Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» icon

Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области»



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области»
Дата конвертации03.10.2012
Размер197.16 Kb.
ТипПрограмма
источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по учебной работе МОУ «СОШ

ЗАТО Михайловский »

_______________/О. C.Дитяткина/

«___»____________2011 г.

« УВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ

ЗАТО Михайловский »

_____________/ ^ О.Р. Маслов /

«___»___________2011 г.



Программа

«Преемственность. Адаптация»

на 2011-2012 учебный год


2011

Пояснительная записка.

От того, как будет чувствовать себя ребенок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы

знания, что он будет переживать, зависит

весь дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский.


^ 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро, считают психологи, такие трудности переживают дети. Для ребенка 5-6 летнего возраста основным видом деятельности является игровая и непростой оказывается ситуация поступления в школу. Ведь нужно отложить игрушки, взять в руку ручку, тетрадки, внимательно слушать учителя, выполнять задания. На данном этапе происходит переход от игровой деятельности к учебной.

Одни ребята без особых трудностей переходят с этапа на этап обучения, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители, а зачастую и учителя. Как показывает практика, это трудности различного характера, связанные с изменениями в режиме дня, в сфере общения, в учебной деятельности, в индивидуальных особенностях ребенка.

Социометрические исследования по России показали рост числа учащихся с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья, для которых особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе к следующей образовательной ступени. Поэтому деятельность МОУ « СОШ ЗАТО Михайловский» направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации школьников. Причем особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать для разных возрастных групп наиболее благоприятные условия для адаптации и преемственности.

Для наиболее эффективного решения проблем адаптации учителя МОУ « СОШ ЗАТО Михайловский» совместно с воспитателями МДОУ №1 детский сад «Сказка» ЗАТО Михайловский составили программу комплексного системного сопровождения учащихся «Преемственность. Адаптация».

Программа «Преемственность. Адаптация» реализуется на этапе при переходе детей из детского сада в 1 класс.

Программа обеспечивает целостность педагогического процесса с детьми.

В программе прослеживается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Необходимостью создания программы послужил анализ типичных затруднений, связанных с проблемами адаптации воспитанников детского сада при переходе в начальную школу.

Успешность процесса адаптации во многом будет зависеть от осуществления преемственности в работе воспитателей детского сада и учителя начальных классов школы.

В рамках данной программы преемственность рассматривается как необходимое условие успешной адаптации ребенка при переходе на новую ступень обучения.

Считаем, что осуществление преемственности поможет выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечит сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания станет причиной дезадаптации, а, следовательно, ухудшения здоровья ученика и учителя.

Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:

  1. Воспитатели детского сада.

  2. Учителя школы.

  3. Родители.

Программа предполагает взаимодействие воспитателей детского сада, учителей (начальных классов, учителей-предметников) школы, родителей и администрации школы.

Поступление ребенка в первый класс — это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь. Как отмечают психологи, детей младшего возраста пугает все, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребенка, но и родителей).

Другой причиной возникновения проблем адаптации специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы.

Что такое «школьная зрелость»? Это не что иное, как необходимый уровень развития, который позволяет ученику без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебной нагрузкой. Обучение требует зрелости определенных психических функций (восприятия, памяти, внимания и пр.) и личности в целом. Уровень зрелости отдельных психических функций, а также личности определяется естественной динамикой возрастного развития, которая может иметь определенные индивидуальные особенности, то есть одни дети развиваются несколько быстрее, другие — медленнее.

Готовность к школе — это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе по мнению психологов, включает в себя несколько основных компонентов:

  1. Интеллектуальная готовность. Ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

  2. Личностная и социально — психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими.

  3. Эмоционально — волевая готовность. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

  4. Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т. д.). Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Готовность ребенка к школе непосредственно связано с возрастными особенностями детского организма. В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие возраста 6,6лет. Необходимо отметить, что возрастные особенности шестилетнего ребенка, начинающего обучение в школе, существенно отличаются по сравнению с детьми 7 лет.

Главным отличием психологи считают: у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее. Ребенок еще хочет играть гораздо больше, чем учиться!


^ 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации успешной адаптации первоклассников при переходе из детского сада в общеобразовательное учреждение и в период обучения.

Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  • выявление, предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у воспитанников детского сада при переходе в 1 класс;

  • сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка;

  • обеспечение равных стартовых возможностей детям, поступающим в школу, развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению;

  • реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по УМК «Начальная школа XXI века»;

  • создание условий для организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.


Таким образом, мы считаем, что для решения перечисленных задач психологическая служба должна помочь педагогам:

  • обеспечить плавный, бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности;

  • укрепить и развить эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;

  • организовать деятельность по оказанию психолого-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста;

  • способствовать осуществлению преемственности в работе воспитателей детского сада и учителей школы;

  • способствовать повышению уровня профессиональной компетентности воспитателей и учителей (психолого-педагогический аспект);

  • способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей


^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

  • состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);

  • резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

  • истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

адаптационный синдром наиболее болезненно протекает в возрастной категории дошкольник – первоклассник (6,6–7 лет);

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий:

    • продолжительность адаптивного этапа,

    • возраст человека,

    • цель адаптации и др.

Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки, снижения уровня умственной работоспособности.

Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.


^ 4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.




    1. ^ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Опыт работы показывает, что продолжительность адаптации зависит от разных факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка (характера, психической организации, состояния здоровья, уровня базовой подготовки, интересов, уровня общения и т.д.);

  • специфических особенностей организации учебного процесса в школе;

  • уровня социального благополучия семьи (конфликтная, проблемная, благополучная семья).

Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа.

Первый этап – готовность к обучению на новом возрастном этапе начинается в марте июне месяце. Выполняется следующая работа


  1. Этап подготовки к поступлению в 1 класс. Сбор информации.


Дата

Участники

Мероприятия

сентябрь –январь

2011г.

Администрация школы

1.Составление плана работы МОУ «СОШ ЗАТО Михайловский» по реализации программы


март

2012 г.

Учитель начальных классов школы,

воспитатели детского сада

1. Встреча с воспитателями детского сада .

2. Знакомство с будущими первоклассниками, посещение занятий, установление контакта с детьми.

3. Знакомство с портфолио детей.

апрель

2012 г.

Воспитатели детского сада , учитель начальных классов школы

1. Экскурсия в школу для ребят детского сада.

2. Встреча с будущими первоклассниками.

3. Проведение открытых занятий с дошколятами.

апрель

2012 г.


Администрация школы, воспитатели детского сада, учитель начальных классов школы

1. Прием документов в 1 класс.

2. Совместное заседание (воспитатели детского сада, учитель начальных классов школы) «Скоро в школу»

3. Анализ проведения открытых занятий.

май

2012 г.

Администрация школы, учителя, родители.

1. Собрание для родителей будущих первоклассников «Готовность к обучению в школе».

2. Буклет «Ребенок идет в школу».

май

2012 г.

Администрация школы, воспитатели детского сада, учитель начальных классов школы, родители

1. Комплектование 1 класса.

2. Психолого — педагогический консилиум (обсуждение уровня готовности детей к школе, особенностей каждого ребенка, удачных приемов взаимодействия с каждым ребенком и его родителями).

3. Консультирование родителей дошкольников.

май

2012 г.

Администрация школы, учитель начальных классов школы

Разработка и утверждение образовательной программы «Школа будущего первоклассника»

июнь

2012 г.

Администрация школы, учитель начальных классов школы

1. Организация и проведение занятий в «Школе будущих первоклассников».






Второй этап – первичная адаптация к новым социальным условиям.

Этот этап - самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:


Дата

Участники

Мероприятия

сентябрь

2012 г.

Администрация, учитель 1 класса.

1. Посещение уроков, наблюдение на перемене.

2. Анализ первых впечатлений учителя о классе.

3.Проведение классного часа «Знакомство».

4.Проведение род. собрания «Первые дни в школе»

5.Анкетирование родителей «Первая неделя в школе».

6.Буклет «Адаптация ребенка в школе».

октябрь

2012г .


Администрация, учитель 1 класса.

1.Диагностика особенностей адаптационного периода, позволяющая оценить эмоциональное состояние первоклассников и их отношение к основным составляющим процесса обучения.

2. Анализ результатов диагностики.

3. Родительское собрание «Адаптация первоклассников».

4. Анкетирование родителей.

5. Проведение индивидуальных консультаций родителей.

ноябрь

2012 г.

Администрация школы , учитель 1 класса, воспитатели детского сада

1. Психолого — педагогический консилиум «Первые шаги в школе»

- анализ особенностей адаптационного периода;

- выявление детей группы риска;

- разработка и реализация плана индивидуального сопровождения.

2. Проведение собеседований, индивидуальных консультаций с родителями.



Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1класса и предполагает следующее:

Дата

Участники

Мероприятия

январь

2013 г.

Администрация школы,

учитель 1 класса

  • Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся.

по мере необходимости

Администрация школы,

учитель 1 класса

  • 1.Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).

  • 2.Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (медики, валеологи, невропатолог, логопед и др.)





февраль-

март

2013 г.

Администрация школы,

учитель 1 класса

1. Диагностика включенности и эмоционального благополучия.

2. Открытый урок для родителей, воспитателей детского сада.

апрель

2013 г.

Учитель 1 класса

1. Диагностика межличностных отношений.

2. Родительское собрание «Предварительные итоги обучения»

май

2013 г.

Администрация школы,

учитель 1 класса

  • Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе, и соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.

Основными способами получения информации на третьем этапе являются:

  • экспертные опросы учителей, родителей;

  • диагностика неадаптированных учащихся;

  • анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.






^ 6. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:

  • создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;

  • обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и предоставление результатов родителям, педагогам-предметникам;

  • проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и материалами адаптационного периода;

  • проведение итоговых педагогических консилиумов для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода с целью выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.


Программа преемственности и адаптации предусматривает специфические задачи

Для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;

  • помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;

  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.


Для учителей начальных классов:

  • изучить программы по обучению и воспитанию детей в детском саду для успешного взаимодействия в целях и содержании обучения;

  • учитывать возрастные особенности и возможности детей;

  • выработать единые требования по проблеме “готовность ребенка к школе” между детским садом и школой.


Для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

  • создать атмосферу сотрудничества;

  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.


В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:

Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится на заседаниях методических объединений школы. Беседы на заседаниях методических объединений для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.


^ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      1. Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей программы.

      2. Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации учебной деятельности и проведения внеклассной работы.

      3. Оборудование спортивной зоны для проведения подвижных перемен учащихся начальной школы.

      4. Обеспечение необходимыми диагностическими материалами для организации диагностической работы.

      5. Оборудование кабинета психологической разгрузки для проведения коррекционной и развивающей работы.



^ 8. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов. Обеспечивается возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе. Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации. У первоклассников происходит формирование психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения, а у педагогов и родителей - навыков психологического мониторинга, потребности в рефлексии.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

В результате такой активной работы по адаптации учащихся улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с учащимися.

За период обучения в первом классе у учащегося должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:

  • Умение осознать своё назначение (конкретное представление учащегося об окружающей действительности)

  • Освоение нового вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке.

  • Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.

  • Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.

  • Формирование нравственных и эстетических представлений.



Литература


  1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор Казин Э.М. – Кемерово, 2003.

  2. Воронцов А. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа? // Начальная школа, 2004, №35, 43.

  3. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог, 2003, №18.

  4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

  5. Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников // Школьный психолог, 2002, №11.

  6. Чурекова Т.М., Полякова Н.М., Портнова А.Г. Социально-психологическая адаптация к школе учащихся первых классов. Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 2002.

  7. Чурекова Т.М., Солдатова В.М. Ребенок на пороге школы. Методические рекомендации. – Кемерово, 2002.

  8. Школьная дезадаптация. // Школьный психолог, 2000, №12.

  9. Щетинина С.В. Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в среднюю. // Завуч начальной школы, 2006, №1.

  10. Программа «Преемственность. Адаптация» разработанная специалистами ППМС-центра гимназии №56 г. Санкт — Петербурга.




Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области»
График аттестации педагогических работников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа закрытого...
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области»
График аттестации педагогических работников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа закрытого...
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области»
График аттестации педагогических работников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа закрытого...
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» Социальный паспорт Муниципального общеобразовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования...
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconПриложение №1 к постановлению администрации зато михайловский Саратовской области
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования...
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconРабочая программа Бороденко Ольги Григорьевны, учителя высшей квалификационной категории по кружку «Чудесные мгновения»
Муниципальное образовательное учреждени «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования...
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской
Утвердить план проведения месячника гражданской защиты в моу «сош зато михайловский» с 30 сентября по 29 октября 2011 года
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconС. В. Бороденко Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа закрытого административно территориального образования Михайловский Саратовской области»
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 4 2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача...
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconПлан работы Совета по профилактике асоциального поведения учащихся на 2011-2012 учебный год
Закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования михайловский саратовской области» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №289 с углубленным изучением отдельных предметов»
Администрация закрытого административно-территориального образования г. Заозерска
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы