Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка icon

Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
страница1/3
Дата конвертации03.10.2012
Размер400.69 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА)

  1. КЛАСС



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра­зования (Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 № 1089)

  • Федеральным базисным учебным планом для основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09. 03. 2004 № 1312)

  • Авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской .Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7- классы. – М. «Просвещение», 2010;;


Кому адресована программа:


Тип учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение

^ Вид школы: основная общеобразовательная школа (II ступень)

Класс: 6


Общая характеристика предмета

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.


Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

^ Цели, задачи и компетенции преподавания музыкального искусства


Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и

духовной культуры. создание условий для становления интеллектуально развитой, воспитанной, здоровой личности, способной к

самореализации и продолжению образования в изменяющейся социально-экономической ситуации, отвечающей требованиям современного села.

Задачи уроков музыки в 5 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

Компетенции:

Общеучебные: овладение учащимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений.

- расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинальных решений.

- умение формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах

- умения и навыки работы с различными источниками информации.

^ Предметно – ориентированные: - эмоциональное и осознанное отношение к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

-понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

-умения и навыки хорового пения (расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение хором, и др.);

- умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений.

-накопление сведений из области музыкальной грамоты знаний о музыке, музыкантах, исполнителях


^ Место предмета в федеральном учебном плане всего курса и указанного класса

БУП 2004 года предусматривает на курс искусство (Музыка) в 1-7 классах - 238 часов, из них на преподавание музыки в 6 классе – 34 часа:

В неделю – 1 час

1 четверть – 8 часов;

2 четверть – 8 часов;

3 четверть – 10 часов;

4 четверть – 8 часов.


^ Срок реализации программы:

Срок реализации данной программы - 1 учебный год. Она рассчитана на учащихся 6 класса МОУ «ООШ с.Клевенка». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предполагаемый курс на базовом уровне.


^ Используемые технологии (формы и методы)


Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Формы организации обучения: индивидуальные, групповые, коллективные, классные и внеклассные.


Аргументация изменения часов по темам

В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом ОУ, уменьшение за счет объединения часов.


^ Инструментарий оценки достижений учащихся


Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться:

  • музыкальные викторины на определение музыкальных произведений;

  • анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы;

  • тестирование, разработанное авторами программы.



Предполагаемые результаты для 6 класса

Обучение музыкальному. искусству в 6 классе. основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать жизненно-образное содержание муз. произведений разных жанров;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность муз. произведений к соответствующему жанру и стилю;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения



^ Система оценки знаний учащихся

Оценка "5" выставляется ученику, если ответ более чем на 90% приближается к правильному ответу,

"4" - если правильность ответа от 80% до 90%,

"3" -приблизительно от 50% до 80%,

"2" - до 50%,


Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, значение основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных

музыкальных произведений, общее преставление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.


^ Содержание тем учебного курса


Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.


^ Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


^ Учебно–тематический план




п/п

Тема

Всего часов

Из них

Контрольных работ

Зачётов

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17




1

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17




1
  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconРабочая программа по искусству (музыка, изо) Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 66
Программа разработана на основе примерной программы по музыке, изобразительному искусству
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка icon5 класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по...
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка icon2 класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Государственного об­разовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая...
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Составитель Дешпет Е. И. 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом...
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconШевелёва Наталья Александровна п. Ревда 2012 г. Музыка 1 класс (автор Критская Е. Д.) пояснительная записка рабочая программа
Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и авторской программы...
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по учебнику под редакцией Б. М неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса в составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка iconПрограмма по музыке для 5-7 классов Применяемые программы: 5-6класс: Программа «Музыка» (2000г)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы