Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с icon

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с



НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
страница1/2
Дата конвертации03.10.2012
Размер424.93 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2

Пояснительная записка


Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра­зования (Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 № 1089)

  • Федеральным базисным учебным планом для основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09. 03. 2004 № 1312)

  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством и редакцией народного художника Росии, академика РАО Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010


^ Кому адресована программа:


Тип учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вид школы: основная общеобразовательная школа

Класс: 6

^ Общая характеристика предмета

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

^ Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.


^ Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако, обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.


^ Цели и задачи, ключевые компетенции преподавания изобразительного искусства

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • восприятие эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

^ Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с

натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-

прикладного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного

мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Ключевые компетенции:

- Учебно – познавательные компетенции

- Коммуникативные компетенции

- Информационные и здоровьесберегающие компетенции

- Компетенции личностного самосовершенствования


^ Место предмета в федеральном учебном плане всего курса и указанного класса

БУП 2004 года предусматривает на курс изобразительного искусства 1-7 классах - 238 часов, из них на преподавание изобразительного искусства в 6 классе – 34 ч:

В неделю – 1 час

1 четверть – 8 часов;

2 четверть – 8 часов;

3 четверть – 11 часов;

4 четверть – 7 часов.


^ Срок реализации программы: 1 учебный год. Она рассчитана на учащихся 6 класса МОУ «ООШ с.Клевенка». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предполагаемый курс на базовом уровне.


^ Используемые технологии (формы и методы)

Формы организации обучения:

Творческие работы:

индивидуальные,

коллективные,

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний и т.п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т.е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Широко привлекаются практические действия учащихся: изобразительная деятельность (ри­сование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы.


^ Аргументация изменения часов по темам


В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом ОУ, уменьшение за счет объединения часов


^ Инструментарий оценки достижений учащихся

Практические работы (индивидуальные и групповые)

Работа по проекту (индивидуальная или групповая)

Тесты.

Викторины

^ Основные виды занятий:

-рисование с натуры (рисунок, живопись)

-рисование на темы и иллюстрирование (композиция)

-декоративная работа

-лепка

-аппликация с элементами дизайна

-беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас


^ Предполагаемые результаты для 6 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).


Система оценки знаний учащихся


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Оценка "5" выставляется ученику, если ответ более чем на 90% приближается к правильному ответу,

"4" - если правильность ответа от 80% до 90%,

"3" -приблизительно от 50% до 80%,

"2" - до 50%,


^ Содержание тем учебного курса


Виды изобразительного искусства и основы изобразительного языка (8 часов)

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Рисунок - основа изобразительного творчества

Линия и ее выразительные возможности

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Цвет. Основы цветоведения

Цвет в произведениях живописи

Объемные изображения в скульптуре

Основы языка изображения

^ Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира: натюрморт

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте

Выразительные возможности натюрморта

^ Вглядываясь в человека. Портрет (11часов)


Образ человека - главная тема искусства

Конструкция головы человека и её пропорции

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Портрет в графике

Портрет в скульптуре

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Портрет в живописи

Роль цвета в портрете

Великие портретисты

Жанры в изобразительном искусстве


^ Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов)


Изображение пространства

Правила линейной и воздушной перспективы

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж-настроение. Природа и художник

Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

А.С. Пушкин и изобразительное искусство


Учебно–тематическое планирование

по изобразительному искусству




п/п

Тема

Всего часов

Из них

Контрольных работ

Зачётов

1

Виды изобразительного искусства и основы изобразительного языка

8







2

Мир наших вещей. Натюрморт

8







3

Вглядываясь в человека. Портрет

11







4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7






  1   2




Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по учебнику под редакцией Б. М неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса в составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса основного общего образования
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для обучения в 5-8 классах мкоу сош №9 им. Н. К. Калашникова с учётом
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями фгос ноо ос «Школа 2100» О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2012г
Рабочая программа предназначена для реализации в 1 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconПояснительная записка наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
Рабочая программа по информатике для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconПояснительная записка наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
Рабочая программа по информатике для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Авт. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы