Муниципальное общеобразовательное учреждение icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение
Дата конвертации03.10.2012
Размер127.68 Kb.
ТипДокументы
источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ - ПОСЕЛОК МИХАЙЛОВСКИЙ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 


Программа  «Одаренные дети»

Срок реализации программы 2010 – 2012 г.


                                  Программа утверждена

на педагогическом совете школы   протокол №1 от 28.08.2010г.

1.     Обоснование программы

         Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования в данном направлении.

         Поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования в школе. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

        Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.  Это говорит о том, что необходимо создавать условия для проявления творческого и интеллектуального  потенциала каждым ребенком.

Недостатком  традиционной  системы обучения является стандартизация многих моментов  обучения в школе. Единое  для всех времен овладение программой, единая  для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся.

  Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

  Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть, что ее необходимо начинать с начальной ступени обучения на основе  наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.

  Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в нашей школе.

  Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

   В нашей школе ведется работа с сильным, одаренным  учеником, которая  направлена на включенность ребенка в мероприятия, развивающие его индивидуальные способности.

   Согласно учебному плану учащиеся имеют возможность обучаться на базе ОУ на предпрофильных курсах, в школе организованы факультативные занятия по предметам, работают  кружки по интересам, спортивные секции, при ДК проводятся занятия в кружках. Все это способствует  развитию  индивидуальных способностей учащихся. 

   Программа  «Одарённые дети», направлена на поэтапное решение проблем образования и воспитания одарённых детей в школе в возрастном диапазоне от 7 до 17 лет. Она будет реализовываться в период с 2010 по 2012 год.

  Создание условий для индивидуального продвижения одаренного ребенка,  профессионализм и ответственность каждого педагога школы, будет способствовать  реализации программы.

 


^ 2.     Концепция программы.

       Для определения и уточнения целей и задач программы  необходимо дать определение одаренности. Опираясь на понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», изложенные в рабочей концепции одаренности федеральной целевой программы «Одаренные дети» утверждённой распоряжением Министра образования Российской Федерации.

 

    Одаренность –

- проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

-совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

 

      Одаренные дети –

1.  дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

2.  дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

 

Познавательные  возможности учащихся:

•         Гениальность - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью

•         Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

•         Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Формы работы с одаренными учащимися:

          групповые занятия с одаренными учащимися;

          факультативы;

          кружки по интересам;

          конкурсы;

          курсы по выбору;

          участие в олимпиадах;

          занятия в профильных классах


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

  2. В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

  3. Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

^ 3.     Цель программы:   Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

4.     Задачи:

 1. Изучение природы детской одаренности;

2. Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

3. Создание базы данных в рамках Программы;

4. Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

5. Организация совместной работы ОУ с ДК, спортивной школой «Альбатрос» и прочих учреждений по поддержке одаренности;

6. Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

7. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.



^ 5.     Направления  одаренности

Интеллектуальная

Коммуникативная

Художестенно-творческая

Спортивная

-предметно-аккадемическая

-конкурсы

-дистанционные олимпиады

-всероссийская олимпиада

-ученическое самоуправление

-кружки по интересам;

-выставки

-смотры;

-конкурсы;

-фестивали;

-секции;

- соревнования;

-всероссийская олимпиада

-военно-полевые сборы


^ 6.   Взаимодействия в работе с одаренными детьми

 


 

7.     Этапы реализация программы:

         Первый этапорганизационный (сентябрь – декабрь 2010г.).

·     Изучение  нормативно-правовой документации.

·   Диагностика потребностей учащихся, родителей в осуществлении

    программы.

·     Формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости;

·     Анализ информации об одаренных детях.

^ Второй этапреализация программы (декабрь 2010 г.–  2012г.)

·   Нормативно - правовое обеспечение  работы программы.

·     Создание банка данных одаренных детей.

·     Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

·     Определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми.

·     Создание программы дальнейшего повышения квалификации педагогов школы по овладению современными технологиями и методиками работы с одаренными детьми на разных уровнях.

·     Создание на сайте школы странички «Одарённые дети».

·     Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

·     Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

 

^ Третий этап аналитический (окончание 2012 года).

·   Проанализировать результаты работы на уровне ОУ.

·   Представить результаты и опыт работы на муниципальном уровне , через проведение тематических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.).

·   Определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план – программу дальнейшей  работы в этом направлении.

·    Издание методических материалов, отражающих опыт проведённой работы. 


^ 8. Организация исследовательской работы учащихся в школе.

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (9 классы).

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Профильные спецкурсы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.


^ 9. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2010- 2012 г.

Этап

Мероприятия программы

2010-2011 учебный год -

  • Изучение нормативно-правовой базы.

  • Своевременные выявления одаренных детей

  • Формирование базы данных одаренных детей школы

  • Участие в школьном , муниципальном и областном туре всероссийской олимпиады школьников.

  • Сотрудничество с заочными школами для одарённых детей, в том числе с центром развития одаренности г. Пермь

  • Описание системы работы с одаренными учащимися

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Разработка Программы "Одаренные дети".

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

2011-2012учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.

  • Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Участие в школьном , муниципальном и областном туре всероссийской олимпиады школьников

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

  • Разработка программы "Профессиональное самоопределение".

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.




^ 10. Возможные риски

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

^ 11.     Ожидаемые результаты

  • Создание банка данных «Одаренные дети»;

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы по работе с одаренными детьми;

  • Совершенствование исследовательских навыков,  информационной культуры учащихся;

  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

  • Формирование личностной, социальной и творческой   самореализация выпускника школы, его профессионального самоопределения;

  • Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми в различных областях знаний;

  • Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.

12. Источники информации

  1. Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.

  2. Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.

13. Приложения




Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» (далее Учреждение) является
Саратова как муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №5». Приказом отдела образования администрации Заводского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное учреждение «Управление образования» Муниципального образования «Кобяйский улус (район)» рс (Я) Муниципальное общеобразовательное учреждение – Сангарская гимназия
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сангарская гимназия было создано 2 сентября 1997 года в п. Сангар Кобяйского улуса Республики...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconИнформационная карта муниципальное автономного общеобразовательное учреждение
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconОбщеобразовательное учреждение является некоммерческой организацией
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение базовая начальная общеобразовательная школа г. Омутнинска Кировской области...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПротокол № изменения и дополнения
Читать в коллективном договоре Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей №12» как муниципальное...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconОбщеобразовательное учреждение
Общеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа имени...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconУстав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение (6-моу) Постановлением администрации №97 от 05. 03. 01 г. Муниципальное казённое общеобразовательное...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей №28» Железнодорожного района г. Красноярска 660021, г. Красноярск, ул. Профсоюзов,17
Настоящий регламент (далее – Регламент) определяет сроки и стандарт предоставления муниципальной услуги по зачислению в муниципальное...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconОтчет Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сунгайская средняя общеобразовательная школа имени...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconЯмало-ненецкий автономный округ пуровский район муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пурпе» Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение iconОбщеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» (полное наименование учреждения) (в дальнейшем – Школа
Общеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы