Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с icon

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с



НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Дата конвертации03.10.2012
Размер407.08 Kb.
ТипРабочая программа
источник



Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра­зования (Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 № 1089)

  • Федеральным базисным учебным планом для основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09. 03. 2004 № 1312)

  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010


^ Кому адресована программа:


Тип учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вид школы: основная общеобразовательная школа

Класс: 5

^ Общая характеристика предмета

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

^ Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.


^ Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.


^ Цели и задачи, ключевые компетенции преподавания изобразительного искусства

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • восприятие эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

^ Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с

натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-

прикладного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного

мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Ключевые компетенции:

- Учебно – познавательные компетенции

- Коммуникативные компетенции

- Информационные и здоровьесберегающие компетенции

- Компетенции личностного самосовершенствования


^ Место предмета в федеральном учебном плане всего курса и указанного класса

БУП 2004 года предусматривает на курс изобразительного искусства 1-7 классах – 238 часов, из них на преподавание изобразительного искусства в 5 классе – 34 ч:

В неделю – 1 час

1 четверть – 8 часов;

2 четверть – 8 часов;

3 четверть – 10 часов;

4 четверть – 8 часов.


^ Срок реализации программы: 1 учебный год. Она рассчитана на учащихся 5 класса МОУ «ООШ с.Клевенка». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предполагаемый курс на базовом уровне.


^ Используемые технологии (формы и методы)

Формы организации обучения:

Творческие работы:

индивидуальные,

коллективные,

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний и т.п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т.е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Широко привлекаются практические действия учащихся: изобразительная деятельность (ри­сование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы.


^ Аргументация изменения часов по темам


В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом ОУ, уменьшение за счет резервного времени.


^ Инструментарий оценки достижений учащихся

Практические работы (индивидуальные и групповые)

Работа по проекту (индивидуальная или групповая)

Тесты.

Викторины

^ Основные виды занятий:

-рисование с натуры (рисунок, живопись)

-рисование на темы и иллюстрирование (композиция)

-декоративная работа

-лепка

-аппликация с элементами дизайна

-беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас


^ Предполагаемые результаты для 5 класса
(базовый уровень)


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).


Система оценки знаний учащихся


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Оценка "5" выставляется ученику, если ответ более чем на 90% приближается к правильному ответу,

"4" - если правильность ответа от 80% до 90%,

"3" -приблизительно от 50% до 80%,

"2" - до 50%,


^ Содержание тем учебного курса


Древние корни народного искусства (8 часов)


Древние образы в народном искусстве

Декор русской избы

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Народный праздничный костюм

Внутренний мир русской избы

Внутренний мир русской избы (Продолжение)

Народные праздничные обряды. Масленица (Обобщение темы четверти)


^ Связь времён в народном искусстве (8 часов)


Древние образы в современных на-родных игрушках

Лепка и роспись собственной модели игрушки

Искусство Гжели. Истоки и совре-менное развитие промысла

Искусство Гжели. Истоки и совре-менное развитие промысла (Продолжение)

Искусство Городца. Истоки и со-временное разви-тие промысла

Искусство Жостова. Истоки развития промысла в современном мире

Искусство Жостова. Истоки и современное раз-витие промысла (Закрепление)

Роль народных промыслов в со-временной жизни (обобщение темы)


^ Декор – человек, общество, время (11 часов)


Связь времен в народном искусстве

Зачем людям украшения

Декор и положение человека в обществе

Одежда говорит о человеке

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.


О чем рассказывают гербы и эмблемы

Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Саратова

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Современное выставочное искусство

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)


^ Декоративное искусство в современном мире (7 часов)


Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

Украшения в жизни древних обществ

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно)

Декоративное искусство Древней Греции.

Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика

Костюм эпохи Средневековья

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Обобщающий урок

Урок - выставка


Учебно–тематический план




п/п


Тема

Всего часов

Из них

Контрольных работ

Зачётов

1

Древние корни народного искусства

8







2

Декор – человек, общество, время

11







3

Связь времён в народном искусстве

8







4

Декоративное искусство в современном мире

7









.


^ Календарно-тематическое планирование





п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

^ Вид контроля.


Элементы дополнительного содержания

Оборудование

Дата проведения

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

^ Древние корни народного искусства (8 часов)

1.

1

Древние образы в народном искус­стве

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сан­гина, тонирован­ная бумага

Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства

Ответить на во­прос: «Как отра­зились в древних образах народно­го искусства по-

Солнечные диски, дерево жизни, символы

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №1

6.09




2.

2

Декор русской избы

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Работа над укра­шением элемен­тов избы (фрон­тон, наличники, причелина, лобо­вая доска) соляр­ными знаками, растительными и зооморфными мо­тивами, геомет­рическими эле­ментами, вы­страивание их в орнаментальную композицию. Ма­териалы: уголь, сангина, тониро­ванная бумага

Орнамент как ос­нова декоративного украшения.

Выра­зительные средст­ва и виды орнамен­та (геометриче­ский, раститель­ный, смешанный). Типы орнаменталь­ных композиций: линейная, сетча­тая, рамочная, ге­ральдическая

Работа над украшениями элементов избы.

Индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе»

Стилизация. Зоомор­фный орнамент. Еди­нство конструкции и декора в традицион­ном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №2

13.09




3.


3

Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

Выполнение эски­за выразительной формы предмета крестьянского бы­та и украшение его орнаменталь­ной композицией (прялка, посуда). Материалы: гу­ашь, кисти, нож­ницы, бумага

Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения де­коративных элемен­тов

Уметь выстраивать декоративную ком­позицию, используя выразительные средства приклад­ного искусства: пло­скостность, обоб­щенность и лако­ничность изображе­ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Ответить на во­прос: «Что род­нит различные произведения крестьянских мастеров?». Про­смотр, анализ и оценивание работ

Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №3

20.09




4.

4

Образы и мотивы в орнаментах рус­ской народной вышивки

Комбинированный

Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров (фломастеры, восковые мелки, бумага)

Крестьянская вы­шивка -- сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение.

Уметь использовать в практической ра­боте графические материалы и образ­ную символику (цвета и изображе­ния) народного ис­кусства, условность языка орнамента

Обмен кроссвор­дами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результа­тов собственного художественного творчества

Связь вещи со всеми основными этапами становления человека, обрядовая роль поло­тенца в народном бы­ту

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №4

27.09




5.

5

Народный празд­ничный костюм

Комбинированный Выполнение эски­зов народного праздничного костюма с ис­пользованием различных техник и материалов

Народный празд­ничный костюм -целостный художе­ственный образ

Уметь работать с выбранным мате­риалом, используя выразительные воз­можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа

Просмотр и ана­лиз работ

Разнообразие форм и украшений русского народного празднич­ного костюма разных губерний (цвет, де­кор, конструкция). Севернорусский и южнорусский народ­ный костюм

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №5

4.10




6

6

Внутренний мир русской избы

Комбинированный Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пласти­лин), стеки, фоль­га, упаковочная коробка, ткань

Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда кре­стьян, значение ор­намента как носите­ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ­ные материалы в художественно-творческой работе

Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции

Устройство и симво­лика внутреннего пространства крестьянского жилища

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №6

11.10




7

7

Внутренний мир русской избы (Продолжение)

Комбинированный Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пласти­лин), стеки, фоль­га, упаковочная коробка, ткань

Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда кре­стьян, значение ор­намента как носите­ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ­ные материалы в художественно-творческой работе

Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции

Устройство и симво­лика внутреннего пространства крестьянского жилища

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №7

18.10




8

8

Народные праздничные обряды. Масленица (Обобщение темы четверти)

Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка,

ткань

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Просмотр и анализ работ

Обрядовые действия народного праздника их символическое значение. Синкретичность народного искусства

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №8

25.10




^ Связь времён в народном искусстве (8 часов)

9

1

Древние образы в современных на­родных игрушках

Комбинированный


Живучесть древних
образов в современ­ных народных игрушках.

Уметь использовать выразительные средства художест­венных материалов в творческой дея­тельности.

Ответить на во­прос: «Что отли­чает глиняные игрушки, принад­лежащие к раз­ным художест­венным промыс­лам, и что между ними общего?».

Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №9

8.11




10

2

Лепка и роспись собственной модели игрушки

Комбинированный

Выполнение иг­рушки (импрови­зация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гли­на, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти

Особенно­сти пластической
формы, цветового
строя и элементов
росписи глиняных
игрушек (филимо-
новской, дымков­ской, каргополь-
ской)

Уметь ритмически выстраивать деко­ративные элементы росписи по форме предмета

Просмотр, анализ и оценивание ра­бот


Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымовской, Филимоновской, и Каргопольской игрушек

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №10

15.11




11

3

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

Комбинирован­ный

Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей, аква­рель, кисти

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью.

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель).

Просмотр и ана­лиз работ

Промыслы, ремесла, Гжель, Городец, Жостово, керамика

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №11

22.11




12.

4

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла (Продолжение)

Комбинирован­ный


Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета

Просмотр и ана­лиз работ

Синие цветы гжели

Просмотр видеофильма «Гжельское чудо»

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №12

29.11




13.

5

Искусство Городца. Истоки и со­временное разви­тие промысла

Комбинирован­ный Выполнение фрагмента роспи­си по мотивам Го­родецкой роспи­си. Материалы: тонированная бу­мага, гуашь, кис­ти

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус­ства (форма, про­порции, линия, ритм, цвет, мас­штаб) в творческой работе

Ответить на во­прос: «Что значит образ в роспи­си?». Анализ ре­зультатов творче­ства однокласс­ников (выбороч­но)


Искусство Городца. Роспись разделочных досок

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №13

6.12




14

6

Искусство Жостова. Истоки развития промысла в современном мире

Комбинированный

Из истории промы­сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе­ния цветочных ком­позиций (рамочная и геральдическая).

Уметь выполнять орнаментальную композицию опре­деленного типа, учитывая форму предмета

Анализ ре­зультатов творче­ства однокласс­ников (выбороч­но)


Искусство Городца. Роспись разделочных досок

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №14

13.12




15

7

Искусство Жостова. Истоки и современное раз­витие промысла (Закрепление)

Комбинированный Вырезание из бу­маги разверток различных форм подносов, укра­шение их роспи­сью. Материалы: гуашь, белая бу­мага, кисти

Художественные особенности жос­товской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре­деленного типа, учитывая форму предмета

Игра «Художни­ки-зрители»

Демонстрация основных приёмов жостовского письма

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №15

20.12




16

8

Роль народных промыслов в со­временной жизни (обобщение темы)

Комбинированный

Изготовление карандашницы в технике, имитиру­ющей просечную бересту. Матери­алы: цветная бу­мага, ножницы, клей

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных при­емов народных про­мыслов в современ­ном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред­мета, используя ритм как основу ор­наментальной ком­позиции. Владеть навыком работы с бумагой

Просмотр, анализ и оценка работ

Традиционные худ. промыслы и ремесла волго­градской области. От­личие художествен­ного промысла от ре­месла. Вязание пухо­вых платков (Урю-пинский, Алексеев-ский и Серафимовический районы); гли­няная игрушка (Илов-ля); плетение из при­родного материала


Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №16

27.12




^ Декор – человек, общество, время (11 часов)

17

1

Связь времен в народном искус­стве

Повторительно-обобщающий (со­ревновательная игра) Выполнение кон­курсных заданий

Связь времен в на­родном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промы­слов (дымковская и филимоновская иг­рушки; Гжель, Жостово, Городец, Хох­лома). Различение произведений тра­диционного искус­ства от профессио­нального декора­тивно-прикладного

Иметь представле­ние о разнице меж­ду произведениями традиционного на­родного искусства и профессионального

Оценивание ре­зультатов выпол­нения конкурс­ных заданий





Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №17

17.01




18.

2

Зачем людям украшения

Урок формирова­ния новых знаний, умений

Социальная роль декоративно-при­кладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в про­изведениях декора­тивно-прикладного искусства различ­ных эпох единство материала, формы и декора

Фронтальный оп­рос (устно)




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №18

24.01




19.

3

Декор и положе­ние человека в обществе

Урок усвоения но­вых знаний, уме­ний, навыков Выполнение эски­зов орнаменталь­ного украшения браслетов, ожере­лий по мотивам декоративного искусства Древ­него Египта. Ма­териалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Украшение как по­казатель социально­го статуса человека. Символика изобра­жения и цвета в ук­рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен­тальные мотивы египтян. Различение национальных осо­бенностей русского орнамента и орна­мента Египта

Понимать, что об­разный строй вещи (ритм, рисунок ор­намента, сочетание цветов, компози­ция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным мате­риалом

Ответить на во­прос: «Какую роль играло деко­ративное искус­ство в Древнем Египте?». Пре­зентация своих работ учащимися и оценка резуль­тата

Эпоха и стиль

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №19

31.01




20

4

Одежда говорит о человеке

Комбинированный Выполнение пан­но «Бал во двор­це» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (кол­лективная рабо­та). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

Одежда как знак положения человека в обществе. Отли­чие декоративно-прикладного искус­ства Западной Ев­ропы (эпоха барок­ко) от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами ,орнамен­тикой, цветовой гаммой, но суть де­кора одна - выявить социальный статус людей

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

Анализ результа­та коллективной работы

История возникнове­ния и развития ге­ральдического искус­ства. Значение герба. Символика цвета и изображения в ге­ральдике. Части клас­сического герба

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №20

7.02




21

5

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.


Комбинированный

Отли­чие декоративно-прикладного искус­ства Западной Ев­ропы (эпоха барок­ко) от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами ,орнамен­тикой, цветовой гаммой, но суть де­кора одна - выявить социальный статус людей

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

Анализ результа­та коллективной работы

Символика цвета и изображения в ге­ральдике.

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №21

14.02




22

6

О чем рассказы­вают гербы и эмблемы

Комбинированный Проект собствен­ного герба или герба своей се­мьи, класса (по выбору)




Уметь работать в выбранном мате­риале, используя язык ДПИ: услов­ность, символич­ность, плоскост­ность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Защита проекта, оценивание ре­зультата

Гербы городов Рос­сии. История город­ского герба Царицына - Сталинграда - Вол­гограда

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №22

21.02




23

7

Символы и эмб­лемы в совре­менном общест­ве. Герб Саратова

Комбинированный проект собственной эмблемы

О чем рассказывают эмблемы.

Уметь работать в выбранном мате­риале, используя язык ДПИ: услов­ность, символич­ность, плоскост­ность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Защита проекта, оценивание ре­зультата

Эмблемы различных организаций

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №23

28.02




24.

8

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

Комбинированный Выполнение ком­позиции герба со­временного Саратова. Материа­лы: белая бумага формата A3, цвет­ная бумага, клей, ножницы

Знакомство с символами и эмблемами, существующими в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.

Уметь создавать ус­ловное, символиче­ское изображение, работать с выбран­ным материалом

Презентация ра­бот. Анализ и оценивание ре­зультатов

Гербы городов Рос­сии. История город­ского герба Царицына - Сталинграда - Вол­гограда

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №24

6.03




25.

9

Современное выставочное ис­кусство

Урок-повторение Решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Декоративно-при­кладное искусство в повседневной жиз­ни человека.



Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение

Подведение ито­гов конкурсов




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №25

13.03




26.

10

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (кукла)

Урок усвоения но­вых знаний (на ба­зе выставки деко­ративно-приклад­ного искусства)

Многообразие ма­териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль­зы и красоты. Виды ДЛИ

Знать виды декора­тивно-прикладного искусства, особен­ности его языка. Понимать роль вза­имосвязи материа­ла, формы и содер­жания при создании произведений ДПИ

Тестирование

Знакомство с творче­ством волгоградских художников-прик­ладников

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №26

20.03




27

11

Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис­кусства (ваза)


Комбинированный Изготовление тря­пичной куклы

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза

Уметь: Использовать выразительные воз­можности материа­ла, принципы деко­ративного обобще­ния в творческой работе

Игра «Художни­ки-зрители»




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №27

3.04




^ Декоративное искусство в современном мире (7 часов)

28

1

Украшения в жизни древних обществ

Комбинированный Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бу­тылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практическими навыками выразительного ис­пользования фактуры, формы, объема

Анализ и оценка работ




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №28

10.04




29

2

Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис­кусства (панно)

Комбинированный

Этапы работы над произведением ДПИ

Владеть практическими навыками выразительного ис­пользования фактуры, формы, объема

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №29

17.04




30

3

Декоративное искусство Древней Греции.

Костюм эпохи Древней Греции.Греческая керамика

Урок творческого применения умений и навыков

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по моти­вам народного искусства с твор­ческой интерпре тацией. Коллек­тивное выполне­ние панно по наи­более удачному эскизу


Этапы работы над произведением ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбран­ном материале, используя язык деко­ративно-прик­ладного искусства, принципы декора­тивного обобщения

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №30

24.04




31

4

Костюм эпохи Средневековья

Беседа об истории культуры Древней Греции, костюме и орнаментах этого периода

Мужской костюм, женский костюм. Особенности художественной росписи чернофигурных и краснофигурных греческих ваз

Познакомиться с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции

Практическое выполнение задачи. Подведение итогов

Просмотр видеофильма «Подобные богам»

Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №31

8.05




32

5

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


Беседа о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху Средневековья




Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;


Подведение итогов. Оформление индивидуально-коллективной работы «Бал во дворце…»




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №32

15.05




33

6

Обобщающий урок

Урок- обобщения

Отзыв о выставке (письменный)




Знать виды ДПИ, особенности языка.







Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №33

22.05




34

7

Урок - выставка

Заключительный урок-викторина

Игра-лото «ДПИ»

Знать виды ДПИ, особенности языка.

Выполнение заданий викторины




Учебник Рабочая тетрадь Ноутбук Презентация №34

29.05






^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

  • начальные сведения о средствах выразительнос­ти и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

  • начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

  • начальные сведения о видах современного деко­ративно-прикладного искусства;

  • основные средства композиции: высота горизон­та, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

  • начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, по­лутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимос­ти освещения предмета от силы и удаленности источ­ника освещения;

  • деление цветового круга на группу теплых цве­тов (желтый, оранжевый, красный) и группу холод­ных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), оп­ределять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

  • чувствовать и определять красоту линий, фор­мы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и уг­ловой перспективы;

  • передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

  • использовать различную штриховку для выяв­ления объема, формы изображаемых объектов;

  • анализировать изображаемые предметы, выде­ляя при этом особенности конструкции, формы, про­странственного положения, особенности цвета, рас­пределения светотени на поверхности предмета;

  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

  • применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как вырази­тельных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;


знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, издательство «Просвещение» 2009г.

  • Учебник: Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 2006г.




  • Рабочая тетрадь. «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008




  • Методическое пособие «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека » автор Н.А. Горяева под редакцией Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2007



Приложение


Примерная тематика проектов и исследовательских работ


  1. Коллективная работа: «Игрушки своими руками»

  2. Исследовательская работа: «Мой народный костюм»

  3. Проект собствен­ного герба или герба своей се­мьи, класса (по выбору)






Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по учебнику под редакцией Б. М неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса в составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса основного общего образования
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для обучения в 5-8 классах мкоу сош №9 им. Н. К. Калашникова с учётом
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями фгос ноо ос «Школа 2100» О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2012г
Рабочая программа предназначена для реализации в 1 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconПояснительная записка наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
Рабочая программа по информатике для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconПояснительная записка наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
Рабочая программа по информатике для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Авт. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы