Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» icon

Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области»



НазваниеПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области»
страница1/9
Дата конвертации03.10.2012
Размер1.97 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МОУ «ООШ с. Клевенка»

    1. Введение

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ «ООШ с. Клевенка»

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ «ООШ с. Клевенка» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.



    1. Общая характеристика основной образовательной программы

Всоответствии с требованиями ФГОС Образовательная программа  МОУ «ООШ с. Клевенка» содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  • примерный учебный план начального общего образования;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения используемого в начальной школе учебно-методических комплекта:

- УМК «Начальная школа XXI века», реализующего фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, универсальные учебные действия).

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет), в котором ведущей является учебная деятельность, где дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебной деятельности, развиваются их интеллектуальные, познавательные и творческие способности.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.


^ 1.2. Целью реализации образовательной программы

МОУ «ООШ с. Клевенка»является:

Цельюреализацииосновной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) вусловиях специально организованной учебной деятельности, создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

В соответствии со ФГОС на ступени начального общего образования реализация основной образовательной программой по УМК «Начальная школа XXIвека»обеспечивает решение следующих задач:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

- достижения личностных результатов учащихся

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации  к обучению и познанию;

- осмысление и принятие основных базовых ценностей;

- достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира;

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума образовательных программ;

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

^ 1.3. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования МОУ «ООШ с. Клевенка»


  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.Основными принципами (требованиями) системно-деятельностного подхода и развивающей системы обучения являются:

  • ^ Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка.

  • ^ Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

  • ^ Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умениями работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

  • ^ Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовым).

  • ^ Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику

Ожидаемый результат:

  • достижение уровня элементарной грамотности;

  • сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника;

  • развитие устойчивого познавательного интереса и обучающегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций;

  • формирование коммуникативной культуры и самостоятельности;

  • формирование нравственных и этических начал личности;

  • формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации в ней;

  • готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.


^ Этапы основной образовательной программы


В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основную образовательную программу начального образования можно условно разделить на три этапа:

  • первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Основные цели которого - обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни. Данный этап начального образования характеризуется тем, что:

  1. он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена;

  2. в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

Учение должно быть с самого начала представлено детям как социально значимая, особо уважаемая взрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на первом этапе обучения – обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть представлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования. Педагогическая поддержка предотвращает превращение педагогического требования в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их соотнесенность с индивидуальным дошкольным опытом ребенка - непременное условие, позволяющее ему осознать, что существующие нормы обусловлены не просто желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому.

  • второй этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса. Этот период характеризуется тем, что:

  1. оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

  2. происходит формирование учебной деятельности в классе. Учащиеся обретают первые технические возможности пополнять свое образование без непосредственного руководства учителя;

  3. самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий может и стремиться выполнить сам, без посторонней помощи;

  4. складывается класс как учебное сообщество, способное втягивать в решение познавательных задач даже наименее мотивированных школьников.

Таким образом, на этом этапе начального образования становятся возможным полноценная организация учебной деятельности младших школьников, благодаря которой учащиеся смогут определять границы своих возможностей, отделять свои знания от незнания. Большое значение при этом имеет осознанное отношение к одноклассникам и учителю как к партнерам.

  • третий этап (второе полугодие 4-го года обучения), как и первый имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников (повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения сучителями-предметниками). Очевидно, что этот переход не должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. Многих широко распространенных кризисных явлений (спад учебной мотивации, нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий, постепенный и длительный.

Таким образом, основная цель данного периода начального образования обеспечить постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

^ Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке учителей и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольнойсоциальной среды (села, района) для приобретения опыта реального управления и действия.


1.4.Описание условий, созданных в МОУ «ООШ с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» для реализации основной образовательной программы начального общего образования


В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся, общественность (через участие в управляющем совете школы)

Образовательная программа начального общего образования школы создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть обеспечено:

  • содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;

  • установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;

  • побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;

  • информационными технологиями и как средства организации учебной работы, и как особый объект изучения (на интегративной основе);

  • обучением навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;

  • расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;

  • формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

^ Виды деятельности младших школьников

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • проектная деятельность (освоение основ проектной культуры);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).


^ Кадровые условия реализации программы.

Специфика кадров учителей начальных классов определяется высоким уровнем профессионализма, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Педагоги прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями.

^ Кадровые условия реализации ООП НОО включают:

№ п/п

Специалисты

Функции

Количество специалистов в начальной школе

1.

учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

6

2.

социальный педагог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

1

3.

библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1

4.

педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию вариативной части ООП НОО

4

5.

административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

2

6.

медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1

7.

информационно-технологический персонал

Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая ремонт техники, поддержание сайта школы и пр.)

1


^ Финансовые условия реализации программы.

Ежегодный объем финансирования мероприятий программы уточняются при формировании бюджета. При финансировании начальной школы используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчете на одного обучающегося.


^ Материально-технические условия реализации программы.

Начальная школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей Санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе оборудовано: кабинет иностранного языка, кабинет информатики, спортивный зал, актовый зал, библиотека, медицинский кабинет, столовая. Имеется Интернет линия.

Начальная школа располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС.

Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребенка и комфортные санитарно-гигиенические условия.


^ Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.

Для реализации программы используются учебники, рекомендованные Министерством образования РФ.

Для реализации образовательной программы начальной школы используется комплекс интерактивных средств обучения и обучающие программы по всем предметам.

МОУ «ООШ с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области»», реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом гимназии.

Нормативный срок освоения программы – 4 года.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Кремяновская средняя общеобразовательная школа»
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Кремяновская средняя...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «основная общеобразовательная школа с. Андреевка воскресенского района саратовской области»
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Староалександровская основная общеобразовательная школа» Бузулукского района Оренбургской области

Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Матвеевская основная общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconОсновная образовательная программа начального общего образования «Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Невежкино Лысогорского района Саратовской области»
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 5
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №10 Белоглинского района»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconДокументи
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/Коррекционная программа.doc
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconОсновная образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №4» Оглавление Пояснительная записка 4
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 9
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области» iconОсновная образовательная программа начального общего образования паспорт программы
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы