Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
Дата конвертации03.10.2012
Размер125.24 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка

План кружка «Юный журналист» рассчитан на 34 часа, предназначен для ведения кружка в средних классах МОУ «ООШ с. Клевенка».


План охватывает основные категории журналистского мастерства, помогает школьникам их постичь. Содержание курса включает в себя изучение основных жанров газеты, принципов оформления школьной газеты, искусства коммуникации, необходимого для развития юных корреспондентов. При отборе главных тем для изучения составитель учитывает возраст корреспондентов, их интересы, зону ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Теория и практика в курсе слиты воедино, так как при создании газеты невозможно отдельно изучать теорию и применять на практике полученные знания. Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют своё мастерство, видят перспективную цель — подготовка заметок, которые могут быть приняты редакцией “большой прессы”. Ученикам предлагается изучить теорию и отработать её на практике с учётом внутришкольных задач (о чём писать в данный момент школьной жизни). Предусматривается как индивидуальная, так и групповая деятельность учащихся.

План знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 10–11-м классах.

^ Особенность плана кружка «Юный журналист».

— организация обучения как творческой деятельности;

— формирование творческого отношения к работе;

— развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;

— обучение средствам выразительности речи;

— совершенствование умения работать в коллективе;

— способствование личностному развитию учащихся;

— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;

— формирование чувства ответственности за результаты общего дела.

^ Цели плана кружка «Юный журналист». Теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной газеты. Формирование культуры речи учащихся.


Задачи плана кружка «Юный журналист».

  • расширение представлений о газетных жанрах;

  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной газеты;

  • развитие культуры речи учащихся;

  • развитие познавательного интереса к СМИ;

  • содействие личностному росту учащихся.

Методические принципы плана кружка «Юный журналист».

— личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;

— коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;

— деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;

— взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических газет;

— поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу “от простого к сложному”, выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;

— принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Требования к уровню освоения плана кружка «Юный журналист».


Учащиеся должны знать:

  • основные жанры прессы;

  • специфику создания заметок, статей разных жанров;

  • законы построения номера школьной газеты;

  • принципы организации рубрики в газете;

  • особенности речевой организации школьной газеты;

  • некоторые виды тропов, приёмов построения речи.

Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;

  • создавать различные по жанру заметки и статьи;

  • проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;

  • брать интервью и оформлять его;

  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

  • уметь создавать циклы статей на определённую тематику;

  • правильно строить текст;

  • уметь применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.

Содержание плана кружка «Юный журналист».


Тема 1. Оргвопросы. Текст. Виды информации в тексте. Текст статьи. Особенности публицистического текста. О чём пишем в школьной газете? Что интересного вокруг нас? Литературный язык — основа работы юнкора. Сбор фактов. Составление плана перед написанием заметки, статьи. Работа над ней.

Форма занятия: лекция.

Тема 2. Посещение мероприятия. Правила поведения юного корреспондента. Что записать в первую очередь? Проверка фактов, дат, фамилий. Обработка материалов. Заголовок.

Форма занятия: посещение мероприятия и домашнее задание (его описание).

Тема 3. Тема урока, классного часа. Участники. Что нового вы узнали? О чём интересно будет читать? Запись в процессе урока, классного часа. Обработка материалов. Работа со словарём, учебником (при описании урока в своём классе).

Форма занятия: посещение мероприятия и домашнее задание (его описание).

Тема 4. Интервью. Время и место беседы. Культура речи. Постановка вопросов. Запись слов собеседника. Уточнения. Особенности речи собеседника, их передача. Тема беседы. Внимание к слову, фактам, подробностям. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение статей. Обсуждение.

Форма занятия: практикум.

Тема 5. Роль новостей в газете. “Краткость — сестра таланта”. Расположение новостей. Самое важное. Единый стиль представления новостей.

Форма занятия: лекция, практические упражнения.

Тема 6. Школьный рейд. Предмет рейда. Культура проведения рейда. Сопоставление фактов. Мониторинг. Подготовка заметки для школьной газеты.

Форма занятия: практическое занятие.

Тема 7. Важнейшие даты в жизни страны. Историческая намять народа. Орфография. Роль прописных букв в материалах. Стихи при рассказе о государственных праздниках. Дни воинской славы России.

Форма занятия: лекция.

Тема 8 - 9. Стихи как жанр. Ритмика. Размер. Рифма. Стихи в школьной газете. Псевдоним, его функция. Стихи как эпиграф. Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок. Правила цитирования.

Форма занятия: практикум. Тема 10. Сообщение. Предмет сообщения. Средства передачи информации. Цель сообщения. Адресат. Лаконизм художественных средств.

Форма занятия: практикум.

Тема 11. Интервью. Причины, время и место беседы. Запись со слов интервьюированного. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Запись речи собеседника, её передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учёт пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение и обсуждение подготовленных интервью.

Форма занятия: практикум.

Тема 12 – 13. Репортаж. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод. Многозначность. Параллельная и цепная синтаксическая связь.

Форма занятия: практикум.


Тема 14. Рубрики в школьной газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Ведение рубрики. Единство оформления. Выпускающий редактор рубрики. Постоянство, традиции в содержании и оформлении.

Форма занятия: практическое занятие с примерами из архива редакции.


Тема 15. “Шапка” газеты. Выходные данные. Порядковый номер газеты. Расположение материала. Блок новостей. Иллюстрации и фотографии в школьной прессе. Компьютер — помощник при создании газеты. Рубрики. Оформление газеты силами слушателей курса. Подведение итогов работы.

Форма занятия: практикум.

Тема 16. Блок новостей. Новости как жанр. Структура и содержание блока. Оперативность. Лаконичность. Степень важности. Место новостного блока в газете.


Форма занятия: практикум (сбор новостей в данный момент школьной жизни и их представление).

Тема 17 - 18. Интервью. Причины, время и место беседы. Запись со слов интервьюированного. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Запись речи собеседника, её передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учёт пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение и обсуждение подготовленных интервью.

Форма занятия: практикум.

Тема 19 - 20. Очерк как жанр. Герой очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка.

Форма занятия: лекция.

Тема 21 - 22. Заголовок, план статьи. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие. План статьи: простой, сложный.

Форма занятия: лекция и домашнее задание (практические упражнения.)

Тема 23 - 24. Цикл статей. Тема и подтемы. Стиль. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании нескольких статей.

Форма занятия: лекция и домашнее задание (подготовить по статье об учителях школы).

Тема 25 - 26. Анкетирование, опросы в школьной прессе.

Мониторинг. Предмет мониторинга.

Время, место проведения. Опросники. Тесты. Анкеты. Подведение итогов, их оформление.

Форма занятия: практическое занятие.

Тема 27. Стилистика текста. Стиль. Тропы и фигуры. Абзацы. Риторические вопросы. Вывод. Композиция. Синтаксис.

Форма занятия: лекция.

Тема 28. Построение текста. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте. Анализ публицистических текстов в газетах и журналах. Первичная правка текста: орфографическая, стилистическая, пунктуационная. Деление текста на микротемы, абзацы. Статья-текст с продолжением (в двух и более номерах газеты).

Форма занятия: лекция и практические задания.

Тема 29. Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная.

Форма занятия: практикум.

Тема 30 - 31. Традиции школьной газеты. День газеты. Приём в редакцию. Поздравление выпускников. Грамоты, поздравительные адреса, дипломы. Представление к награде. Совет газеты. Линейки. Редакционная статья.

Форма занятия: подготовка и проведение линейки для начальной школы.

Тема 32 - 34. День газеты. История газеты. Номер-презентация. Оформление газеты силами членов кружка.

Форма занятия: практическое занятие.

Календарно - тематический план кружка «Юный журналист».

Тема занятия

Дата

план

факт

1

Организационное занятие. Что вокруг нас можно описать?

3.09

2

Сообщение о школьном мероприятии.

10.09

3

Репортаж с урока, классного часа.

17.09

4

Репортаж с урока, классного часа.

24.09

5

Подготовка новостей из жизни класса, школы.

1.10

6

Рейд, его назначение. Мониторинг результатов.

8.10

7

Государственные праздники в газете.

15.10

8

Стихи в школьной газете.

22.10

9

Стихи в школьной газете.

29.10

10

Сообщение

12.11

11

Интервью с интересным человеком

19.11

12

Репортаж

26.11

13

Репортаж

3.12

14

Рубрики в школьной газете

10.12

15

Блок новостей

17.12

16


Блок новостей

24.12

17

Интервью

18

Интервью

15.01

19


Очерк-биография

22.01

20

Очерк-биография

29.01

21


Заголовок, план статьи

4.02

22

Строение статьи

11.02

23

Цикл статей на определённую тему

18.02

24

Цикл статей на определённую тему

25.02

25

Анкетирование, опросы в школьной прессе

4.03

26

Анкетирование, опросы в школьной прессе

11.03

27

Стилистика текста.

18.03

28

Цитаты, эпиграфы, риторические вопросы, построение текста

25.03

29

Правка текста

8.04

30

Традиции школьной газеты

15.04

31

Традиции школьной газеты

22.04

32


День газеты. Номер-презентация

29.04

33


День газеты. Номер-презентация

6.05

34


День газеты. Номер-презентация

13.05

Перечень учебно-методического обеспечения кружка «Юный журналист»


Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.

Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2005.

Вестник гимназиста (www.wegi.narod.ru).

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету // Начальная школа. 2004. № 3. С. 61–67.

Лотман Ю.В. Структура художественного текста. М., 1970.

Прахт Е.Н. Формирование толерантности как общечеловеческой ценности на основе диалога культур // Наша школа. Педагогическая мастерская. Вып. 1. Владимир, 2005. С. 53–60.

Пронина Е. Школьная газета: пробуждение “Я” // Вестник образования. 2004. № 2. С. 233–240.

Савельева Н.Ю. Теоретические подходы к анализу воспитательного потенциала учебной дисциплины и учебного занятия: к постановке проблемы. Академический вестник ВООИУУ. Владимир, 2004. С. 22–24.

Семёнов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. 2004. № 5. С. 30–38.

Школьная газета «Астероид» (www.iatp.md/LDK/asteroid

Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.








Похожие:

Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка. Учебные планы: 1
Пояснительная записка к учебному плану по традиционной общеобразовательной программе
Пояснительная записка iconПояснительная записка по йодированию детского питания по таблице
Пояснительная записка по питанию школьников (поставщики какие, меню, сырье, полуфабрикаты, персонал пищеблоков)
Пояснительная записка iconСодержание пояснительная записка Тематический план Содержание Контрольные задания Литература пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету «Информатика»
Пояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка к ооп ноо раскрывает
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Хорошенской средней общеобразовательной...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 7 > Учебный план 8
Пояснительная записка 4
Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка iconДокументи
1. /География/Пояснительная записк10 класс.doc
2. /География/Пояснительная...

Пояснительная записка iconПрограмма «Муравей». Пояснительная записка стр
Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка стр
Пояснительная записка iconДокументи
1. /отчёт/otchet_klassnogo_rukovoditelya2/Пояснительная записка.doc
2. /отчёт/Цифровой...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №19» на 2011 2012 учебный год Общие положения
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №19»
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы