вариативная форма обучения детей, позволяющая творчески подходить к его организации, использовать разнообразные средства обучения.

Характерной чертой урока является его цель, выступающая как совокупность ответов на поставленные вопросы, и тем самым обеспечивающая желаемые изменения у обучаемых. Выделяется шесть типов уроков:

- комбинированный урок;

- урок изучения нового материала;

- урок повторения и закрепления знаний;

- урок общения и систематизации материала;

- практический урок;

- урок контроля.

Урок по правилам безопасности дорожного движения включает в себя следующие структурные элементы: организационный этап, проверка самостоятельной домашней работы, изучение нового материала с ранее изученным, закрепление нового материала, заключительный этап. Сущность информационного урока заключается в создании необходимой информационно – познавательной базы технических знаний, в раскрытии их сущности и привлечении учащихся к познавательным практическим действиям. Можно использовать вариант сравнительного анализа, сравнивая изученный ранее учебный материал с новым и проводя параллель взаимосвязи. Проблемный урок может иметь последовательный характер и характер решения проблемной ситуации, но и тот и другой включает следующие этапы:

- организационно-подготовительный;

- проверка домашнего задания;

- создание и формулирование учащимися главной проблемы, связанной с определенной ситуацией или вопроса, связанного с ней;

- определение последовательности (плана) работы и в процессе его реализации формулировании вариантов решения и отбор наиболее эффективных;

- закрепление нового материала;

- применение полученных знаний в новой ситуации.

Оперативный урок характеризуется целенаправленным формированием умением и навыков, в нем выделяют следующие части:

- организационно-подготовительная,

- постановка и усвоение учащимися цели урока;

- определение порядка и правил, способствующих достижению этих целей;

- образцовый показ данного действия;

- выполнение учащимися действий;

- систематическое разнообразие упражнений;

- заключительный этап.

^ Наглядный урок характеризуется использованием отрывков из художественных произведений, диафильмов, кинофильмов и др. И включает в себя четыре этапа:

- подготовительный;

- понимание и усвоение сведений из рассматриваемых произведений (диафильмов, видеороликов и др.), их чтение или показ;

- выделение основных идей произведений;

- обсуждение основных моментов (поведение героев на дороге) произведения.

Для повышения уровня сформированности знаний, умений и навыков дорожного движения у учащихся имеет смысл включать элементы ПДД в содержание других учебных предметов (родной и русский язык, физкультура, биология и т. д.) Кроме того, большими образовательными и воспитательными возможностями обладают внеклассные занятия по ПДД и закреплению этих знаний, умений и навыков у детей, посещающих группу продленного дня.

Основными формами организации внеклассной работы по совершенствованию ЗУН общения детей с дорогой являются: конкурсы, школьные олимпиады, кружки «ЮИДД», соревнования и др.


^ Игра как основная форма организации обучения детей 1-4 классов правилам безопасности дорожного движения.

Игра представляет собой воссоздание специальных отношений между людьми, их поведения и принятия адекватных ситуаций решений при моделировании реальных условий общественной жизни. По своей сути – это деятельность человека. Разнообразие форм и видов деятельности определяет разнообразие игр. Она носит воспитательно- образовательный и развивающий характер и в этих целях широко используется в учебно – воспитательном процессе. Игра как педагогическое средство активизации процесса обучения представляет собой целенаправленно организованное и управляемое извне учебно-игровое взаимодействие детей. В условиях целенаправленного изучения ( в данном случае ПДД) преподаватель организует игру учащихся по готовым целям. Цели должны быть подготовлены так, чтобы они понимались учащимися как свои собственные. Игра создает такую предметную ситуацию, в которой объективно существует цель и связанные с ней действия, которые осуществляются в зависимости от конкретных условий. Посредством этого осуществляется многофункциональный подход к достижению цели игры, что способствуют творческому решению поставленных задач. Выделяется две особенности игровой деятельности.

  1. Её репродуктивный характер, то есть направленность этой деятельности не на достижение какой-то внешней цели или какого-то практически значимого результата, а на сам процесс игры и на переживание играющего.

  2. В игре воображаемый план преобладает над реальным. Поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений, вовлеченных в игру вещей, а по логике того игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации. Игра формирует иной тип поведения посредством создания экстремальных ситуаций, в которых ребёнок может выбирать пути достижения цели, а в случае неверного выбора он оказывается проигравшим (потерпевшим неудачу). Эффективной организации и проведению игры способствует:

- эмоционально-психологический настрой, стимулирующий положительную инициативу воспитанников;

- атмосфера « раскрепощенности», эмоционально положительная установка на игровую деятельность;

- условия формирования положительной оценки игровой деятельности и потребности в ней;

- снятие психологических барьеров развитие уверенности в своих силах.


^ Специфика формирования УУД учащихся 1-4 классов при изучении ПДД

Учебной программой курса ПДД предусматривается в конце каждого года обучения достижение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками, а также их развития, что позволяет в последующем году предъявлять более высокие требования к учащимся. Это выражается в способности детей все более самостоятельно применять полученные знания и умения при решении познавательных и практических задач, искать и находить нужные сведения, приобретать умения и навыки, необходимые ребенку для самостоятельного поведения на дороге. Неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, может быть обусловлено как недостатками овладения детьми необходимыми УУД соблюдения правил дорожного движения, так и их возрастными и индивидуальными особенностями. Очень большое значение имеют психологические особенности детей младшего возраста. У детей различных возрастных групп наблюдается различия в важных для безопасного поведения на дороге функциях организма. Как физическое, так и психологическое развитие ребенка проходит ряд стадий. Периоды роста сменяются периодами развития. Каждый из возрастных этапов требует соответствующих условий, чтобы все наследственно заложенные предпосылки к росту и развитию имели возможность реализоваться.

Учет психофизиологических особенностей и возможностей детей даст возможность добиться важного результата – сознательного выполнения правил безопасного поведения на дороге каждым учеником. Младший школьный возраст – это оптимальный период усвоения ПДД в полном объеме.

^ Методы обучения учащихся 1-4 классов.

Для каждого этапа развития младшего школьного возраста характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения детей на дорогах должны соответствовать возрастному периоду учащихся, предполагать сочетание на уроке групповых и индивидуальных форм обучения. Метод обучения – система регулятивных принципов и правил целесообразного воздействия учителя и учащихся, выбора и применения приемов и способов решения дидактических и воспитательных задач.

^ Методы преподавания:

- информационно – сообщающий;

- объяснительный;

- стимулирующий;

- побуждающий .

Методы учения:

- исполнительский;

- репродуктивный;

- частично – поисковый;

- поисковый;

- практический.

Важным фактом при выборе методов преподавания является сочетание их в уроке и недоминирования одного из них на протяжении всего занятия. Каждый из методов обучения независимо от избранной классификации* ориентирован на преимущественное решение определенного круга дидактических и методических задач.

*На сегодня предложен ряд классификаций методов обучения, разработанных М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, Ю. К. Бабанским, Д. А. Алексюком, Т. И. Шамовой, М. М. Левиной, М. М. Махмутовым и др.


^ Тематическое планирование для учащихся 1-4 классов.

Цель: сформировать у младших школьников элементарные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Изучение правил дорожного движения,

  2. Формирование практических навыков,

  3. Воспитание чувства дисциплинированности, культуры поведения на улицах и дорогах города,

  4. Вовлечение учащихся в активную творческую и общественную деятельность.

^ Для учащихся 4 класса

п/п

Тема занятий

Часы

1

Правила дорожного движения

5

1.1

Разговор о правилах дорожного движения

1

1.2

Азбука дорожных правил

1

1.3

Как много мы знаем о правилах дорожного движения

1

1.4

Некоторые понятия и термины правил дорожного движения

1

1.5

Я правила учу не зря и знаю многое друзья

1

2

Средства и методы регулирования дорожного движения

5

2.1

Сигналы светофоров.

1

2.2

Регулировщик на дороге

1

2.3

Азбука на дороге

1

2.4

Предупредительные сигналы

1

2.5

Законы дорожного движения

1

3

Правила движения для велосипедистов, мопедистов

5

3.1

Что такое велосипед и мопед и для чего они предназначены.

1

3.2

Наш друг, велосипед!

1

3.3

Правила безопасной езды на велосипеде

1

3.4

Что такое мопед и для чего он служит!

1

3.5

Правила безопасного вождения мопеда

1

4

Будем себя беречь

5

4.1

Что такое неосторожность?

1

4.2

Что такое ДТП? Причины ДТП!

1

4.3

Что такое опасность и как обезопасить себя на улицах города!

1

4.4

Правила безопасного поведения на улице и в транспорте!

1

4.5

Что такое опасная ситуация и несчастный случай

1

5

Группы дорожных знаков

7

5.1

Дорожные знаки – друзья водителей и пешеходов!

1

5.2

Откуда взялись дорожные знаки!

1

5.3

Предупреждающие и запрещающие знаки

1

5.4

Знаки приоритета и сервиса

1

5.5

Предписывающие и информационно указательные знаки

1

5.6

Таблички – знаки дополнительной информации

2

6

Школа доктора Дорожкина

5

6.1

Первая медицинская помощи при ДТП!

1

6.2

Понятие о ране, остановка кровотечения!

1

6.3

Способы наложения повязок!

1

6.4

Для чего предназначена автомобильная аптечка

1

6.5

Состав автомобильной аптечки.

1

7

Наш город для людей

2




Итого:

34



^ Практические занятия.

1. Добро пожаловать в страну юных пешеходов (театрализованное представление).

2.Чуму нас учат правила дорожного движения (занятие в автогородке).

3. Мы по улице идем (экскурсия).

4. Дорога – это не игра (занятие в автогородке).

^ 5. Как правильно перейти дорогу (занятие в автогородке).

6. Мы по городу идем (экскурсия).

7. Азбука на дороге (тест).

8. Мы переходим улицу (занятие в автогородке).

9. Элементы улиц и дорог (тест).

10. Группы дорожных знаков (занятия в кабинете ПДД).

^ 11. Круговорот в стране дорожных правил (театрализованное представление).

12. Законы дорожного движения (тест).

13. Правила езды на велосипеде (занятие в автогородке).

^ 14. Безопасное поведение на улицах города (занятие в автогородке).

15. Школа Доктора Дорожкина (занятие в медицинском кабинете).

16. Азбука дорожных правил (театрализованное представление).


Список литературы


1. Бабанский Ю.К.(отв.ред.)Выбор методов обучения в средней школе.-М.,1981.

2. Гостюшин А.В.Учебник 1-4 кл. Основы Безопасности жизнедеятельности. -М.: изд АСТ.,2001.

3. Долматовский Ю.А.Автомобиль и движение.-М.Транспорт,1987

4. Дорожная безопасность/Пособие для учителя/Под общей ред.Главного гос. инспектора безопасности дорожного движ. РФ генерал-лейтенанта милиции В .Н.Кирьянова. М.-изд.дом Третий Рим.,2005.

5. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб.научн.тр.-Новосибирск: Изд-во НГПИ,1989.

6. Левина И.И.Формирование умений самостоятельной работы учащихся в процессе теоретического обучения.-М.1988.

7. Левина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника?-М.:Знание.1988.

8. Маландин И Г.Внимание-дети.-М.:Педагогика,1975

9. Маршак С .Я.Светофор.-М.:Веселка,1981.

10. Махмутов М .И.Современный урок: Вопросы теории. -М. Просвещение,1972.

11. Овчаренко Л.Н. Юные инспектора движения (для детей) М.:Изд-воДОСААФ,1983.

12. Плещечук В.И.Дорожная азбука.-Киев:Рад.шк.1983.

13. Правила дорожного движения. -М.:НИИ «2Р»,1993.


Список учащихся


№п/п

ФИ ученика

класс

Дата инструктажа

Подпись инструктируемого

Подпись инструктирующего

1

Ахметов Дамир

4

03.09.12







2

Баскумбаева Аида

4

03.09.12







3

Гранкин Валерий

4

03.09.12







4

Гранкина Александра

4

03.09.12







8

Гуторова Елена

4

03.09.12







5

Демина Виктория

4

03.09.12







7

Ибрагимова Марина

4

03.09.12







9

Катвалян Фёдор

4

03.09.12







6

Котуков Сергей

4

03.09.12







10

Лебедев Артём

4

03.09.12







11

Лихачев Глеб

4

03.09.12







12

Молочко Максим

4

03.09.12







14

Назинцев Александр

4

03.09.12







13

Нартов Денис

4

03.09.12







15

Осипян Давид

4

03.09.12







16

Приходько Максим

4

03.09.12







17

Рослякова Татьяна

4

03.09.12










Похожие:

Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconПриказ №323 о проведении районной олимпиады «Дорожная азбука». В соответствии с Положением об олимпиаде «Дорожная азбука», с целью активизации внеклассной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Районную олимпиаду «Дорожная азбука» провести на базе мбоу лицей №1 п. Добринка 22 декабря 2012 года, начало в 9-00 часов
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconОбразовательная программа детского объединения «Физика вокруг нас» (для учащихся 7-8 классов)
Охватывает все основные темы общего курса физики, который завершается в 9-м классе, это позволит дополнительно повторить и закрепить...
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconКнига для уч-ся 5-7 классов. М., Просвещение 2007 г. Рыбин. А. Л. обучение правилам дорожного движения. М., Просвещение 2008г
Дополнительная образовательная программа детского объединения «юид». Основана на программе И,М, Шлома. Программа юид, 2010 г
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconПрограмма дополнительного образования по изо для учащихся 2-4 классов
Охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconКонкурс для 5 классов по правилам дорожного движения «Дорожная грамматика» Наш урок «Дорожная грамматика»
Участок дороги, расположенный вблизи детского учреждения, где возможно появление детей
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconОбразовательная программа «культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений
Ж 86 Жуков О. Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1 11 классов / О. Ф. Жуков, М. И. Лукьянова. – Ульяновск:...
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconПрограмма по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов «Азбука гармонии»

Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconПрограмма для школьников подросткового возраста
Программа детского объединения клуб интересных дел «кид» это социально-образовательная развивающая программа для школьников подросткового...
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconДополнительная образовательная программа детского объединения
Формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека. Продуктах и блюдах-источниках питательных...
Образовательная программа детского объединения «Дорожная Азбука» (для учащихся 1-4 классов) iconНижнетигинская основная общеобразовательная школа образовательная программа
Программы работы детского добровольного общественного объединения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы